Momotik.ru

Народный проект

Метки: Семейские мухоршибирского района антропология, семейские бурятия, семейские в бурятии, семейские русские старообрядцы забайкалья.

Перейти к: навигация, поиск
Семейские

Жительницы села Тарбагатай в традиционных семейских костюмах
Численность и ареал

Всего: 8000 [1][2]
Бурятия Бурятия Забайкальский край Забайкальский край

Язык

русский, говор семейских

Религия

старообрядчество

Расовый тип

европеоидная

Родственные народы

русские, белорусы, украинцы

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Семе́йские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.

Разгром Ветки

Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Причины переселения

В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур. 28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек. В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.

В Забайкалье

Никольская церковь. Начало XX века. Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Русская древлеправославная церковь в Тарбагатае

Хозяйственная деятельность

Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю. Скотоводство играло подсобную роль. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении. (см. Верхнеудинская ярмарка).

Трудолюбие и древлеправославная вера позволили семейским пронести до настоящего времени дух своего народа, своеобразие культуры, основанной ещё в допетровскую эпоху.

Религия

Беспоповщина оставалась устойчивым религиозным направлением семейских. Поповщина в начале была представлена в виде беглопоповщины. Религиозные обряды и службы проводили уставщики. Покойников хоронили в домовинах, выдолбленных из ствола сосны.

Значительная часть семейских в период коллективизации была раскулачена и выслана. В 1929 году были созданы вооружённые формирования. Центром сопротивления стали сёла Бичура и Малета. В начале 1930-х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором принимали участие до 600 человек.

В 1930-е и 1940-е годы в Забайкалье было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен.

В 1960-е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970-х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурятии.

Одежда

Одежда семейских (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма. Отличительные черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Многие детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят.

Жилище

Столетний дом семейских в Новой Бряни.
Ставни дома.

Дома семейских аналогичны тем, что находят при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова и других древних городов Руси. Отличительные черты — высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни. Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки.

Кухня

Кухня семейских с большим количеством хлеба и овощей. Мясо жареное и тушеное — баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Не ели зайчатину. Часть блюд заимствована у бурят, например, соломат. Строго соблюдали посты. В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана.

Семейские не курили, алкоголь практически не употребляли. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.

Семьи

Семьи семейских традиционные, патриархального типа, с большим количеством детей. В одной усадьбе жило до 4 поколений одной семьи. Имущество и землю делили редко.

Музыкальные традиции

Инструментальная музыка в среде семейских распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.

В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни.

В каждом забайкальском старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы. Наиболее известные:

  • Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка» (создан в 1990 г.) — лауреат Премии имени Пятницкого, обладатель звания «Живые сокровища», присуждённого ЮНЕСКО в 2001 году.
  • Тарбагатайский семейский народный хор «Былина» (создан в 1982 г.) — участник общероссийских и сибирских фестивалей и смотров.
  • Большекуналейский семейский народный хор (создан в 1927 г.) — вышел на республиканскую сцену в 1936 и в 1967 году удостоен звания «народный», участник и дипломант многих всесоюзных и международных конкурсов, награждён Большой и Малой бронзовыми медалями ВДНХ в 1985 году.
  • Забайкальский семейский народный хор «Истоки», г. Улан-Удэ (создан в 1967 г.) — лауреат и дипломант многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.

Известные семейские

Музеи

«Музей старообрядческой культуры» — село Тарбагатай, Тарбагатайский район Республики Бурятия.

Галерея

Экспонаты семейского комплекса Этнографического музея народов Забайкалья, Улан-Удэ, Бурятия

См. также

Примечания

  1. Перечень вариантов самоопределения национальностей в переписи 2002 года
  2. Народы России с самоопределениями по переписи 2002 года
  3. Чернев Илья. Биография. // Центральная городская библиотека имени Н. Островского. Краеведческий календарь — 2010 г.

Литература

  • Старообрядчество в Сибири // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Ф. Ф. Болонев. Староообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2004. — 160 с. — ISBN 5-287-00141-X.
  • Быконя Г. Ф. «Казачество и другое служебное население Восточной Сибири в XVIII — начале XIX века. Демографо-сословный аспект». Издательство Красноярский пед. университет им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008. ISBN 978-5-85981-287-5
  • Н. Р. Павлова «Русский старообрядческий (семейский) комплекс. Путеводитель». Этнографический музей народов Забайкалья, Улан-Удэ, 2007
  • Юмсунова Т. Б. «Язык семейских — старообрядцев Забайкалья.» — Москва, Языки славянской культуры, 2005.
  • Юмсунова Т. Б «Фонетическое и морфологическое своеобразие говоров старообрядцев Забайкалья» Гуманитарные науки в Сибири, 1999 № 4
  • Ильина-Охрименко Г. И. «Народное искусство семейских Забайкалья XIX—XX вв. Резьба и роспись». — Улан-Удэ, 1972;
  • Маковецкий И. В. «Архитектура русского народного жилища Забайкалья» // Быт и искусство русского населения Восточной Сибибири — Новосибирск, 1975.
  • Болонев Ф. Ф. «Народный календарь семейских Забайкалья (2-я пол. XIX — нач. XX в.)». — Новосибирск, 1978;
  • Болонев Ф. Ф. «Старо-обрядцы Заб. в XVIII—XX вв.» — Новосибирск, 1994;
  • Пляскина Е. И. «Говор семейских» // Культурные традиции народов Сибири и Америки: преемственность и экология. — Чита, 1995;
  • Константинова Н. Н. «Резной декор бытовых изделий крестьян-семейских (Из коллекции Чит. краеведческого музея)» // Забайкалье: судьба провинции. — Чита, 1996.
  • Ровинский П. А. «Материалы для этнографии Забайкалья» // Известия ВСОРГО. — 1873. — Т. 4, № 3;
  • Протасов Н. П. «Песни забайкальских старообрядцев». — Иркутск, 1926;
  • Владыкина-Бачинская Н. М. «Народное песенное творчество забайкальских семейских» // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. — Новосибирск, 1975.

Ссылки

  • Семейские — староверы забайкалья
  • Культурное пространство и песенное творчество семейских Забайкалья

Tags: Семейские мухоршибирского района антропология, семейские бурятия, семейские в бурятии, семейские русские старообрядцы забайкалья.