Momotik.ru

Народный проект

Метки: Принадлежности часодеям, принадлежности журналиста.

Перейти к: навигация, поиск

Проблема принадлежности Крыма — разногласия между Россией и Украиной относительно принадлежности Крымского полуострова[1]. Проблема возникла в марте 2014 года в связи с фактическим присоединением Крыма к России.

В соответствии с позицией России, Крым и Севастополь с 18 марта 2014 года являются субъектами Российской Федерации[2].

В соответствии с позицией Украины, Крымский полуостров является территорией Украины, которую Россия временно оккупировала[3].

Большая часть стран мирового сообщества считает присоединение Крыма к России незаконным, что отражено в резолюциях ООН, ОБСЕ и ПАСЕ .

История

После депортации крымских татар (1944—1946 гг.) Крымская АССР, образованная в 1921 году, 25 июня 1946 года была упразднена и преобразована в Крымскую область[4].

В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав Украинской ССР[5] со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР»[6]. По мнению некоторых российских исследователей и политиков, Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения РСФСР. Данной позиции придерживался и Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 года принимал постановление № 5359-1 «О статусе города Севастополя» (см. Правовой статус Севастополя).

В ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР[7]. 20 января 1991 года в Крымской области был проведён референдум по воссозданию крымской автономии. В референдуме приняло 81,37 % крымчан, внесённых в списки для голосования. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме[8].

12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики»[9]. В статье 1 было сказано:

«Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».

19 июня того же года упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года[10].

1 декабря 1991 года на всеукраинском референдуме 54 % жителей Крыма поддержали независимость Украины, в то же время прямой вопрос о выходе из СССР в формулировке референдума не содержался.

26 февраля 1992 года по решению Верховного Совета автономии Крымская АССР была переименована в Республику Крым[11], а 6 мая того же года была принята крымская конституция, которая подтвердила данное наименование, а также установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях[12], однако Верховный Совет Украины не утвердил наименование «Республика Крым».

21 мая 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление № 2809-1, которое признавало Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры»[13]. Однако российский парламент уточнил, что из-за конституирования последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области[14] и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения[13]. В 1993 году российский парламент также провозгласил «российский статус Севастополя», ссылаясь на неопределённость в статусе города (см. выше). Эти решения парламента России по Крыму и Севастополю встретили резко негативную реакцию как руководства Украины, так и исполнительной власти России, в то время возглавлявшейся президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным[15].

Так, 23 мая 1992 года МИД Украины направил МИД России ноту, в которой отметил, что принятие российским Верховным Советом постановления о недействительности передачи Крыма Украине рассматривается Украиной как «шаг, идущий вразрез с нормами и принципами международного права и чреватый опасными и непредсказуемыми последствиями», направленный на подрыв принципов территориальной целостности государств и нерушимости границ[16]. Президент Украины Леонид Кравчук охарактеризовал принятое в июле 1993 года решение ВС РФ по Севастополю как покушение на территориальную целостность Украины и нарушение Россией своих международных обязательств[17], а президент России Борис Ельцин заявил, что ему «стыдно за это решение» и надо «постепенно и спокойно решать проблемы Черноморского флота и его города-базы»[18]. В условиях противостояния президента и парламента России, вылившегося осенью 1993 года в разгон Верховного Совета, решения Верховного Совета РФ по Крыму исполнены не были, а принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации упоминания Крыма и Севастополя как субъектов федерации не содержала.

В феврале—марте 2014 года, по мере нарастания политического кризиса на Украине, в Крыму произошли масштабные общественно-политические изменения, повлекшие за собой присоединение большей части полуострова к России. 23-27 февраля была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству России[19].

