Momotik.ru

Народный проект

Метки: Абашевская культура бронзового века, абашевская культура это, абашевская культура татарстана, абашевская культура история изучения, абашевская культура в среднем поволжье.

Аба́шевская культу́ра — археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э. на территории европейской части России от Калужской области до южной Башкирии. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.

Содержание

Локализация

Археологические объекты Абашевской культуры обнаружены на территории Чувашии (собственно село Абашево), Марий Эл, Башкирии, а также Воронежской[1] и Липецкой областей[2].

Наиболее западный памятник-курган открыт в бассейне Верхней Оки, в местности «Михайлова Гора» близ с. Огубь Малоярславского района Калужской области. Большая группа курганов обследована в Верхнем Поволжье, у Плещеева озера в районе Переславля-Залесского. В 1939 г. 3 кургана этой группы раскопаны П. Н. Третьяковым, в них были найдены абашевская керамика и украшения. Южный район распространения абашевских могильников охватывает современную Воронежскую область. На Южном Урале открыты селища абашевцев. В 1951 г. К. В. Сальников исследовал поселение Баланбаш, открытое еще в 1934 г. В 1948—1950 гг. им раскопаны Малокизильское поселение и остатки погребения, давшие абашевский материал, в котором прослеживаются аналогии с андроновскими и срубными вещами. В 1951 г. в бассейне р. Белой К. В. Сальников открыл ряд селищ с керамикой баланбашского типа (Уняк, Салихово, Ахмерево), относящихся к позднему этапу абашевской культуры.

Таким образом, абашевские племена занимали обширную территорию, охватывающую Верхнее и Среднее Поволжье, Прикамье и Южный Урал, современные Чувашскую, Марийскую, Татарскую, Башкирскую республики, Пермский край, Кировскую, Ульяновскую, Самарскую и Воронежскую области. В этих областях выявлены многочисленные курганные группы, в восточной части ареала, на Южном Урале, расположены позднеабашевские поселения. Абашевцы занимали всю эту территорию не сплошным массивом. Основные группы памятников абашевской культуры сосредоточены на территории Среднего Поволжья — в бассейне рек Илети, Цивиля, Свияги, низовьях Камы.

Происхождение

По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой и является развитием локального варианта срубной культуры. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях. Этнически абашевское население было арийским, что подтверждается многочисленными параллелями с древнеиндийскими «Ведами», данными археологии и антропологии[3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13].

В настоящее время существует ряд гипотез о происхождении абашевской культуры. О. Н. Бадер утверждал, что абашевская культура была преемственно связана с фатьяновскими памятниками. Впоследствии он отошел от этой точки зрения, считая, что генетическая связь между балановскими и абашевскими культурами мало вероятна. По мнению О. А. Кривцовой-Граковой, абашевскую культуру с фатьяновской роднит не только сходство формы орнамента сосудов, но и способ захоронения покойников в грунтовых ямах, заложенных сверху настилом. А. П. Смирнов, Н. Ф. Калинин, К. В. Сальников и другие археологи указывают на генеалогическую связь абашевцев с балановцами и племенами срубной культуры[5][6][7][8][9][10][11][12][13].

Балановские племена составляли, по-видимому, один из компонентов формирования абашевской этнокультурной общности. Совпадение территории распространения памятников культур балановцев и абашевцев, однотипных орудий и украшений (медные наконечники копий со свёрнутой втулкой, височные кольца из меди, бронзовые пронизи, вислообушные топоры и др.), сходство орнаментации (расположение узоров зонами, разделенными линиями, общие элементы орнамента — ромб, треугольник, зигзаг, прямоугольник, вертикальные полотнища, спускающиеся на стенки сосуда и др.); сходные черты погребального обряда (захоронения в скорченном положении в грунтовых ямах), преемственное развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства и т. д. — все эти параллели достаточно убедительно говорят о генетических связях абашевцев с балановцами, между которыми существовали тесные культурные связи. Не случайно позднебалановские памятники сосуществовали с абашевскими могильниками (Тохмеевсикй могильник и Шоркинское поселение, Абашевский могильник и Абашевское поселение хуласючского времени и т. д.)

