Momotik.ru

Народный проект

Метки: К-219 документальный фильм, к-219 подводная лодка, к-219 шина кама, к-219 яна райниса, процессор intel core i7 4790k lga 1150 oem cm8064601710501s r219.

31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д. / 31.466944° с. ш. 54.684167° з. д. (G) (O)

К-219
Повреждённая взрывом К-219 в море
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Гаджиево
Выведен из состава флота 1986
Современный статус затонула
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 667АУ «Налим»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО «Yankee»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 28 узлов
Рабочая глубина погружения 320 м
Предельная глубина погружения 450 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 119 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов,
Размеры
Водоизмещение надводное 7 760 т
Водоизмещение подводное 11 500 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 128 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ) 7,9 м
Силовая установка
2 водо-водяных реактора ВМ-2-4
2 паротурбинных установки ОК-700
2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
2 турбогенератора
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
ТА 4 x 533 мм (16 торпед[1], из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)[2].
Ракетное вооружение ракетный комплекс Д-5, 16 ПУ БРПЛ Р-27 (РСМ-25)[3]
Изображения на Викискладе

К-219 — советская атомная подводная лодка стратегического назначения, 21-й корабль проекта 667А «Навага», позже модернизированная по проекту 667АУ «Налим». 3 октября 1986 года на лодке произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Через три дня, 6 октября, лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Бо́льшая часть экипажа была спасена.

Содержание

История

Лодка была заложена 28 мая 1970 года в цехе № 50 на Севмаше, Северодвинск по проекту 667А «Навага» под заводским номером 460. Спуск на воду состоялся 31 декабря 1971 года. 8 февраля 1972 года К-219 вошла в состав Краснознаменного Северного флота с базированием в Гаджиево. В 1975 году К-219 была модернизирована по проекту 667АУ «Налим», капитальный ремонт прошла в 1980 году.

Технические характеристики

На вооружении в начале службы состояли 16 одноступенчатых жидкостных баллистических ракет типа РСМ-25, каждая может нести две ядерные боеголовки с дальностью стрельбы до 2 000 км. В 1975 году пусковые установки Д-5 были модернизированы до Д-5У, что позволило установить на К-219 модернизированные ракеты РСМ-25У с дальностью пуска до 3 000 км с тремя боеголовками. Для самозащиты крейсер имел 6 торпедных аппаратов.

Концепция использования

Об истории К-219, так же как и о всех крейсерах проекта «Навага»/«Налим» известно немного. Сам подход к проектированию ракетного подводного крейсера стратегического назначения с ракетами дальностью до 3 000 км говорит о том, что крейсер предназначен для скрытого нанесения первого или ответно-встречного ядерного удара. Таким образом субмарины класса «Навага»/«Налим» (по классификации НАТО Yankee) имеют район развертывания порядка 600 тыс. квадратных километров, удаленный на 2 800-3 600 км от восточного побережья США[4]. Патрулирование длится до трёх месяцев, в том числе месяц для входа и выхода из зоны патрулирования.

Происшествия на борту (до последнего выхода в море)

За время службы на борту К-219 имели место многочисленные сложности, связанные как с пусковыми установками ядерных ракет, так и с крышками ракетных шахт.

Так, 31 августа 1973 года была нарушена герметичность ракетной шахты № 15, в результате чего в нее начала проникать вода. Вода вступила в реакцию с компонентом ракетного топлива — димером двуокиси азота (утечки которого из ракетных двигателей в то время случались относительно часто), с образованием агрессивной азотной кислоты, повредившей топливопроводы ракеты РСМ-25. В результате произошёл взрыв образовавшейся двухкомпонентной смеси. Один человек погиб, ракетная шахта была полностью затоплена.

После происшествия ракетная шахта № 15 была выведена из использования, ракета изъята, а крышка наглухо приварена к корпусу.

В январе 1986 года во время учений была проблема с запуском ракеты. Потребовалась многочасовая работа экипажа, чтобы запустить ракету по полигону на Новой Земле. После пуска крейсеру пришлось всплыть и в условиях восьмибалльного шторма в надводном положении возвращаться на базу.

