Momotik.ru

Народный проект

Метки: Робеспьер максимилиан идеи, робеспьер максимилиан значение, робеспьер максимилиан фото, робеспьер максимилиан ярославль.

Максимильен Франсуа Мари Изидор де Робеспьер
Maximilien François Marie Isidore de Robespierre
Максимилиан Робеспьер.
Род деятельности:

деятель Великой Французской революции

Дата рождения:

6 мая 1758(1758-05-06)

Место рождения:

Аррас

Гражданство:

Франция

Дата смерти:

28 июля 1794(1794-07-28) (36 лет)

Место смерти:

Париж

Отец:

Максимилиан Бартелеми Франсуа Робеспьер

Мать:

Жаклин Маргарита Карроль

Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер (фр. Maximilien François Marie Isidore de Robespierre, 6 мая 1758, Аррас — 28 июля 1794, или 10 термидора II года Республики, Париж) — один из лидеров Великой Французской революции, глава, возможно, самого радикального революционного движения — якобинцев.

Член Законодательного собрания с 1789 и Конвента с 1792. Фактически возглавив в 1793 революционное правительство, способствовал казни короля Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты, созданию революционного трибунала, казни лидеров жирондистов. В 1793 фактически возглавив Комитет общественного спасения, сосредоточил в своих руках практически неограниченную власть и развернул массовый террор против "врагов революции". 27 июля 1794 (9-го термидора) был свергнут и на следующий день вместе с ближайшими соратниками казнён на гильотине термидорианцами.

Содержание

Аррас. Молодость. Литературная работа

Отец Робеспьера, Максимилиан Бартелеми Франсуа Робеспьер — потомственный адвокат при Совете Артуа фр. Conseil supérieur d'Artois, мать — Жаклин Маргарита Карроль — дочь пивовара. Брат его деда по отцу — сборщик налогов Ив де Робеспьер — получил личное дворянство.

Отец и дед Робеспьера часто подписывались De Robespierre, добавляя тем самым к своей фамилии «дворянскую» частицу «де». Максимилиан в молодости также подписывался «де Робеспьер».

В семилетнем возрасте он остался сиротой. Его опекуном стал дед по матери, который и помог Робеспьеру через арраского епископа поступить в парижский коллеж Луи-ле-Гран. В коллеже он отличался трудолюбием и примерным поведением, увлекался античностью. Среди его товарищей был Камилль Демулен.

Затем окончил юридический факультет Сорбонны. 8 ноября 1782 Робеспьер был принят в коллегию адвокатов при Совете Артуа.

Энциклопедисты, Монтескье, в особенности Жан Жак Руссо с одной стороны, условная манерность сентиментализма — с другой, вот почва, воспитавшая Робеспьера. Вместе с Бюиссаром, Фуше, Лазаром Карно входил в литературное общество «Розати», объединявшее, как указывалось в его уставе, молодых людей, связанных любовью к стихам, цветам и вину. Он писал много стихотворений в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1783 г. был избран членом аррасской Академии литературы, наук и искусств.

В академии он продолжал выступать за права народа. Довольно быстро он стал постоянным и любимым оратором, и в 1786 г. его избрали президентом академии. Стараниями родственников едва не женился на дочери нотариуса Анаис Дезорти, но брак не состоялся.

Ко времени открытия генеральных штатов он опубликовал брошюру, где требовал реформирования местного провинциального собрания Артуа.

Начало политической деятельности

Выбранный депутатом от третьего сословия, Робеспьер высказывался против военного закона, против королевского права вето, против разделения граждан на активных и пассивных, за допущение евреев к занятию общественных должностей. Он заявил себя сторонником любых анархических идей, «прославившись» вечным критиканством всего, что только исходило от Старой Франции.

20 июня 1789 года лишенные помещения депутаты собрались в зале для игры в мяч, где принесли клятву-присягу бороться с абсолютизмом фр. Serment du Jeu de paume. Одним из авторов текста присяги был Максимилиан Робеспьер.