Местные органы власти в сжатые сроки организовали и провели 16 марта референдум о статусе Крыма, предложив населению Крыма ответить на вопрос о возможности его вхождения в состав России[20]. 17 марта на основании результатов референдума и Декларации о независимости, принятой 11 марта, была в одностороннем порядке провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом, а 18 марта новопровозглашённая республика подписала договор с Российской Федерацией, на основании которого в составе России были образованы новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь[21][22]. 11 апреля Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России[23][24][25].

Украина[⇨] и бо́льшая часть мирового сообщества не признали законность крымского референдума[26] и последовавшее присоединение Крыма к Российской Федерации.[⇨]

Позиции России и Украины

Позиция России

Согласно позиции России, на Крымском полуострове расположены субъекты Российской ФедерацииРеспублика Крым и город федерального значения Севастополь[27], образованные 18 марта 2014 года на основании договора о принятии в состав Российской Федерации независимой Республики Крым, заключённого на основе права народов на самоопределение и исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года[28]. Согласно позиции, выраженной в заявлении МИД России от 1 апреля 2014 года, присоединение Крыма к России явилось следствием внутреннего кризиса на Украине, к которому Россия отношения не имела[29].

Позиция Украины

Согласно позиции Украины, на Крымском полуострове расположены административные единицы Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. На момент распада Советского Союза в 1991 году Крым входил в состав УССР, поэтому односторонний выход Крыма из состава Украины является нарушением принципа территориальной целостности. 15 апреля 2014 года Верховная рада Украины объявила АР Крым и Севастополь «временно оккупированными территориями»

Конституция Украины, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривает права сецессии, соответственно выход АР Крым из состава Украины противоречит Основному закону Украины[30]. Согласно Конституции Украины, вопрос изменения границ Украины должен решаться только на всеукраинском референдуме, назначаемом Верховной Радой Украины[31]. Конституционный суд Украины 20 марта 2014 года признал постановление Верховного Совета Автономной Республики Крым о провозглашении независимости Крыма антиконституционным и объявил о его недействительности, поскольку, согласно статьям 137—137 Конституции Украины, ВС Автономной Республики Крым не обладает полномочиями решать вопросы территориального устройства, конституционного строя и государственного суверенитета республики[31][32]. По мнению Конституционного суда, право на самоопределение на территории Крыма было реализовано его жителями совместно со всем украинским народом во время всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года, по итогам которого Верховная Рада Украины от имени граждан Украины всех национальностей 28 июня 1996 года приняла Конституцию Украины, в которой был провозглашён принцип её территориальной целостности[31]. Кроме того, выход АР Крым из состава Украины противоречит конституции самой АР Крым 1998 года, согласно которой Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины[33].

Правовые аспекты

Выход Украины из Союза ССР

В отличие от ныне действующих Конституций Украины и России, Конституция СССР 1977 года в статье 72 наделяла союзные республики свободным правом на отделение[30]. Выход Украинской ССР из СССР осуществлялся в соответствии с Конституцией СССР и законом СССР № 1409-1 от 3 апреля 1990 года[34] «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»[30]. Согласно статье 2 этого закона, выход республики из Союза ССР мог производиться лишь на основании результатов референдума, проведённого в данной республике[35][30]. Необходимый референдум был проведён в Украинской ССР 1 декабря 1991 года, в результате чего 90,32 % населения проголосовали за независимость Украины.

Статья 3. В союзной республике, имеющей в своём составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»

С другой стороны, на прошедшем 1 декабря 1991 года всеукраинском референдуме избирателям не задавался прямой вопрос о выходе Украины из СССР. Украинские избиратели должны были ответить на вопрос «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?»[36] Сам Акт провозглашения независимости Украины был принят 24 августа 1991 года и также не содержал прямых утверждений о выходе Украины из СССР[36].

