Momotik.ru

Народный проект

Метки: Иоанн мейендорф жизнь и труды святителя григория паламы скачать, иоанн мейендорф пасхальная тайна скачать, иоанн мейендорф на озон, прот иоанн мейендорф введение в святоотеческое богословие, иоанн мейендорф григорий нисский, иоанн мейендорф византия и московская русь.

Ива́н (Иоанн) Феофи́лович Мейендо́рф (17 февраля 1926(19260217), Нёйи-сюр-Сен, Франция — 22 июля 1992, Монреаль, Канада) — протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, церковный историк.

Содержание

Семья и детство

Родился в русской аристократической семье немецкого происхождения, имел титул барона. Отец в эмиграции стал художником-портретистом; мать была представительницей старого дворянского рода Шидловских. Жена — Мария Алексеевна, урождённая Можайская.

В детстве был пономарём православной церкви, затем иподиаконом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Свято-Александро-Невском соборе в Париже.

Образование и учёные степени

Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1949), историко-филологический факультет Сорбонны и Высшую школу социальных наук. Доктор наук (1958; диссертация посвящена святому Григорию Паламе и защищена в Школе практического богословия Сорбонны). Член-корреспондент Британской Академии (1977), почётный доктор университета Нотр-Дам (Индиана, США), Богословского института Епископальной церкви в Нью-Йорке и Санкт-Петербургской духовной академии.

Биография

В 19501959 — преподаватель греческого языка и истории в церкви в Свято-Сергиевском православном богословском институте.

С 1959 — диакон. С 22 марта 1959 — священник. С 1964 — протоиерей.

В 1959—1992 — профессор патрологии в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Также преподавал в Колумбийском и Фордамском университетах и в Объединённой богословской семинарии, работал в центре византийских исследований Гарвардского университета «Дамбартон Оукс».

В 1976-1984 — настоятель церкви Христа Спасителя в Нью-Йорке.

В 1984—1992 — декан (руководитель) Свято-Владимирской духовной семинарии, сменил на этом посту протопресвитера Александра Шмемана.

С марта 1990 — протопресвитер.

В июле 1992 ушёл в отставку, намеревался посвятить себя только научно-педагогической деятельности, но вскоре скончался.

В 1953 году был одним из организаторов Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос», в том же году был избран её секретарём, в 19541964 являлся президентом «Синдесмоса». Вместе с о. Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Северо-Американской митрополии статуса автокефалии, повлекшего за собой её преобразование в Православную церковь в Америке, в которой о. Иоанн был председателем отдела внешних сношений и членом митрополичьего совета. Также являлся редактором газеты The Orthodox Church. Активный сторонник экуменического движения, был членом центрального комитета Всемирного совета церквей (ВСЦ), в 19681976 — модератором комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство» (Faith and Order). Был президентом Православного богословского общества Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям.

В 1979 году посетил СССР, где встретился со священниками Дмитрием Дудко, Александром Менем, Глебом Якуниным, обсуждая с ними, в частности, вопрос о создании подпольной духовной семинарии (сам о. Иоанн к подобным проектам относился скептически). О. Иоанну на длительное время был запрещён въезд в СССР, его участие в этой встрече стало предметом резкой критики в советской газете «Труд» от 10 и 11 апреля 1986. По воспоминаниям митрополита Илариона (Алфеева),

духовная связь с Россией не прерывалась у отца Иоанна никогда. Однако лишь в последние несколько лет, уже будучи ректором Свято-Владимирской семинарии, он получил возможность регулярно бывать в России, встречаться со священниками и богословами, с учеными и представителями культурной интеллигенции. Он читал лекции в духовных академиях, университетах, проповедовал в храмах, выступал по телевидению. Особенно радовали отца Иоанна встречи с верующей молодежью, на которую он возлагал главные надежды в «чаемом всеми нами православном возрождении».

Похоронен на кладбище в городе Крествуд (США), недалеко от Свято-Владимирской духовной семинарии.

Научная деятельность

Известный богослов и церковный историк, его труды издавались на 12 языках, в том числе на английском, французском, русском, итальянском, немецком. Автор перевода и критического издания «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы» (2 тт., Лувен, 1959). Значительное влияние на его становление как учёного оказали архимандрит Киприан (Керн) и протоиерей Георгий Флоровский. Полагал, что

для того, чтобы действительно проникнуть в мир Святых Отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас — носителей другого менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, — нам необходимо изучать историю.

Главной темой его научных работ было святоотеческое богословие, в частности учение святого Григория Паламы. По словам епископа Илариона (Алфеева),

о. Иоанн прослеживает православно-христианскую мистическую традицию, истоки которой он видит в раннем египетском монашестве. Основные вехи этой многовековой традиции: «умная молитва» Евагрия Понтийского, «мистицизм сердца» Макария Египетского, доктрина обожения свв. Григория Нисского и Максима Исповедника, учение о боговидении преп. Симеона Нового Богослова, византийский исихазм XIII—XIV веков, средневековое русское монашество, преп. Серафим Саровский и св. Иоанн Кронштадтский в XIX—XX столетиях. Под «православной мистикой» (в отличие от внехристианского или оккультного мистицизма) о. Иоанн понимает «объективное видение Бога человеком», достигаемое святыми на высших ступенях духовного подвига, всецелое приобщение человека к Богу, при котором «божественный свет сияет в самом теле обоженного человека».

