Momotik.ru

Народный проект

Метки: Контрольный диктант по теме сложноподчиненное предложение 9 класс, сложноподчиненное предложение характеристика, сложноподчиненное предложение это, сложноподчиненное предложение с разделительными союзами, сложносочинённое предложение урок-презентация, сложноподчиненное предложение урок в 11 классе, сложноподчиненное предложение и его особенности.

Сложносочинённое предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

В отличие от сложноподчинённого предложения, в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей, и используется абсолютное время глаголов сказуемых.

Неполными могут быть лишь последующие части, например: Мне восемнадцать лет, а моей сестре — семнадцать.

Содержание

Классификации

На основании грамматического значения

Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:

  • Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане — одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзы и, да (в значении и) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также.
  • Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что, повторяющиеся союзы или… или, повторяющиеся частицы ли.. ли, то ли… то ли, не то… не то, а то… а не то, наречие иначе в роли союза.
  • Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно.
  • Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия. Средства связи: союзы а, но, да (в значении но), частица же, конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того.
  • Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзы вернее, точнее, конструкцией точнее сказать).

Отношения объединяют грамматические значения, которые могут передаваться с помощью союзов (и частиц в роли союзов) и с помощью конкретизаторов, уточняющих значение средств, а также связи (и тогда, и от этого, а потому).

По характеру связи

В зависимости от вида сочинительных союзов:

Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенными союзами:

  • и, да (=и), ни…ни;
  • а, но, да (=но), однако, …;
  • или, либо, ли…ли, …;
  • да, да и, тоже, также;
  • то есть, а именно.

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Запятая не ставится:

  • Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

  • Если есть общее придаточное предложение:

Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились на прогулку.

Ссылки

  • [1]

Tags: Контрольный диктант по теме сложноподчиненное предложение 9 класс, сложноподчиненное предложение характеристика, сложноподчиненное предложение это, сложноподчиненное предложение с разделительными союзами, сложносочинённое предложение урок-презентация, сложноподчиненное предложение урок в 11 классе, сложноподчиненное предложение и его особенности.