Российско-украинский Договор о дружбе и сотрудничестве

31 мая 1997 года в Киеве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной (ратифицирован Федеральным законом от 02.03.1999 № 42-ФЗ), в соответствии со статьёй 2 которого договаривающиеся стороны обязались уважать территориальную целостность друг друга и подтвердили нерушимость существующих между ними границ. Данный договор вступил в силу (статья 39) в день обмена ратификационными грамотами (01 апреля 1999 года) и был заключён сроком на десять лет с возможностью последующей пролонгации на такой же срок, если ни одна из договаривающихся сторон не заявит о намерении его прекратить не менее чем за шесть месяцев до окончания очередного десятилетнего периода (статья 40). Поскольку такое заявление ни одной из сторон не было направлено, действие указанного договора продлено до 2019 года.

Из интервью с Владимиром Рыжковым, депутатом Государственной Думы в 1993-2007 годах, голосовавшим за ратификацию договора:

Крым — не часть России. Крым — это спорная территория, с международно-правовой точки зрения. Более того, мы вообще попали в дикую коллизию — у нас действует договор с Украиной 1997 г., за который я, как тогда депутат Госдумы, голосовал за его ратификацию. Он назывался и называется «Большой договор о дружбе между Российской Федерацией и Украиной». Он был подписан Ельциным, ратифицирован Госдумой, он действует. И согласно этому договору, который действует на сегодняшний день Крым — часть Украины. Он нами не денонсирован, он действует, этот договор. То есть, юридически РФ признаёт, что Крым — часть Украины. И это при том, что мы уже приняли конституционный закон о принятии Крыма, и уже согласно нашей Конституции, Крым — часть России. Но одновременно с этим действует международный договор, где Крым — часть Украины. И одновременно с этим в нашей конституции есть статья, согласно которой международные договоры России, включая российско-украинский договор, имеют приоритет над нашим внутренним законодательством. Абсурдная ситуация.

— Эхо Москвы: особое мнение

Противоречие между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности.

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение — так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.[37]

4 октября 2011 года на заседании ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция № 1832, согласно которой «право этнических меньшинств на самоопределение (…) не предусматривает автоматического права на отделение [и] в первую очередь должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003) о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе»[38].

Позиция международных организаций

В соответствии с позицией международных организаций (в частности, ООН и ОБСЕ), Крымский полуостров принадлежит Украине, а его присоединение к России является незаконным.

ООН

28 февраля 2014 года состоялось первое заседание Совета Безопасности ООН, поводом которому послужило Письмо Постоянного представителя Украины при Организации Объединенных Наций от 28 февраля 2014 года на имя Председателя Совета Безопасности (S/2014/136). Заседание было закрытым[39]. Дальнейшие заседания Совбеза ООН по рассмотрению Письма от 28 февраля 2014 года (S/2014/136) были открытыми, с 1 по 19 марта СБ шесть раз собирался по этому вопросу[40][41][42][43][44][45]. На заседании 15 марта 2014 года на голосование был поставлен проект итоговой резолюции, но она не была принята, так как Россия воспользовалась своим правом вето постоянного члена Совбеза ООН[46][47].

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о территориальной целостности Украины. За документ проголосовало 100 стран-членов ООН, против — 11, воздержалось — 58.

Резолюции Генеральной Ассамблеи имеют рекомендательный характер и не являются обязательными для выполнения[49].

В резолюции подчёркивается, что «референдум, проведённый в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имея законной силы, не может быть основой для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя»[49][50].

ОБСЕ

1 июля 2014 года Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) поддержала проект резолюции, осуждающей действия Российской Федерации в отношении Украины. За соответствующее решение проголосовали 92 делегата, против — 30, воздержались — 27[51].

В резолюции осуждается «очевидное, грубое и неисправленное нарушение хельсинкских принципов Российской Федерацией в отношении Украины, в том числе особо вопиющее нарушение суверенитета и территориальной целостности этой страны»[51].

Согласно резолюции, ОБСЕ считает состоявшийся в Крыму 16 марта 2014 г. референдум нелегитимным и призывает все государства-участники отказываться от признания «насильственной аннексии» Крыма Российской Федерацией[51].

