Momotik.ru

Народный проект

Домский собор — главное здание Церкви

Евангелическо-лютеранская церковь Латвии (латыш. Latvijas Evaņģēliski Luteriskā Baznīca, LELB) — лютеранская церковь Латвии.

Содержание

Вероучение

В основе исповедания Церкви лежит учение о том, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Который Своей смертью на кресте искупил человечество от грехов. Затем Иисус воскрес, вознёсся на небеса, а затем через деяния Святого Духа была основана Христианская Церковь.

Книги Ветхого и Нового Завета считаются боговдохновенным Словом Божьим и обладают неревизируемым авторитетом.

Церковь признаёт три Символа Веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Помимо этого Церковь провозглашает верность евангелическим вероисповедальным текстам, входящим в Книгу Согласия[1].

Число сторонников

LELB одна из немногих лютеранских Церквей Европы, в которой наблюдается рост числа прихожан. Её членами в 2006 году себя считали около 580000 человек. С 2004 года по 2007 году Церковь увеличилась на 24500 человек новых членов[2].

История

Первая лютеранская община в Риге была создана уже в 1523 году. В 1530 году Николаусом Раммом на латышский язык были переведены отдельные части Библии. В 1539 году году Рига вошла в состав протестантских городов. Вплоть до XX века лютеранский клир Латвии состоял преимущественно из немцев, а в церковной жизни преобладал немецкий язык.

После образования Латвийского государства к лютеранству относились 194 латышских общин и 20 чисто немецкоязычных общины, которые объединились в единую лютеранскую церковь В 1922 год шведский архиепископ Натан Сёдерблюм рукоположил избранного синодом Карлиса Ирбе в архиепископы Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, а для немецкого меньшинства был рукоположён отдельный епископ — Петер Гаральд Пёльхау. Епископ Евангелическо-лютеранская церкви получил право на использование кафедрального собора в Риге. В Латвийском Университете при поддержке руководства Латвийской Республики был создан богословский факультет, на котором уже к 1934 году были подготовлено более 100 пасторов[3].

В 1932 году был выбран новый архиепископ — Теодорc Гринбергc стал архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви Латвии.

В 1944 году Гринбергс и около 60 % пасторов покинули страну. Руководить Церковью вновь начал Карлис Ирбе, однако вскоре он и многие другие пасторы были депортированы, в результате Церковь потеряла до 80 % своего клира. В 1954 году деятельность Церкви была вновь легализована, и новым архиепископом были избран Густав Турс. В 1967 году в Церкви было около 90 пасторов и около 400 000 человек считали себя её прихожанами, но церковная жизнь сводилась к проведению воскресных богослужений.

После получения Латвией независимости в 1989 году в Церкви произошёл разгром — прежнее руководство, обвинённое в сотрудничестве с Советскими властями, было отстранено от церковного управления, и выбран новый архиепископ Карлис Гайлитис. За последующие годы LELB стала одним из наиболее значимых институтов Латвийского государства [4].

Церковная организация

Главой Церкви является архиепископ Рижский. С 2006 года Церковь организационно разделена на три епархии: Рижскую, Лиепайскую и Даугавпилсскую. В 2007 году в качестве глав епархий ординированы соответственно Павилис Бруверс и Эйнарс Алпе. Всего в LEBL около 300 приходов, 140 пасторов и 40 евангелистов[5]. Подготовка кадров осуществляется в «Академии Лютера» (семинарии Евангелическо-лютеранской церкви Латвии) и на теологическом факультете Латвийского университета. В Риге имеется русский приход святого Луки, возглавляемый пастором Александром Битте.

Список архиепископов Рижских

  • Карлис Ирбе (1920—31 октября 1931)
  • Теодорс Гринбергс (1932—1944)
  • Густав Турс (1948—1968)
  • Янис Матулис (1968—1985)
  • Эрик Местерс (1986—1989)
  • Карлис Гайлитис (апрель 1989—22 ноября 1992)
  • Янис Ванагс (29 августа 1993—настоящее время)

Взаимоотношения с государством

17 октября 2008 года сейм Латвии утвердил во втором чтении проект закона о ЛЕЛЦ. Закон определяет структуры деноминации, порядок осуществления ей экономической деятельности и структуру приходов[6].

