Momotik.ru

Народный проект

Метки: Ли-2 пс-84, ли-2 боевое применение, ли-2 описание.

Ли-2
Ли-2 во время Великой Отечественной войны
Тип общего назначения
Разработчик Лисунов Б. П., главный инженер
Производитель завод №84, ныне ТАПОиЧ
Начало эксплуатации 1942
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Аэрофлот
Годы производства 1939-1952
Единиц произведено 6157
Базовая модель Douglas DC-3
 Изображения на Викискладе

Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.

Содержание

История

В 1935 году государственная комиссия под руководством А. Н. Туполева через «Амторг Трейдинг Корпорейшин» закупила в США самолёт Douglas DC-2[1]. После всесторонних испытаний, выполненных ЦАГИ, 21 марта 1936 года Советом труда и обороны было принято решение о приобретении лицензии на его производство в СССР. Летом того же года в США прибыла специальная комиссия под руководством начальника ЦАГИ Николая Михайловича Харламова. К покупке был выбран более совершенный DC-3. 17 июля был подписан договор с компанией «Douglas» (англ.) на сумму 340 000 тыс. рублей, сроком на три года. Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. В рамках этого договора в 1937—1938 годах у фирмы было закуплено еще около 18 DC-3.

Производство нового самолета осваивалось на подмосковном заводе № 84 им. В. П. Чкалова в Химках, под руководством В. М. Мясищева — главного конструктора конструкторского бюро завода (КБ-6). К началу ноября 1938 года, из деталей, привезенных из США, на заводе был собран первый самолет. С сентября по декабрь 1939 года машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к выпуску. Машина получила обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84).

Перепроектирование и внедрение машины осуществлялось КБ завода под руководством Анатолия Александровича Сенькова, заменившего арестованного Мясищева. Летом был собран первый самолет из отечественных материалов. К концу года их удалось собрать 6 машин. В 1940 году производство ПС-84 было налажено в Казани на заводе № 124 вместо ТБ-7, но после выпусков 10 машин производство свернули. В 1940 году начали строительство завода в Ташкенте, который планировали под выпуск этих самолетов.

С середины 1940 года началась активная эксплуатация ПС-84 в гражданском секторе. Аэрофлот располагал 12 ПС-84 и таким же количеством DC-3; последние использовались для международных линий, а ПС-84 обслуживал внутренние (в основном дальние, такие как Москва-Иркутск). Самолёт называли комфортабельным[2].

С сентября 1942 года, после эвакуации в Ташкент, стала выпускаться военная версия отечественного ПС-84, которая получила обозначение  Ли-2, по имени главного инженера Бориса Павловича Лисунова[3], руководившего строительством этого самолета.

Авиационный мотор АШ-62ИР, использовавшийся на Ли-2

Самолет представлял собой DC-3, конструкторская документация которого была переработана с переводом в метрическую систему мер, с учетом использования отечественных материалов. В конструкцию, по сравнению с DC-3, тоже вносились некоторые непринципиальные изменения. Двигатели не копировались, использовался существующий отечественный аналог АШ-62ИР А. Швецова мощностью 1000 л.с. (тот же, что до сих пор используется на Ан-2).

В 1942—1945 годах на ташкентском авиазаводе было произведено 2258 самолётов Ли-2. Эти самолёты, наряду с ДБ-3, стояли на вооружении дальнебомбардировочных полков и широко использовались в качестве ночных бомбардировщиков, для чего в ПАРМ или на авиаремонтном заводе устанавливали держатели внешней подвески и бомбовый прицел снаружи на борту кабины (штурману приходилось высовывать голову). Для защиты от истребителей в лючке, в корме грузовой кабины устанавливали пулемёт. Иногда стрелковые точки монтировали в задних окнах грузовой кабины (7, 62 мм пулемёты ШКАС, 1800 выст/мин). В заводских условиях самолёт переделывали основательно: ставили турель вверху (12,7 мм пулемёт УБТ), в полу прорезали люк, монтировали самодельные створки, а в грузовом отсеке сооружали конструкцию, на которую устанавливали кассетные бомбодержатели. Но кардинально переделанные Ли-2 уже не могли использоваться в качестве транспортных машин, тогда как самолёт часто использовался по двойному назначению — выполнялись регулярные полёты на перевозку л/с, доставку всевозможных грузов к партизанам, в тыл противника, на парашютное десантирование и т. д. Самолёты эти хорошо знали и любили в войсках, все без исключения модификации называя «Дуглас».