Вслед за Собранием Робеспьер переехал в Париж, где снимал маленькую комнату. Постепенно он стал наиболее влиятельным членом «Якобинского клуба» (многие члены которого были участниками масонских лож Парижа); в июне 1790 года был выбран одним из секретарей собрания.

Вождь якобинцев

Попытка бегства Людовика XVI вызвала речь Робеспьера, сразу прославившую его. В бегстве короля Робеспьер видел контрреволюционный заговор, составленный многими из членов национального собрания, врагов свободы, чтобы, при помощи короля и тиранов, подавить патриотов. Истина, свобода и общество, говорил он, для него дороже жизни, против которой, как он утверждал, были уже направлены «тысячи кинжалов». «Мы все умрем с тобою», восторженно воскликнул Камилль Демулен.

Робеспьер предложил предать короля суду и спросить народ о форме правления.

Во время народного мятежа на Марсовом поле (17 июля) Робеспьер, опасаясь за свою жизнь, скрылся у одного из якобинцев.

30 сентября учредительное собрание разошлось, объявив, по предложению Робеспьера, что члены его не могут быть избираемы в законодательное собрание.

В ноябре 1791 Робеспьер был избран в Париже общественным обвинителем (фр. accusateur public) и стал главой якобинского клуба.

В апреле 1792 он сложил с себя обязанности обвинителя и основал якобинский журнал: «Défenseur de la constitution» («Защитник конституции»). В это время начались острые столкновения между жирондистами и монтаньярами по вопросу о войне.

Робеспьер был против войны и нападал в якобинском клубе и в печати на Бриссо и жирондистов.

В народном движении 20 июня Робеспьер не принимал участия.

11 июля состоялось провозглашение «отечества в опасности» (речь Верньо), а 20 июля Робеспьер произнес в якобинском клубе речь, в которой уже развивал программу террора. «Корень всех страданий, — говорил он, — в исполнительной власти и в законодательном собрании. Необходимо исчезновение призрака, называемого королем, и учреждение национального конвента».

10 августа Робеспьер сохранял выжидающее положение. Когда восстание удалось и вожаками его была образована коммуна (с Дантоном во главе), к ней 11 августа примкнул и Робеспьер.

Конвент. Борьба с жирондистами

17 августа Робеспьер был выбран в члены чрезвычайного суда, учрежденного Дантоном для наказания сообщников двора, но Робеспьер отказался от участия в нём.

21 августа Робеспьер был выбран одним из 24 депутатов Парижа в национальный конвент, но не получил преобладающего числа голосов; перевес был на стороне умеренных. В первые же дни существования конвента в нём вспыхнула вражда между жирондистами и якобинцами, обвинявшими друг друга в стремлении к диктатуре.

24 сентября Ребеки напал на Робеспьера и якобинцев. В ответ ему Робеспьер произнес пространную речь, в которой тщательно изображал свои подвиги, по его словам, спасшие отечество. Остроумное возражение Луве смутило Робеспьера: он просил отсрочки и только 5 ноября ответил Луве мастерски обработанной, эффектной речью, увлекшей собрание своим революционным декламаторством. Когда был поставлен вопрос о предании короля суду, партии ещё сильнее разделились. Робеспьер произнес 3 декабря речь, где отвергал юридическую точку зрения, становясь на политическую. «Людовик — не подсудимый, а вы — не судьи, — говорил он, — вы государственные люди, представители нации… Ваше дело — не произносить судебный приговор, а принять меры в видах общественного блага, выполнить роль национального провидения». Он требовал «смерти Людовика, чтобы жила республика».

27 декабря Робеспьер снова говорил о необходимости «наказанием тирана скрепить общественную свободу и спокойствие». Долг перед отечеством и ненависть к тиранам коренятся, по его словам, в сердце каждого честного человека и должны взять верх над человеколюбием. Парадокс истории заключается в том, что Людовик XVI, против которого он выступал, был одним из самых добросердечных и мягких правителей Франции, проявлявших действительную заботу о своём народе [источник не указан 349 дней].

