Momotik.ru

Народный проект

Метки: Министерство путей сообщения официальный сайт, министерство путей сообщения архив, министерство путей сообщения российской империи, министерство путей сообщения вакансии москва ржд, министерство путей сообщения железных дорог, министерство путей сообщения свердловской области, министерство путей сообщения российской федерации сайт.

Министерство путей сообщения — орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. В СССР и РФ Министерство занималось исключительно железнодорожным транспортом.

Флаг МПС Российской империи до 1870 года
Флаг МПС Российской империи с 1870 года

Содержание

История образования

Датой образования МПС России считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась ещё в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства.

При Петре I столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. Была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. Перенос столицы привёл к необходимости строительства новых путей сообщений для новой столицы: в первую очередь в 1709 году заработала речная Вышневолоцкая водная система, а во вторую — в 1712 году начато строительство тракта Санкт-Петербург ↔ Москва, для чего учреждена Канцелярия перспективной дороги, к которой в 1742 году перешли функции наблюдения за сухопутными дорогами от Коммерц-Коллегии, а, после того, как в 1746 году она была достроена, в 1748 году она назвалась Комиссией о дорогах в Государстве, которая в 1755 году образовала Канцелярию строения государственных дорог[1].

В 1798 году император Павел I утвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который возглавил Н. П. Румянцев. При Румянцеве в департаменте был расширен отдел «по учебной части». Николай Петрович осознавал остроту дефицита инженеров-строителей, требующихся для ускоренного строительства путей сообщений. Он выдавал рекомендации для обучения группы специалистов в Англии и Франции, с другой стороны приглашал в Россию ученых и инженеров для проектирования и строительства шоссейных дорог, мостов, обводных каналов, каменных устоев и других технических сооружений. Он создал в департаменте первую в России транспортную библиотеку, а также модельный кабинет, с копиями инженерных сооружений и механизмов. Департамент при Румянцеве действовал успешно и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.[1]

  • 20 ноября 1809 года последовал Высочайший манифест Его Императорского Величества по созданию Института Инженеров Корпуса Путей Сообщения.

C 1820 года по 1832 год департамент носил название «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год — Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог.

Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (18421851). В 1862 году были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Московско-Нижегородская железная дорога. К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы. 15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников.

МПС Российской империи

Мост через реку Шуя, Карелия
Фото С. М. Прокудина-Горского

Под руководством Мельникова в МПС была разработана перспективная программа развития сети железных дорог России. Предлагалось строительство Южной дороги — от Москвы до Севастополя; Восточной — от Орла до Саратова; Западной — от Орла через Смоленск, Витебск до Динабурга (Даугавпилса); Юго-Восточной — от Екатеринослава до Ростова. Общая протяжённость сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 году было построено 8125,3 км. Успеху строительства способствовало создание в МПС Управления строительства (1867 г.). В структуре МПС были также образованы: Департамент железных дорог и при нём Техническо-инспекторский комитет (1870 г.), Управление казённых железных дорог (с 1880 г.), Инспекция железных дорог (с 1892 г.). С 1899 года в Санкт-Петербурге начал издаваться специализированный журнал «Железнодорожная неделя».

К 1900 году железнодорожная сеть России составила 44,9 тыс. км; была построена значительная часть Транссибирской магистрали, введён в строй ряд других линий.

В 1913 году эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км; было перевезено 132,4 млн т грузов и 184,8 млн пассажиров.

НКПС

После Октябрьской революции советской власти было необходимо обеспечить централизацию в управлении железнодорожным транспортом. При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения РСФСР (НКПС).

В ходе Первой мировой и гражданской войн было разрушено более 60 % сети, 90 % локомотивного и 80 % вагонного парка. Только к 1928 году удалось в основном восстановить разрушенный железнодорожный транспорт и перевозки довести до объёма 1913 г.

Здание МПС

В 1923 году после образования СССР Народный комиссариат путей сообщения РСФСР был преобразован в общесоюзный Народный комиссариат путей сообщения СССР.

