Momotik.ru

Народный проект

Метки: Минакова зоя 1946 новосибирск затулинка, минакова ксения ярославль.

А́нна Станисла́вовна Минако́ва (род. 30 мая 1985, Светловодск, Украинская ССР) — русская поэтесса, дочь поэта Станислава Минакова. Музыкант и художник.

Содержание

Биография

Живет в Харькове (Украина). Окончила девять классов Харьковской средней школы № 54, восемь классов Детской школы искусств № 2 имени П.Чайковского (педагог по классу специального фортепиано Л. Н. Чернова), с четырёх лет посещала художественную студию «Сто фантазий» (педагог Н. В. Кулинич).

В 2004 г. закончила с отличием фортепианное отделение Харьковского музыкального училища им. Б. Н. Лятошинского (педагог А. Д. Самсоник).

В 2009 г. — магистр искусств, закончила с отличием музыкальное отделение Харьковского государственного университета искусств им. И. П. Котляревского (специальность «фортепиано и орган», педагог — заслуженный деятель искусств Украины Н. А. Мельникова).

Лауреат Всеукраинского конкурса пианистов им. Г. Г. Нейгауза (2002). Участник программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Рисунки экспонировались в Русском музее (Санкт-Петербург), Музее современного русского искусства (Джерси Сити, США), Российском государственном музее природы (Москва), Центральном доме работников искусств (Москва), на выставках в Харькове. В работе использует малые графические формы с применением преимущественно фломастеров, карандашей, гелевых ручек, туши, бумаги, коллажирования.

Автор книг и подборок стихотворений, опубликованных в различных изданиях (журналах, альманахах, газетах, антологиях) Харькова, Москвы, Киева, Мюнхена, Оттавы, Брюсселя, Белгорода, Северодонецка, Владивостока, Нью-Йорка, Хабаровска, на множестве сайтов в Internet.

С 2010 г. — литературный соредактор (вместе со Станиславом Минаковым) журнала об искусстве для школьников, педагогов и родителей "Введенская сторона" (Старая Русса, Россия).

Участница международных литературных фестивалей: Международного фестиваля поэтов «Гилея» (Киев, 2001), Международного молодежного фестиваля поэтов «003» под эгидой журналов «Арион», «Новая юность», «Новый мир» и правительства Москвы (Домик Чехова, Москва, 2003), фестивалей современной поэзии имени Чичибабина и «Двуречье» (Харьков), «Каштановый дом» (Киев) и Волошинского (Коктебель).

Стихи А. Минаковой переведены на украинский С. Жаданом (сборник «Готели Харкова», Фолио, 2008).

А. Минакова пишет также прозу (опубликована в журнале «©оюз Писателей» (2009), черкасском альманахе «Пушкинское кольцо» (2006), владивостокском альманахе «Сихотэ-Алинь» (2007), харьковском "Лава" (2011), харьковских газетах.
Как журналист публикует статьи о классической и современной музыке в периодических изданиях Украины, России и в Интернете.

Эпизодически занимается иллюстрированием книг и созданием анимационных фильмов.
Анне Минаковой посвящены биобиблиографические статьи — в книгах С. Чупринина «Зарубежье. Русская литература сегодня» (Москва, 2008), «Писатели Харькова» (Харьков, Майдан, 2003), литературно-критические статьи в разных изданиях («Литературная газета», «Новый мир», «Знамя», «Дальний Восток», «Московская правда», газеты «2000», «Правда Украины», «Живой журнал» (Киев), в Интернете и мн. др., радио- и телепередачи (Харьков, Москва).

О стихах А. Минаковой писали А. Дмитриев, И. Евса, «Заметки о поэзии» от 9 апреля 2003, М. Галина, А. Поляков, Ю. Кабанков, Л. Чумакина, Г. Стариковский, И. Скородинский «Явление Анны Минаковой виртуальному народу», А. Нитченко и др.

Участие в организациях

Член Национального союза писателей Украины,(2005).
Союза писателей России (2006).