По мнению Робеспьера, воззвание к народу (фр. appel au peuple), которого требовали умеренные, угрожало ниспровержением республики: роялисты и враги свободы могли бы повлиять на народ и даже одержать победу. Главным образом речь Робеспьера была направлена против жирондистов, которые «виновнее всех, кроме короля».

9 марта 1793 года Робеспьеру удалось настоять на отправлении в департаменты, в качестве комиссаров, 82 депутатов, выбранных из якобинцев и всюду распространявших их учение. Когда одна из парижских секций внесла в конвент адрес об изгнании из него жиронды (10 апреля), Робеспьер обрушился на жирондистов ядовитыми намеками, вызвавшими блестящую импровизацию Верньо.

24 апреля Робеспьер представил в конвент проект декларации прав, в которой говорилось, что «люди всех стран» суть «граждане одного и того же государства», обязанные помогать друг другу, а «монархи, аристократы, тираны, каковы бы они ни были» — рабы, бунтующие против природы.

2 июня жирондисты пали; настала эпоха террора.

Власть якобинцев. Террор

Главную роль в комитете общественного спасения с 27 июля играл Робеспьер. Под его влиянием конвент в заседании 1 августа декретировал целый ряд чрезвычайных мер.

Террором заведовали триумвиры, как их называли, — Робеспьер, Кутон и Сен-Жюст. От них исходили декреты о проскрипции и казнях. Все выдающиеся предложения излагались, большей частью, Робеспьером. Он говорил, что нужно истреблять среднее сословие, «снабжать санкюлотов оружием, страстью, просвещением». Враги, с которыми следует бороться — люди порочные и богатые, пользующиеся невежеством народа. Так как просвещению народа мешает «продажность писателей», «которые каждый день обманывают его бесстыдной ложью», то «надо объявить в опале писателей, как опаснейших врагов отечества», и издать хорошие сочинения.

3 октября член комитета общественной безопасности Амар предложил конвенту предать суду 73 депутата, протестовавших против изгнания жирондистов. Робеспьер вступился за них, рассчитывая с их помощью разбить партию Дантона. Это не помешало ему подписать декрет об уничтожении Лиона[источник не указан 604 дня] и одобрять усилившиеся именно в то время казни (жирондистов, Марии Антуанетты, герцога Орлеанского и др.).

Когда антихристианская направленность революционного движения вышла на поверхность, и было устроено празднество в честь Разума (10 ноября), Робеспьер произнес в «Якобинском клубе» (21 ноября) популистскую речь против атеистов и «крайних», в то время как он сам был деистом[1] и одним из вождей антиклерикального движения. Несмотря на это, парижский общинный совет постановил закрыть церкви в Париже. В ответ (6 декабря) Робеспьер и Дантон постановили запретить все действия, направленные против свободы богослужения.

12 декабря Робеспьер выступил против Анахарсиса Клотца, который, вместе с Шометтом, предложил заменить католицизм «культом Разума». Началась очистка клуба якобинцев: Клотца и его друзей исключили из клуба. Некоторые источники утверждают, что благодаря Робеспьеру, даже в самый разгар террора католическое богослужение продолжалось; в соборе Notre-Dame молились за Робеспьера; цензура строго следила за атеистическими сочинениями и нападками на церковь.[источник не указан 604 дня] По другим данным, в это время были закрыты все храмы Парижа и на большей части Франции, подконтрольной революционному правительству. А в соборе Парижской Богоматери богослужения никак не могли происходить, так как храм был осквернён мятёжной толпой и в нём неоднократно устраивались вакханалии.[источник не указан 604 дня]

К концу 1793 г. роялисты были подавлены, вандейская армия уничтожена[источник не указан 604 дня], федералисты рассеяны; однако, для удержания за собой власти, Робеспьеру необходимо было уничтожить фракцию эбертистов, которая намеревалась подчинить себе комитет общественного спасения. За эбертистами должен был погибнуть Дантон, так как он мог положить конец террору и организовать республику.

