Momotik.ru

Народный проект

Метки: Псевдо-дионисий ареопагит богопознание, псевдо-дионисий ареопагит о церковной иерархии, псевдо-дионисий ареопагит о мистическом богословии, псевдо-дионисий ареопагит о божественных именах, псевдо-дионисий ареопагит годы жизни.

Псевдо-Дионисий Ареопагит
Школа/традиция:

патристика

Значительные идеи:

апофатическое богословие

Оказавшие влияние:

платонизм

Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный автор «Ареопагитик» (лат. Corpus Areopagiticum) — сборника, состоящего из четырёх трактатов и десяти писем на догматические темы, приписанных священномученику Дионисию Ареопагиту († 96 г.). Сборник появился, скорее всего, на рубеже V и VI вв. и оказал огромное влияние на развитие апофатического (отрицательного) богословия.

Содержание

Сочинения

Сочинения Псевдо-Дионисия «О мистическом богословии», «О небесной иерархии» и др., которые имели исключительное значение для развития христианской мысли, усердно изучались и много комментировались в Средние века. В этих сочинениях он рассматривает проблему богопознания, соединив христианство с платоновской философией. До VI века об этом сочинении не было известно. Впервые (в 533 г.) «Ареопагитики» огласили монофизиты. В следующем веке Максим Исповедник доказывает православный характер этих сочинений.

В IX веке аббат Хилдуин из Сен-Дени привез из Византии рукописи «Ареопагитик», а Иоанн Скот Эриугена перевел их на латинский язык.

О происхождении сочинений Дионисия Ареопагита и о времени его жизни единой точки зрения до сих пор нет. Так, Хуго Кох на основании параллелей с поздними неоплатониками считает «Ареопагитики» подделкой, относящейся к концу V века[1]. Эту же дату принимает и Отто Барденхевер (нем.) в своей «Патрологии». Йозеф Штигльмайр старается отождествить «псевдо-Дионисия» с Севером Антиохийским, монофизитом VI в.[2] Критикуя это мнение, Робер Девресс относит составление дионисиевских творений к более раннему времени — до 440 года[3]. Анри Шарль Пюш (фр.) настаивает на отнесении «Ареопагитик» к концу V в.[4] Преосвященный Афинагор считает Дионисия «псевдо-Ареопагита» учеником св. Климента Александрийского и отождествляет его с Дионисием Великим, епископом Александрийским (середины III в.); наконец, Сеслас Пера в своей статье «Дионисий Мистик и богоборчество»[5], находит в дионисиевских писаниях влияние каппадокийской школы и пытается приписать их неизвестному ученику св. Василия Великого.

По гипотезе Шалвы Нуцубидзе и бельгийского ученого Эрнеста Хонигмана, автором «Ареопагитик» является грузинский мыслитель V века Пётр Ивер, живший на Ближнем Востоке и в Египте[6].

Ф. Йейтс в 1964 году пишет:

Современная наука склоняется к тому, что произведения Псевдо-Дионисия были созданы значительно ранее предполагавшейся прежде даты, т.е. раньше VI в. н.э. См. Eleuterio Elorduy, Ammonio Sakkas. I. La doctrina de la creacion y del mal en Proclo y el Ps.Areopagita, Burgos, 1959, pp. 23 ff.

[7]

Переводы

Титульный лист сочинения Псевдо-Дионисия

Русские переводы:

  • Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии, или священноначалии. М., 1786.
    • То же. М., 1839. 70 стр.
  • Святого Дионисия Ареопагита О церковном священноначалии. М., 1787.
  • О таинственном богословии. / Пер. В. В. Бибихина. О Божественных именах. / Пер. Л. Н. Лутковского. // Историко-философский ежегодник, 90. М., 1991.
  • О небесной иерархии. / Пер. М. Г. Ермаковой. СПб., Глагол — Изд-во РХГИ -Университетская книга. 1997.
  • [Псевдо-]Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник [и другие]. Толкования. / Пер. и пред. Г. М. Прохорова. (Серия «Византийская библиотека». Раздел «Источники»). СПб., Алетейя, 2002. 864 стр. (есть переиздание)

Сочинения

  • «О божественных именах»
  • «О небесной иерархии»
  • «О таинственном богословии»
  • Письма к разным лицам

Последователи

Примечания

  1. Н. Koch. Pseudo-Dionisius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neoplatonismus und Misterienwesen. / Forsch. z. christl. Litter, a. Dogmengeschichte, t. 86, Bd. 1. Hefte 1, 2. — Mainz, 1900.
  2. Joseph Stiglmayr. Der sogenannte Dionysius Areopagita und Severus von Antiochien // Scholastik, III (1928).
  3. R. Devreesse. Denys l’Aréopagite et Severe d’Antioche. // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du moyen âge, IV, 1930.
  4. Henri-Charles Puech. Liberatus de Carthage et la date de l’apparition des écrits dionysiens. // Annales de l’Ecole des Hautes Etudes, section des sciences réligieuses, 1930—1931.
  5. Ceslas Péra. Denys le Mystique et la Théomachia. // Revue des sciences philosophiques et théologiques, XXV, 1936.
  6. Нуцубидзе Ш. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. — Тбилиси, 1942. Ernest Honigmann. Pierre l’Iberian et les écrits du Pseudo-Denys l’Aréopagite, Bruxelles, 1952 (русский перевод: Хонигман Э. Пётр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита // Труды Тбилисского ун-та, 1959. Т. 59.). Возражения против этой гипотезы см.: Византийский временник. М.; Л., 1956. Т. 8.
  7. Примечание 4 к главе VI книги Йейтс

См. также

Ссылки

  • «Божественный Мрак»
  • гл. II «Отрицательное (апофатическое) богословие», VI «Areopagitica»
  • «Св. Петр Ивир и Дионисий Ареопагит: возвращаясь к тезису Хонигманна»
  • «Псевдо-Дионисий Ареопагит»

Tags: Псевдо-дионисий ареопагит богопознание, псевдо-дионисий ареопагит о церковной иерархии, псевдо-дионисий ареопагит о мистическом богословии, псевдо-дионисий ареопагит о божественных именах, псевдо-дионисий ареопагит годы жизни.