Momotik.ru

Народный проект

Метки: Сельское общество после крестьянской реформы возглавлял, сельское общество община, сельское общество равнения, сельское общество 6 класс, сельское общество в 19 веке это, сельское общество 7 класс, сельское общество российская империя.

Сельское общество («сельская община», «крестьянская община», «мир») — единица хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Сельские общества как официально признанные и регулируемые законами сообщества появились в ходе освобождения крестьян от крепостной зависимости (1861 год) и составлялись из крестьян одного владельца, проживающих в одном селении или в нескольких соседних селениях. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Сельские общества являлись коллективными владельцами мирской надельной земли, предоставлявшими их отдельным крестьянам во временное пользование. Сельские общества имели право периодически перераспределять надельную землю между своими членами, сообразно размерам их семей (так называемые переделы), а часть земель (леса, сенокосы, проезды) оставалась в нераздельном владении сельских обществ. Как коллективный владелец земли, сельское общество имело большие полномочия по организации хозяйствования, вторгаясь в индивидуальную деятельность крестьян. Сельские общества (до 1904 года) несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

К началу XX века сформировалась устойчивое мнение о неэффективности сельской общины как хозяйственной единицы. Начиная с 1906 года, государство приступило к реформе сельской общины, поощряя выход из нее отдельных крестьян с закреплением надельных земель в частную собственность. Однако, до 1917 года реформа не была завершена, и сельские общества оставались основной формой хозяйствования. Сельские общества объединялись в волости, административные единицы крестьянского самоуправления, не имевшие власти над сельскими обществами как распорядителями надельной земли.

Содержание

Сельская община до реформ Александра II

Сельская крестьянская община — древнее учреждение, имеющее естественное происхождение. Очевидно, что всякое селение имеет некоторый набор территорий, который наиболее рационально используется при коллективной на него собственности; а совместное проживание и хозяйственная деятельность в одном селении создает определенный набор вопросов, которые удобно разрешать общим сходом всех жителей. Различные формы сельской общины характерны для различных государств и культур на различных стадиях развития, в том числе и для России.[1].

Российское государство до XIX столетия не располагало достаточно развитым административным аппаратом, чтобы установить какие-либо отношения с общиной каждого отдельного селения. Государство предпочитало иметь дело с более крупным административным образованием — волостью, а собственно сельская община имела характер неформального объединения. С распространением крепостного права низкий гражданский статус крестьян еще более препятствовал официальному признанию их сообществ. Система управления государственными крестьянами, сформировавшаяся в течение XVIII столетия, имела волостную структуру управления; сельские общества рассматривались должностными лицами волости как своего рода устойчивые неформальные группы. Государственное управление и надзор над помещичьими крепостным крестьянами отсутствовали, и помещики несли полную персональную ответственность перед государством за действия своих крепостных [2].

В 1837—1841 годах под руководством графа П. Д. Киселева проводилась реформа управления государственными крестьянами. В ходе реформы, при принятии в 1838 году «Учреждения сельского управления», государственные крестьяне были организованы в сельские общества, соответствующие селениям (малолюдные селения объединялись в одно общество численностью не более 1500 ревизских душ). Общества управлялись сельскими сходами, выбиравшими сельских старшин и сельских старост; для решения мелких судебных дел между крестьянами создавалался упрощенный суд — сельская расправа [3].

Начиная с конца 1840-х годов институт крестьянской общины становится предметом оживленной дискуссии в правительственных и интеллектуальных кругах, причем высказываются различные суждения, от превозношения общины до ее резкой критики. К началу царствования Александра II в кругах высшего чиновничества возобладало положительное мнение об общине [4].

Крестьянская реформа и учреждения крестьянского самоуправления

Сельские общества для бывших помещичьих крестьян были учреждены «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», принятым в 1861 году [5]. Сельские общества составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении (таким образом, если одно селение принадлежало нескольким помещикам, в нем образовывалось несколько сельских общин). Для нескольких мелких селений (менее двадцати ревизских душ), ранее совместно пользовавшихся различными угодьями, а также для частей селений, принадлежавших разным помещикам (также менее двадцати ревизских душ), разрешалось составлять одно сельское общество. Закон не устанавливал максимального размера сельских общин, однако рекомендованный размер более крупной единицы самоуправления — волости — должен был составлять от 300 до 2000 ревизских душ. Если какое-либо сельское общество оказывалось соразмерным с волостью, допускалось организовывать волость из одного общества.

