Momotik.ru

Народный проект

Метки: Паралитургическая музыка каталония, паралитургическая музыка.

Перейти к: навигация, поиск

Паралитурги́ческая музыка (др.-греч. παρά рядом, при и др.-греч. λειτουργία литургия) — общее название текстомузыкальных форм, близких по стилю (в текстах и музыке) к богослужебным, но не использующихся в официальном (каноническом) богослужении. Молитвословные и поэтические тексты в формах паралитургической музыки являются новосочинёнными (небиблейскими), в типичном случае прославляют Господа Иисуса Христа, Богородицу, христианских святых, библейских пророков, парафразируют ходовые библейские сюжеты. По отношению к паралитургической музыке приемлемо обозначение «духовная музыка», но (за исключением протестантской литургии) неприемлемо — «церковная музыка». Несмотря на широту понятия, учёная традиция ограничивает его применение несколькими жанрами/формами старинной западноевропейской музыки Средних веков и Возрождения.

Паралитургической музыкой считаются все разновидности старинной духовной песни (как правило, монодической) — испано-португальская кантига, итальянская лауда, старинная андалусийская саэта, английская кэрол, французский ноэль. Аналогом западной паралитургической песни на Руси можно считать духовный стих. Немецкая монодическая церковная песня (нем. Kirchenlied) изначально также была паралитургической и называлась «духовной песней» (нем. geystliches lied, в современной орфографии — нем. geistliches Lied), но в результате предпринятой Лютером реформы стала неотъемлемой частью лютеранского богослужения (см. Протестантский хорал)[1].

Также паралитургической считается музыка, написанная по модели традиционных форм/жанров григорианского хорала (например, респонсориев и антифонов). Паралитургическими по существу являются сотни латинских секвенций, которые за немногими исключениями были запрещены Римом; то же относится к гимнам. Авторы паралитургических музыкально-поэтических сочинений, как правило, анонимны. Среди немногих известных авторов — Хильдегарда Бингенская и Пьер Абеляр.

Примечания

  1. Духовные песни (изначально одноголосные, затем многоголосные) составили музыкальную основу и других разновидностей протестанского богослужения (например, спиричуэлс афроамериканских методистов и баптистов).

Ссылки

  • Medieval & Renaissance Music: A Brief Survey

Tags: Паралитургическая музыка каталония, паралитургическая музыка.