ПАСЕ

10 апреля 2014 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию с осуждением действий России по «аннексии» Крыма. За принятие резолюции проголосовали 154 делегата ПАСЕ, против — 26, в том числе представители России, Сербии и Армении, а 14 — воздержались.

В резолюции ПАСЕ решительно осуждает «российскую военную агрессию» и дальнейшую «аннексию» Крыма, являющиеся, по мнению ПАСЕ, явным нарушением норм международного права, в том числе положений Устава ООН, Хельсинкского акта ОБСЕ и основных принципов Совета Европы. В документе также заявлено, что референдум, организованный в Крыму 16 марта 2014 года, не является законным, а явка и результаты не представляются правдоподобными[52].

ПАСЕ также приняла решение лишить российскую делегацию права голоса, запретить россиянам занимать руководящие должности в ПАСЕ и участвовать в миссиях наблюдателей ПАСЕ до конца года. За данное решение проголосовало 145 делегатов, 21 — выступили против, 22 — воздержались[53].

НАТО

     Члены НАТО

19 марта 2014 года Генеральный секретарь Организации Североатлантического договора (НАТО) Андерс Фог Расмуссен заявил, что аннексия Крыма является незаконной и союзники по НАТО не будут признавать её[54].

1 апреля 2014 года на заседании министров иностранных дел государств НАТО было принято решение о приостановлении гражданского и военного сотрудничества с Россией в связи с аннексией Крыма[55].

31 мая 2014 года Парламентская ассамблея НАТО выразила твердую поддержку борьбе украинского народа в защиту независимости его государства и осудила действия России, направленные на дестабилизацию Украины посредством актов «очевидной и неопровержимой» агрессии, также подтвердив голосованием ранее принятое решение об отзыве ассоциированного членства у парламента России[56][57].

Евросоюз

     Члены Евросоюза

18 марта 2014 года президенты Совета Европейского союза Херман Ван Ромпей и Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу выступили с совместным заявлением, в котором указали, что «cуверенитет, территориальная целостность и независимость Украины должны уважаться» и Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) не признаёт ни референдум в Крыму, ни его результаты - аннексию Крыма и Севастополя Российской Федерацией[58].

17 апреля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой осудил агрессию России против Украины, как в Крыму, так и в восточной части страны, заявил о неприятии любой подготовки к незаконным референдумам «по-крымски», выразил полную солидарность с правительством Украины, указал на то, что утверждения России о праве использовать все средства для защиты русского меньшинства в третьих странах не поддерживаются международным правом и противоречат фундаментальным принципам международного поведения в XXI веке, и напомнил, что у правительства Украины есть все возможные средства, включая право на самозащиту в соответствии со статьей 51 Хартии ООН. Также парламентарии призвали Евросоюз поддержать Украину в международных судах в исках, связанных с нарушением Россией её территориальной целостности. Резолюцию поддержали 437 депутатов, 49 — проголосовали против[59].

БРИКС

Страны БРИКС занимают нейтральную позицию[источник не указан 50 дней]. Бразилия, Китай, Индия и ЮАР воздержались при голосовании по Крыму на Генеральной Ассамблее ООН[60], при этом Китай также воздержался и при голосовании в Совете Безопасности ООН[61].

ГУАМ

13 марта 2014 года Совет национальных координаторов ГУАМ подтвердил безусловную поддержку государствами-членами суверенитета и территориальной целостности Украины, а также заявил, что все конфликты на пространстве ГУАМ должны решаться на основе принципов, изложенных в совместной декларации глав государств Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ по вопросу урегулирования конфликтов от 23 мая 2006 года. Также по итогам заседания было объявлено, что государства-члены ГУАМ и далее будут настаивать на необходимости соблюдения суверенитета, территориальной целостности и международно-признанных границ государств как основополагающих принципов поддержания международного мира и безопасности, равно как на том, что референдум относительно статуса Автономной Республики Крым может проводиться исключительно в соответствии с Конституцией Украины[62].