Премии

Всероссийская литературная имени С. Есенина «О, Русь, взмахни крылами...» (Москва, 2005, номинация «Русская надежда») — за книгу «Ода радости».
Гран-при и Золотая медаль Всеукраинского конкурса молодых поэтов им. Леонида Киселева (Киев, 2005).
1 премия литературного конкурса «Сады лицея» (Москва, 2004, «ЛГ», ИЖЛТ) в номинации «Поэзия».
«Новые имена Украины», в номинации «Литература» (Киев, 2002).
Финалист литературного конкурса «Илья-Премия» (Москва, 2005).
Лонг-лист премии «Дебют» Международного фонда «Поколение» (2002) в номинации «Поэзия».
Специальная стипендия Фонда памяти Евгения Кушнарева (Харьков, 2009).
Диплом от Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в конкурсе «Православная моя Украина» (2009, к 1020-летию Крещения Руси, «за развитие современной духовной литературы, направленной на утверждение Православной Веры и Святой Церкви»).
3-я премия на Х Международном фестивале поэзии на Байкале (Иркутск, 2010) в номинации " Видеопоэзия" — за авторский анимационный ролик на собственное стихотворение "Облака".
Гран-При на IV Международном фестивале поэзии «Синани 2010» в Ялте.
Диплом VIII Международного литературного Волошинского конкурса (2011) в номинации "Видеопоэзия".
Литературная премия им. Б. Чичибабина, Харьковского горсовета и Международного фонда памяти Чичибабина, — за книгу "Сны стеклодува" (и книга, и премия - Харьков, 2011).

Библиография

Книги:
«Золотая зола» (Харьков, Крок, 2000), стихотворения и цветные рисунки, предисловие Андрея Дмитриева;
«Дорогое моё» (Харьков, Крок, 2002);
«Ода радости. Стихи и рисунки», (Москва, Поэзия.ру, 2004), предисловие Андрея Полякова (Симферополь), послесловие Юрия Кабанкова (Владивосток).
«Всеобщая история музыки» (Москва, ЭКСМО, 2009). Автор-составитель, в соавторстве с С. Минаковым.
«История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления» (Москва, ЭКСМО, 2010) Автор-составитель, в соавторстве с C. Минаковым.
«Сны стеклодува». Стихи, проза, рисунки. Статья Андрея Нитченко. (Харьков, Фолио, 2011)

Сборники и альманахи:
«Artes poeticae» (Харьков, «Лествица Марии», 2000 год), «Сады лицея» (Москва, ИЖЛТ, 2000), «Анатомия ангела» (Москва, О. Г. И., Междунар. Фонд «Поколение», 2002), антология «Киевская Русь. Современная русская поэзия Украины» (Мюнхен, Tolstoy-Bibliotek, 2003), «XXI поэт. Снимок события» (Москва, Изд. Р. Элинина, Междунар. Фонд «Поколение», 2003), альманах «ДвуРечье. Харьков-Санкт-Петербург» (Харьков, Крок, 2004); молодежный альманах «Левада» (Харьков, «Крок», 2002, 2003, 2004, 2005); «Между печалью и ничем» (сборник стихотворений участников Харьковского фестиваля имени Б. Чичибабина; Харьков, Междунар. фонд памяти Б. Чичибабина, Эксклюзив, 2004), «Звучащий свет» (сборник стихотворений участников Харьковского фестиваля имени Б. Чичибабина; Харьков, Междунар. фонд памяти Б. Чичибабина, Эксклюзив, 2005 «А когда настанет завтра, прозвенит ли моё слово… Международному фонду памяти Б. Чичибабина — 10 лет» (Харьков, Ексклюзив, 2006), «Нам не дано предугадать. Выпуск 2» (Mir collection, Нью-Йорк, 2006); альманах «Илья» (Москва, 2006); литературно-художественный юбилейный альманах «ДвуРечье» (Харьков, 2004), «Сихотэ-Алинь» (Владивосток, 2006), альманах «Готелі Харкова» (Перевод на укр. яз и составление С. Жадана, Харьков, Фолио, 2008), антологии "Русская поэзия XXI века" (Москва, Вече, 2009), альманахе «Лава» (Харьков, 2010, 2011).

Журналы:
«Континент» (Москва, № 125, 2005), «Соты» (Киев, 2001), «Новая юность» (Москва, № 2, 2003; №_ 2008), «Арион» (№ 4, 2008), «Харьков: Что? Где? Когда?» (2001, 2002, 2003), «Слобожанщина» (Харьков, № 25, 2003); «Дальний Восток» (№ 5, 2007), молодёжный православный «Ковчег» (2005), журнал «Стороны света» (Нью-Йорк, № 2, 2008), «©оюз Писателей» № 11 (№ 1, 2009).

Газеты:
«Литературная газета» (Москва, № 7, 2003), «Слобода», ««Русская Оттава» (Канада, 2005), «Новая демократия» (Харьков, 2005—2007).

