Momotik.ru

Народный проект

Метки: Жан бодрийяр эстетика утраты иллюзий, жан бодрийяр краткая биография, жан бодрийяр общество потребления, жан бодрийяр в тени молчаливого большинства, жан бодрийяр симулякры и симуляция скачать, жан бодрийяр символический обмен и смерть, жан бодрийяр фантомы современности.

Жан Бодрийяр
Jean Baudrillard
Дата рождения:

27 июля 1929(1929-07-27)

Место рождения:

Реймс, Франция

Дата смерти:

6 марта 2007(2007-03-06) (77 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Гражданство:

 Франция

Направление:

постмодернизм

Основные интересы:

социология, культурология, социальная философия

Значительные идеи:

гиперреальность, симулякр

Оказавшие влияние:

Карл Маркс, Фридрих Ницше, Марсель Мосс, Ролан Барт, Жорж Батай, Ги-Эрнст Дебор

Обложка книги Жана Бодрийяра «К критике политической экономии знака»

Жан Бодрийя́р (фр. Jean Baudrillard; 27 июля 1929, Реймс, Франция — 6 марта 2007, Париж, Франция) — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф.

Несмотря на то, что Бодрийяра нередко называют даже «гуру» постмодерна, сам он открещивался от подобных ярлыков. Так, в интервью по поводу «войны в заливе» Бодрийяр заявил, что «постмодерности» не было, а тем, кто называет его постмодернистом, он ответил в интервью с Гейном (1993): «…Постмодернизм, как мне кажется, в изрядной степени отдает унынием, а то и регрессией. Это возможность мыслить все эти формы через своеобразное смешение всего со всем. Я не имею с этим ничего общего. Это ваше дело»[1].

Содержание

Биография

Родился в городе Реймсе в семье служащего. Получил филологическое образование и начал свою научную карьеру как германист. Бодрийяр неоднократно подчёркивал, что в своей семье он был первым, кто получил систематическое образование.

Ранние работы были посвящены Фридриху Ницше и Мартину Лютеру. Особенно его интересовали проблемы, связанные с творчеством Фридриха Гёльдерлина. Его первые печатные работы носили литературно-критический характер. Это были эссе, опубликованные в левом журнале «Les Tempes modernes» в 1962—1963 годах. В то же время Бодрийяр увлекся фотографией (в 1963 он выпустил альбом своих фотографий).

В 1960-х годах Бордийяр опубликовал переводы на французский таких писателей, как Петер Вайс и Бертольд Брехт. В 1960-х годах под влиянием работ Анри Лефевра и Ролана Барта его интересы сместились в сторону социологии.

В конце 1960—х годов Бодрийяр сотрудничает с радикальными левыми журналами «Utopie» и «Traverses». В это время его общественно-политические взгляды во многом близки ситуационизму. Однако, Бодрийяр не принимал никакого участия в социальных протестах 1968, а по их завершении порвал с радикальным левым движением.

Первыми значительными работами Бодрийяра в области социологии стали «Система вещей» (1968) и «Общество потребления» (1970). Методология этих работ, посвященных анализу общества потребления, испытала определенное влияние марксизма. В 1972 году Бодрийяр выпустил в свет книгу «К критике политической экономии знака», в которой подверг серьёзной реформе методы политической экономии.

В следующей работе, «Зеркало производства» (1973), Бодрийяр в провокативной манере нападает на марксизм как на выражение чисто буржуазного взгляда на мир. Он обвиняет марксизм в неадекватном изображении пред-модернистских обществ, главную роль в функционировании которых, по мнению Бодрийяра, играло вовсе не материальное производство, а символический обмен. В работе «Символический обмен и смерть» (1976) Бодрийяр развивает свою концепцию символического обмена. Опираясь на концепции Марселя Мосса и используя эстетику Жоржа Батая, Бодрийяр рисует генезис капитализма из докапиталистических социальных отношений, ставящих в центр не производство, а дарение и обмен.

В 1970-х Бодрийяр много путешествует по странам Западной Европы, Латинской Америки и США. Впоследствии результатом этого путешествия стала книга «Америка» (1986), ставшая одной из самых читаемых работ автора.

С середины 1970-х в центре внимания Бодрийяра — исследование новых средств массовой информации и коммуникаций.

4 января 1991 в газете «Libération» была опубликована знаменитая статья Бодрийяра «Войны в Заливе не будет», в которой он подверг анализу тактику действий массмедиа в ходе подготовки войны в Персидском заливе 1991 года. Эта публикация продолжилась серией статей на ту же тему. 28 февраля вышла заметка Бодрийяра «Война в Заливе на самом деле происходит?», а 29 марта — «Войны в Заливе не было».

