Momotik.ru

Народный проект

Метки: Иакинф фото, иакинф бичурин миссионер, иакинф бичурин и пушкин, иакинф карпинский, иакинф это.

Архимандрит Иакинф
Никита Яковлевич Бичурин

Никита Яковлевич Бичурин
Дата рождения:

29 августа (9 сентября) 1777(1777-09-09)

Место рождения:

село Акулево, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя

Дата смерти:

11 (23) мая 1853(1853-05-23) (75 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Страна:

 Российская империя

Научная сфера:

Востоковед

Архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин; 29 августа (9 сентября1777 село Акулево, Чебоксарский уезд, Казанская губерния — 11 (23) мая 1853, Санкт-Петербург) — архимандрит Православной российской церкви; дипломат, востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников российской синологии. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (17 декабря 1828 года).

Оставил значительное число сочинений о Китае и сопредельных странах. Ввёл в мировой научный оборот значительное число китайских исторических источников, в том числе «Описания Дай-цинской империи».

Содержание

Биография

Молодость

Родился 29 августа 1777 года в семье дьячка Якова Даниловича Бичурина (17491812) в селе Акулево (чуваш. Шемпер). По национальности — вероятно наполовину или на четверть — чувашин, мать — русская, предполагается, что его дед Данил Семенов был из чувашей. Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785—1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил её с отличием. Окончив Казанскую духовную академию[1] в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря. Был толмачом, осуществлял переводы с русского на чувашский.

В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава.

Служба в Китае

План Лхасы, составленный Бичуриным

В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.

В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по религии, философии, юриспруденции, медицине, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.

Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.

Возвращение в Россию

В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е. Ф. Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу — «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в Забайкалье, откуда привёз тибетские и монгольские книги, принадлежности буддийскую храмовую утварь и другое.

В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»).

С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии.

В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых — А. С. Пушкин, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, К. М. Шегрен, И .А. Крылов, И. И. Панаев, А. В. Никитенко и много других литераторов публиковавшихся в журнале «Московский телеграф».

В Забайкалье встречался с декабристами: братьями Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими.

В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трёх томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г.

Могила Бичурина в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге

Дань памяти в литературе

В художественной литературе жизнь Иакинфа нашла отражение в романе-дилогии В. Кривцова «Отец Иакинф». Автор, будучи востоковедом, обработал массу источников и проследовал по машруту следования миссии, в которой Иакинф отправился в Китай.

Также известна историческая миниатюра В.С. Пикуля "Железные четки", посвященная архимандриту.

Библиография

Важнейшие работы Иакинфа:

  • Записки о Монголии. Т.1-2 . — СПб., 1828. — 339 с.
  • История первых четырех ханов из дома Чингисова. — СПб., 1829.
  • Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. — СПб., 1829.
  • Китайская грамматика. — Кяхта, 1831. — 32 с.
  • История Тибета и Хухунора с 2282 г. до Рождества Христова 1227 г. / пер. с кит. монахом Иакинфом Бичуриным: в 2 ч. — СПб., 1833.
  • Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. — СПб., 1834.
  • О шаманстве // Отечественные записки. — 1839. — № 6. — С. 73-81.
  • Забавные известия о России в китайской географии // Санкт-Петербургские ведомости. — 1840. — № 188.
  • Китай, его жители, нравы, обычаи. — СПб., 1840.
  • Отрывки из путешествия по Сибири // Русский вестник. — 1841. — Т. 4, № 10. — С. 74-94.
  • Замечания на статью под заглавием: «Шесть сцен Ононского пастуха» // Москвитянин. — 1844. — Ч.2, № 4. — С. 330—337.
  • Китай в гражданском и нравственном состоянии, 1848
  • Географический указатель мест на карте к истории древних среднеазийских народов. — СПб.,1851. — 115 с.
  • Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: в 3 ч. — СПб, 1851.
  • Автобиографическая записка // Ученые записки АН по 1 и 3 отд. — 1865. — Т.3, вып. 5. — С. 665—672.
  • Прогулка за Байкал // Телескоп. — 1883. — Ч.13, № 4. — С. 559—571.
  • Из китайских представлений о России // «Арабески» Истории. Т. 2: Русский разлив. — М.,1906. — Вып. 3-4. — С. 262—266.
  • Байкал // Северные цветы на 1832 год / изд. подгот. Л. Г. Фризман. — М.,1980. — С. 34-42.
  • Описание Пекина, с приложением плана сей столицы, снятого в 1817г. - СПб.,1829.
  • Сань-Цзы-Цзынь или Троесловие. Спб., 1829.
  • Статистическое описание Китайской империи. в 2 ч. СПб., 1842.
  • Взгляд на просвещение в Китае. СПб., 1838.
  • Земледелие в Китае. СПб., типография Э.Праца, 1844.