Патрулирование в Атлантике. Сентябрь 1986 года

3 сентября 1986 года К-219 вышла из порта приписки Гаджиево и направилась на запад к побережью США. Там она должна была нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Команда была основана на первом экипаже однотипной «Наваги» К-241. Командиром крейсера в последнем походе был Игорь Британов, старшим помощником — Сергей Владимиров, командиром БЧ-2 (офицером по ракетным вооружениям) — Александр Петрачков и замполитом — Юрий Сергиенко.

Вскоре после погружения в Баренцевом море в ракетной шахте номер 6 открылась течь, однако ответственный за ракетное вооружение офицер Петрачков не доложил об этом командиру Британову, возможно, испугавшись ответственности за возвращение крейсера на базу для ремонта[5].

Из материалов комиссии по расследованию причин гибели К-219:

В ходе подготовки к выходу в море на К-219 были заменены 12 офицеров из 32, в том числе старший помощник и помощник командира, командиры ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальник радиотехнической службы, корабельный врач, командир электротехнического дивизиона, 4 командира отсеков. Из 38 мичманов заменены 12, в том числе оба старшины команд ракетной БЧ-2[6]

Между островами Великобритании и Исландии К-219 была обнаружена гидроакустической системой СОСУС. ВМС США получили соответствующее сообщение о входе неизвестной субмарины в Атлантику.

Таким образом, капитан Британов безуспешно пытался избежать обнаружения, маскируясь в шумах сухогруза и огибая установленные на морском дне буи системы СОСУС. 3 октября, за несколько часов до входа в зону патрулирования 680 миль на северо-восток от Бермудских островов, произошёл гидроакустический контакт с подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta (SSN-710), следовавшей встречным курсом для патрулирования побережья СССР.

Авария 3 октября

Взрыв на борту

Место аварии

На начало 3 октября необходимо было как минимум два раза в день откачивать воду из ракетной шахты номер 6. Ранним утром, во время выполнения манёвра проверки отсутствия слежения (известного у американских военных как «Сумасшедший Иван») ракетная шахта номер 6 полностью разгерметизировалась и в неё хлынула вода. Попытки откачать воду результата не достигли. Всё развивалось по тому же сценарию, что и в 1973 году — образовалась взрывоопасная смесь из компонентов ракетного топлива. В связи с этим офицер по ракетному вооружению Петрачков предложил всплыть до глубины 50 м, заполнить ракетную шахту водой и выстрелить ракету аварийным запуском маршевых двигателей. Смена глубины была необходима, чтобы защитить ракету от разрушения в ракетной шахте под действием высокого водяного давления. Для заполнения ракетной шахты крейсеров класса «Налим»/«Навага» водой необходимо примерно 5 минут. Времени не хватило и ракета взорвалась ещё в шахте. Взрыв разрушил внешнюю стенку прочного корпуса и плутониевые боеголовки ракеты. Некоторые части ракеты вылетели в море, некоторые упали внутрь крейсера и, в реакции с водой, начали производить ядовитые газы.

Поврежденная взрывом ракетная шахта К-219

Через пробоину на ракетной палубе, примерно в середине корпуса крейсера, поступила вода, в результате чего корабль мгновенно «провалился» на глубину порядка 300 метров, что составило почти максимально допустимую глубину погружения. В момент взрыва крейсер дрейфовал и рули были в нейтральном положении. Когда лодка «провалилась» до глубины 350 метров, командир Британов решает продуть все цистерны, чтобы избавиться от балластной воды. Одновременно были запущены винты для выполнения режима экстренного всплытия, когда лодка по крутой траектории стремится к поверхности воды. Через две минуты после взрыва К-219 выскочила на поверхность воды.

Экипаж покинул полузатопленный загазованный четвёртый (ракетный) отсек и задраил герметичные переборки. Была существенная разница с 1973 годом. Она заключалась в том, что образовавшаяся азотная кислота не успела разъесть резиновые уплотнения перегородок к носу и корме крейсера. Из-за ядовитых газов лодка фактически была разделена на две независимые половины: командный и торпедный отсек в носу были изолированы ракетным отсеком от медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков в корме.