Робеспьер опасался и Камилля Демулена, который в своем журнале «Le vieux Cordelier» остроумно осмеивал учрежденный Робеспьером комитет справедливости, противополагая ему комитет милосердия. Когда между крайними, то есть эбертистами, девизом которых был террор, и умеренными, то есть дантонистами, требовавшими милосердия, произошёл явный разрыв, Робеспьер занял середину между ними и выставил девизом справедливость, поддерживаемую, однако, путем террора.

25 декабря Робеспьер произнес речь против эбертистов и дантонистов, где говорилось о необходимости направлять корабль между двумя подводными камнями — умеренностью и излишеством.

5 февраля 1794 г. он прочитал в конвенте доклад «об основаниях политической нравственности», доказывая опасность существования двух партий. «Одна из них толкает нас к слабости, другая — к крайностям», необходим террор, который, по определению Робеспьера, есть «быстрое, суровое и непреклонное правосудие».

14 марта были арестованы, а 24-го казнены 21 эбертист. 31 марта были арестованы Дантон, Демулен, Лакруа, Филиппо. Перед началом суда над ними конвент, по предложению Робеспьера, декретировал, что каждый обвиняемый, противящийся судьям, будет лишен слова. 5 апреля Дантон и Демулен были казнены.

Единоличная диктатура

Настало время личной диктатуры Робеспьера. На другой день после казни было объявлено, что приготовляется празднество в честь Верховного Существа.

Робеспьер старался расположить в свою пользу пролетариев, разрабатывая меры к уменьшению крупных состояний, помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было теперь всецело в его руках.

Два покушения на жизнь Робеспьера лишь способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. На другой день в его квартире застали молодую девушку Сесиль Рено с двумя ножами. Рено была казнена, а спасение свое Робеспьер приписывал Верховному Существу.

18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против полного атеизма в поддержку деизма — полухристианского еретического течения, сторонником которого он отчасти был. «Республика — есть добродетель», таково её начало; далее идут нападки на врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. «Французский народ — провозгласил по предложению Робеспьера национальный конвент, — признает Верховное Существо и бессмертие души. Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла». Разрешено было праздновать воскресенье, вместо декады.

В Европе стали видеть в Робеспьере усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним.

По желанию Робеспьера, конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев (традиционные атрибуты древних языческих культов), Робеспьер шёл, как президент, впереди других членов конвента.

22 прериаля Робеспьер представил закон, на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание — смерть. В последующие семь недель казни удвоились: с 20 июня до 27 июля в Париже было казнено 1366 человек. Некоторые авторы считают, что своим террором Робеспьер приносил человеческие жертвы Верховному Существу и сам он видимо полагал, что чем больше врагов революции он принесёт в жертву «богине Свободе», тем больше возрастёт его личное могущество.

Робеспьер перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Робеспьера, но все ещё не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Робеспьере всевозможные слухи, обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая, богохульствуя, называла себя богородицей, а Робеспьера — своим сыном.

Убежищем от политики для Робеспьера была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила Робеспьера, называя его спасителем. Вообще у Робеспьера было много поклонниц («вязальщиц», фр. tricoteuses de Robiespierre), приходивших на заседания Конвента.

Распространялось убеждение, что Робеспьер приготовил списки новых проскрипций.

Всегда боязливый Робеспьер стал выходить из дома в сопровождении вооружённых якобинцев.

1 июля Робеспьер произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов.

11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60 депутатов боялись ночевать у себя на квартирах.

Падение и казнь

С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую речь, он произнес её в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выпадами против «партии дурных граждан», Робеспьер указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента. Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство, под верховной властью конвента.

Обвинения были настолько неопределенны, что каждый в конвенте мог опасаться за собственную жизнь. В смущении конвент постановил напечатать речь Робеспьера, но Бийо-Варенн настоял на предварительном рассмотрении её комитетами.

У Робеспьера потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых, но он отказался.

Вечером он прочёл ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявших её.

27 июля (9 термидора), последовало падение Робеспьера. «Гора» освистала его, речь его прерывали криками: «Долой тирана!». Робеспьера арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный совет. Несколько якобинцев освободили Робеспьера и привели в ратушу; за ним туда беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета раздробил челюсть Робеспьера (по некоторым версиям[источник не указан 604 дня], это была попытка самоубийства).