В 50х годах ташкентский авиазавод обратился к КБ Антонова с просьбой помочь в решении проблемы полётов в горах на большой высоте. Результатом сотрудничества стала модификация Ли-2В (В-высотный). Считается, что работы в этом направлении в дальнейшем помогли при конструировании уникального самолёта Ан-32, специально предназначенного для полётов в горах на большой высоте.[источник не указан 183 дня]

После войны самолеты данного типа продолжали пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях. Их списание началось во второй половине 1950-х с заменой их на Ил-12 и Ил-14. Последние самолёты Ли-2 были сняты с эксплуатации в СССР в конце 1970-х.

Аэродинамическая схема

Двухмоторный поршневой низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом и однокилевым оперением.

Тип

Средний транспортный самолёт

Лётно-технические характеристики

Ли-2
Лисунов Ли-2:
Параметр Показатель
Длина, м 19,66
Размах крыла, м 29,98
Высота хвоста, м 5,16
Площадь крыла, м² 91,7
Двигатели   Два М-62ИР
Мощность 2х1000 лс.
Макс. скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 290
Дальность полёта, км 2560
Фюзеляж    Узкий
Высота полёта, м 7350
Взлётный вес, кг 7700
Макс. взлётный вес, кг 10500

Модификации

Советский Союз
ПС-84 Основным вариантом самолета был пассажирский ПС-84 (Ли-2П) (Пассажирский Самолёт) с 14—28 сидячими местами.
Отличия от DC-3: уменьшенный размах крыла, меньшая масса без груза, боковая дверь на правой стороне и менее мощные двигатели
Ли-2 Военный транспортировщик с дополнительным оружием для защиты (название с 17 сентября 1942)
Ли-2Д Версия ЛИ-2 для сброса парашютистов (1942), 1 шт. 12,7 мм (иногда 7,62 мм иногда спаренный) оборонительный пулемёт в верхней части фюзеляжа
Ли-2ВВ Версия бомбардировщик (Военный Вариант) ЛИ-2 (1942), 4 × ФАБ-250 (1т) или 2 × ФАБ-500+2хФАБ-250 (1,5т) или с перегрузом — 4 × ФАБ-500 (2т), 1 шт. оборонительный пулемёт в верхней части фюзеляжа и 2 шт. 7,62 мм оборонительных пулемёта в задних боковых частях фюзеляжа
Ли-2В Версия самолёта для наблюдения погоды, для больших высот (1956), с двигателями АШ-62ИР, снабженными турбокомпрессорами ТК-19 и винтами АВ-7НЕ-161.
Югославия
Li-3 ЛИ-2 с оригинальными двигателями DC-3 типа Pratt & Whitney R-1830
Польша
Li-2T(sb) Учебные бомбардировщики на базе ЛИ-2