По мнению о. Иоанна Мейендорфа,

мистическая направленность является главным отличием восточной богословской традиции от западной: В истории восточного христианства мистическое созерцание Бога и богословие всегда находились в тесном соотношении, никогда не упраздняя друг друга. Поэтому и богословие на Востоке не превратилось в сухую науку, в то время как западное богословие постепенно приобрело схоластический характер.

Также о. Иоанн изучал проблемы византийской христологии, придя к выводу, что христология современных дохалкидонских церквей является продолжением и развитием христологии святого Кирилла Александрийского. В связи с этим он активно участвовал в диалоге между православной церковью и восточными православными (дохалкидонскими) церквами, считая, что «божественная истина может часто выражаться по-разному без нарушения этим разнообразием единства во Христе».

Личность

Один из его учеников, профессор Александр Дворкин вспоминал, что отец Иоанн

был не только одним из крупнейших патрологов XX века, ученым с мировым именем. Он был исключительным, редким пастырем, душу свою полагавшим за своих овец. Для меня он был в некотором роде эталоном Православия. Он всегда придерживался, как сам то называл, «срединного золотого пути», то есть никогда не уклонялся ни в размытое экуменическое богословие, ни в сектантство, ни в бездумное охранительство, ни в безудержный либерализм, но всегда призывал к трезвению и рассуждению. Это и были главные черты его напряженной духовной жизни. И при всей его мягкости и деликатности на главном отец Иоанн стоял очень твердо и в вопросах принципиальных не уступал никогда. Всегда он был ровным и спокойно-доброжелательным. Раздражённым я видел его лишь несколько раз. И всякий раз его раздражение было вызвано столкновением с ханжеством и лицемерием, которые он действительно не мог выносить.

См. также

Литература

Труды

  • St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. Paris, 1959.
  • Introduction à l'étude de Grégoire Palamas. Paris: Éditions du Seuil, 1959. Русский перевод — Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. — Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода / Перевод Г. Н. Начинкина, под редакцией И. П. Медведева и В. М. Лурье. — Санкт-Петербург: онлайн версия, в формате дежавю). Тот же самый перевод в формате html
  • L’Eglise Orthodoxe hier et aujourd’hui. Paris, 1960.
  • Orthodoxie et Catholicite. Paris, 1965.
  • La Christologie Byzantine. Paris, 1967.
  • Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968 (Английский перевод — Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод — «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000, ISBN 5-7429-0135-6)
  • Marriages: An Orthodox Perspective. Tukahoe (N.Y.), 1970 (Русский перевод — «Брак в Православии». Клин, 2000).
  • Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. New York: Fordham University Press, 1974 (Русский перевод — «Византийское богословие: Исторические направления и вероучение». М., 2001; 2-е издание: «Византийское богословие: Исторические и доктринальные темы». — Минск, 2001).
  • The Living Tradition. New York, 1978. (Русский перевод — «Живое предание: Свидетельство Православия в современном мире». СПб., 1997).
  • Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1980 (2-е издание, дополненное — М., 1997).
  • Byzantium and the Rise of Russia. Cambridge, 1981 (Русский перевод — Византия и Московская Русь. Париж, 1990).
  • Byzantine Legacy in the Orthodox Church. New York, 1983 (Русский перевод — Византийское наследие в Православной Церкви, 2007).
  • Catholicity and the Church. New York, 1983.
  • Введение в святоотеческое богословие Нью-Йорк, 1985 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с англ. Ларисы Волохонской.
  • Witness to the World. New York, 1987.
  • Vision of Unity. New York, 1987.
  • Imperial Unity and Christian Divisions. New York, 1989.
  • Православие и современный мир (Лекции и статьи). Минск, 1995.
  • История Церкви и восточно-христианская мистика: Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и православная мистика. Византия и московская Русь. М., 2000.
  • Рим. Константинополь. Москва. Исторические и богословские исследования. М., 2005.
  • «Слово о Всеволоде Шпиллере».

Библиография о Мейендорфе

  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995. Биографический справочник. М., Париж. 2007. С. 316—318.
  • Левитский А. В. Библиография трудов протопресвитера Иоанна Мейендорфа // Свидетель Истины: памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003. С. 126—163

Примечания

Ссылки

  • Биография
  • Биография
  • Памяти отца Иоанна Мейендорфа
  • Епископ Иларион (Алфеев) об отце Иоанне


Tags: Иоанн мейендорф жизнь и труды святителя григория паламы скачать, иоанн мейендорф пасхальная тайна скачать, иоанн мейендорф на озон, прот иоанн мейендорф введение в святоотеческое богословие, иоанн мейендорф григорий нисский, иоанн мейендорф византия и московская русь.