Опасность разрушения реактора

Матрос Сергей Преминин

Экипаж как в носовых, так и в кормовых отсеках включился в дыхательные аппараты и постарался удалиться на безопасное расстояние от места взрыва. Вскоре термометр системы охлаждения ядерного реактора ВМ-4 показал резкое повышение температуры охлаждающей жидкости первого контура реактора. Всё указывало на то, что возможен расплав активной зоны реактора. Кроме того, ничего не дала попытка заглушить реактор с пульта управления: разогретый до высокой температуры газ мог разорвать трубы управления аварийной регулирующей кассетой (компенсационной решёткой) или высокой температурой был повреждён механизм управления компенсационной решёткой. В этом случае возможно только вручную заглушить реактор, для чего члены экипажа должны войти в реакторный отсек и проводить манипуляции непосредственно с реактором. Это также означает, что они получат значительную дозу радиоактивного облучения. Находившиеся на борту костюмы радиоактивной защиты были предназначены для ремонтных работ в системе охлаждения реактора, но никак не в реакторной камере.

Офицер реакторного отсека Беликов и 20-летний матрос Сергей Преминин вошли в реакторную камеру, чтобы вручную опустить компенсационные решётки. Температура в камере достигала 70 °C. До того, как упасть без сознания, Беликов смог опустить три из четырёх компенсационных решётки. Это была тяжёлая физическая работа, поскольку в нечеловеческой жаре направляющие решёток прогнулись. Дважды Преминин входил в камеру, прежде чем он смог опустить последнюю, четвёртую решетку. Расплав активной зоны реактора был предотвращён. Но ни Преминин, ни матросы не смогли открыть перекосившийся от жара люк отсека, разделяющего реакторную камеру от контрольного поста. Преминин погиб от жары в отсеке, а матросы были вынуждены отступать дальше в корму, поскольку лодку продолжал заполнять ядовитый оранжевый газ. Посмертно Преминин был награждён орденом Красной Звезды за ценой своей жизни предотвращенную в Гольфстриме ядерную аварию. В 1997 году Преминину было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

В это же время К-219 установила контакт с ближайшим к месту трагедии советским торговым судном «Фёдор Бредкин». Другими судами в районе аварии были буксир ВМС США USNS «Powhatan» (T-ATF-166); несколько дальше находилась подводная лодка USS «Augusta» (SSN-710). Кроме того, в небе постоянно находился патрульный самолет Р-3С Orion с американского опорного пункта на Бермудских островах.

USNS Powhatan

Попытка буксировки

К этому моменту как командованию ВМС США, так и командованию ВМФ СССР было очевидно, что К-219 придется буксировать. Американцы реально были готовы помочь, хотя имели собственные планы в отношении терпящего бедствие корабля и его вооружений. А для советского командования эта возможность было бы признанием своей беспомощности. Поэтому с теплохода «Анатолий Васильев» заводят буксир и пускаются в путь. Существуют разные версии того, что произошло дальше. Одни источники говорят, что ночью USS «Augusta» (SSN-710) перерубает буксир своей рубкой, другие говорят о том, что через повреждения в винтовой группе вода залила машинное отделение, увеличив осадку кормы, что в результате привело к обрыву буксира. Советские самолёты сбрасывали запасные части и оборудование, но их никто не подбирал и они тут же тонули. Советские моряки упорно отказывались от предложений о помощи с буксира USNS «Powhatan», поскольку мотивация американцев была очевидна.

В связи с непрерывным распространением ядовитого газа на борту К-219 было принято решение эвакуировать экипаж на теплоход «Анатолий Васильев». На борту крейсера остался только командир Британов. Во время эвакуации на спасательных плавсредствах USS «Augusta» (SSN-710) предпринимала беспокоящие манёвры в непосредственной близости от места событий: с поднятым перископом она сближалась со спасательными лодками и плотами с целью сделать крупные фотографии их содержимого.

Гибель

6 октября был получен приказ из Москвы: «В связи с невозможностью дальнейшей буксировки, высадить экипаж на крейсер и следовать своим ходом в ближайший порт Советского Союза». Однако ранним утром, ещё до того, как приказ был объявлен, К-219 исчезла с поверхности океана унеся с собой на глубину порядка 5 500 метров 14 ракет с ядерными боеголовками и два ядерных реактора. Существует вероятность того, что командир Британов собственноручно отправил на дно К-219, так как он наверняка понимал, что обречёт весь экипаж на гибель, приказав вернуться на крейсер. Хотя наиболее вероятно, что К-219 затонула, приняв через ракетный отсек слишком много воды. Командир покинул тонущую субмарину, когда ограждение рубки поравнялось с уровнем воды и перешел на спасплот.

