Momotik.ru

Народный проект

Метки: Большие каменщики дом 6, каменщики луховицы работа, каменщики саранск, м таганская ул большие каменщики д 1 офис 504, каменщики запорожская область, каменщики шабашники.

дословно «масон» означает «каменщик»
Каменщики (бухтарминцы)

Каменщики д.Быково, фото А.Н. Белослюдова, 1927
Самоназвание

кержаки, каменщики, бухтарминцы, старовeры

Современный ареал расселения и численность

Всего: в конце XIX в. - более 15000 человек
 Казахстан
 Россия
 Китай
 США
и другие страны мира

Язык

русский, окающий диалект

Религия

православие, старообрядчество

Входит в

русские

Происхождение

восточные славяне, индоевропейцы

Ка́менщики (бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы) — этнографическая группа русских, сформировавшаяся в XVIII – XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь. Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности – «ка́мень». Формировалась из семей старообрядцев, преимущественно беспоповцев поморского согласия, и других беглецов от правительственных повинностей — горнозаводских крестьян, рекрутов, крепостных, каторжников и более поздних поселенцев.

Исторический диалект языка — о́кающий[1].

Содержание

Особенности

Формирование бухтарминских каменщиков явилось результатом смешения выходцев из различных регионов и различных социальных групп, постепенно вливавшихся в общины старожилов. Основу составляли кержаки из Нижегородской губернии.[2] Отмечено культурное влияние выходцев из Поморья, Олонецкой, Новгородской, Вологодской, Пермской губерний,[3] Западной Сибири и Алтайского края, а также казахов, алтайцев, ойратов.[4] В силу общего происхождения и длительного совместного проживания бухтарминцы особенно сблизились с «поляками». Из-за нехватки женщин, случались смешанные браки с местными тюркскими и монгольскими народами (обязательным для невесты было принятие староверия), дети считались русскими. Заметно влияние казахских традиций на быт и культуру каменщиков в элементах одежды, предметах быта, некоторых обычаях, знании языка.[5] Существовал обычай усыновления чужих детей вне зависимости от национальности. Внебрачные дети носили фамилию деда по матери и пользовались такими же правами, как и «законные».[6] Старообрядцы во избежание близкородственных браков помнили до девяти поколений предков.[7]

Исследователями отмечалась большая зажиточность бухтарминских каменщиков, из-за минимального давления государственных повинностей, внутренней системы самоуправления и взаимопомощи, особого склада характера, щедрых природных богатств края, использования наемных работников. Каменщики вплоть до коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество, со своей самобытной культурой и традиционным бытовым укладом — по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин, с сильным ограничением внешних контактов.

История

Карта расселения бухтарминских каменщиков в конце XVIII века посмотреть в картах Google
Резные ворота, 1927 г.
Гуляния на Масленицу, 1927 г.
Праздничное гуляние молодежи, 1927 г.
Поездка на пашню с косой, 1927 г.

С самого начала XVIII века, русские беглецы селились за Колывано-Кузнецкой укрепленной линией в обширных труднодоступных местах южных Алтайских гор. После ослабления и разгрома Джунгарского ханства войсками Цинской империи Бухтарминский край оказался на нейтральной территории, между нечеткими границами Российской империи и Китая. Край был богат природными ресурсами и находился вне правового поля соседних государств. Первые староверы появились здесь ещё в 1720-е годы, но документальные свидетельства относятся лишь к 1740-м. Причиной побегов было введение в 20-е гг. XVIII в. двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 г. о привлечении раскольников к горным работам при казенных заводах.[8]

Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью беглецов. Позже эти земли получили название Беловодье.

Основателем бухтарминской вольницы считался крестьянин Афанасий Селезнев, а также Бердюгины, Лыковы, Коробейниковы, Лысовы. Их потомки и сейчас живут в селах на берегу Бухтармы.[9]

Первые поселения состояли из одиночных домиков, заимок и маленьких поселков в 5-6 дворов. Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством (преобладала залежно-паровая система), рыболовством, пчеловодством, позднее мараловодством (разведением алтайского подвида Благородного оленя). Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей - сибирских казаков, казахов, алтайцев, китайцев, а также заезжих русских купцов. Деревни строились возле речек, и в них обязательно ставили мельницу и кузницу. В 1790 году насчитывалось 15 селений. Часть каменщиков ушла из Бухтарминской долины дальше в горы, на реки Аргут и Катунь. Ими было основано старообрядческое село Уймон и ещё несколько поселений в Уймонской долине.[10]

После основания Бухтарминской крепости обнаружилось 17 русских поселений в окрестных горах на нижней Бухтарме.[11]

Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 г. часть каменщиков (205 мужчин и 68 женщин[12]) и заселенные ими территории были приняты в состав России как Бухтарминская инородческая управа и Уймонская инородческая управа. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как инородцы (народы нерусского происхождения). С одной стороны такое юридическое положение давало больше свобод, а с другой приравнивало к наименее почитаемым категориям населения. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ, рекрутчины и некоторых других повинностей.