По пути к казни, совершившейся 10 термидора, чернь иронически приветствовала раненого Робеспьера криками: «король» и «ваше величество». Террор, который народ отождествлял с личностью Робеспьера, прекратился. Вместе с Робеспьером были казнены ближайшие его сподвижники — его брат Огюстен, Сен-Жюст, Кутон (Леба застрелился и благодаря этому на гильотину не попал).

Могилы Робеспьера не существует, его останки покоятся в безымянной могиле вместе с казненными 10 термидора его сподвижниками. Версия о якобы существующей могиле и эпитафии: «Прохожий, не печалься над моей судьбой: ты был бы мертв, когда б я был живой» являются чистым вымыслом.[источник не указан 604 дня]

Другие источники называют могилой Робеспьера братскую могилу на кладбище Пик-Пюс («Ловец блох»), где захоронены ещё 1306 казнённых «врагов нации и революции», причём его тело было брошено в тот же ров, что и казнённые по его приказу ранее 16 юных монахинь-кармелиток, вся вина которых состояла в запрещённых революционерами молитвах, от чтения которых они не отказались в период якобинской дехристианизации.[источник не указан 604 дня]

Цитаты

  • Чем слабее человек, тем более он нуждается в защищающей власти уполномоченных народа. (Речь 10 мая 1792 года)[2].
  • Конечно, не нужно было Революции, чтобы мир узнал, что крайнее неравенство имуществ есть источник многих бед и многих преступлений. И тем не менее мы убеждены в том, что имущественное равенство — химера. Что до меня, я считаю, что оно ещё менее необходимо для личного счастья, чем для общественного благоденствия. (Речь 22 апреля 1793 года)[3].
  • Главными правами человека являются право обеспечить сохранение своего существования и свобода (проект Декларации прав, 21 апреля 1793 года)[4].
  • Общество обязано обеспечить всех своих членов средствами к существованию, либо предоставляя им работу, либо снабжая средствами к существованию тех, кто не в состоянии работать[4].
  • Общество должно способствовать всеми своими силами развитию общественного разума и сделать образование доступным для всех граждан (проект Декларации прав, 21 апреля 1793 года)[4].
  • Тот, кто угнетает какую-либо одну нацию, этим самым объявляет себя врагом всех наций (проект Декларации прав, 21 апреля 1793 года)[4].
  • Народы Европы сделали удивительные успехи в том, что называют искусствами и науками, и, кажется, они остаются невежественными в отношении элементарных понятий общественной морали; они знают всё, кроме своих прав и своих обязанностей (май 1794 года)[5].

Примечания

  1. http://www.i-u.ru/biblio/archive/men_istrelig_i/01.aspx
  2. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции т. I. 2 часть./ М.1977 — С.225.
  3. Робеспьер М. Избранные произведения. т. II/ М.1965 — С.320.
  4. 1 2 3 4 Робеспьер М. Избранные произведения. т. II/ М.1965 — С.323.
  5. Робеспьер М. Избранные произведения. т. III/ М.1965 — С.162.