Четыре человека погибли на борту К-219:

  • командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр
  • матрос по вооружениям Смоглюк Николай
  • машинист Харченко Игорь
  • реакторщик Преминин Сергей.

Впоследствии из членов экипажа, переживших катастрофу, умерли ещё четыре человека:

  • Марков В. капитан 3-го ранга
  • Карпачев В. капитан-лейтенант
  • Красильников И. капитан 2 ранга
  • Садаускас Р. старшина 1 статьи

По возвращении в Советский Союз командир Британов ожидал суда в Свердловске до мая 1987 года, когда при новом Министре Обороны СССР Дмитрии Язове с него были сняты все обвинения. Однако с флота И. Британов был уволен.

Мнения сторон

Среди советских моряков была озвучена версия взрыва ракеты, как результат столкновения с американской подводной лодкой. Обосновывалось это тем, что в конце октября 1986 года USS «Augusta» (SSN-710) вернулась в порт приписки (военно-морскую базу Новый Лондон близ города Гротон, штат Коннектикут) с повреждениями, вызванными столкновением. Вполне вероятно, что после гибели К-219 «Augusta» столкнулась с другой советской подводной лодкой К-279 проекта 667Б «Мурена», которая примерно в то же время также вернулась на базу с повреждениями. Да и Игорь Британов в конце холодной войны сказал в интервью сотрудникам ВМС США: «Не было никакого столкновения»[7]

Как американское, так и советское правительство в течение 3 октября делали официальные заявления о происшествии. Причем представители ВМС США даже созвали пресс-конференцию, на которой была представлена карта зоны аварии. И советское, и американское военные ведомства заявили, что опасности ядерного взрыва или утечки радиоактивных веществ нет. 4 октября 1986 года было передано сообщение ТАСС:

Утром 3 октября на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 км северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошёл пожар. Экипажем подводной лодки и подошедшими советскими кораблями производится ликвидация последствий пожара. На борту подводной лодки есть пострадавшие. Три человека погибли. Комиссия пришла к выводу, что опасности несанкционированных действий оружия, ядерного взрыва и радиоактивного заражения окружающей среды нет.[8]

Очень критичным было время, когда произошла авария. Поэтому обе стороны постарались воздерживаться от взаимных обвинений — совершенно противоположно тому, как это было раньше в результате гибели К-129 в 1968 году, так и позже после потери «Курска» в 2000 году. Причиной такой сдержанности была подготовка встречи на высшем уровне между Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачёвым, имевшая место 11 и 12 октября 1986 года в Исландии. Переговоры затрагивали вопросы стационированных в Европе ракет средней дальности.

Уже позже представители ВМС США опубликовали следующее заявление:

ВМС США обычно не комментируют операции подводного флота, но в этом случае, поскольку обвинения возмутительны, мы не могли не ответить.

Военно-морской флот Соединённых Штатов категорически отвергает обвинение в том, что какая-либо американская субмарина столкнулась с русской субмариной К-219 класса Yankee или что ВМФ предприняли какие-либо действия, повредившие русскую Yankee и приведшие ее к гибели.[9]

Последствия

Обломки К-219 находятся на глубине порядка 5 500 метров. В 1986 и 1987 годах Советский институт Моря посылал к обломкам глубоководный аппарат с камерой. Были сделаны сотни фотографий которые и поныне (по состоянию на 2005 год) имеют гриф «Совершенно секретно».

Исходя из того, что на борту в момент катастрофы находилось 30 ядерных боеголовок, можно предположить, что в сумме это составляет порядка 91 килограмма высокорадиоактивных материалов. Известно также, что на дне были обнаружены следы радиоактивности. Документально подтверждено, что на предметах, выловленных на месте гибели крейсера, найдены следы плутония. Предположительно они появились в результате взрыва ракеты.

Предполагается, что обломки субмарины лежат на песчаном дне. Моделирование показывает, что в этом случае плутоний никогда не выйдет на поверхность океана. На таких глубинах движение воды практически отсутствует и наиболее вероятно, что распространение радиоактивности можно полностью исключить.

Возможность распространения радиации по пищевой цепочке — не изучена.

