Momotik.ru

Народный проект

Метки: Революция в науке критерии и методы осуществления, революция в науке это, революция в науке 5 класс, революция в науке к началу хх в была связана с открытием.

Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Так, отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции».[1]

Содержание «научной революции» любого периода заключается в том, что ученые делают научные открытия в различных областях наук, то есть устанавливают «неизвестные ранее объективно существующие закономерности, свойства и явления материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания».

Содержание

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием и она была тесно связана с духом просвещения.

На стыке 17/18 веков происходит научная революция. Причём происходит она не из-за того, что открыли: большие космологические и географические открытия были сделаны ещё в 15 и 16 веке (Колумб, Васко да Гама, Коперник, Галилей, Иоганн Кеплер). Новой была форма, как делали открытия: личным опытом и наблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод». Для нас сейчас он естественен, но в 17-ом веке он был только признан, а распространился в 18-ом[2].

Учёба в университетах того времени была строго иерархично организована. Они состояли из четырёх факультетов (как и сейчас): три высших (теология, юриспруденция и медицина) и четвёртый – философский, который включал в себя 7 предметов (семь свободных искусств – septem artes liberales) и занимался базисным, подготовительным обучением (studium generale). Эти предметы, согласно систематике Аристотеля, были такими: Trivium (грамматика, риторика, диалектика) и Quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). «Trivium» значит по-латыни «трёхдорожье», а «Quadrivium» - «четырёхдорожье». Отсюда и слово «тривиальный», что значит «относящийся к самым азам, начальным дисциплинам, которые изучали в самом начале, т.е. очень простой, общепонятный». Предметов, которые преподаются в современных университетах – физика, химия, биология, история, география, филология и др. – в университетах того времени не было[3].

Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно[4].

Сейчас науки занимаются получением знания. Тогда они занимались его бережным хранением и передачей дальше. Оно хранилось в канонических текстах, которые трактовались определённым способом и постоянно зубрились. Такими текстами были Библия и античные авторы: в первую очередь Аристотель, важный для логики и схоластики, римское право (кодекс Юстиниана), труды Гиппократа. Но все они не давали ответа на новые вопросы, поставленные наблюдениями. Современные научные исследования не находили себе места в системе университетских дисциплин, ибо те были традиционными местами передачи знания, а не исследований, и преподавали они теоретическое знание, не практическое[5].

Вот что писал английский историк Эдвард Гиббон (Edward Gibbon, 1737-1794) про современные ему университеты:

«To the University of Oxford I acknowledge no obligation;… The schools of Oxford and Cambridge were founded in a dark age of false and barbarous science, and they are still tainted with this vices of their origin. Their primitive discipline was adopted to the education of priests and monks; and the government still remains in the hands of the Clergy, an order of men whose manners are remote from the present World, and whose eyes are dazzled by the light of Philosophy… Their work is more costly and less productive than that of independent artists»[6].

Поэтому большинство учёных того времени – они называли себя «философами» - не были привязаны к университетам. Лишь Исаак Ньютон (Isaac Newton, 1642-1727) был профессором математики в Кембридже. Другим их отличием от традиционных учёных было то, что они не ограничивались одной какой-то дисциплиной, а стремились охватить многое, как это делал, например, Дени Дидро (Denis Diderot, 1713-1784), который в 1751 г основал большую знаменитую «Энциклопедию». Для просветителей было типичным, что их интересовало всеобщее знание[7].

Латынь перестаёт быть научным языком – на ней только и преподавали и писали до начала 18 века – и на её место приходит французский[8]. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь. На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт (Jonathan Swift, 1667-1745), знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ "Битва книг" (The Battle of the books), опубликованный в 1704 г. В притче о пауке и пчеле, содержащейся в этом рассказе, он прекрасно и остроумно выразил суть спора между сторонниками античной и современной литературы.