Вишеградская группа

29 апреля 2014 года, совместным заявлением министров стран-участниц, Вишеградская группа осудила аннексию Крыма Россией и действия России, направленные на дестабилизацию ситуации на востоке Украины, и выразила солидарность с украинцами и другими странами — восточными соседями Евросоюза[63].

ИКАО

15 апреля 2014 года Международная организация гражданской авиации (ICAO) подтвердила, что право на аэронавигационное обслуживание полетов в границах Симферопольского района полетной информации, включающего воздушное пространство над Крымом и окружающей акваторией Черного моря, принадлежит Украине[64][65].

4 июля Международная организация гражданской авиации в официальном письменном комментарии подтвердила свою позицию: «Позиция ИКАО не изменилась и по-прежнему отражает позицию ООН, а именно, что территория Крыма находится под контролем Украины»[66].

Евроконтроль

     Члены Евроконтроля

2 апреля 2014 года Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) запретила осуществление авиаперелётов в Крым. В официальном сообщении организации по этому поводу было сказано: «Евроконтроль строго следует Конвенции ICAO о международной гражданской авиации и не признает любые односторонние декларации аэронавигационного обслуживания над какой-либо частью украинского воздушного пространства, исходящие не от украинской власти»[67].

4 апреля Европейская организация по безопасности воздушной навигации выпустила обязательную к исполнению рекомендацию всем авиакомпаниям облетать стороной воздушное пространство Крыма[65].

ФИФА

4 декабря 2014 года Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) официально заявила о том, что поддерживает решение Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) о запрете крымским клубам выступать в российских соревнованиях[68].

УЕФА

4 декабря 2014 года генеральный секретарь Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Джанни Инфантино заявил, что УЕФА запретил крымским клубам выступать в российских соревнованиях с 1 января 2015 года. Также он указал, что УЕФА признаёт Крым специальной территорией, развитием которой будет заниматься непосредственно, а Российский футбольный союз (РФС) не будет иметь права проводить турниры на территории Крыма без разрешения УЕФА и Федерации футбола Украины (ФФУ)[69].

Картографическая политика

  • Национальное географическое общество США исходит из принципа наилучшего изображения реальности. Поэтому на его картах Крым как территория, формально присоединённая Россией, будет окрашен серым цветом со специальной сноской о наличии территориального конфликта[70].
  • В сервисе карт Google Крым для большинства стран обозначен спорной территорией[71]. В российской и украинской версиях сервиса Крым считается частью России и Украины соответственно[72][71]. Согласно распространённому заявлению компании, решения принимаются на основе всестороннего изучения источников[73].
  • OpenStreetMap отображает Крым как спорную территорию, относящуюся и к России, и к Украине.[74]
  • Сервис компании Yandex «Яндекс.Карты» отображает карту Крыма в зависимости от того, какую официальную позицию занимает страна, где находится пользователь. При заходе на yandex.ru из России Крым отображается как её территория. При заходе из Крыма на домене yandex.ua полуостров показан как украинский, а на yandex.ru — как российский. При заходе на yandex.ua с Украины полуостров показан как украинский. Для прочих стран Крым указан российским[71]. Компания объяснила этот шаг так: «Мы работаем для своих пользователей из разных стран и отражаем для них ту действительность, которая их окружает»[75].
  • Bing Maps[76] и HERE показывают, что Крым является частью Украины[71].
  • На картах Mail.Ru Крым принадлежит России[71][77].

Политико-экономическая и военно-стратегическая ценность вопроса

Принадлежность полуострова и судоходство

Россия перестаёт платить Украине за проход российских судов через Керченский пролив. В среднем за проход по Керчь-Еникальскому каналу российские суда платили порядка 15 млн. долларов в год.[78][79]

Природные ресурсы

Ресурсный потенциал побережья Крыма «Черноморнефтегаз» оценивает почти в 2 трлн. куб. м, запасы нефти — более чем в 430 млн. т.[80]


Базирование Черноморского флота. Харьковские соглашения

28 марта 2014 года президент Путин внёс в Государственную Думу предложение о прекращении действия межгосударственных соглашений:

  • Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года,
  • Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года,
  • Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года,
  • Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 года[81].