После получения официального статуса российских подданных бухтарминские каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30 мелких поселков из 2-3 дворов образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 чел.: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево)[13].

В 1796 г. ясак заменили денежной податью, а в 1824г. — оброком как с оседлых инородцев. В переписи 1835 года в управе числилось 326 мужчин и 304 женщины.

В 1878 г. Бухтарминская и Уймонская инородческие управы упразднены и превращены в обычные крестьянские управы с ликвидацией всех льгот[14].

В 1883 г., народонаселение Бухтарминского края, входившего в административном отношении в Бийский округ Томской губернии, составляло 15503 души обоего пола, в том числе в Зыряновской волости проживало 5240 душ; Бухтарминской крестьянской – 4931, Бухтарминской инородческой – 2153, Большенарымской – 3184 души. Бухтарминская крестьянская волость состояла из 11 селений, жители которых занимались скотоводством, хлебопашеством, пчеловодством, перевозкой руд от Змеиногорского рудника на Бухтарминскую рудосплавную пристань, торговлей и пр. В их пользовании находилось 5000 дес. пашни и до 1400 дес. сенокосных земель[15]. Часть неизвестных властям поселений сохранялась до Октябрьской революции и Коллективизации.

В 1927 году только в пяти основанных каменщиками Бухтарминских деревнях насчитывалось свыше 3000 человек[16].

Современное состояние

В результате предсоветских, советских и постсоветских культурно-политических процессов и миграций потомки бухтарминцев причисляют себя к общерусскому этносу и проживают в различных регионах Казахстана, России, Китая[17], США[18][19], и других странах мира. Наибольшее количество потомков алтайских каменщиков живёт в городах и селах Восточно-Казахстанской области, которая включает в себя основные территории исторического формирования каменщиков. В переписи 2002 года на территории РФ — лишь 2 человека указали свою принадлежность к каменщикам.

Источники

  1. [1] — Народы России. Энциклопедия
  2. Александров В.А. Русские старожилы Сибири. Историко-антропологический очерк. М., 1973. С. 118, 119.
  3. Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские губ. вед,— 1854.— N 21.
  4. [2] — Традиционная одежда крестьян-старожилов Верхнего Приобья
  5. [3] — Исследования бухтарминских каменщиков Н.М. Ядринцевым
  6. [4] — Старообрядческая семья Южного Алтая в ее историко-социальном развитии
  7. [5] — Сельские поселения на Алтае XVIII — начала XX в.
  8. [6] — Старообрядцы Алтая
  9. [7] — Быль волшебной страны
  10. [8] — Русское наследие Алтая (Поселения, Жилище, Одежда, Пища и Утварь)
  11. [9] — Русское население Юго-Восточного Казахстана во второй половине XIX в.
  12. [10] — ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ СИБИРИ
  13. [11] — Рескрипт Екатерины II
  14. [12] — Хронологический перечень важнейших дат из истории алтайского старообрядчества
  15. [13] — К истории вопроса о передаче Бухтарминского края из Алтайского округа в Семипалатинскую область
  16. [14] — Бухтарминские старообрядцы. Материалы комиссии экспедиционных исследований
  17. [15] — Путешествие в Китай: Русская община в Синьдзян-Уйгурском районе
  18. [16] — Старообрядческие миграции и Томский край
  19. [17] — Староверы в США

См. также

Ссылки

  • Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН
  • Алтайская Русь. Историко-этнографический очерк
  • ЗАГАДОЧНАЯ СТРАНА БЕЛОВОДЬЕ
  • Бухтарминские старообрядцы Северо-Восточного Казахстана
  • Ядринцев Н. М. Алтай и его инородческое царство (Очерки путешествия по Алтаю), 1885 г.
  • Мукаева Л. Н. Хозяйственная культура и менталитет старообрядцев Южного Алтая в XVIII – XX вв. // в сб. «Культурное наследие народов Сибири и Севера. 4 Сибирские чтения» — СПб.: МАЭ РАН, 2000.
  • Липинская В. А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XX века. Создание семьи, ее состав
  • Русский субэтнос Западной Сибири: расселение и топонимия
  • Переселение крестьян в Сибирь в конце XIX - начале XX в. Документы и материалы
  • «Бийский уезд Томской губернии», 1911 г. (топографический, экономический и этнографический очерк)
  • Старообрядческие хозяйственные традиции жителей Уймонской долины в XX веке
  • Традиционные представления о женском теле русских Алтая
  • Рукописное наследие старообрядцев Юго-Западного Алтая
  • Бухтарминский тракт
  • Начало Русско-Китайского разграничения в Центральной Азии
  • История Казахстано-Китайского разграничения
  • История формирования казахской диаспоры Алтайского (горного) округа
  • Русские, Казахи и Алтай. Только факты
  • Бухтарминцы, Православная энциклопедия

Tags: Большие каменщики дом 6, каменщики луховицы работа, каменщики саранск, м таганская ул большие каменщики д 1 офис 504, каменщики запорожская область, каменщики шабашники.