Сельские общества в Царстве Польском были учреждены указом «Об устройстве сельских гмин» в 1867 году [6] и не имели отличий от обычных сельских обществ; сельские старосты именовались солтысами.

На начало XX века в 49 губерниях Европейской России имелось 107.815 сельских обществ, объединявших 232.907 селений. На общество в среднем приходилось 95 крестьянских дворов и 302 крестьянина мужского пола [7].

Устройство сельского общественного управления [8]

Сельское общественное управление состояло из сельского схода и сельского старосты.

Сельский сход

Сельский сход. Бугурусланский уезд Самарская губерния. 1900—1903

Сельский сход составлялся из всех крестьян-домохозяев. Долговременно отсутствующие крестьяне могли передавать свое право голоса другому лицу.

Ведению сельского схода подлежали:

  • Выборы сельского старосты и других должностных лиц (если они имелись).
  • Замещение должностей десятских и сотских (местные чины полиции, содержимые за счет крестьян), до 1903 года.
  • Все дела, относящиеся к общинному пользованию мирской землей: передел земель, выделение земель в частную собственность, определение правил пользования общими землями, продажа и покупка обществом земли и т. д.
  • Раскладка между крестьянами земских и государственных сборов.
  • Установление и раскладка мирских сборов в пользу самих обществ.
  • Исключение из крестьянских обществ тех, чье пребывание угрожает местному благосостоянию и безопасности (практически высылка, требовало утверждения губернским присутствием);
  • Увольнение из общества и прием новых членов.
  • Разрешение семейных разделов.
  • Управление общественными продовольственными капиталами и хлебными запасами.

Постановления сельского схода требовали большинства голосов. Особо важные постановления (продажа и покупка общинной земли, переход от общинного пользования землей к участковому или подворному, передел земли) требовали двух третей голосов.

В тех случаях, когда в одном селении было несколько сельских обществ, для решения общих для селения вопросов созывались также и селенные сходы.

Сельский староста

Сельский староста избирался большинством голосов сельского схода. Обязанности сельских старост были следующими:

  • Участие в волостном правлении.
  • Созыв и ведение сельского схода.
  • Заведование мирским хозяйством и мирскими суммами.
  • Наблюдение за уплатой всех видов налогов и сборов.
  • Наблюдение за исправным содержанием дорог, мостов, неприкосновенностью межевых знаков.
  • Принятие всех необходимых мер по охране благочиния и порядка, предупреждение потрав, порубок, лесных пожаров.
  • Задержание бродяг и беглых.
  • Распоряжение при подаче помощи при пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях.
  • В случае уголовных преступлений — охрана места преступления и улик до прибытия полиции.

За «маловажные поступки» сельский староста мог своей властью подвергнуть виновных следующим наказаниям: общественным работам или аресту до двух дней, штрафу до одного рубля.

Дисциплинарной власти сельского старосты должны были подчиняться не только крестьяне, но и все лица податных сословий (то есть все, кроме дворян, духовенства и почетных граждан), постоянно проживающие на территории сельского общества.

Правительственный контроль над сельскими обществами

С момента освобождения крестьян правительственным чиновником, ответственным за проведение крестьянской реформы на местах, был мировой посредник. Основной задачей мирового посредника была организация переговоров по наделению сельских обществ землей и составление уставных грамот. Над мировым посредником стояла контрольная инстанция — уездный мировой съезд, а над ним — губернское по крестьянским делам присутствие.

В 1874 году мировые посредники, как выполнившие свои функции, были упразднены. Вместо уездных мировых съездов были организованы уездные по крестьянским делам присутствия. Эти комиссии имели только одного штатного сотрудника — непременного члена. Один чиновник на целый уезд не был способен осуществлять эффективный правительственный контроль за деятельностью крестьянских обществ, его обязанности сводились к рассмотрению жалоб и разбору конфликтов.