31 марта Госдума приняла решение о денонсации российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту РФ. Представляя законопроект в Госдуме, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин пояснил, что в настоящее время нет никаких оснований для продолжения действия российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту: «Территория Республики Крым и города федерального значения Севастополь отныне неотъемлемая часть РФ, на которую в соответствии со статьей четвёртой Конституции распространяется суверенитет РФ. Поэтому на сегодня отсутствуют какие-либо основания для продолжения правоотношений по размещению объекта и персонала Черноморского флота РФ на Украине, включая обязательства российской стороны по предоставлению украинской стороне оплаты либо иной компенсации или возмещения»[82].

См. также

Примечания

  1. за исключением части Арабатской стрелки, которая и де-юре, и де-факто относится к Херсонской области Украины
  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: «Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.» (статья 1, ч. 3)
  3. Депутаты защитили права украинцев в оккупированном Крыму - Политические новости Украины - Законопроект поддержали 228 нардепов | СЕГОДНЯ
  4. Закон РСФСР от 25 июня 1946 г. Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
  5. О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР
  6. Наука права. Электронная библиотека
  7. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ СТАТУСЕ КРЫМА
  8. Первый советский плебисцит — всекрымский референдум 1991 года. Справка | РИА Новости
  9. ЗАКОН О восстановлении Крымской АССР
  10. Про внесення змін і доповнень до Конституції від 19.06.1991 № 1213а-XII
  11. О Республике Крым как официальном названии демократического государства Крым
  12. Конституция Республики Крым от 06.05.1992 № 76/а-1
  13. ↑ Постановление ВС России «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году»
  14. Закон РСФСР от 02.06.1954 «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР»
  15. Конституция РСФСР в редакции от 9, 10 декабря 1992 г. / Глава 13-1. Президент Российской Федерации
  16. Письмо Постоянного представителя Украины при ООН Генеральному секретарю организации
  17. Письмо Постоянного представителя Украины при ООН от 13 июля 1993 года на имя председателя Совета Безопасности организации
  18. СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ТРИ ТЫСЯЧИ ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОМ ЗАСЕДАНИИ Совета Безопасности ООН, состоявшемся в Центральных учреждениях, Нью-Йорк, во вторник, 20 июля 1993 года, в 16 ч. 00 м.
  19. Незаконно избранный премьер Крыма подчинил себе силовиков и обратился за помощью к Путину
  20. Крымский парламент принял решение о вхождении Крыма в состав России
  21. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов
  22. Путин, Константинов, Аксёнов и Чалый подписали договор о принятии в РФ Республики Крым.
  23. Республика Крым и Севастополь включены в перечень субъектов РФ в Конституции России. // ИТАР-ТАСС (11 апреля 2014). Проверено 11 апреля 2014.
  24. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации, 11.04.2014
  25. Опубликована Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации, 11.04.2014
  26. Crimea votes to secede from Ukraine in 'illegal' poll // The Guardian
  27. «Статья 65
    1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
    <…>
    Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;…» Конституция Российской Федерации
  28. «Российская Федерация и Республика Крым,
    <…>
    признавая и подтверждая принцип равноправия и самоопределения народов
    <…>
    основываясь на свободном и добровольном волеизъявлении народов Крыма на общекрымском референдуме, проведённом в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, в ходе которого народы Крыма приняли решение о воссоединении с Россией на правах субъекта Российской Федерации,