Согласно этому закону государство оказывает Церкви помощь в реставрации строений, признанных памятниками архитектуры. Государство отказывается от вмешательства в догматические споры внутри Церкви, в том числе решения по каноническим вопросам нельзя будет оспорить в светских судах.

Государство гарантирует тайну исповеди. Пасторы и студенты-теологи освобождаются от несения воиснской службы в мирное время, а в военное — от службы, сопряжённой с использованием оружия.

Консерватизм

Несмотря на членство в Всемирной Лютеранской Федерации, LELB отличается достаточно консервативным подходом к вопросам, которые последнее время стали актуальными среди лютеран. Подобный консервативный характер деноминации позволяет ей быть партёрном Миссурийского Синода — крупнейшей лютеранской консервативной деноминации[7].

Ординация женщин

Отношение к ординации женщин — один из показателей конфессионального характера LELB. При этом некоторое время назад рукоположение женщин имело место, однако в настоящее время полностью прекращено.

Первую ординацию женщин совершил в 1975 году архиепископ Янис Матулис (было рукоположено́ 6 женщин), что было воспринято негативно клиром Церкви. Преемник Матулиса Эрик Местерс был лично против таких ординаций, однако чёткой позиции по данному вопросы не было — женщин просто не рукополагали.

Новый постсоветский глава Церкви Карлис Гайлитис был решительным сторонником рукоположения женщин, и в течение нескольких лет его руководства несколько женщин получили пасторский сан. Это вызвало многочисленные протесты в церковной среде, в том числе некоторые консервативные общины объявили о возможности выхода из LELB в случае, если преемник Гайлитиса продолжит подобные ординации.

После избрания Яниса Ванагса архиепископом Рижским в 1992 году ординация женщин была прекращена. Необходимо заметить, что помимо самого Ваганса с подобных подходом были согласны 80 % церковного синода 1992 года. Те женщины, которые были ординированы раньше, сохраняют сан пастора, однако не могут быть приходскими священниками[8].

Отношение к гомосексуализму

В LELB не проводится «благословение однополых союзов» и не рукополагают пасторов-геев. Широкий резонанс получило лишение сана в 2002 году Мариса Сантса, пастора рижской церкви Христа, после того как он в интервью радиостанции «Свободная Европа» открыто объявил о своей гомосексуальности и обвинил руководство Церкви в нетерпимом отношении к геям. Принявший участие в той же программе пастор Талис Редманис заметил, что резолюция LELB определяет гомосексуализм как грех, в результате Церковь запрещает открытым геям занимать любые церковные посты[9].

В результате представители нетрадиционной сексуальной ориентации в Латвии в настоящее время собираются для церковных служб в англиканской церкви[10].

Межконфессиональные связи

В июле 2009 года Янис Ванагс прокомментировал материалы в латвийских СМИ, которые сообщали о грядущем воссоединении Церкви Латвии и Римско-Католической Церкви. Епископ назвал эти сообщения абсурдными и гротескными, хотя и не стал отрицать полезность сотрудничества с католиками[11].

Примечания

  1. What does the ELCL confess
  2. ideaSpektrum 24. November 2007
  3. History of the ELCL
  4. Beiträge zur ostdeutschen Kirchengeschichte 3 , 1999
  5. Organization of the ELCL
  6. Сейм Латвии утвердил закон о Латвийской Евангелическо-лютеранской церкви
  7. LCMS Partner Churches
  8. Latvia Revived: Interview des Touchstone Magazine mit Erzbischof Jānis Vanags
  9. Пастор-гей лишен священнического сана
  10. Скинхеды сорвали богослужение в рижской гей-церкви
  11. Архиепископ Янис Ванагс о перспективах взаимоотношения ЛЛЦ с Римом

Ссылки

  • Официальная страница