Momotik.ru

Народный проект

Метки: Садовской борис александрович стихи, садовской борис александрович.

Борис Садовской

Борис Садовской. 1912 г.
Имя при рождении:

Борис Александрович Садовский

Дата рождения:

10 (22) февраля 1881(1881-02-22)

Место рождения:

Ардатов (Нижегородская область)

Дата смерти:

3 апреля 1952(1952-04-03) (71 год)

Место смерти:

Москва

Гражданство:

 Российская империя,  СССР

Род деятельности:

прозаик, поэт, литературный критик

Бори́с Алекса́ндрович Садовско́й (наст. фам. Садо́вский, 18811952) — русский поэт, прозаик, критик и литературовед Серебряного века.

Содержание

Биография и творчество

Потомственный дворянин во втором поколении (отец родом из духовного сословия, выслужил дворянство), родился 10/22 февраля 1881 года в г. Ардатове Нижегородской губернии в семье инспектора Удельной конторы. Отец Садовского был заметным общественным деятелем Нижнего Новгорода. В 1902 году Борис Александрович поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Литературный дебют выразился в публикации стихотворения «Иоанн Грозный» (1901) в нижегородской газете «Волгарь».

В 1904 году он по приглашению В.Брюсова писал критические заметки в журнале «Весы». Позднее сотрудничал с журналами «Русская мысль», «Северные записки».

В 1909 году вышел первый стихотворный сборник Садовского «Позднее утро», тогда же поэт берет себе литературное имя, изменив окончание своей фамилии на «ой» (в соответствии с имиджем Садовского, «реакционера» и монархиста, это придавало его священнической по происхождению фамилии дворянский колорит). Садовской входил в круг символистов, был связан дружбой с многими из них (Блоком, Белым, Брюсовым, Соловьевым).

К 1918 году опубликовал шесть поэтических книг (последняя, «Обитель смерти», в 1917) и несколько прозаических сборников новелл. Несмотря на личные связи с поэтами русского символизма и сотрудничество в ведущих символистских журналах (в качестве не только автора, но и критика «Весов», саркастически выступавшего против оппонентов движения), в своём творчестве Садовской ориентировался в основном на поэзию XIX века, прежде всего Афанасия Фета, поклонником и биографом которого был (даже названия большинства его книг взяты из стихов Фета). Уже в книге стихов «Самовар» поэт принципиально декларировал свою приверженность патриархальности. За поэтизацию русской жизни XVIII—XIX веков его называли «романтическим консерватором». Проза Садовского (сборники «Узор чугунный» и др.) стоит в ряду модных в Серебряном веке «стилизаций» под документы прошлого: выдержанное по языку повествование ведётся от лица рассказчиков XVIII и XIX века, среди персонажей — русские писатели и государственные деятели, излюбленное место действия — Петербург пушкинской эпохи. Так, в основу «Двух глав из неизданных записок» легли реальные факты биографии поэта Баратынского, в основе «Петербургской ворожеи» — эпизод из жизни Пушкина. Иные рассказы и новеллы Садовского носят отпечаток пародии, мистической фантастики в духе Э.-Т.-А. Гофмана и Э.По. «Ильин день» — стилизация гоголевской фантастики; «Двойник» в сатирическом духе описывает путешествия в прошлое и будущее.

Характерной особенностью личности и творческого образа Садовского является акцентированный эстетический монархизм, правые политические взгляды и романтизация дворянства; такой образ был осознанно эпатирующим (см. воспоминания В. Ф. Ходасевича — друга Садовского). К 1910-м годам отношения Садовского с мэтрами символизма (прежде всего с Брюсовым) испортились, и он занял отчётливую позицию «вне групп». Сборник литературно-критических статей Садовского «Русская Камена» всецело посвящен поэтам XIX века.

Особен­ность его творчества в том, что оно полно­стью принадлежит XIX веку, а не современному ему литературному процессу.

Вольфганг Казак

Страдавший сухоткой спинного мозга вследствие перенесённого в 1903 г. сифилиса и интенсивного лечения препаратами ртути, Садовской с 1916 г. был парализован и лишился способности ходить. В начале 1920-х годов поселился с женой, в почти полной изоляции от общественной и литературной жизни (в 1925 за границей распространились даже слухи о его смерти, и Ходасевич опубликовал некролог Садовскому), в квартире, расположенной в одной из келий Новодевичьего монастыря. Там он продолжал писать не предназначенные для печати стихи и прозу (при жизни издан лишь историко-фантастический роман из эпохи Петра I «Приключения Карла Вебера», 1928 — последняя книга Садовского; полностью опубликован лишь в 1990 году как «Карл Вебер»), проникнутые усиливающимися правыми настроениями (для позднего Садовского и Пушкин — «дерзкий» оппонент Николая I, воплощение дьявола, которого не зря воспевают большевики) и не чуждые художественных экспериментов. Для официальной же советской печати Садовской, воспользовшись своим талантом стилизатора, создал ряд удачных мистификаций. Так, одно сочинённое им ещё в 1913 году пародийное стихотворение он попеременно выдавал за текст то Блока, то Есенина (и оно входило в собрания сочинений обоих поэтов), публиковал мистифицированные воспоминания о Брюсове, выдумал дружбу своего отца с отцом Ленина И. Н. Ульяновым и др. Общался с Корнеем Чуковским, приехавшей в 1939 году в Москву Мариной Цветаевой, часть архива которой сохранил. В 1941 г. Садовской вступил в тайную монархическую организацию «Престол», члены которой готовились к приходу немцев в Москву. Организация эта была создана НКВД, использовавшим её в масштабной разведывательной и контрразведывательной операции «Монастырь». Не знавший о фиктивности «Престола» Садовской тем не менее избежал репрессий и умер 5 марта 1952 года.

