Momotik.ru

Народный проект

Метки: Желудков сергей алексеевич, желудков сергей алексеевич литургические заметки.

Сергей (Сергий) Алексеевич Желудков (7 июля 1909, Москва30 января 1984, Москва) — церковный писатель, священник Русской православной церкви, участник правозащитного движения.

Содержание

Светская деятельность

Родился в купеческой семье, у него были четыре брата и две сестры. После окончания седьмого класса средней школы был вольнослушателем «обновленческой» Московской духовной академии. Как выходец из купеческой семьи, не мог поступить в высшее учебное заведение, много занимался самообразованием. Работал десятником, затем техником-нормировщиком в различных строительных организациях. В 19331935 — «вольнонаёмный» техник, затем старший экономист сметного отдела на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Во время Великой Отечественной войны — старший бухгалтер, главный бухгалтер Мостотреста Наркомата путей сообщения, работал в Сибири, на Урале, на Кавказе.

Священник

С 1945 — псаломщик Знаменского храма в Верхнем Тагиле. В 1946 был рукоположен во иерея (целибатом), третий священник Всехсвятского храма города Свердловска, с 1948 — настоятель Знаменского храма в Верхнем Тагиле. В 1952 поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1954. В том же году был назначен настоятелем Никольского храма в Любятове (Псков). В январе 1956 был уволен в заштат. В 1956—1957 служил в кафедральном соборе Смоленска, в 1957—1958 — в городе Веневе, в 1958—1960 — в городе Великие Луки, в 1960 — во Владимирской епархии, после чего был запрещён в священнослужении.

Считался «неудобным» для властей священником, в 1959 пытался защитить прихожанку церкви в Великих Луках, которая была тяжело больна и выздоровела после того, как её провели вокруг часовни Ксении Петербургской (тогда ещё не канонизированной). Против прихожанки было возбуждено уголовное дело «за распространение ложных слухов», ей стали угрожать работники КГБ, а после того, как отец Сергий обратился в различные инстанции с жалобами на произвол, его обвинили в клевете. В результате он был лишён права служить.

Церковный писатель

Жил на пенсии в Пскове, получил известность как богослов, литератор, активный участник правозащитного движения. Автор ряда произведений, публиковавшихся в самиздате и в зарубежных изданиях. В их числе «Литургические заметки» (1956, 1971), «Почему и я — христианин» (1970), «Открытые письма» П. М. Литвинову, А. Д. Сахарову, А. И. Солженицыну (1968, 1969, 1972) и многие другие. Был членом Московской группы Amnesty International, подписывал письма в защиту политзаключённых, помогал участникам диссидентского движения.

В начале 1960-х годов начал переписку по основным вопросам веры, в которой участвовали профессора духовных академий, священники, миряне. Переписка составила том в 700 машинописных страниц, который был основой для книги «Почему и я — христианин», ставшей апологетикой христианства. Был инициатором переписки между интеллектуалами Москвы и Ленинграда, позже получившей название «Христианство и атеизм».

В книге «Литургические заметки» о. Сергий выступил за реформы в православном богослужении, предлагал вернуться к евангельской ясности и простоте богослужения, отказавшись от многих элементов, введённых в него в византийский период. Предложения о Сергия были расценены его критиками как «обновленческие», противоречащие церковной традиции. В то же время известный как убежденный традиционалист и борец с обновленчеством, председатель Календарно-богословской комиссии при Священном Синоде епископ Афанасий (Сахаров), ныне причисленный к лику святых, благожелательно относился к деятельности священника Сергия Желудкова:

О. Желудков представляется мне как человек искренне и горячо любящий наше православное богослужение и ревнующий об очищении нашей современной богослужебной практики, которая, к сожалению, во многих случаях совсем не хочет считаться с Церковным Уставом и вместо того, что положено по Уставу, заполняет богослужение всякого рода отсебятиной. О. Желудков, как мне представляется, критически относится к современным искажениям и нарушениям обрядов и священнодействий. Его суждения и его деятельность, направленные к восстановлению уставных порядков, непонятны и неприятны для тех, у кого установившиеся порочные антиуставные традиции стали «уставом» и для которых напоминание об этом и попытки вернуть наше богослужение в законное церковно-уставное русло кажутся ересью и протестантским уклоном.

Протоиерей Александр Мень так оценивал личность и деятельность о. Сергия Желудкова:

С. А. Желудков был оригинальным мыслителем, блестящим стилистом, неутомимым искателем истины. Его мировоззрение было динамичным, свободным от застывшего догматизма, однако он всегда оставался христианином, честно и смело пытавшимся осмыслить свою веру. Будучи священником (в последние годы заштатным), С. А. Желудков и в саму Церковь вносил дух пытливого вопрошания, экспериментаторства, творческих поисков. В своих беседах он напоминал мне Сократа, который, как известно, не декларировал идеи, а помогал людям самостоятельно открыть их. Он будил мысль, поднимал острые проблемы. Любимым его литературным жанром были письма, которые позволяли ему в свободной, непринужденной форме обсуждать многие жгучие вопросы жизни, веры, мысли.

Труды

  • Почему и я — христианин. СПб, 1996.
  • Общая исповедь / Три праведника. М, 1998, 2002.
  • Литургические заметки. Переписка. Письма. Воспоминания. М., 2004.
  • Церковь доброй воли или Христианство для всех

Библиография

  • Бычков С. Священник Сергий Желудков. Биографический очерк / Литургические заметки. Переписка. Письма. Воспоминания. М., 2004.

Ссылки

  • Рецензия на «Литургические заметки»
  • Александр Мень об о. Сергии Желудкове

Tags: Желудков сергей алексеевич, желудков сергей алексеевич литургические заметки.