Momotik.ru

Народный проект

Метки: Инцидент с южнокорейским боингом 1983 черный ящик перевод, инцидент с южнокорейским боингом в 1978 году, инцидент с южнокорейским боингом 1983.

Маршрут полёта Боинга-707

Инцидент с южнокорейским Боингом произошёл 20 апреля 1978 года в воздушном пространстве СССР над Карелией. Самолёт Боинг-707 южнокорейской авиакомпании нарушил воздушную границу СССР, был принужден к посадке на лёд замёрзшего озера Корпиярви перехватчиком Су-15. Погибли 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии[1].

Содержание

Инцидент

Боинг-707-321B (регистрационный номер HL7429, командир корабля — Ким Чан Ки) южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс 902 по маршруту ПарижСеул с посадкой в Анкоридже. Самолёт вылетел из аэропорта Руасси-Шарль-де-Голль 20 апреля в 14 часов 40 минут. На борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа.

Якобы из-за неисправности гироскопического полукомпаса[источник не указан 530 дней] самолёт существенно (более чем на 180°)[2] отклонился от маршрута. В 20 часов 54 минуты по местному времени Боинг был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21 час 19 минут он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома Африканда был поднят Су-15 431 иап ПВО (в/ч 26391), пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к Боингу, Босов покачал крыльями. В ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя. Согласно западным данным, он несколько минут пытался переубедить начальство, говоря, что самолёт является пассажирским, а не разведчиком[3]. В 21 час 42 минуты перехватчик выпустил одну[4][5] ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя Боинга, оторвав часть крыла длиной 3-4 м (по некоторым данным, было выпущено две ракеты, одна из которых прошла мимо цели[3]). Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолёт начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

Художественное изображение перехвата Боинга самолётами Су-15

Зафиксированный наземными радарами оторвавшийся кусок крыла был принят за контейнер или крылатую ракету. На его перехват был поднят другой Су-15 (пилот — Сергей Слободчиков), выпустивший по фрагменту крыла одну ракету. На смену исчерпавшему топливо СУ-15 подошёл другой Су-15 (пилот — Анатолий Керефов).

Повреждённый Боинг в 23 часа 5 минут совершил вынужденную посадку на лёд 66°02′ с. ш. 33°04′ в. д. / 66.048217° с. ш. 33.072017° в. д. (G) (O))[6] возле посёлка Лоухи. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Первым на борт поднялся прапорщик Дубодел[7]. Из числа пассажиров от осколков ракеты погиб 1 человек, ещё один умер от ранений по дороге в больницу. 13 человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами и через два дня отпущены; Боинг-727 Pan Am доставил их из Мурманска в Хельсинки.

Последствия

Свидетельство следователя КГБ Валерия Десяткова:

Это было нечто нереальное. Глухая карельская тайга, небольшое озеро ещё во льду и огромный лайнер на нём… Пассажиров уже вывезли. Поднялись на борт. На левой стороне самолёта я насчитал не менее ста пробоин. Над каждым сиденьем висели кислородные маски. Весь салон залит кровью. Но не от ран. А от перепада давления. Когда самолёт стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь носом и из ушей[8].

21 апреля на место происшествия прибыла комиссия из Москвы. Согласно одному источнику, ответственный за приказ об уничтожении лайнера не был найден, так как запись переговоров на магнитной ленте оказалась стёрта[8]; по другим данным, ответственность за решение была взята на себя генералом Дмитриевым[7]. СССР предъявил Южной Корее счёт на 100 тыс. долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Самолёт был разобран на части — авиакомпания отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации.

Примечания

  1. Aboard Flight 902: We Survived! — Time, May. 08, 1978
  2. Увидеть Париж — и не умереть
  3. ↑ Aviation Safety Network
  4. Владимир Царьков. Охота за Боингом
  5. Андрей Почтарёв. Рейс «KAL» # 902 по расписанию не прибыл
  6. Константин Сорокин, Артур Берзин. Увидеть Париж — и не умереть
  7. ↑ А. Голод. Как садили «Боинг-707»
  8. ↑ С. Цыганкова. Загадка южнокорейского «Боинга»

См. также

Ссылки

  • Карельская история корейского Боинга: Документальный фильм / RuTube, Первый канал, 2008.
  • Охота за Боингом
  • Светлана Цыганкова. Загадка южнокорейского «Боинга» (Труд, 9 августа 2000)
  • Андрей Голод. Как садили «Боинг-707»
  • Интервью с генерал-полковником Дмитриевым, руководившим перехватом
  • Расследование журнала Авторевю
  • Рейс «KAL» # 902 по расписанию не прибыл. Независимое военное обозрение


Tags: Инцидент с южнокорейским боингом 1983 черный ящик перевод, инцидент с южнокорейским боингом в 1978 году, инцидент с южнокорейским боингом 1983.