Momotik.ru

Народный проект

Метки: Авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года расшифровка, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года расследование, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года стенограмма, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года фото погибших видео.

Катастрофа рейса SU821

Boeing 737-500, принадлежащий Аэрофлот-Норд (VP-BRG), аналогичный разбившемуся
Общие сведения
Дата

14 сентября 2008 года

Характер

Cтолкновение с землёй при заходе на посадку

Причина

ошибки экипажа

Место

Индустриальный район, Пермь, Россия; перегон Пермь II - Бахаревка СврдЖД

Координаты

57°58′17″ с. ш. 56°12′54″ в. д. / 57.971389° с. ш. 56.215° в. д. (G) (O)57°58′17″ с. ш. 56°12′54″ в. д. / 57.971389° с. ш. 56.215° в. д. (G) (O)

Погибшие

88[1](все)

Воздушное судно
Модель

Боинг 737-500

Авиакомпания

Аэрофлот-Норд

Пункт вылета

Москва

Пункт назначения

Пермь

Бортовой номер

VP-BKO

Дата выпуска

5 августа 1992 года

Пассажиры

82

Экипаж

6

Выживших

0

Катастрофа рейса SU821 — тяжёлое авиационное происшествие (авиакатастрофа) с пассажирским самолётом Боинг 737-500 российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (в настоящее время — «Нордавиа») 14 сентября 2008 года.

Самолёт совершал регулярный рейс SU821 (из Москвы в Пермь) материнской компании «Аэрофлот» по соглашению о совместных перевозках[2] и потерпел катастрофу при заходе на посадку вблизи пермского аэропорта Большое Савино. В результате столкновения самолёта с поверхностью земли и наземными предметами погибли все находившиеся на борту люди.

Это первая катастрофа самолёта Боинг 737 на территории России.

Содержание

Обстоятельства катастрофы

Самолёт вылетел из аэропорта Шереметьево в воскресенье, 14 сентября, в 1:12 по местному времени (UTC+4)[3].

При заходе на посадку в аэропорту «Большое Савино» пилоты действовали неадекватно, не выполняя распоряжения диспетчера: при указании сохранять высоту 600 метров самолёт начал набор высоты до 900 метров, при указании начать выполнение правого разворота, начинал разворот влево и т. д. При этом экипаж отрицал наличие проблем на борту[4].

Управление самолётом в течение всего полёта выполнялось с многочисленными нарушениями существующих правил[5].

На последних минутах полёта второй пилот, не справляясь, передал управление командиру; самолёт находился в состоянии прерванного захода на посадку. Командир воздушного судна, неверно считав показания приборов (авиагоризонта), в 5:09:14 по местному времени (UTC+6) совершил фатальный манёвр по крену, после чего самолёт выполнил «бочку» и вошёл в неуправляемое пикирование. На скорости около 470 км/час лайнер врезался в землю в 5:09:25 на границе Индустриального и Свердловского районов города Пермь, в двухстах метрах от ближайшего жилого дома. Самолет полностью разрушился, возникло горение на земле[5].

Расследование причин катастрофы

На расследование катастрофы в составе правительственной комиссии были отправлены министр транспорта РФ Игорь Левитин, возглавивший комиссию, глава Росавиации Евгений Бачурин, глава Росаэронавигации Александр Нерадько. Также к месту крушения были направлены глава Следственного комитета при Прокуратуре Александр Бастрыкин, полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота[6], главный судмедэксперт Минздравсоцразвития Российской Федерации Владимир Клевно[7].

30 октября 2008 г. новый руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадий Курзенков в ходе конференции «Безопасность авиатранспортного комплекса» заявил[8][9], что причинами катастрофы явились «отсутствие взаимодействия экипажа и недостатки всей системы его подготовки к полетам».

10 февраля 2009 года комиссия МАК объявила о завершении расследования.

Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС [командиром воздушного судна], осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги. Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к её восстановлению, явился недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна, управления ресурсами (CRM) и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолета с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных воздушных судах. Данная индикация отличается от индикации, применяемой на типах воздушных судов, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134, Ан-2).

Системной причиной данного авиационного происшествия, выявленной в том числе по результатам проверок, проведенных Ространснадзором и Росавиацией после авиационного происшествия, явился недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании.