В 1931 и 1932 гг. Советом Народных Комиссаров (СНК) СССР был принят ряд постановлений, направленных на интенсификацию перевозок и улучшение работы железнодорожного и безрельсового транспорта.

В 1932 году было принято решение СНК о реконструкции железных дорог. Этим решением предусматривалось: усиление пути за счёт укладки более тяжёлых рельсов, широкое использование щебеночного балласта, создание мощных паровозов (ФД, ИС), большегрузных 4-осных вагонов, перевод подвижного состава на автотормоза и автосцепку, создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки, внедрение механической и электрической централизации стрелок и сигналов и др.

В 1940 году эксплуатационная длина сети достигла 106,1 тыс. км, перевозки грузов составили 592,6 млн т.

Во время Великой Отечественной войны европейская часть сети железных дорог была полностью разрушена, потеряно 40 % вагонов и 50 % локомотивов. Несмотря на это, железнодорожный транспорт полностью обеспечил военные перевозки и доставку грузов на фронт.

МПС СССР

В 1946 году Народный комиссариат путей сообщения был преобразован в МПС СССР[2].

В 1954 году из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР1992 году преобразовано в концерн «Трансстрой»).

В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалась дальнейшая электрификация, внедрение тепловозной тяги, автоматизация и механизация производств, процессов, реконструкция заводов транспортного машиностроения. Благодаря реализации программы в 1975 году протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн т); 51,7 % перевозок осуществлялось электровозами и 47,9 % тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой.

В 1982 году был предложен план развития железнодорожной отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда.

В 1988 году был достигнут самый высокий уровень объёма перевозок (4116 млн.т. груза и 4395,9 млн пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км. В 1991 году в МПС была разработана третья программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 года, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.

МПС Российской Федерации

Герб Министерства путей сообщения Российской Федерации

20 января 1992 года образовано МПС Российской Федерации.

В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МПС России упразднено. Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.

Часть функций управления переданы в ОАО «Российские железные дороги» (создано 1 октября 2003 года).

Министры путей сообщения России и СССР

(с 20.11.1809 — Главноуправляющие водяных и сухопутных сообщений, с 25.07.1810 — Главноуправляющие путей сообщения, с 29.09.1832 — Главноуправляющие путей сообщения и публичных зданий, с 23.06.1865 — Министры путей сообщения, с 7 ноября 1917 по 1946 — Народные комиссары путей сообщения)

