Momotik.ru

Народный проект

Метки: Анфим vii, анфим vi.

Патриа́рх Анфи́м VI (греч. Άνθιμος Στ´; в миру Иоаннидис (греч. Ἰωαννίδης), также Куталианос (греч. Κουταλιανός); 1782, о-в Куталис в Мраморном море, Османская империя — 7 декабря 1877) — Патриарх Константинопольский, занимавший престол трижды: 4 декабря 1845 — 18 октября 1848, 18531855, 18711873.

Содержание

Биография и деятельность

Принял постриг на Афоне; служил протосинкеллом Деркийской митрополии, затем возглавлял митрополии: Серр (с ноября 1829), Прусы (с июня 1833) и Эфеса (с апреля 1837).

В своё первое патриаршество (наследовал Мелетию III), в 1847 году совершил канонизацию Патриарха Фотия I; в 1848 году, инициировал издание в мае «Окружного послания единой святой кафолической и апостольской церкви ко всем православным христианам»[1], которое было подписано им самим (составлено бывшим Патриархом Константием I Мудрым), Иерофеем Александрийским, Мефодием Антиохийским, Кириллом Иерусалимским, а также членами их синодов, — в ответ на энциклику Папы Пия IX от 6 января 1848 года[2]. Параграф 4-й Окружного послания гласил: «Из ересей, распространившихся, какими Бог, весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь — папизм. Но и сей последний (подобно первому, который уже совершенно исчез), хотя до ныне еще в силе, не превозможет до конца, а прейдет и низложится и велий глас небесный возгласит о нем: низложен (Апок. 12, 10[3])!»[4]

В начале 1847 года Патриарху и Синоду было дано султанское распоряжение предпринять реформу, согласно хатти-шерифу, церковного управления: в апреле было выработано 15 глав, согласно которым миряне входили в Синод наравне с иерархами Церкви; в его состав были включены великий логофет Николай Аристархис, самосский князь Стефан Вогородис (греч. Στέφανος Βογορίδης; Алеко-паша или Стойко Богоров) и бей Иоанн Психарис[5]. Но уже в октябре 1848 года совет из 18-и епископов опротестовал практику участия мирян в церквоном управлении и она прекратилась[5].

Отрёкся от престола 18 октября 1848 года и жил в Константинополе и на Афоне; ему наследовал Анфим IV, вторично восшедший на престол 19 октября того же года.

После смещения 8 июля[6] 1860 года Патриарха Кирилла VII выборы впервые проходили по новому регламенту, предусматривавшему выдвижение кандидатов избирательным собранием, в число которого входили и миряне. 20 сентября того же года набрал наибольшее число (35) голосов при избрании кандидатов на патриарший престол; также получил большинство голосов на втором заседании избирательного собрания, оставившем 3-х кандидатов[7]. Но в итоге архиереями был избран фаворит митрополитов-геронтов[8]Кизический митрополит Иоаким (Иоаким II).

Заняв 5 сентября 1871 года, после вынужденной отставки Григория VI, патриарший престол в третий раз, будучи к тому времени весьма уважаемым старцем, противостоял попыткам болгарских епископов-раскольников получить признание со стороны оттоманской Порты (неуспешно), а также со стороны поместных православных Церквей. Председательствовал на Соборе в Константинополе в августе — сентябре 1872 года, осудившем болгар как схизматиков за «филитисм» (привнесение племенного начала).

Неспособность Патриарха пресечь деятельность Болгарского экзархата (в том числе и в самом Константинополе, где была резиденция болгарского экзарха) вызвала недовольство крайней греческой партии, что вынудило Патриарха в общем собрании Синода и Совета 20 сентября 1873 года заявить о своей отставке[9]. 30 сентября того же года принёс формальное, под прелогом старости, отречение и удалился на покой.

В 1895 году в Киеве было опубликовано частное письмо[10] архимандрита Феофана (Говорова) (ныне известен как Феофан Затворник; канонизирован РПЦ в 1988 году) архиепископу Иннокентию (Борисову) от 9 марта 1857 года, до того хранившееся в личном архиве митрополита Макария (Булгакова); письмо было написано из Константинополя, где архимандрит Феофан состоял при посольской церкви, и содержало неофициальный доклад о текущем положении церковных и иных дел в Оттоманской империи, в частности сообщая следующее: «<…> К тому ещё — давно уже ходит молва о смене патриарха. — Ищет прежний Анфим. Редклифф с визирем готовы содействовать ему. Члены синода может быть и не прочь бы переменить патриарха[11] — доброго, но робкого, как говорят и недалёкого. Только предвидя, что, заведши речь о смене его, они должны будут принять Анфима — нелюбимого и ославившегося взяточником, — положили всеми силами стоять за настоящего патриарха.»[12]

Примечания

  1. Издано в русском переводе: «Окружное посланіе единой, святой соборной и апостольской церкви ко всѣмъ православнымъ христіанамъ». СПб., 1859.
  2. In Suprema Petri Apostoli sede (русский перевод)
  3. Откр.12:10
  4. Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской церкви ко всем православным христианам 6 мая 1848 г.
  5. 1 2 И.И. Соколов. Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ. Опытъ историческаго изслѣдованія. Т. I, СПб., 1904, стр. 715.
  6. Дата по: Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ. «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // «Вѣстникъ Европы». СПб, 1888, № 8, стр. 736.
  7. Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ. «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // «Вѣстникъ Европы». СПб, 1888, № 8, стр. 741—742.
  8. Геронты в данном контексте суть старейшие митрополиты Вселенского трона, составлявшие после реформы управления Патриаха Самуила I постоянный Синод Константинопольской Церкви.
  9. И.И. Соколов. Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ. Опытъ историческаго изслѣдованія. Т. I, СПб., 1904, стр. 651.
  10. «Сужденія преосв. Ѳеофана, бывшаго епископа владимірскаго, о греко-болгарскомъ вопросѣ и о состояніи православной церкви на Востокѣ. (Съ предисловіемъ)». Ѳ.И. Титова // «Труды Кіевской духовной Академіи». 1895, май, стр. 33—66.
  11. Имеется в виду Патриарх Кирилл VII
  12. Письмо архим. Ѳеофана къ архіеп. Иннокентію // «Труды Кіевской духовной Академіи». 1895, май, стр. 57.

Литература

  1. И.И. Соколов. Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ. Опытъ историческаго изслѣдованія. Т. I, СПб., 1904, стр. 632—651, 281—287.

Ссылки

Tags: Анфим vii, анфим vi.