В январе 1941 г., отвечая на поздравление К. Чуковского с 40-летием литдеятельности, Садовской писал ему: «Мы не виделись 25 лет. Это теперь такой же примерно срок, как от Рюрика до 1914 года. Я всё это время провёл наедине с собой, не покидая кресла, и приобрёл зато такие внутренние сокровища, о каких и мечтать не смел. Былые мои интересы (вы мне о них напомнили в письме) перед нынешними то же, что грошина перед солнцем: форма одна, но в содержании и размере есть разница»[1].

Возрождение интереса к творчеству поэта

В 1990-е гг. возрождается интерес к творчеству Садовского. В 1990 году вышел однотомник «Лебединые клики», в который вошли лучшие из прозаических вещей писателя. Вслед за ним появляются публикации в журналах и альманахах. В 2001 году в рамках проекта Новая библиотека поэта в «Малой серии» вышел сборник произведений Садовского. Книга включает в себя семь поэтических сборников, вышедших при его жизни. Печатаются также стихотворения и переводы Садовского более позднего периода (1922—1945). С февраля по апрель 2006 года в отделе редких книг и рукописей областной библиотеки Нижнего Новгорода прошла выставка «Борис Садовской — поэт из Серебряного века». В 2010 году вышел сборник произведений Садовского под названием «Морозные узоры. Стихотворения и письма». В него вошли более 400 стихотворений, в том числе не издававшиеся ранее и собранные публикатором из частных архивов и дореволюционной периодики, а также переписка с О. Г. Шереметевой.

Примечания

  1. [Отдел рукописей РГБ, ф. 620, кар. 70, ед. хр. 62, л. 19 ]

Библиография

Стихотворения

  • Позднее утро: Стихотворения Бориса Садовского, 1904—1908. М.: Тип. О-ва распр. полезных книг, 1909. — 86, [2] с.
  • Пятьдесят лебедей: Стихотворения Бориса Садовского, 1909—1911. СПб.: Огни, 1913. — [2], 97, [4] с.
  • Косые лучи: Пять поэм. М.: Изд. В. Португалова, 1914. — 48 с.
  • Самовар: [Стихи]. М.: Альциона, 1914. — [24] с.
  • Полдень: Собрание стихов, 1905—1914 / Обл. Д. Митрохина. Пг.: Лукоморье, 1915. — 300 с.
  • Обитель смерти: Стихи. [М.]: изд. автора, 1917. — 48 с.
  • Морозные узоры: Рассказы в стихах и прозе / Обл. и заставка А. П. Остроумовой-Лебедевой. Пг.: Время, 1922. — 78, [1] с.

Проза

  • Узор чугунный: Рассказы. М.: Альциона, 1911. — [4], 131, [4] с.
  • Адмиралтейская игла: Рассказы, 1909—1914 / Обл. С. Н. Грузенберга. Пг.: кн-во б. М. В. Попов, [1915]. — 168 с.
  • Лебединые клики: [Повесть. — Двуглавый орёл: Повесть]. Пг.: кн-во б. М. В. Попов, [1915]. — 197, [3] с.
  • Приключения Карла Вебера: Роман. М.: Федерация; артель писателей «Круг», 1928. — 143 с.

Статьи

  • Русская Камена: Лит.-критич. статьи. М.: Мусагет, 1910. — [4], 160 с.
  • Озимь: Статьи о русской поэзии. Пг.: Тип. «Сириус», 1915. — 45, [2] с.
  • Ледоход: Статьи и заметки. Пг.: [изд. авт.], 1916. — 206, [1] с.

Посмертные издания

  • Лебединые клики / Сост., послесл. и коммент. С. В. Шумихина; Худож. А. Томилин. М.: Сов. писатель, 1990. — 475, [1] с.
  • Приключения Карла Вебера: Роман. Л.: Худ. лит., 1991. — 76, [2] с.
  • Борис Садовской. Записки // Росссийский архив. — М., 1994, с. 106.
  • Стихотворения. Рассказы в стихах. Пьесы / Сост., предисл. и коммент. С. В. Шумихина. СПб., 2001.
  • Морозные узоры: Стихотворения и письма / Сост., послесл. и коммент. Т. В. Анчуговой. М.: Водолей, 2010. — 565, [3] с.

Литература

  • Шумихин С. В. Ровесник «серебряного века». «Записки Б. А. Садовского». // Встреча с прошлым. Вып. 6. — М., 1988, с. 166—131.
  • Вольфганг Казак. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996. С.360
  • Русские писатели. 1800—1917: Биограф. словарь. Т.5/Гл. ред. П. А. Николаев. — М.: Большая российская энциклопедия. 2007. С.445-450

Ссылки

  • Сайт Бориса Садовского
  • Страница на сайте «Серебряный век»
  • Страница на сайте «Поэзия Московского университета»
  • К 55-летию со дня кончины Бориса Александровича Садовского
  • Материалы Б. А. Садовского в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)
  • Борис Садовской на сайте «Век перевода»

Tags: Садовской борис александрович стихи, садовской борис александрович.