Вскоре переработанный вариант статей лёг в основу книги Бодрийяра «Войны в Заливе не было», которая сделала Бодрийяра по-настоящему знаменитым. Этим провокационным вопрошанием Бодрийяр привлекает внимание читателей к феномену современных средств информации, осуществляющих распространение сведений о событиях в реальном времени. Изображение события на телеэкране как бы заменяет собой саму реальность, делая «излишним» само событие.

Основные идеи

Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные.

Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена.

Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

Библиография

  • Система вещей / Le système des objets (1968, рус. перевод 2001)
  • Общество потребления / La société de consommation: ses mythes et ses structures (1970, рус. перевод 2006)
  • К критике политической экономии знака / Pour une critique de l’économie politique du signe (1972, рус. перевод 2003, пер. Д. Кралечкина. — М.: Академический проект, 2007. — ISBN 978-5-8291-0898-4)
  • 3еркало производства / «The Mirror of Production». — St. Louis: Telos Press, 1975
  • Символический обмен и смерть / L’échange symbolique et la mort (1976, рус. перевод 2000)
  • Забыть Фуко / Oblier Foucault (1977)
  • Соблазн / De la séduction (1979, рус. перевод 2000)
  • Симулякры и симуляция / Simulacra and Simulation (англ.) / Simulacres et simulation (фр.) (1981, рус. перевод 2011)
  • Жан Бодрийар. В тени молчаливого большинства, или конец социального (A l’ombre des majorités silencieuses, ou la fin du social). Перевод с фр. Н. В. Суслова. Екатеринбург. Издательство уральского университета. 2000.
  • Америка (эссе) / Amérique (1986, рус. перевод 2000)
  • Selected Writings. Stanford: Stanford University Press, 1988
  • Прозрачность зла / La Transparence du Mal (1990, рус. перевод 2006)
  • Символический обмен и смерть / Symbolic Exchange and Death. London: Sage, 1993
  • Пароли. От фрагмента к фрагменту / Mots de passe. D’un fragment l’autre (2000, рус. перевод 2006)

Интересные факты

  • В фильме «Матрица» Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «Симулякры и симуляция». Когда Нео достает из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «О нигилизме». В первом приближении, нигилизм — это философская точка зрения, представляющая собой отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
  • В интервью Le Nouvel Observateur[2] 19 июня 2003 Бодрийяр утверждал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу «Симулякры и симуляции».

См. также

Примечания

  1. "Какой смысл философу верить в реальность?" (Беседа с Джерри Култером) // Хора. — 2009. — № 2. — С. 154—155.
  2. Жан Бодрияр. «Матрица» — Почему этот фильм восхищает философов. | Jung Land

Литература

  • Архангельская Н. Беседа с Жаном Бодрийяром: интервью для журнала «Эксперт», апрель 2002
  • Галкин Д. В. Бодрийяр (Baudrillard) Жан
  • Критика Ж.Бодрийяра на сайте журнала Скепсис
  • Е. Самарская. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М., 2006. — с. 251—264
  • А. В. Дьяков. Жан Бодрийяр: Стратегии «радикального мышления» / Под ред. А. С. Колесникова — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 357 с.
  • Kellner D. «Jean Baudrillard: from Marxism to Postmodernism and Beyond». — Cambridge: Polity Press, 1989.

Ссылки

  • International Journal of Baudrillard Studies (англ.)
  • Библиография Жана Бодрийяра со ссылками на интернет-магазины (англ.)
  • Бодрийяр, Жан в библиотеке Максима Мошкова
  • Бодрийяр, Жан В тени молчаливого большинства, или конец социального = A l’ombre des majorités silencieuses, ou la fin du social / Перевод с фр. Н. В. Суслова. — Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000.
  • В. Н. Фурс «Радикальная социологическая теория Жана Бодрийяра», Социологический журнал № 1 2002 г.
  • «Теоретическое насилие» Жана Бодрийяра" глава в монографии Дьякова А. В. Философия постструктурализма во Франции. Москва — Нью-Йорк — Санкт-Петербург: Northern Cross, 2008. — 363 с.

Tags: Жан бодрийяр эстетика утраты иллюзий, жан бодрийяр краткая биография, жан бодрийяр общество потребления, жан бодрийяр в тени молчаливого большинства, жан бодрийяр симулякры и симуляция скачать, жан бодрийяр символический обмен и смерть, жан бодрийяр фантомы современности.