Аварии и Катастрофы

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
29.10.1941 ПС-84 № 1841608 Пензенская/Ульяновская области, в 25 км от Кузнецка 17/17 неизвестно
17.11.1942 Л3965 Красноярск 20/20 погодные условия, ошибка экипажа [1]
03.06.1943 Л3932 Московская область, недалеко от а/п Чкаловский 6/? отказ техники
14.07.1943 Л4035 Калининская область, 30 км к югу от п. Максатиха 0/? отказ техники
14.01.1946 Л4150 Орловская область, близ села Нетрубеж, Колпнянский р-н 22/22 погодные условия, ошибка служб УВД [2]
22.03.1946 неизвестен Камчатская область, Чукотский национальный округ, 85 км от Анадыря ?/? ошибка экипажа
05.11.1946 Л4181 Московская область, близ дер. Ямищево, Звенигородского (ныне Одинцовского) р-на 5/5 ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
05.11.1946 Л4207 аэропорт Внуково (Москва) 1/26 ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
09.11.1946 Л4145 Башкирская АССР, Уфа 6/7 ошибка экипажа, отказ техники
04.12.1946 н.д. Иран, Мешхед 24/24 взлет, неизвестно
21.06.1947 Л4138 Черное море, Каркинитский залив 8/25 отказ техники
13.08.1947 YR-TAV Бухарест 3/? посадка, неизвестно
21.11.1947 YR-TAI Румыния Plouznice, Lomnice nad Popelkou 13/26 ошибка экипажа
27.11.1947 YU-BAD Черногория, Титоград 22/22 ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
30.12.1947 Л4214 Челябинская область, 20 км севернее Златоуста 6/6 ошибка экипажа, ошибка служб УВД
23.04.1948 Л4437 1/? ошибка экипажа, ошибка при техническом обслуживании
24.04.1948 Л4460 Иркутская область, близ Мамакчана 28/29 ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
26.05.1948 SP-LBC Польша, близ Поповице 0/? неизвестно
04.09.1948 Л4498 аэропорт Быково (Москва) 6/24 ошибка экипажа
12.10.1948 Л4658 Иркутская область, 25 км от дер. Паршино, Киренский р-н 4/4 отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
25.10.1948 Л4500 Северный Кавказ 18/18 ошибка экипажа, ошибка служб УВД
18.11.1948 Л4275 Таджикская ССР, 31 км от Ленинабада 4/5 ошибка экипажа, ошибка служб УВД
22.11.1948 Л4463 Якутская АССР, река Колыма, близ пос. Рыжово, Среднеколымский р-н 23/26 ошибка экипажа
29.04.1949 Л4464 Иркутская область, г. Окунь, 117 км восточнее Киренска 14/24 ошибка экипажа
01.11.1949 HA-LIK Венгрия, а/п Pécs/Pogany 6/7 ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
05.01.1950 неизвестен Свердловская область, г. Свердловск, а/п Кольцово 19/19 погодные условия, ошибка экипажа
29.03.1950 SP-LBA Польша 0/? неизвестно
13.08.1950 Х955 Магаданская область, 18 км северо-восточнее пос. Каньон, 72 км северо-западнее аэропорта пос. Сеймчан 5/5 ошибка экипажа, ошибка служб УВД
07.11.1950 Н359 полярная станция СП-2 0/? взлет, ошибка экипажа
15.11.1950 YR-TAA Румыния 0/? неизвестно
12.08.1951 Л4314 а/п Вилюйск 2/15 уход на второй круг, ошибка экипажа, отказ техники
15.11.1951 SP-LKA Польша, 16 км к Юго-Востоку от а/п Лодзь 18/18 ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
XX.11.1951 SP-LBE Польша 0/? неизвестно
27.12.1951 Л4228 Якутская АССР, близ Намцов 20/20 ошибка экипажа, отказ техники
03.05.1952 Л4602 Якутская АССР, 95 км северо-западнее а/п Хандыги 4/4 ошибка экипажа, погодные условия
19.05.1952 SP-LBD Польша, около Совина 0/? неизвестно
14.11.1952 Х1011 а/п Черский 0/4 ошибка экипажа
23.01.1953 Ж125 Якутская АССР, близ аэропорта Батагай 0/5 взлет, ошибка экипажа
20.07.1952 Х1014 Якутская АССР, близ пос. Зырянка 0/16 взлет, ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции
10.08.1959 54795 Хабаровский край, р-н реки Коврик 9/9 выполнение авиаработ, ошибка экипажа, незаконное вмешательство в деятельность авиации
10.08.1959 04210 Чукотский АО, мыс Шелагский 7/10 выполнение авиаработ, ошибка экипажа
05.05.1960 84609 Хабаровский край, хребет Джугджур 5/5 отказ техники, погодные условия, ошибка служб УВД
22.09.1961 16154 Якутская АССР, 95 км западнее Оймякона 6/6 ошибка экипажа, отказ техники
22.02.1962 02 Лаос, Фонсаван 4/6 боевое воздействие. Самолет и экипаж 338 втап выполняли полеты с территории Северного Вьетнама для доставки грузов движению Патет-Лао. Был раскрашен в цвета ВВС Лаоса. На 151-ом вылете обстрелян с земли и поврежден. Сумел дотянуть до аэродрома, но при посадке разбился.
24.05.1962 54997 Горьковская область, 7 км юго-восточнее а/п Горький (Стригино) 20/21 отказ техники
18.12.1962 84603 Якутская АССР, 25 км от а/п Олёкминска 4/4 заход на посадку, ошибка экипажа
29.01.1964 54818 а/п Нуха (Шеки) 1/22 взлет, ошибка экипажа
02.01.1965 64842 а/п Дарваза 28/28 взлет, ошибка экипажа, отказ техники
25.03.1966 65710 Московская область, 12 км юго-восточнее Раменского 9/9 отказ техники, недостатки в конструкции
12.10.1967 16150 Якутская АССР, близ Алдана 5/5 заход на посадку, причины неизвестны
19.10.1967 04227 Красноярский край, близ а/п Красноярск 4/4 заход на посадку, причины неизвестны
13.01.1969 н.д. Украинская ССР, Близ Белогорска, Крымская область 5/6 ошибка экипажа
17.02.1970 21504 а/п Ленинград (Шоссейная) 1/1 ошибка экипажа
05.03.1970 58340 , РСФСР, Иркутская область, г. Усть-Кут нет получил серьезные повреждения при взлете в результате смещения груза (мешки с цементом) и потерпел крушение в районе ближнего привода.[4]
03.05.1973 04244 Арктика 0/7 При посадке было повреждено шасси, эвакуировать самолёт не удалось[5]
07.09.1973 48982 Кировская область, близ Кирова 8/8 причины неизвестны
10.10.1973 71209 а/п Ташауз 5/5 взлет, ошибка экипажа, отказ техники
22.03.1974 73960 Кировская область, близ а/п Киров 3/3 взлет, ошибка экипажа, отказ техники
13.11.1974 08823 Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, близ села Харат 1/8 пожар в грузовом отсеке самолета
16.06.1976 13345 Удмуртская АССР, близ Каракуля ?/? отказ техники
26.06.2004 01300 Московская область, пос. Мячково 4/5 отказ техники