  1. С 1809 г. Принц Ольденбургский, Георгий Петрович
  2. С 1812 г. Деволант Франц Петрович
  3. С 1818 г. Бетанкур, Августин Августинович
  4. С 1822 г. Александр Вюртембергский (1771-1833)
  5. С 1833 г. Толь, Карл Фёдорович
  6. С 1842 г. Клейнмихель, Пётр Андреевич
  7. С 1855 г. Чевкин, Константин Владимирович
  8. С 1862 г. Мельников, Павел Петрович
  9. С 1869 г. Бобринский, Владимир Алексеевич (министр), внук внебрачного сына Екатерины II, генерал, министр путей сообщения с 1869 г. При нём шло усиленное железнодорожное строительство по концессиям, в результате задолженность частных дорог казне возросла до огромных сумм, и министр был уволен.
  10. С 1871 г. Бобринский, Алексей Павлович, генерал, двоюродный брат предыдущего, министр путей сообщения с 1871 г. Считал, что железные дороги должны строиться за счет казны, но против этого возражал министр финансов М. Х. Рейтерн.
  11. С 1874 г. Посьет, Константин Николаевич
  12. С 1888 г. Паукер, Герман Егорович
  13. С 1889 г. Гюббенет, Адольф Яковлевич, служил в Министерстве финансов, затем в Министерстве путей сообщения, министр с 1889 г. Ввел правительственный надзор за тарифами по проезду на частных железных дорогах.
  14. С 1891 г. Витте, Сергей Юльевич
  15. С 1892 г. Кривошеин, Аполлон Константинович
  16. С 1895 г. Хилков, Михаил Иванович
  17. В 1905 г. Немешаев, Клавдий Семенович
  18. С 1905 г. Шауфус, Николай Константинович
  19. С 1908 г. Рухлов, Сергей Васильевич
  20. С 1915 г. Трепов, Александр Фёдорович
  21. С 1916 г. Кригер-Войновский, Эдуард Брониславович
  22. 2 марта — 4 июля 1917 Некрасов, Николай Виссарионович
  23. 11 — 24 июля 1917 Тахтамышев, Георгий Степанович
  24. 25 июля — 31 августа 1917 Юренев, Пётр Петрович
  25. 31 августа — 25 октября 1917 Ливеровский, Александр Васильевич
  26. 28 октября 1917 — февраль 1918 Елизаров, Марк Тимофеевич
  27. февраль 1918 — май 1918 Рогов, Алексей Гаврилович
  28. май 1918 — июль 1918 Кобозев, Пётр Алексеевич
  29. июль 1918 — март 1919 Невский, Владимир Иванович
  30. 1919—1920 Красин, Леонид Борисович
  31. 25 марта — 10 декабря 1920 Троцкий, Лев Давидович
  32. 1920—1921 Емшанов, Александр Иванович
  33. 1921 — 2 февраля 1924 Дзержинский, Феликс Эдмундович
  34. 2 февраля 1924 — 11 июня 1930 Рудзутак, Ян Эрнестович
  35. 11 июня 1930 — 2 октября 1931 Рухимович, Моисей Львович
  36. 2 октября 1931 — 28 февраля 1935 Андреев, Андрей Андреевич
  37. 28 февраля 1935 — 22 августа 1937 Каганович, Лазарь Моисеевич
  38. 22 августа 1937 — 5 апреля 1938 Бакулин, Алексей Венедиктович
  39. 5 апреля 1938 — 25 марта 1942 Каганович, Лазарь Моисеевич
  40. 25 марта 1942 — 26 февраля 1943 Хрулёв, Андрей Васильевич
  41. 26 февраля 1943 — 20 декабря 1944 Каганович, Лазарь Моисеевич
  42. 20 декабря 1944 — 5 июня 1948 Ковалёв, Иван Владимирович
  43. 5 июня 1948 — 14 января 1977 Бещев, Борис Павлович
  44. 14 января 1977 — 29 ноября 1982 Павловский, Иван Григорьевич
  45. 29 ноября 1982 — 26 декабря 1990 Конарев, Николай Семёнович
  46. 8 мая — 26 ноября 1991 Матюхин, Леонид Иванович
  47. 20 января 1992 — 9 августа 1996 Фадеев, Геннадий Матвеевич
  48. 22 августа 1996 — 14 апреля 1997 Зайцев, Анатолий Александрович
  49. 14 апреля 1997 — 12 мая 1998 Аксёненко, Николай Емельянович
  50. 29 мая — 16 сентября 1999 Старостенко, Владимир Иванович
  51. 16 сентября 1999 — 3 января 2002 Аксёненко, Николай Емельянович
  52. 4 января 2002 — 22 сентября 2003 Фадеев, Геннадий Матвеевич
  53. 7 октября 2003 — 24 февраля 2004 Морозов, Вадим Николаевич

Литература

Ссылки

  • История Министерства путей сообщения на сайте ОАО «РЖД»
  • Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798—1898 гг.). — СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения, 1898.— 292 с. на сайте Руниверс

См. также

Примечания

  1. ↑ «Дороги царей»  (рус.). журнал «Урал» 2004 год, № 10. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 29 января 2008.
  2. Закон от 15 марта 1946 года. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик (рус.) // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. — 1946. — № 10.


Tags: Министерство путей сообщения официальный сайт, министерство путей сообщения архив, министерство путей сообщения российской империи, министерство путей сообщения вакансии москва ржд, министерство путей сообщения железных дорог, министерство путей сообщения свердловской области, министерство путей сообщения российской федерации сайт.