Momotik.ru

Народный проект

Метки: Антипова евгения петровна работы, антипова евгения петровна натюрморт, антипова евгения петровна художник, антипова евгения петровна картины, антипова евгения петровна, антипова евгения петровна 1917-2009.

Евгения Петровна Антипова
Дата рождения:

19 октября 1917(1917-10-19)

Место рождения:

Торопец, Тверская губерния

Дата смерти:

27 января 2009(2009-01-27) (91 год)

Место смерти:

Санкт-Петербург

Гражданство:

 СССР
 Российская Федерация

Жанр:

пейзаж, натюрморт, портрет

Учёба:

Институт имени Репина

Стиль:

Реализм

Влияние:

А. А. Осмеркин, В. К. Тетерин

Работы на Викискладе

Евгения Петровна Антипова (19 октября 1917, Торопец, Тверская губерния, Россия — 27 января 2009, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — русский советский художник, живописец, график, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1], представительница ленинградской школы живописи[2].

Содержание

Биография

Евгения Петровна Антипова родилась 19 октября 1917 года в городе Торопец Тверской губернии в семье железнодорожного служащего. В 1928 году вместе с родителями переезжает в Самару. Увлечение рисованием приводит её в 1934 году в изостудию П. Краснова.

В 1935 году, окончив 10 классов средней школы, Евгения Антипова приезжает в Ленинград, держит экзамены на подготовительные курсы при Всероссийской Академии Художеств, но не проходит по конкурсу. Через год была допущена к экзаменам на первый курс Института живописи, скульптуры и архитектуры, но по собственному признанию, считая себя плохо подготовленной («на экзамене нужно было написать обнаженную модель, а я никогда не писала»), держать экзамены побоялась и ограничилась экзаменом на подготовительные курсы. Экзамен выдержала, но была переведена в 5-й класс Средней художественной школы, где проучилась три года.

Девушка из Переславля. 1964

В 1939 году Антипову без экзаменов принимают на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимается у педагогов Семена Абугова, Петра Белоусова, Александра Зайцева, Генриха Павловского, Александра Осмеркина, Владимира Малагиса, Александра Сегала, Ивана Степашкина, Бориса Фогеля, Глеба Савинова. В том же 1939 году впервые участвует во Всесоюзной молодежной художественной выставке в Москве, показав эскиз своей работы «Валерий Чкалов среди молодежи». Он был напечатан в седьмом номере журнала «Юный художник» за 1939 год.

Война застала Евгению Антипову на летней практике в Закарпатье. С последними эшелонами добиралась в Ленинград. 28 июля 1941 года Евгения Антипова выходит замуж за Якова Лукаша, студента 4 курса монументального отделения института. Призванный в Красную Армию, он погиб на фронте в мае 1942 года.

Евгения Антипова оставалась в блокадном Ленинграде до конца февраля 1942 года. Состояла в отряде МПВО, награждена медалью «За оборону Ленинграда». 20 февраля 1942 года вместе с Академией художеств эвакуируется по Дороге жизни через Ладогу из блокадного Ленинграда на Большую землю, а затем в Новосибирск. Работает на торфоразработках, надомницей на фабрике, инспектором отдела по делам искусств Горисполкома, директором Дома Народного творчества. Участвует в выставках новосибирских художников. В 1944 году была принята в члены Новосибирского отделения Союза Советских Художников.

В 1945 году Евгения Антипова возвратилась в Ленинград и в 1950 окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Б. В. Иогансона, дипломная работа — картина «А. Жданов в ленинградском Дворце Пионеров»[3],[4] В том же 1950 году принята кандидатом в члены Ленинградского Союза советских художников, а в 1953 году по рекомендации Виктора Орешникова, Бориса Иогансона и Александра Зайцева была переведена из кандидатов в члены Союза Художников.

После окончания института в 1950—1956 годах Евгения Антипова преподает живопись и композицию в Ленинградском художественно—педагогическом училище на Таврической улице[5]. Одновременно работает творчески в технике масляной живописи и акварели, пишет пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. С 1950 года постоянно участвует в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Среди её излюбленных тем — цветущий яблоневый сад, крымский пейзаж, натюрморт в интерьере и экстерьере. Среди известных произведений 1950-х и начала 1960-х годов, показанных на выставках, работы «Практические занятия» (1953)[6], «Гурзуф утром», «Море в Гурзуфе» (обе 1954)[7], «Натюрморт» (1957)[8], «На даче» (1958), «Табаки» (1959), «У Петропавловской крепости» (1960)[9], «Ирисы», «Полевой букет» (обе 1960)[10], натюрморты «Фрукты на веранде» (1960) и «Полевые цветы» (1961)[11], «Цветы и фрукты» (1960), «Яблоня» (1962)[12], «Завтрак на траве» (1963), «Утренний завтрак» (1963)[13], «Девушка в саду» (1964)[14] и другие. Они дают представление о диапазоне возможностей и направлении творческих поисков художницы, тяготевшей к выражению своего индивидуального мироощущения в темах, не претендующих на исчерпывающий охват явлений.[15]

Впервые широко творчество Евгении Антиповой было показано в 1967 году на совместной выставке с художником Виктором Тетериным (мужем Евгении Антиповой) и скульптором Кирой Суворовой в залах Ленинградского Союза Художников. В 1988 и 1999 годах состоялись её совместные выставки с Виктором Тетериным в Ленинградскои Союзе художников и Центральном выставочном зале «Манеж». Евгения Антипова была участницей известных выставок одиннадцати (1972 год)[16] и девяти (1976) ленинградских художников, а также выставки 26 ленинградских и московских художников (1989 год)[17]. В 1989—1992 годах работы Е. П. Антиповой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad и других во Франции[18][19].