Недостатки в технической эксплуатации самолета привели к выполнению в течение длительного времени полетов при наличии «вилки»[10] в положении РУД [рычагов управления двигателями] больше максимально допустимой руководством по технической эксплуатации самолета и невыполнению техническим персоналом предписываемых руководством по технической эксплуатации действий по устранению этого дефекта. Наличие «вилки» в положении РУД увеличило рабочую нагрузку на экипаж в процессе выполнения захода на посадку. …

По результатам судебно-медицинской экспертизы, выполненной в Государственном учреждении здравоохранения особого типа «Пермское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. Режим труда и отдыха КВС в период, предшествующий авиационному происшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам.

— заключение комиссии

Уголовное дело было возбуждено в день катастрофы по статье 263 УК РФ. Расследование было прекращено 15 марта 2010 с формулировкой «в связи со смертью подозреваемого»[11]. Однако 26 апреля 2010 это решение было отменено и дело направлено на дополнительное расследование с целью проверки действий должностных лиц, причастных к катастрофе[12][13].

Расшифровка записей речевого самописца

Самолёт

Самолёт Боинг 737-500 (рег. номер VP-BKO, зав. номер 25792) был выпущен в сентябре 1992 года, ранее эксплуатировался китайскими авиакомпаниями Xiamen Airlines, China Southwest Airlines, Air China[21][22]. «Аэрофлот-Нордом» был взят в лизинг на период с 28 июля 2008 года по 21 марта 2013 года. Лизингодатель — Pinewatch Limited (Ирландия)[23]. Владельцем лайнера на момент катастрофы являлась компания ARN 737 Limited, Бермуды.

Глава Росавиации Евгений Бачурин сообщил, что «самолет был технически исправен: сертификат летной годности выдан 23 мая 2008 года и должен был закончиться 22 мая 2009 года. Последний чек [техническая проверка] был пройден на внуковском авиаремонтном заводе № 400 7 сентября этого года»[24].

Экипаж

Представители авиакомпании «Аэрофлот-Норд» сразу после катастрофы заявили, что экипаж самолёта был опытным[25], однако фактически с готовностью экипажа к ночному полёту были проблемы. Командир воздушного судна Родион Медведев имел общий налёт 3689 часов (большая часть налёта — на Ту-134[20]), а второй пилот Рустам Аллабердин — 8713 часов (большая часть налёта — на Ан-2). При этом в роли КВС Медведев провел 452 часа, а опыт пилотирования Аллабердина на «Боинге» составлял лишь 219 часов. Первый показатель сравним с годовым налетом одного самолёта, а второй не удовлетворяет европейской норме получения свидетельства коммерческого пилота, которая составляет 300 часов. Уровень их владения английским языком был недостаточен для пилотирования самолёта, имеющего техническую документацию только на английском[26]. Анализируя действия пилотов, МАК сделала вывод об отсутствии у них базовых навыков полета на многодвигательных самолетах с разнесенными двигателями[26].

К тому же оба пилота 11 сентября вышли из отпуска и, не успев набрать лётную форму, были назначены на выполнение ночного рейса[20]. За трое суток, предшествующие полёту, командир выполнил 6 рейсов (3 из них ночью); и был лишён полноценного отдыха[26].

Кроме того, эксперты обнаружили повышенное содержание алкоголя в мышечных тканях командира воздушного судна Родиона Медведева, что может говорить о нетрезвости пилота во время полёта[26][27][28]. В отчёте комиссии упоминается о SMS, отправленном с борта самолёта одной из пассажирок своему знакомому в Великобритании; та писала, что очень напугана, поскольку голос командира звучит как голос «совершенно пьяного человека»[26].

По данным расследования, командир постоянно путал эшелоны, частоты и свой позывной, что являлось следствием сочетания усталости и наличия алкоголя в крови[26]. Речь экипажа «изобиловала нецензурными выражениями с крайне резкими необоснованными отзывами в адрес бортпроводников и службы УВД аэропорта, а также пространными рассуждениями, не связанными напрямую с решением текущих задач, что не позволяло им в должной мере концентрировать внимание на решение неотложных задач по управлению воздушным судном»[26].

Жертвы

Мемориал. Июнь 2009 года
Мемориальный камень на месте крушения. Июнь 2009 года
Общий вид. Август 2011 года

На борту самолета находились 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа[29].