Интересные факты

Ли-2 в Монино
  • Существуют самолёты Ли-2, установленные на постаменте в качестве памятника: в частности, в аэропорту Елизово (Петропавловск-Камчатский), в городе Байконур[6], Салехарде, Комсомольске-на Амуре [7], поселке Черский, посёлке Храброво Калининградской области.
  • Последний в мире летающий самолёт Ли-2 (бортовой номер 01300 ФЛА РФ) уничтожен в катастрофе вблизи аэродрома Мячково 26 июня 2004 года, в которой погибло 4 человека, повреждено 3 жилых дома в деревне Заозерье. [8] Ли-2 с заводским номером 23441605 был выпущен в транспортном варианте в 1952 году на Ташкентском авиационном заводе. 20 лет он применялся в Центральном аэроклубе им. Валерия Чкалова ДОСААФ СССР для перевозок сборных СССР по самолетному, планерному, парашютному спорту. Налёт воздушного судна составил 6587 часов 37 минут, 3000 посадок и 5 капитальных ремонтов, затем самолёт был списан и хранился на Тушинском аэродроме в Москве. В марте 1992 года группа энтузиастов приступила к восстановлению Ли-2, 13 ноября 1992 года самолёт с разрешения Лётно-испытательного института им. Громова вновь поднялся в воздух.

Ли-2 в кино

Самолёт Ли-2 или ПС-84 можно увидеть во многих фильмах 1940-х — 1950-х годов или в фильмах о событиях тех лет. Появление этого самолёта в кадре создаёт у зрителя однозначную привязку к этой исторической эпохе. После снятия последних самолётов с эксплуатации в конце 1970-х, в фильмах снимались или только стоящие самолёты, или компьютерные модели.

  • Максим Перепелица (фильм 1955 года) — Ли-2Д используются для массированной выброски воздушного десанта во время учений (1950-е).
  • Офицеры (фильм) (1971) — на Ли-2 улетает герой В. Ланового комдив Варрава после встречи с Любой (конец 1930-х).
  • Семнадцать мгновений весны (сериал) (1973) — Ли-2 изображает немецкий самолёт, из которого выходит герой В. Ланового — генерал Карл Вольф (1945 год).
  • Сволочи (фильм) (2005) — Ли-2 показан в ролях транспортного и десантного самолёта (1943 год).
  • Перегон (фильм) (2006) — Ли-2 изображает своего прототипа — Douglas DC-3, который увозит американских лётчиков-перегонщиков обратно в США (1943 год).
  • Воздушный извозчик (фильм) (1943)

Примечания

  1. под обозначением URSS-M25 эксплуатировался на линиях Москва-Прага, Москва-Берлин. Разбился в 1938 году недалеко от Бухареста
  2. «Перед началом летней воздушной навигации». Известия № 85 (7461) от 11 апреля 1941 года
  3. Лисунов Борис Павлович
  4. CCCP-58340 Accident description. Aviation Safety Network. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012. Проверено 11 октября 2010.
  5. Авария во льдах Арктики // airforce.ru
  6. Самолёт Ли-2 в городе Байконур
  7. Русские Ли-2 на сайте dc3history.org
  8. Пике на деревню

Ссылки

  • 40 фотографий Ли-2 из Музея в Монино
  • Ли-2
  • Ли-2 (средний транспортный самолет)
  • Средний транспортный самолет Лисунов

Google Maps  KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

  • [3] — катастрофа ЛИ-2 в Красноярске 17 ноября 1942 года
  • Погиб на взлете. ЛИ-2 в Игарке, статья о полярных летчиках

См. также

Tags: Ли-2 пс-84, ли-2 боевое применение, ли-2 описание.