Цитаты

"Аня Минакова — очень, очень талантливая девочка, на удивление! Чудесны её рисунки — яркие, живые, волшебные, сказочные. Но больше всего мне понравился «Мой брат» — прямо фаюмский портрет; и «Пушкин»; и «Натюрморт с грушами». И стихи тоже удивительные, особенно — «Дотронулась до старых пыльных складок…», «Обложной, облыжный…», «Вечерняя звезда взошла над кедрами…», «Хвостом виляет кот кудлатый…», «Краков I».
Александр Кушнер, поэт, лауреат Государственной и Государственной Пушкинской премий России, Международной Пушкинской премии им. А. Тёпфера, премии «Поэт», 2001

"Вспомню древних китайцев: «Когда мастерство рисовальщиков достигает совершенства — их рисунки неотличимы друг от друга». Аня Минакова в стихах уже (!) достигла такого совершенства. Захолонуло сердце: как хорошо! Спасибо Анне, …что приоткрывает щёлочку для радости в чёрном занавесе нашей бытийственности! Прямо отроковица-Цветаева какая-то! И: что дальше-то будет? Воистину — золотая зола! Ну да Моцарт тоже пришёл в мир готовеньким, не то что мы, грешные, пыхтя взбирающиеся на иллюзорный Олимп… Сквозь чистейшей воды линзу Поэзии проглядывает у Анюты сугубая (в смысле усугубляющая) философия, о которой она наверняка (и к счастью!) сознательно покуда не ведает. Взять хоть «переспелый космос, абрикос — с косточкой-геоид, что внутри». Или «Я услышала новость и наступила старость…»; это ведь о проникающей радиации времени, пожирающей на своём безумном пути всё, что не от Духа (для которого ничто не новость!). Ах, как она чует сердцевину слова, вгрызается, разламывает его — аж сок брызжет! И всё это — эдак мимоходом, между прочим, не напрягаясь, не впрягаясь в филологию («тонизирующая - то не зимородок» и т. п.). Вот пример того, как поэт исподволь заставляет любить себя, всё это «дорогое моё», не имея такой задачи в своей свирельной башке.
Юрий Кабанков, поэт, член правления Союза Писателей России, член Русского ПЕНа, доцент факультета философии и теологии Дальневосточного государственного университета, 2004 (книга "Ода радости")

Написанное Анной Минаковой вынуждает предъявлять гамбургский счет. Минакова начинает в поэзии настолько эффектно и не по-детски виртуозно, что в пору вспомнить стихи юных Леонида Губанова и Владимира Алейникова, основателей СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев) в 60-е годы. «Золотая зола» Минаковой вообще представляется золотым яичком, высиженным поэзией Владимира Алейникова образца начала 60-х. Есть какая-то еле уловимая мистическая связь между суггестивной лирикой Алейникова и Минаковой.
Андрей Дмитриев, поэт, газета «Объектив-Но», Харьков, 9 августа, 2001

«Анина книжка выстроена по всем правилам музыкального сочинения: заявленные темы уходят в нужный момент, дабы явиться нам в наиболее пригодный для них момент и как раз в самом выгодном для них месте; строка живет исключительно музыкой: не столько словом, сколько звуком, ее надломы отзываются естественным эхом в графической линии…
Когда она пишет „Где была семьсот лет назад и три года назад“, я разом вижу ее позавчерашнюю, для которой, что тыща лет назад, что — сто, все было едино, и тут же — ее сегодняшнюю, для которой нечто важное случилось именно три года назад — не раньше и не позже. То же самое и в том случае, когда через звуковую гамму „Чая“ она доходит до смысловой стычки вечного и сиюминутного: „Иль комар всосал всю радость?“. Так сказала бы великая Сапфо, доживи она до комара наших дней…
Как хорошо, что книжка названа „Ода радости“: славная стыковка с Бетховеном, чьи пианистические штучки явно прошлись по ее звуку, и еще с той тоской по живой радости, которую мы все испытываем. Но радость (что, действительно, радостно) в книжке какая-то тихая — естественно интеллигентная, смущающаяся саму себя…
Конечно, это новый звук при старом — вечном для поэта — поведении…
Что касается мастерства, то оно нарастет, и я верю, что Анечка не позволит ему подмять под себя ту чистоту, которая отличает ее сегодня от тех тысяч юных стихотворцев, которых пасет Дима Кузьмин. Одна Анина строка — „Я услышала новость, и наступила старость“ — погребает под собой все многостраничные кузьминские „новости“.
Поздравляю и Аню, и ее близких, и, конечно, себя, истосковавшегося по такой книжке!»
Анатолий Кобенков, поэт, 15 октября 2005, частное письмо