По сообщениям телекомпании НТВ и МЧС России[30], в катастрофе погибли граждане 11 государств[5].

Гражданство Количество погибших
 Россия 66 человек
 Азербайджан 9 человек
 Украина 5 человек
 Белоруссия 1 человек
 Франция 1 человек
 Швейцария 1 человек
 Латвия 1 человек
 Германия 1 человек
 Турция 1 человек
 Италия 1 человек
 КНР 1 человек

Пять пассажиров, опоздавших на рейс 821, были доставлены сотрудниками аэропорта на Ярославский вокзал и отправлены в Пермь железнодорожным транспортом[31].

Среди погибших оказалось несколько известных людей: советник президента РФ Герой России генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев, первый вице-президент Всероссийской федерации самбо России Владимир Погодин, президент Федерации самбо Чувашии и депутат госсовета Чувашской Республики Александр Иванович Трофимов[32].

15 сентября 2008 года объявлено в Пермском крае днём траура по погибшим в авиакатастрофе[33].

Погибшие опознаны с помощью анализа ДНК[34].

18.01.2011 г. Пермским районным судом утверждено мировое соглашение по иску родственников одной из погибших. Совокупная сумма выплат составила 6,5 млн рублей[35]

Последствия

Страховая компания, обслуживающая «Аэрофлот», выплатит семьям погибших до 2 млн рублей за человека. От государства семьи погибших получат 12 тыс. рублей компенсации[1].

«Аэрофлот» объявил о том, что отказывается от практики выполнения совместных рейсов с «Нордом» и запрещает тому использовать для выполнения собственных рейсов парк «Аэрофлота»[36]. C 15 сентября 2008 года «Аэрофлот-Норд» не сможет использовать бренд «Аэрофлот» в связи с отзывом авиакомпанией «Аэрофлот — российские авиалинии» своей торговой марки[37]. В тот момент представители авиакомпании, однако, заявили, что отказываются подчиниться этому решению[38]. С 1.12.2009 компания все же сменила название на «Нордавиа — региональные авиалинии».

Кроме того, «Аэрофлот» направил комиссию для проверки технического состояния самолётов другой своей дочерней компании — «Аэрофлот-Дон»[39].

Повреждение железной дороги

Падение самолёта произошло на двухпутный перегон Бахаревка — Пермь II Свердловской железной дороги, в результате падения разрушено около 100 метров верхнего строения пути и около 500 метров контактной сети. Было повреждено около 400 м магистрального волоконно-оптического кабеля ЕМЦСС РЖД. Было прервано нормальное сообщение поездов по Транссибу, поезда направлялись в обход. В связи с поисковыми работами на месте авиакатастрофы восстановление железнодорожного пути откладывалось. Только волоконный кабель удалось отремонтировать, восстановив связи РЖД до начала поисковых работ (за несколько первых часов)[40][41]. Движение поездов осуществлялось в объезд, через станцию Чусовская. К исходу суток 14 сентября движение было полностью восстановлено[42].