Дань памяти

Примечания

  1. Семинария была преобразована в Академию

Литература

  • Н. И. Веселовский Иакинф Бичурин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Петряев Е. Д. «Краеведы и литераторы Забайкалья»// Чита, 1981.
  • Андреевская С. И. К вопросу о деятельности Н. Я. Бичурина (о. Иакинфа) — на посту главы IX Российской духовной миссии (1807—1821 гг.) // Вестник Бурятского университета. Сер. 4: История. — Улан-Удэ, 2002. — Вып. 4. — С. 123—128.
  • Андреевская С. И. Описание хуннов Н. Я. Бичуриным в работе «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древ-нее время» // Материалы научно-практической конференции препода-вателей, сотрудников и аспирантов БГУ, посвященной 5-летию университета / сост. И. И. Осинский. — Улан-Удэ, 2001. — Ч.1. — С. 76-78.
  • Белкин Д. И. А. С. Пушкин и китаевед о. Иакинф (Н. Я. Бичурин) // Народы Азии и Африки. — 1974. — № 6. — С. 126—131.
  • Бичурин Никита Яковлевич // История отечественного востоковедения до середины XIX века. — М.: Наука, 1990. — С. 289—305.
  • Боннер А. Г. Иакинф Бичурин в Иркутске // Опыт работы библиотек вузов и техникумов зоны Восточно-Сибирского региона и Дальнего Востока. — 1974. — Вып. 1. — С. 56-64.
  • Заятуев Г. Н. Н. Я. Бичурин и Д. Банзаров // Исследования по культуре народов Центральной Азии / отв. ред. Ш. Б. Чимитдоржиев. — Улан-Удэ, 1980. — С.161-165.
  • Золотарева Г. Родство душ // Бурятия. — 1993. — 16 февр.
  • Климов А. Жизнь, науке отданная: к 200-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина // Правда Бурятии. — 1977. — 1 окт.
  • Кривцов Отец Иакинф. Роман/Послесл. Н. Федоренко.— Л.:Худож.лит.,1988. — 632 с.
  • Любимов А. О неизданных рукописях Иакинфа и проф. Ковалев-ского, хранящихся в библиотеке Казанской духовной академии // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. — 1907. — Т. 18, вып. 1. — С. 61-64.
  • Миротворцев В. К. К биографии Иакинфа Бичурина // Право-славный собеседник. — 1886. — № 8. — С. 410—426.
  • Моллер Н.С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // Русская старина, 1888. - Т. 59. - № 8. - С. 272-300. (Приложение: Письма А.Н. Голицына, К.В. Нессельроде - С. 301-304)., № 9. - С. 525-560.
  • Моллесон М. И. К пятидесятилетию смерти о. Иакинфа Бичурина // Труды / ТКОРГО. — 1905. — Т. VII, вып. 1. — С. 73-77.
  • Мясников В. Глубокие познания и добросовестные труды: к 200-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина // Лит. газета. — 1977. — 21 сент.
  • Мясников В. С. Избрание Н. Я. Бичурина в Академию наук // Проблемы Дальнего Востока. — 1996. — № 5. — С.124-132.
  • Мясников В. С. Творческое наследие Н. Я. Бичурина и современность // Проблемы Дальнего Востока. — 1977. — № 3. — С.168-177.
  • Скачков П. Е. Письма Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы // Народы Азии и Африки. — 1962. — № 1. — С.100-102.
  • Скворцов З. Воскрешение отца Иакинфа // Науч. Татарстан. — 1996. — № 1. — С.58-62 .
  • Скворцов З. Опальный монах // Татарстан. — 1996. — № 6. — С.45-56.
  • Таланов А. В., Ромова Н. И. Друг Чжунго: (биографический роман о Н. Я. Бичурине). — М.: Молодая гвардия, 1955. — 216 с. — 90 000 экз. (в пер.)
  • Тихвинский С. Л. Выдающийся русский китаевед Н. Я. Бичурин / С. Л. Тихвинский, Г. Н. Пескова // Новая и новейшая история. — 1977. — № 5. — С.146-159.
  • Харченко Л. Н. Первый ректор Иркутской духовной семинарии о. Иакинф (Бичурин) // Русская Православная Церковь в Сибири: ис-тория и современность: материалы конф., посвящ. 350-летию основания с. Посольское и Посольскому Спасо-Преображен. монастырю, 24-26 янв. 2003 г., г. Улан-Удэ / редкол.: Л. В. Лбова (отв. ред.) и др. — Улан-Удэ, 2003. — С.130-134.
  • Хохлов А. Н. Н. Я. Бичурин и Российская академия наук // Вестник АН СССР. — 1978. — № 6. — С.115-124.
  • Хохлов А. Н. Н. Я. Бичурин и его труды о Монголии и Китае // Вопросы истории. — 1978. — № 1. — С.55-72.
  • Усов В. Н., Хуан Лилян. О.Иакинф (Н. Я. Бичурин) — выдающийся русский китаевед (к 230-летию со дня рождения)// Работы Чжоу Дуньи и их исследование. Хунань, 2008.C.306-343 (на кит.яз.)
  • Усов В. Н., Хуан Лилян. О.Иакинф (Н. Я. Бичурин) — выдающийся русский китаевед // Чжоу Дуньи и ренессанс конфуцианской философии. Переводы и исследования. М., 2009. С.156-202.
  • Чимитдоржиев Ш. Б. Н. Я. Бичурин (Иакинф) // Российские монголоведы (XVIII — начало XX вв.) / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев. — Улан-Удэ, 1997. — С. 10-18.
  • Чугуевский Л. Н. Бичуринский фонд в архивах Института востоковедения // Проблемы востоковедения. — 1959. — № 5. — С. 136—147.
  • Чугуевский Л. Н. Новое о рукописном наследии Н. Я. Бичурина // Народы Азии и Африки. — 1966. — № 3. — С.127-130.

Ссылки

  • Бичурин на vostlit.info
  • Собрание сочинений Бичурина
  • Биография
  • Бичуриана: все о жизни и деятельности
  • Сочинения Бичурина на сайте Lib.ru: Классика
  • Архимандрит Иакинф (Бичурин). "Церковный некрополь"
  • Виртуальная прогулка по бичуринским местам Татарстана

Tags: Иакинф фото, иакинф бичурин миссионер, иакинф бичурин и пушкин, иакинф карпинский, иакинф это.