«Нет ничего печальней расставания с тем, что полюбил. У меня такое же чувство, каждый раз, когда я закрываю эту тоненькую книгу, сделанную как бы специально для того, чтобы её всегда хотелось держать на столе, носить с собой. Это книга художника в высшем, синкретическом смысле, то есть, человека (существа), для которого творчество — не род деятельности, не совокупность рецептов воздействия на кого бы то ни было, даже не подчиненность высоким целям, понятым с той или иной степенью знания, а благодать, пронизывающая любую деятельность, любой поступок и любой акт самовыражения, будь то линия на бумаге, гармонический звук, значащее слово…
При всей гармонизированности, аллитерированности стихов (обильной, но нисколько не навязчивой) Минакова сохраняет живость и „бойкость“ речи. Она болтает, восклицает, кувыркается, плещется.
Пожалуй, во всей книге не найти стихотворения, в котором не было бы неологизма, какого-нибудь удивительного переворота речи, оригинального речения, легкой перестановки. Впечатление ярмарочности, какого-то рождественского колядования, укорененности одновременно в современности и в древней народно-песенной культуре, в рок-мотивах и мотивах духовного стиха или выкликания Петрушки.
Богатство словаря, вкрапление украинизмов, чуткость к интонации и разнообразие форм выражения характеризуют эти стихи…
Точнее — я не могу определить, что первично в этих стихах — радость, боль? Все настолько слито — и раскрытые миру глаза и одно огромное объятье, и глубокая задумчивость. Есть преодоление этого разграничения, или попросту — честность и чуткость к тому, что его нет. Вообще, точность описания психологических состояний. Точнее — не описания, а неудержимого и точного проговаривания этих состояний — одно из наиболее ценных качеств поэзии Минаковой…
Может быть, это самые живые стихи из всех, с которыми удалось встретиться за последнее время… Вообще, пение, а не речь — главное определение этих стихов. Не „логос“, „дискурс“, и т. д., а гимн, молитва, песнь, плач. Это тоже редкое свойство.
Кажется, это какое-то еще не принятое всерьёз большое явление. Время покажет, способно ли оно противостоять утомляющей замкнутости пространства и атрофии зрительного нерва современной поэзии… И, пожалуй, главное, что отличает стихи „Оды радости“, стихо-творение почти без оглядки на то, „как должно“, „как продвинуто“, черпанье „криков-песен и песен-песен“ из первоисточника, из собственного существа, не утратившего связь с тем, что выше него. Здесь другое „должно“. Здесь отпадает вопрос о следовании или не следовании традиции. Если есть традиция одушевлять сотворенное, быть поэтом „до костей мозга“, то да — это следование традиции. Традиция — не размеры, не формы, не качество высказывания, а отношение к бытию, его качественное представление, и оно у поэта не разрушено, не превращено в случайные и бессмысленные фрагменты, а целокупно, вихреобразно, красочно, хоть порой печально.
Когда открываешь эту книгу, ловишь себя на том, что на лице появляется улыбка. Автор передает её тебе, несмотря на всю неоднозначность и иногда мучительность своего состояния. Это бескорыстие по отношению к миру, отсутствие обиды, прощение, свет. Неужели мажор, неужели наконец-то…
Минакова — случай, когда имеешь дело не только с автором, позицию, способности и способы выражения которого нужно подвергать анализу, но и с безусловным заступничеством за него неявного, вневременного, бесконечно высокого, велевшего ему быть. Либо разговор о любых стихах сводится к этому, либо не происходит ничего. Остается „литературный процесс“ и утомление… В Минаковой есть эта последняя правота и необходимость, невозможность этим стихам не быть, их неизымаемость из мира, где они уже появились. Да, именно тот случай…»
А. Нитченко, поэт, о книге «Ода радости»: «Неужели мажор?» («Дальний Восток», № 6, 2007)

Ссылки

  • Стихи Анны Минаковой в Журнальном зале
  • Стихи Анны Минаковой в журнале «Стороны света» (США)
  • Л. Чумакина про книгу А. Минаковой «Ода радости». «Девочка и Клодель»
  • Графика А. Минаковой на сайте визуального искусства «Иероглиф»
  • Анимационные фильмы А. Минаковой на Youtube

Некоторые статьи А. Минаковой:

  • Пол Маккартни — повелитель дождя
  • О виолончелисте А. Князеве
  • О XIII Международном конкурсе имени Чайковского, 2007
  • Статьи А. Минаковой на сайте агентства "Русская линия"



Tags: Минакова зоя 1946 новосибирск затулинка, минакова ксения ярославль.