Примечания

  1. ↑ Крушение Боинга в Перми унесло жизни 88 человек, из них 21 иностранца
  2. Самолет Boeing 737 потерпел катастрофу
  3. Авиакатастрофа самолёта Boeing 737 в Перми унесла жизни 88 человек
  4. «Диспетчер: экипаж Boeing вел себя неадекватно». Статья на Газета.ру
  5. ↑ МАК — Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия — Боинг-737-500 VP-BKO (полный текст)
  6. Пассажирский самолет Boeing 737, выполняющий рейс из Москвы в Пермь, потерпел катастрофу
  7. Неисправность или теракт
  8. http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=832852&ct=news
  9. NR2.Ru::: Пермскую авиакатастрофу списали на пилотов / 30.10.08 / Новый Регион — Скандалы и происшествия
  10. Под термином «вилка» понимается различная регулировка правого и левого двигателей, когда при одинаковом положении рычагов управления двигателями реализуется разная тяга и наоборот, при одинаковой тяге положение рычагов управления двигателями различно.
  11. Дело об авиакатастрофе в Перми закрыто из-за смерти подозреваемого. РИА «Новости» (15.03.2010). Архивировано из первоисточника 18 марта 2012. Проверено 26 апреля 2010.
  12. Отменено постановление о прекращении уголовного дела о катастрофе в 2008 году самолета «Боинг 737 505» под Пермью, Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. Проверено 26 апреля 2010.
  13. Родные жертв крушения "Боинга" в Перми ждут оценки действий чиновников. РИА Новости (26.04.2010). Архивировано из первоисточника 18 марта 2012. Проверено 26 апреля 2010.
  14. МАК завершил работы по расшифровке черных ящиков разбившегося в Перми самолета Boeing 737
  15. http://www.aviacompromat.ru/rus/content/download/3281/17691/file/821.mp3 Запись переговоров в MP3
  16. Обнаружен «черный ящик» упавшего «Боинга»
  17. Официальный сайт МАК. Боинг-737-500 VP-BKO 14.09.2008
  18. http://hectop.livejournal.com/677467.html
  19. ВЗГЛЯД / В крушении Boeing виновата система
  20. ↑ Новая Газета | № 71 от 24 Сентября 2008 г | «Все нормально в экипаже?»
  21. Boeing 737 — MSN 25792
  22. Уточненная информация по катастрофе с официального сайта «Аэрофлот-Норд»
  23. Боинг, разбившийся в Перми, ранее эксплуатировался в Китае РИА «Новости»
  24. И. Левитин сообщил, что признаков теракта не обнаружено. Диспетчер рассказал, что пилот перед крушением проявлял неадекватность
  25. Интерфакс. Кто погубил Boeing
  26. ↑ Отчёт МАК
  27. Авиакатастрофа под Пермью: был ли пьян пилот?
  28. В тканях командира упавшего в Перми самолета Boeing 737—500 найден алкоголь. От 2 февраля 2009
  29. Обнаружен «черный ящик» упавшего «Боинга» Лента.ру
  30. Авиакатастрофа самолета БОИНГ — 737 выполнявшего рейс № 821 Москва — Пермь Портал МЧС России
  31. Пассажиры, опоздавшие на рейс № 821, были отправлены сотрудниками аэропорта на Ярославский вокзал
  32. Трофимов Александр Иванович
  33. В Пермском крае в понедельник будет объявлен траур
  34. У родственников погибших при крушении самолета начинается забор крови // АвиаПорт. Дайджест
  35. 4,5 миллиона рублей — компенсация за гибель матери — Телекомпания ВЕТТА
  36. «Аэрофлот» прекратил сотрудничество с «Аэрофлот-Норд» из-за катастрофы в Перми
  37. «Аэрофлот» разорвал отношения с владельцем упавшего «Боинга»
  38. «Аэрофлот-Норд» не намерен менять название | Газета. Ru: Хроника дня
  39. «Аэрофлот» обследует парк воздушных судов своей дочки «Аэрофлот-Дон»
  40. Из-за авиакатастрофы под Пермью остановлено движение по Транссибу «ТатарИнформ»
  41. Поезда по Транссибу пущены в обход места крушения «Боинга» Вести.ru
  42. Движение по поврежденному участку Транссиба полностью восстановлено РИА «Новости»

См. также

Викиновости по теме:
В Перми потерпел крушение Боинг 737

Ссылки

  • МАК — Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия — Боинг-737-500 VP-BKO (полный текст), [1]
  • Выдержки из отчета МАК
  • Страница на сайте МЧС
  • Катастрофа на сайте AirDisaster.ru
  • Материалы неофициального журналистского расследования
  • Материалы о катастрофе на сайте РИА Новости. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
  • Место катастрофы на ресурсе Wikimapia.org
  • Идентификация погибших при авиакатастрофе в Перми
  • Фоторепортаж с места событий
  • Неофициальная реконструкция последних минут полёта
  • Пермская катастрофа — документальный фильм
  • Неофициальная реконструкция последних минут полёта (финальный эпизод)
  • Официальная реконструкция последних минут полёта, выполненная Технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета
  • Реконструкция последних минут полёта с внутрикабинными переговорами
  • Видео с камеры наблюдения на стоянке недалеко от места крушения
  • Переговоры рейса (mp3)

Tags: Авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года расшифровка, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года расследование, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года стенограмма, авиакатастрофа в перми 14 сентября 2008 года фото погибших видео.