В 1960-е годы Евгения Антипова пробует себя в серии портретов. К наиболее удачным следует отнести работы «Девушка из Переславля» и «Официантка» (обе 1964). В них своеобразно проявилась утонченная культура созерцания, присущая лучшим произведениям художницы.

С конца 1960-х годов ведущими жанрами в творчестве Евгении Антиповой являются натюрморт в интерьере и экстерьере, а также пейзаж. Сложившийся стиль живописи отличают несколько условные рисунок и композиция, интерес к проблемам передачи колорита и световоздушной среды. В некоторых произведениях заметно влияние художника Виктора Тетерина, ученика А. А. Осмеркина[20]. Среди наиболее известных произведений этого периода, показанных на выставках, работы «Дворик в Гавани»[21], «Южный натюрморт» (обе 1968)[22], «Виноградная беседка» (1968)[23], «Окно. Настурции», «Романтический пейзаж»[24] (обе 1968), «Оливы» (1969)[25], «Тюльпаны на окне» (1970)[23], «Сосны», «Окраина Васильевского острова»[21] (обе 1973)[26], «Натюрморт в саду. Весна» (1974), «Натюрморт с васильками и хлебом» (1975)[27], «Балкон» (1977)[28], «Натюрморт с красной бутылкой» (1979)[29], «Солнечный день» (1982), «Натюрморт с испанским кувшином» (1985), «Черемуха в цвету» (1989)[30], «Яблоня в цвету» (1997) и другие.

В натюрмортах Евгения Антипова все чаще предпочитает открытую композицию, помещая столик с букетом цветов или книгой в уголок сада, среди ветвей цветущей яблони или черемухи. Лучшие её произведения этого особого лирико-синтетического жанра — например, «Полдень» (1982), «Натюрморт. Цветушая ива, каллы, нарциссы» (1984)[31] — воспринимаются как образы совершенного мира, в котором человек обретает гармонию с окружающей природой и в своей душе. Эту главную тему своего творчества она продолжала до конца жизни.

Скончалась Евгения Петровна Антипова 27 января 2009 года в Санкт-Петербурге на девяносто втором году жизни. Похоронена на кладбище посёлка Бернгардовка в пригороде Петербурга, рядом с могилой мужа В. К. Тетерина. Её произведения находятся в собрании Государственного Русского музея[26], Государственной Третьяковской галереи, в музеях и частных собраниях в России[32], Франции[33], Германии, Италии, США[34] и других странах.

Примечания

  1. Справочник членов Союза художников СССР. Т. 1. М., Советский художник, 1979. С.50.
  2. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.9, 15, 20, 21, 24, 356, 388—397, 399, 400, 403—407, 439, 442, 445.
  3. Художники народов СССР. Биографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970. С.165.
  4. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб., Первоцвет, 2007. С.61-62.
  5. Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живописью Графика. СПб., 1999. С.42.
  6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л., Изогиз, 1954. С.7.
  7. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1956. С.7, 27.
  8. 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.8.
  9. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.8.
  10. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963. С.7.
  11. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.8.
  12. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1962. С.7.
  13. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.7.
  14. Ленинград. Зональная выставка 1964 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1965. С.8.
  15. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.22.
  16. Каталог выставки одиннадцати ленинградских художников. Л., Художник РСФСР, 1976.
  17. Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1990. С.14-15, 47.
  18. L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 11 Juin. Р.136-137.
  19. Peinture Russe. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1991, 26 Avril. Р.7,18-19.
  20. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.356.
  21. 1 2 Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях русских и советских художников. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1980. С.124.
  22. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.14.
  23. 1 2 По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. С.9.
  24. Художники круга 11-ти. Из коллекции Николая Кононихина. СПб, 2001. С.3.
  25. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1970. С.7.
  26. 1 2 Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб., 1997. С.282.
  27. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980. С.11.
  28. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. С.11.
  29. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.9.
  30. Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1990. С.15.
  31. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.32-33,146.
  32. Художники народов СССР. Биографический словарь. Т. 1. М., Искусство, 1970. С.165.
  33. L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 11 Juin. Р.136-137.
  34. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.6-7.

Галерея

Выставки

Источники

См. также

Ссылки

  • Евгения Петровна Антипова на сайте «Неизвестный соцреализм. Поиски и открытия»
  • Ленинградская школа живописи. Очерк истории.
  • Хронология Ленинградской школы живописи.

Tags: Антипова евгения петровна работы, антипова евгения петровна натюрморт, антипова евгения петровна художник, антипова евгения петровна картины, антипова евгения петровна, антипова евгения петровна 1917-2009.