    принимая во внимание предложение Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь,
    заключили настоящий Договор…» Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов
  29. МИД России | 01.04.2014 | Заявление МИД России в связи с обвинениями в нарушении Россией обязательств по Будапештскому меморандуму от 5 декабря 1
  30. ↑ Украина-1991 и Крым-2014: сравнению не подлежит. Украинская правда (16 марта 2014). Проверено 24 марта 2014.
  31. ↑ КС признал неконституционным постановление ВР Крыма о независимости. УНИАН (21 марта 2014). Проверено 25 марта 2014.
  32. Рішення Конституційного Суду України у справі за конституційним… | від 20.03.2014 № 3-рп/2014
  33. Турчинов отменил декларацию о независимости Крыма и Севастополя. ТСН (14 марта 2014). Проверено 25 марта 2014.
  34. Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» № 1409-1 от 3 апреля 1990 года.
  35. Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года: Справка. РИА Новости (15 марта 2011). Проверено 24 марта 2014.
  36. ↑ Украина не голосовала за выход из СССР. MK.RU (24 августа 2011). Проверено 29 марта 2014.
  37. «Крымское право» или Юридические основания для воссоединения Крыма с Россией. Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 2014. №2 (2014). — «Международным правом признается, что в практике международных отношений бывают такие ситуации, когда тот или иной народ не может осуществить право на самоопределение без выхода из государства, в котором проживает, и образования своего собственного независимого и суверенного государства или перехода в состав другого государства (как это оказалось в случае с Крымом). Такие ситуации наступают, как считается, не только, когда народ находится в колониальной зависимости, но и когда свободный народ или часть населения страны подвергается гонениям по национальному, этническому, культурному признакам. Сохранение народа немыслимо без сохранения его культуры, языка, верований, свойственного ему образа жизни, исторической памяти, святынь. Поэтому под грубым нарушением прав человека, насилием над народом, уничтожением его следует понимать не только геноцид, физическое истребление народа, но и проводимую государственными властями политику искоренения всех перечисленных элементов духовной жизни народа. Государственный переворот, совершенный в Киеве 22 февраля 2014 г., привел к власти радикалов-западников. Первые же их шаги на государственном поприще, первые же заявления показали крымчанам, что искоренение русской культуры, русского языка, исторической памяти русского и украинского народа является едва ли не самой главной целью деятельности этих людей. И с этой точки зрения народ Крыма имел все основания для принятия решения о невозможности обеспечить себе право на самоопределение в рамках Украинского государства»
  38. National sovereignty and statehood in contemporary international law: the need for clarification. Parliamentary Assembly of the Council of Europe.
  39. Отчет о заседании 28 февраля 2014 года S/PV.7123.
  40. Отчёт о заседании 01 марта 2014 года S/PV.7124.
  41. Отчёт о заседании 03 марта 2014 года S/PV.7125.
  42. Отчёт о заседании 10 марта 2014 года S/PV.7131.
  43. Отчёт о заседании 13 марта 2014 года S/PV.7134.
  44. Отчёт о заседании 15 марта 2014 года S/PV.7138.
  45. Отчёт о заседании 19 марта 2014 года S/PV.7144.
  46. Россия применила вето при голосовании резолюции Совета Безопасности по Украине
  47. Проекты резолюций, не принятые в результате голосования постоянных членов против них на открытых заседаниях Совета Безопасности
  48. Глеб Павловский: У России нет союзников, но она не изолирована
  49. ↑ Генеральная Ассамблея ООН призвала уважать территориальную целостность Украины. Центр новостей ООН (27 марта 2014). Проверено 28 марта 2014.
  50. Резолюция A/RES/68/262, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27 марта 2014 года «Территориальная целостность Украины». Генассамблея ООН (1 апреля 2014).