В формировании абашевской культуры немаловажную роль сыграли северные группы срубных племен, появившихся в Среднем Поволжье в середине 2-го тысячелетия до н. э., то есть в начале складывания абашевской культурной общности. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях[13][5][6][7][8][9][10][11][12]. А. П. Смирнов отмечает сходные черты обеих культур в обряде погребения и вещевом материале, особенно в керамике (острорёберные, стакановидные и колоколообразные сосуды со своеобразным орнаментом и т. д.) в сложении абашевской культуры участвовали также местные (неолитические) элементы (вытянутые погребения в части абашевских могил).

П. П. Ефименко и П. Н. Третьяков ищут истоки абашевской культуры в Среднем Поднепровье, где в начале 2-го тысячелетия до н. э. получили распространение колоколовидные, реберчатые и цилиндрические сосуды с примесью раковины орнаментированные ямками, шахматным и метопическим узором. Н. Я. Мерперт отрицает наличие генетической связи абашевской культуры со среднеднепровской, предполагая существование общей основы для них обеих, восходящей к энеолитическому массиву Поднепровья.

По предположению А. Х. Халикова и других ученых, абашевская культура была генетически связана с ямной культурной общностью[5][6][7][8][9][10][11][12][13].

С. В. Киселев полагает, что абашевские племена не были потомками ни срубных, ни фатьяновских племен, а являлись особой группой со своеобразной культурой, оставившей яркий след в материальной культуре позднейшего финноязычного населения Поволжья.

Абашевская культура является продуктом определённой исторической эпохи. В этом сложном этнокультурном образовании имеются локальные особенности, обусловленные влиянием местных компонентов в его формировании. Об этом убедительно говорят антропологические данные о составе абашевского населения.

По мнению исследователей, абашевские племена были представителями индоевропейской или индоиранской языковой общности[5][6][7][8][9][10][11][12][13]. По предположению языковедов, нетюркские и нефинно-угорские древние элементы в чувашском языке являются наследием абашевских племен.

По соседству с абашевскими, к юго-востоку от них, обитали срубные племена, оставившие в южной части Среднего Поволжья большие курганы степного типа[13]. В 1927 г. под руководством П. П. Ефименко раскопано два кургана срубников в д. Новое Байбатырево (Яльчикский район Чувашской АССР), в 1959 г. группа Н. Я. Мерперта раскопала ещё три кургана того же типа близ д. Уразмаметово (в том же районе). В могилах вскрыты костяки в скорченном положении на левом боку, головой на север. Встречены погребения в расчленённом виде. В могилах обнаружены срубная керамика, медное четырёхгранное шило, кости животных. В 1985 г. были открыты новые курганы срубной культуры у д. Тигашево Батыревского и д. Новые Шимкусы Яльчикского райнов. Тигашевский курган содержал расчленённое захоронение, остатки которого располагались на разных уровнях. Погребение совершено в срубе, выполненном из толстых дубовых брёвен, над которым имелось перекрытие, опирающееся на вертикальные столбы. Вокруг могилы были разведены костры и совершено ритуальное умерщвление гиены, костяк которой лежал на остатках одного из кострищ. Это захоронение степного теплолюбивого животного подтверждает теорию, согласно которой граница леса и степи проходила севернее современной полосы вследствие потепления климата.

Впоследствии группа срубных племен, отпочковавшаяся от основного массива, продвинулась на запад и проникла в бассейн р. Оки (поздняковская культура).

Хозяйство

Основу хозяйства составляло скотоводство, в том числе и коневодство. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте и земледелии.

Жилища

Места поселений абашевской культуры найдены в Приуралье и на Дону. Поселки состояли из слабоуглубленных в землю построек с двух- и четырехскатными крышами, крытыми камышом.

Керамика и металлургия

В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями. Они умели изготовлять колесницы[14]. Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале[15].

Верования

У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).

Взаимодействие с андроновской культурой

По образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры[5][6][7][8][9][10][11][12][13]. Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями — андроновцами[5][6][7][8][9][10][11][12][13]. Абашевцы заимствовали некоторые узоры андроновских племен для украшения глиняных сосудов. Такие сосуды найдены на раскопках Метевтамакского могильника. В то же время некоторые черты, свойственные культуре абашевцев, переходят к андроновцам. Именно этим объясняются многочисленные случаи находок абашевских металлических украшений в андроновских памятниках.