В 1889 году была проведена реформа, резко увеличившая степень вмешательства правительства в крестьянские дела. Была создана должность земского участкового начальника (на уезд приходилось в среднем около четырех участков), в обязанности которого был включен мелочный контроль всей деятельности сельских обществ и волостей. Над земскими начальниками стояла контрольная инстанция — уездный съезд, а над ним — губернское присутствие. Все эти три инстанции были одновременно и административными, и судебными (с органиченными полномочиями) [8][9].

По отношению к сельским обществам земский начальник имел следующие административные полномочия (исключительно по отношению к крестьянам и крестьянскому самоуправлению):

  • Разбирать и разрешать иски и споры, относящиеся к исполнению актов о поземельном устройстве крестьян и истекающих из прежних обязательных отношений между помещиками и крестьянами;
  • Производить надзор и ревизии всех установлений крестьянского общественного самоуправления;
  • При всех инцидентах, требующих прибытия уездного исправника или станового пристава, до их прибытия на место исполнять их обязанности, в том числе руководить нижними чинами уездной полиции;
  • Принимать и разрешать жалобы на должностных лиц сельских управлений;
  • Временно устранять от должности должностных лиц сельских управлений и передавать дело об их увольнении на решение уездных съездов;
  • Проверять все приговоры сельских сходов, и, при усмотрении среди них нарушающих закон, передавать дело на решение уездных съездов;
  • Надзирать за состоянием мирских капиталов, утверждать приговоры сельских сходов относительно расходования мирских капиталов, при несогласии передавать дело на решение уездных съездов;
  • Надзирать за опекунствами, учрежденными над малолетними сиротами сельского состояния [8].

Земский начальник имел также и полномочия накладывать административные взыскания (в современных терминах — право рассматривать дела об административных правонарушениях), также исключительно по отнощению к крестьянам и крестьянскому самоуправлению. До 1906 года за маловажные проступки земский начальник мог, «без формального производства», подвергнуть должностных лиц сельского и волостного управлений и суда денежному взысканию не свыше 5 рублей или аресту не свыше 7 дней. В том же порядке, с составлением лишь в каждом случае особого протокола, земский начальник мог подвергнуть денежному взысканию не свыше 6 рублей или аресту не свыше 3 дней всех «лиц, подведомственных крестьянскому общественному управлению», в случае «неисполнения законных его распоряжений или требований» [8].

Земские начальники выступали также и как судьи с ограниченными полномочиями, однако их судебная власть распространялась на всех лиц, а не только на крестьян; поэтому в настоящей статье эта часть их деятельности не рассматривается.

Сельское общество и землепользование [10]

Существовали различные формы участия сельских обществ в землепользовании.

Наиболее популярной формой было общинное владение землей, при котором вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами, сообразно размеру семей. При этих переделах также учитывалось создание новых крестьянских хозяйств и исчезновение существовавших. Часть земли (прежде всего луговые, пастбищные земли и леса, неудобья), как правило, не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении сельского общества. По обычаю, крестьяне оценивали хозяйственную полезность каждого участка в условных единицах, «тяглах», сколько «тягл» находилось в распоряжении крестьянского хозяйства, столько же пропорциональных долей оно должно было вносить в общую сумму поземельных налогов, уплачивавшихся сельской общиной.

Сельское общество могло в любое время произвести передел мирской земли — изменить размеры участков в пользовании крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. С 1893 года переделы разрешалось проводить не чаще, чем один раз в 12 лет. Не все крестьянские общества практиковали регулярные переделы, некоторая часть обществ не проводила их никогда.

Стремление уравнять по хозяйственной полезности участки, выделенные каждому отдельному хозяйству привело к неблагоприятному явлению — чересполосице. Смысл чересполосного землевладения в том, что все земли общества нарезаются на несколько больших полей, внутри каждого поля земля считается одинакового качества, и в каждом поле земля нарезается на узкие полоски по количеству хозяйств, площадь полоски пропорциональна количеству тягл, которое выделено данному хозяйству при последнем переделе. Таким образом, каждое хозяйство пользуется столькими полосками земли, на сколько полей разделена вся общинная земля. В некоторых случаях, крестьянам приходилось обрабатывать до 30 разнесенных по разным местам земельных участков, что крайне невыгодно сказывалось на эффективности сельского хозяйства. Борьба с чересполосицей путем полного разверствания общинной земли и выделения каждому хозяйству одного компактного участка (хутора или отруба) стала одной из главных задач столыпинской аграрной реформы, реализуемой с 1906 года [11].