К-219 в профиль на поверхности воды. Легко заметить оранжевый дым паров азотной кислоты из разрушенной ракетной шахты, непосредственно за рубкой

Публикации

Бывший военно-морской атташе американского посольства в Москве Питер Хухтхаузен (Peter Huchthausen), совместно с бывшим первым помощником К-219 Игорем Курдиным (офицером первого экипажа субмарины, не участвовавшего в её последнем походе) написал документальную книгу «Враждебные воды» (англ. «Hostile Waters»), изданную на английском языке издательством «Arrow Books». В январе 2003 года книга была переведена на немецкий язык и печаталась под названием «Во враждебных водах — Конец К-219» (нем. «In feindlichen Gewässern – Das Ende der K-219», издательство Mittler & Sohn Verlag, Гамбург). В дальнейшем эта тема неоднократно поднималась и в прочих книгах, например в книге «Охота под водой» (нем. «Jagd unter Wasser», Sherry Sontag и Christopher Drew, издательство Goldmann Verlag, 2000 год).

В 1997 году кинокомпания Warner Brothers сняла фильм «Враждебные воды». Против этого фильма с судебным иском выступил командир Британов, который заявил что не давал разрешение использовать факты своей биографии в фильме. В результате, в августе 2004 года Британов выиграл процесс и получил неустойку от киностудии, сумма которой публично не указывалась[10].

В 2006 году, к двадцатой годовщине гибели лодки, был снят документальный фильм «К-219. Последний поход», вышедший в эфир на Российском телевидении. Фильм номинировался на премию «Эмми».

См. также

Примечания

  1. В проекте 667АУ боезапас уменьшен до 12 торпед
  2. Проект 667А
  3. Из 16 шахт одна не использовалась из-за неисправности.
  4. нем.  Sherry Sontag, Christopher Drew, München 2000, S. 231.
  5. «РПКСН К-219, БАРЕНЦЕВО МОРЕ», Игорь Курдин, Питер Хухтхаузен, Р. Алан Уайт.
  6. «РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ "К-219"», Игорь Курдин, Питер Хухтхаузен, Р. Алан Уайт.
  7. Undersee Warefare, Fall 2005, Vol. 7 No. 5, указанная в ссылках как Captain Igor A. Britanov, interview by Lt. Cmdr. Wayne Grasdock. Aug. 5, 1998.
  8. «ГИБЕЛЬ ЛУЧШЕГО КОРАБЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ», Н.Мормуль
  9. Официальное заявление ВМФ США
  10. Russian submariner, 'Hostile Waters' blockbuster prototype, makes Hollywood producers pay him газета «Правда» от 18 августа 2004 года

Ссылки

  •  (англ.)Статья в Undersee Warefare, Fall 2005, Vol. 7 No. 5 Потерянная Янки Игорь Кудрин и Вайн Грасдок
  •  (англ.)Протокол заседания политбюро на тему К-219
  •  (англ.)Американский сайт-побратим Санкт-Петербургского клуба подводников — ссылки на биографию Сергея Преминина
  •  (англ.)Учёный исследователь из Сан-Франциско о последствиях катастрофы (от 24 ноября 1996)
  •  (англ.)Персональная страница Питера Хухтхаузена
  • K-219
  • deepstorm.ru // К-219. проект 667А, 667АУ
  • K-219. Историческая справка | на сайте «Русский Подплав»
  • «ГИБЕЛЬ АТОМНОГО ПОДВОДНОГО КРЕЙСЕРА „K-219“»
  • «ГИБЕЛЬ К-219 — ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ», Капитан I ранга запаса И. К. Курдин. Альманах «Тайфун» № 6 / 1997
  • "К-219": Часть 1. "Тонущий объект". Морской Профсоюзный Телеграф

Литература

  •  (нем.)Peter Huchthausen, Igor Kurdin: In feindlichen Gewässern — Das Ende der K-219. Mittler & Sohn, Hamburg 2003. ISBN 3-8132-0688-2
  •  (нем.)Peter Huchthausen, Igor Kurdin: Hostile Waters. Hutchinson, London 1997, Arrow Books, London 1998 (englische Originalausgabe), ISBN 0-09-180220-2, ISBN 0-09-926966-X
  •  (нем.)Sherry Sontag, Christopher Drew: Jagd unter Wasser. Goldmann, München 2000, ISBN 3-442-15077-9

Tags: К-219 документальный фильм, к-219 подводная лодка, к-219 шина кама, к-219 яна райниса, процессор intel core i7 4790k lga 1150 oem cm8064601710501s r219.