Литература

  • Buchez et Roux, в «Histoire parlementaire de la Révolution» идеализируют Робеспьера; Мишле считает его тираном, Луи-Блан — одним из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный портрет Робеспьера — у Тэна, «Révolution» (III). См. S. Lodieu, «Biographie de Robespierre» (Arras, 1850); L. Duperron, «Vie secrête, politique et curieuse de M. P.»; Delacroix, «L’intrigue dévoilée: Mémoires de Charlotte R. sur ses deux frères», «Causes secrétes de la révolution du 9 ther midor»; Montjoire, «Histoire de la conjuration de R.»; Havel, «Histoire de R.» (П., 1865); Tissot, «Histoire de R.» (П., 1844); Lewes, «Life of R.» (Л., 1852); Gottschall, «Maximilian R.» («Neuer Plutarch», т. 2, Лейпциг, 1875); Héricaut, «R. et le comité du salut public»; Aulard, «Le culte de la Raison et le culte de l'Être Suprême» (1892).
  • Воспоминания Шарлотты Робеспьер / с примеч. и послесл. А.Ольшевского
  • Бачко Б. Робеспьер и террор. // Исторические этюды о французской революции (Памяти В. М. Далина). М.: ИВИ РАН, 1998.
  • Жизнь замечательных людей: А. Левандовский. «Робеспьер». Москва, Молодая гвардия, 1965.
  • А. Гладилин. «Евангелие от Робеспьера». Москва, Политиздат, 1969.
  • Павел Антокольский. Робеспьер и Горгона. Два портрета
  • Федор Раскольников. Робеспьер (пьеса)
  • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. — М.: Мол. гвардия, 1989. — 314[6] c., ил. C.80-94.

Сочинения

  • Революционная законность и правосудие: статьи и речи / Перевод с франц. Н. С. Лапшиной под ред. и с предисловием А.Герцензона (М.: государственное изд-во юридической литературы. 1959)
  • Избранные выступления, речи, письма
  • О смертной казни
  • О бесчестящих наказаниях
  • О введении суда присяжных
  • Заметки против дантонистов
  • Переписка Робеспьера / перевод с франц.; предисл. к рус. изданию Ц.Фридлянда, предисл. к франц. изданию Ж.Мишона (Л.: Прибой. 1925)
  • фрагменты из переписки Робеспьера

Библиография

  • А.Манфред. Споры о Робеспьере: к 200-летию со дня рождения // Вопросы истории. 1958
  • А.Олар. Робеспьер — глава из книги «Ораторы французской революции». Т.1. М., 1907
  • А.Собуль. Робеспьер и народное движение / Из истории Великой буржуазной революции 1789—1794 гг. и Революции 1848 г. во Франции. пер. с франц. Э.Тастевена под ред. А. В. Адо (М.: ИЛ. 1960)
  • А.Тэвдой-Бурмули. Логика торжествующей добродетели: Робеспьер и идея революционного насилия / Памяти профессора А. В. Адо. Современные исследования о французской революции конца XVIII века. М., 2003
  • Е.Серебрянская. Об эволюции мировоззрения Робеспьера
  • Н.Лукин. Максимилиан Робеспьер / Избр.труды в 3-х тт. Т.1 (М.: издво- АН СССР. 1960) Впервые опубл. В 1919 г. Приведено по 2-му испр. и доп. изд. 1922 г.
  • Я.Захер. Робеспьер
  • Сен-Жюст. Робеспьер. Сийес — главы из "Жизни и деяний мужей, прославившихся во Франции со времени Революции (1802)
  • А.Гладилин. Евангелие от Робеспьера (М.: Политиздат. 1969)
  • О Робеспьере
  • О Робеспьере
  • В защиту Робеспьера
  • о Робеспьере перед Термидором+
  • Пилон Э. «Юность Робеспьера»
  • Из переписки — о Робеспьере.
  • Мерлен (из Тионвиля) А. К. «Портрет Робеспьера»
  • Бачко Б. «Робеспьер и террор»
  • Плутник А. «Если идеология на троне — жди трагедии.» — разговор с психиатром о Робеспьере.
  • Необходимость Робеспьера

Ссылки

  • Робеспьер — подборка ссылок на сетевые материалы
  • Робеспьер — соционический тип
  • AMRID (Association Maximilien Robespierre pour l’Idéal Démocratique)
  • amis-robespierre.org  (англ.)
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Предшественник:
Мари Жан Эро де Сешель
25-й Председатель Конвента
22 августа 17935 сентября 1793
Преемник:
Жак Никола Бийо-Варенн
Предшественник:
Приер (из Кот-д’Ор)
44-й Председатель Конвента
4 июня 179419 июня 1794
Преемник:
Эли Лакост

Tags: Робеспьер максимилиан идеи, робеспьер максимилиан значение, робеспьер максимилиан фото, робеспьер максимилиан ярославль.