Второй широко распространенной формой землевладения в сельских обществах было подворное (участковое) землевладение, при котором каждое крестьянское хозяйство получало выделенный раз и навсегда, передаваемый по наследству участок. Такая форма собственности была более распространена в Западном крае. Наследственный участок представлял собой неполную частную собственность — он передавался по наследству, но не мог быть продан. Как и общинное владение, подворное владение могло сочетаться с общиннной собственностью на непахотные земли (луга, пастбища, лес, неудобья).

Сельское общество имело право в любой момент перейти от общинного пользования землей к подворному, но обратный переход был невозможен.

«Усадебная оседлость» крестьян (придомовые участки) находились в ограниченной (с правом передачи по наследству) собственности крестьян. Общие земли селений (улицы, проезды) всегда принадлежали сельскому обществу в целом.

Налогообложение и круговая порука [12]

Государство в большинстве случаев имело дело только с сельскими обществами в целом, не собирая сведений о размерах землевладения каждого отдельного крестьянского хозяйства. Соответственно, и размер государственных налогов и земских сборов, собираемых с земель, рассчитывался государственными и земскими учреждениями также для сельского общества в целом. Выкупные платежи в большинстве случаев также уплачивало сельское общество в целом (индивидуальный выкуп помещичьих земель крестьянами в ходе реформы 1861 года был редкостью). Распределение налоговой нагрузки по крестьянским хозяйствам было внутренним делом сельской общины, разрешавшимся обычно сельским сходом при принятии решения о переделе земли.

Все члены сельской общины (при общинном пользовании землей) были связаны круговой порукой — община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов и выкупных платежей всеми своими членами. Это требование, достаточно жесткое, было частично оправдано тем, что закон делал практически невозможным обращение взыскания по долгам на большую часть имущества крестьян. Земельный надел, как принадлежащий общине в целом, не мог быть изъят по долгам отдельного крестьянина; также не подлежало изъятию любое имущество сельскохозяйственного назначения (одна корова, инвентарь, семена) и дом крестьянской семьи. Стоимость всего остального имущества была, как правило, весьма невелика.

Круговая порука была отменена в 1903 году в 46 губерниях Европейской России, в 1905 году — повсеместно. С этого момента обложение крестьян налогами стало индивидуальным и производилось государственными чиновниками (податными инспекторами) без участия волостных и сельских управлений.

Сельское общество и столыпинская аграрная реформа

Премьер-министр П. А. Столыпин считал преобразование сельского общества важной составной частью проводимой его правительством широкой аграрной реформы. По первоначальному плану реформы, составленному в 1906 году, предполагалось разделить сельское общество на два общества. Первое из них, земельное общество, должно было представлять собой хозяйственное товарищество, занимающееся управлением землей, находящейся в совместной собственности крестьян. Второе — поселковое общество — должно было стать низовой единицей местного самоуправления, потеряв при этом сословный крестьянский характер — в общество должны были войти местные жители и землевладельцы всех сословий. Предполагалось, что по мере продвижения аграрной реформы количество земли, укрепленной в частную собственность крестьян, будет расти, и роль сельских обществ как коллективных собственников земли естественным образом уменьшится [13].

В пакет правительственных законопроектов по аграрной реформе, внесенных в 1907 году в III Государственную Думу, входил закреплявший данные положения законопроект «Положение о поселковом управлении». III Дума рассматривала законопроект чрезвычайно медленно, и в 1912 году он перешел в IV Думу, где лежал без движения. В 1913 году правительство, возглавляемое уже В. Н. Коковцовым, переменило свое мнение и забрало законопроект из Думы [14].

Таким образом, сельское общество как признанный государством институт самоуправления осталась нетронутой вплоть до Октябрьской революции, после которой идеи Столыпина парадоксальным образом были реализованы — община как коллективный владелец земли была сохранена [15], но от нее был отделен сельсовет, административный орган местного управления. Окончательно существование сельской общины было прекращено коллективизацией.