  51. ↑ ПА ОБСЕ обвинила Россию в оккупации Украины, — резолюция | Конфликт с Россией | РБК-Украина
  52. http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/04/140409_pace_crimea_russia.shtml Би-би-си.
  53. ПАСЕ до конца года исключила РФ из всех руководящих органов ассамблеи. ИТАР-ТАСС, 10 апреля 2014 года.
  54. Генсек НАТО осудил Путина за Крым: Россия продолжает опасный путь — Главред, 19 марта 2014
  55. НАТО полностью остановило сотрудничество с Россией из-за аннексии Крыма — 1 апреля 2014 года
  56. Парламентская ассамблея НАТО осудила агрессию России — ЛIГАБiзнесIнформ, 31.05.2014
  57. Парламентська асамблея НАТО підтримує боротьбу України, засуджує агресію Росії — Радіо Свобода, 31.05.2014
  58. ЕС не признает аннексию Крыма Россией — Телеканал TВі, 18 марта 2014
  59. Европарламент осудил агрессию России и хочет санкций — резолюция — ЛІГАБізнесІнформ, 17.04.2014
  60. Почему БРИКС поддерживает Россию по Крыму?//01.04.2014
  61. Китай воздержался. Проект резолюции ООН, который называл референдум в Крыму нелегитимным, заблокирован // 2014-03-15
  62. Члены ГУАМ поддержали суверенитет и территориальную целостность Украины — Радио Свобода, 13.03.2014
  63. Страны Вышеградской четверки призвали освободить наблюдателей ОБСЕ — ZN,UA, 29 апреля 2014
  64. России отказали в контроле над небом Крыма — Главком, 16.04.2014
  65. ↑ ICAO: Небо Крыма должна контролировать Украина — Радио Свобода, 4 июля 2014 года
  66. Воздушное пространство Крыма остается под контролем Украины - официальный комментарий ИКАО — УНИАН, 04.07.2014
  67. Евроконтроль запретил авиарейсы в Крым — РБК, 02.04.2014
  68. ФИФА поддерживает запрет УЕФА крымским клубам выступать в российских соревнованиях — ТАСС, 4 декабря 2014
  69. УЕФА запретил крымским клубам выступать в российских соревнованиях с 1 января — ТАСС, 4 декабря 2014
  70. Statement Regarding the Mapping of Crimea. (англ.)
  71. ↑ Крым на картах мира: ситуация поменялась
  72. Google сделала Крым российским на картах для рунета
  73. Russian Cartographers Add Crimea to Maps Amid Sanctions, Архивировано из первоисточника 30 марта 2014. Проверено 30 марта 2014.
  74. Statement by the DWG on edit conflicts in Crimea (англ.). OpenStreetMap Foundation (5 June 2014). — «In the short-term Crimea shall remain in both the Ukraine and Russia administrative relations, and be indicated as disputed. We recognize that being in two administrative relations is not a good long-term solution, although the region is likely to be indicated as disputed for some time.»
  75. «Яндекс» показывает разные карты в России и на Украине
  76. Parliament challenges mapmakers to mark Crimea Russian territory  (англ.), Архивировано из первоисточника 30 марта 2014. Проверено 30 марта 2014.
  77. Mail.ru и Yandex изменят карты в связи с присоединением Крыма к России РИА Новости
  78. Россия сэкономит огромные деньги
  79. Крым в ближайшие годы может нарастить добычу газа в 1,5-2 раза — Медведев
  80. Россия подогреет Тавриду
  81. В Госдуму внесено предложение о прекращении действия ряда российско-украинских соглашений. 28 марта 2014 года
  82. Госдума прекратила действие российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту. ИТАР-ТАСС, 31.03.2014

Литература

  • Сафонов В. Е. Государственное единство и территориальная целостность в судебных решениях: международные и конституционно-правовые аспекты.— М.: Российская академия правосудия, 2008. — 400 с.
  • Prof. Michel Chossudovsky. Crisis in Ukraine: Russia Extends its Control over the Black Sea and Strategic Waterways. Global Research, March 18, 2014
  • «Крымское право» или Юридические основания для воссоединения Крыма с Россией // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. — 2014. — № 2. — С. 3—32.
  • Томсинов В. А. Международное право с точки зрения воссоединения Крыма с Россией // Законодательство. — 2014. — № 7.

Tags: Принадлежности часодеям, принадлежности журналиста.