Другое принципиальное отличие от прошлого: учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его[9]. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён от учёбы – женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютовианизм для дам» автора Фраческо Алгаротти (Francesco Algarotti, 1712-1764). Характерно, как Дэвид Юм (David Hume, 1711-1776) начинает своё эссе об истории (1741):

«There is nothing which I would recommend more earnestly to my female readers than the study of history, as an occupation, of all others, the best suited both to their sex and education, much more instructive than their ordinary books of amusement, and more entertaining than those serious compositions, which are usually to be found in their closets»[10].

Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Cyclopaedia, по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика» - однокоренные). В Германии в 1731-1754 гг Цедлер (Johann Heinrich Zedler, 1706-1760) издал «Большой универсальный лексикон» (Großes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия 18 века. В ней было 284.000 ключевых слов. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70.000. Но она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, а над немецким лексиконом работала множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. Это придавало ей прелести. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, не немецкий.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы[12].

Открытия

Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

  • Коперник (14731543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
  • Галилей (15641642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.
  • Кеплер (15711630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.
  • Ньютон (16431727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
  • Механическая картина мира Ньютона:
    • Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве.
    • Любые события предопределены законами классической механики.
    • Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов.
    • Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел.
    • Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.
    • Синтез естественно-научного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

  • Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке
  • Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов
  • Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой
  • Возникает идея развития (биология, геология)
  • Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах
  • Начало возникновения парадигмы неклассической науки
  • Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности
  • Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

  • Фарадей — понятия электромагнитного поля
  • Максвелл — электродинамика, статистическая физика
  • Материя — и как вещество и как электромагнитное поле
  • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики
  • Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности
  • Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы
  • Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого
  • Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.
  • Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость
  • Беккерель — радиоактивность
  • Рентген — Лучи
  • Томсон — элементарная частица электрон
  • Резерфорд — планетарная модель атома
  • Планк — квант действия и закон излучения
  • Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора
  • Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем
  • Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
  • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
  • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий
  • Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
  • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
  • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
  • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
  • Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.
  • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
  • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

«Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна — вы ошибались».

Четвертая научная революция конец XX века[13][14]

  • Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»
  • Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)
  • Синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, и при этом появляется новая уровневая организация элементов системы и их саморегуляция.
  • Воздействие субъекта познания на такого рода системы может стать тем "небольшим случайным воздействием", которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы с одного уровня организации на другой.
  • Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и физике.
  • Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.
  • Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера (глобальная экология), медикобиологические и биотехнологические (генная инжерения) объекты и т.д.
  • При изучении такого рода сложных систем идеал ценностно-нейтрального исследования неприемлем.
  • Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.
  • Космология как научная дисциплина.
  • Теория эволюции Вселенной способствует появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности.

См. также

Литература

  • Косарева Л. Н. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. — М.: Наука, 1989.
  • Meyer, Annette: Die Epoche der Aufklärung, 2010.
  • Stollberg-Rilinger, Barbara: Europa im 18. Jahrhundert, 22011 (Erstausgabe 2000, überarbeitet und aktualisiert).

Ссылки

  • Hatch R. A. Scientific Revolution - Paradigm Lost?

Примечания

  1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  2. Meyer (2010), стр. 31-32.
  3. Meyer (2010), стр. 31, 155-157; Stollberg-Rilinger (2011), стр. 183-184.
  4. Meyer (2010), стр. 32, 157.
  5. Meyer (2010), стр. 32, 155-157; Stollberg-Rilinger (2011), стр. 184.
  6. Meyer (2010), стр. 156.
  7. Stollberg-Rilinger (2011), стр. 182-183.
  8. Meyer (2010), стр. 15-16, 155; Stollberg-Rilinger (2011), стр. 185.
  9. Stollberg-Rilinger (2011), стр. 185-190.
  10. “Essay of the study of history” (1741).
  11. Stollberg-Rilinger (2011), стр. 187.
  12. об этом Meyer (2010), стр. 160.
  13. Кохановский В.П. Основы Философии науки: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 603 с. - С.397.
  14. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с. — С.250.

Tags: Революция в науке критерии и методы осуществления, революция в науке это, революция в науке 5 класс, революция в науке к началу хх в была связана с открытием.