Погребальный обряд

Погребальный обряд, являющийся одним из определяющих признаков археологической культуры, у абашевцев был весьма устойчив. Костяки лежали, как правило, на спине с подогнутыми ногами. Во время погребения ноги, по-видимому, были подтянуты пятками к тазу и стояли коленями вверх. Руки согнуты в локтях, кистями лежали на груди и тазовых костях, а иногда положены на плечи, редко вытянуты вдоль тела. Встречаются скорченные на левом и правом боку (Абашево, Васюковский могильник), а также вытянутые на спине (Абашево, Катергино). В большинстве своем покойники ориентированы головой на юго-восток и восток, в единичных случаях — на северо-восток и северо-запад, очень редко встречается южная ориентировка.

Могильные ямы обычно имеют прямоугольную форму размером в среднем 1,5×0,8 м, редко встречаются большие могилы (2х1,5 м, глубина ям колеблется от 0,35 до 0,9 м ко дну. Дно выстилали берестой, иногда покрывали дерево песком или слоем извести. Стенки могильных ям обкладывали деревом или обмазывали глиной (Катергино). В некоторых случаях внутрь овальной формы могильной ямы вставляли прямоугольную деревянную камеру размером 1,75×0,75 м (Тебикасы).

В заполнении могильных ям встречаются угольки и зола, под курганной насыпью прослеживаются остатки кострищ. Из этих поминальных костров, разложенных около могил, брали угольки для совершения погребального ритуала. Огонь служил символом очищения покойного при переходе в другой мир. Могилы перекрывали деревом и оставляли без насыпи, как курганные захоронения. Впоследствии над могилами насыпали общий курган. Под одним курганом находятся один-два погребения, редко были коллективные могилы. Высота курганов обычно составляет 0,8-1,2 м. На правом побережье Волги могильники насчитывают несколько десятков курганов (Таушкасы, Пикшики), в Тохмеевском могильнике — 50 курганов.

Отдельно стоит выделить аристократические (элитные) погребения, такие как Кондрашкинский курган (Воронежская область), Селезни-2 (Тамбовская область) и д.р.

См. также

Примечания

  1. Что таит в себе земля Воронежская
  2. Состояние и проблемы сохранения культурного наследия Липецкого края в преддверии Международного Дня охраны памятников и достопримечательных мест
  3. Некоторые проблемы археологии бронзового века Волго-Уралья и Ведийско-Авестийские сказания
  4. Древняя история Южного Урала
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. — Фрунзе, 1986. — 134 с.
  6. ↑ [1]
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Кузьмина Е. Е. Арии — путь на юг. — М.: Летний сад, 2008. — 560 с.: илл.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 Кузьмина, Е. Е. Откуда пришли индоарии? : материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев / Рос. акад. наук ; М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. — М. : Наука, Вост. лит., 1994. — 464 с. : ил., карт. — Библиогр.: с. 281—359. — Рез. англ.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 Кузьмина, Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий / Е. Е. Кузьмина, К. Ф. Смирнов ; АН СССР, Ин-т археологии; ред. Н. Я. Мерперт. — М. : Наука, 1977. — 83 с.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 Кузьмина, Е. Е. Классификация и периодизация памятников андроновской культуры. — Актобе, 2008.
  11. 1 2 3 4 5 6 7 Кузьмина, Е. Е. В стране Кавата и Афрасиаба / ред. К. Ф. Смирнов. — М. : Наука, 1977. — 144 с. — (Из истории мировой культуры).
  12. 1 2 3 4 5 6 7 Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история.— М.: Мысль, 1974. — 206 с.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 Кузьмина О. В. Соотношение абашевской и покровской культур // Конвергенция и дивергенция в развитии культур эпохи энеолита-бронзы Средней и Восточной Европы. — СПб, 1995. — Ч. 2. — С. 27-51
  14. Подкурганные захоронения племен доно-волжской абашевской культуры
  15. На реке Оке четыре тысячи лет назад…

Ссылки

  • Монография об абашевской культуре
  • Абашевская культура
  • Абашевская культура
  • Абашевская культура
  • Список публикаций по абашевской культуре


Tags: Абашевская культура бронзового века, абашевская культура это, абашевская культура татарстана, абашевская культура история изучения, абашевская культура в среднем поволжье.