См. также

Примечания

  1. Л.Милов. О причинах возникновения крепостничества в России. (Милов Л. В. По следам ушедших эпох: статьи и заметки.- М.: Наука, 2006. — С. 500—538.), обзор развития поземельных общин для различных стран и культур — в статье Поземельная община // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  2. Местное самоуправление русских крестьян XVIII-XIX вв.. — СПб.-М.: Изд. тов-ва М.О.Вольф, 1902. — 309 с.. Необходимо заметить, что отдельные документы эпохи Екатерины II предусматривали организацию государственных крестьян на уровне селений, но только в отдельных местностях; в целом, признаваемая законом организация была волостной.
  3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе.. — СПб., 1839. — Т. XIII (Отделение I)., № 11189, стр. 602—653.
  4. Подробный обзор дискуссии см. в статье: Поземельная община // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе.. — СПб., 1863. — Т. XXXVI., № 36657.
  6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе.. — СПб., 1867. — Т. XXXIX., № 40610.
  7. Сельское общество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. ↑ Положения об установлениях, заведующих крестьянскими делами // Свод Законов Российской Империи. — (неофиц. изд.). — 1912. — Т. IX (приложение)., стр. 106—165
  9. Историю развития установлений, заведующих крестьянскими делами, см. в статье Волость.
  10. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов / под ред. К.А.Софроненко. — М.: ГИЮЛ, 1954. — 318 с.), оценочные суждения и описания сложившихся практик — по книге Изгоев А.С. Общинное право. — М.: Тип. «Надежда», 1906. — 160 с..
  11. Данная тема подробнейшим образом рассматривается в многочисленных работах известного деятеля в сфере землеустройства А. А. Кофода, наиболее доступна книга: К. А. Кофод. 50 лет в России (1878—1920) / Пер. с дат. М.: Права человека, 1997.
  12. Данный раздел изложен по статье: Сельское общество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  13. ссылка на hrono.ru).
  14. ссылка на hrono.ru).
  15. ссылка на текст кодекса).

Литература

  • Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов / под ред. К.А.Софроненко. — М.: ГИЮЛ, 1954. — 318 с.
  • Самоуправление крестьянского сельского и волостного общества. — М.: Тип. т-ва И.Д.Сытина, 1905. — 143 с.
  • Изгоев А.С. Общинное право. — М.: Тип. «Надежда», 1906. — 160 с.
  • Волчков В. Руководство для крестьян. Сборник действующих узаконений, касающихся обществ. их упр. и обязанностей сел. и волост. должност. лиц и ниж. чинов. — М.: Тип. М.Н.Лаврова, 1880. — 256 с.
  • Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах / В 2-х тт.. — СПб., 1876. — 564+444 с.
  • Алексеев С.Г. Местное самоуправление русских крестьян XVIII-XIX вв.. — СПб.-М.: Изд. тов-ва М.О.Вольф, 1902. — 309 с.
  • Зависимость крестьян от общины и мира.. — СПб.: Тип. В.Ф.Киршбаума, 1903. — 216 с.
  • Новиков А. Записки земского начальника.. — СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1899. — 238 с.
  • Чоглоков Л.А. Руководство для сельских старост о порядке исполнения обязанностей, возложенных на них законами. — Пермь: Тип. губернского правления, 1896. — 218 с.
  • Тенишев В.В., кн. Административное положение русского крестьянина. Приложение: Опека в русском крестьянском быту, П.С.Цыпкина. / Своды данных, добытых этнографическими материалами покойного князя В.Н.Тенишева. — СПб.: Тип-я А.С.Суворина, 1908. — 164 с.
  • Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России в 1907-1914 гг.. — М.: Наука, 1992. — 256 с. — ISBN 5-02-008627-4
  • Письмо Письмо Карла Маркса Вере Засулич от 8 марта 1881 г.

Tags: Сельское общество после крестьянской реформы возглавлял, сельское общество община, сельское общество равнения, сельское общество 6 класс, сельское общество в 19 веке это, сельское общество 7 класс, сельское общество российская империя.