Momotik.ru

Народный проект

Метки: Ташкентский метрополитен начальник, ташкентский метрополитен официальный сайт, ташкентский метрополитен карта, ташкентский метрополитен садыков.

Ташкентский метрополитен
Тошкент метрополитени
Информация
Страна

 Узбекистан

Город

Ташкент

Дата открытия

6 ноября 1977

Длина линий

39 км

Количество станций

29

Количество линий

3

Пассажиропоток за день

180-200 тыс.пасс./сутки[1]

Пассажиропоток за год

68.0 млн чел. (2009)[2]

Схема линий

Ташкентский метрополитен на Викискладе

Ташке́нтский метрополите́н (узб. Тошкент метрополитени, Toshkent metropoliteni) — система линий метрополитена в Ташкенте (Узбекистан). Обслуживается ассоциацией «Ташгорпасстранс» («Тошшаҳартрансхизмат», «Toshshahartransxizmat»). Первое метро в Средней Азии.

Содержание

История строительства

Строительство Ташкентского метрополитена началось в 1968—1970 годах, и первая линия (получившая позже название Чиланзарская) длиной 12,2 км с 9 станциями была запущена в 1977 году.

У истоков строительства стоял тоннельный отряд № 2, закончивший строительство тоннелей в Сибири и деривационного тоннеля в Андижане. Проектирование осуществлял специально созданный для строительства метро Ташкентский филиал Метрогипротранса (ныне Ташметропроект). В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных конструкций и производство чугунных тюбингов.

Станция «Площадь Ленина» (ныне «Площадь Независимости») на марке СССР, 1979 г.

Первый пусковой участок был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале Рихтера). Конечно, столь разрушительных землетрясений, как произошедшее в 1966 году, с тех пор в Ташкенте не было, но более слабые толчки, регулярно случающиеся в этом районе, метрополитен выдержал. Работа метрополитена ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка.

По описаниям строительства, при проходке перегонных тоннелей строители столкнулись со сложным поведением лёссовых грунтов (которыми в основном и представлена геология Ташкента).

При работе механизированных щитов из-за вибрации механизмов происходило уплотнение массива (и соответственно уменьшение занимаемого грунтом объёма). В результате щиты неоднократно проваливались ниже проектной отметки и проводились сложные и дорогостоящие работы по подъёму щитов до проектной отметки. В связи с этим явлением скорость проходки механизированными комплексами оказалась намного меньше скорости немеханизированных щитов и в конечном итоге большая часть перегонных тоннелей построена немеханизированными щитами.

Также установлена эвакуационная система пассажиров. В случае землетрясения все составы как можно быстрее достигают пункта назначения, после чего все пассажиры покидают составы, затем и саму станцию. Все действия сопровождаются работниками станций во избежании паники.

Современное состояние

Жетоны Ташкентского метро

В настоящее время протяжённость трёх линий метро с 29 станциями составляет 36.2 км. По прогнозам, за ближайшие пять лет объём перевозок Ташкентским метрополитеном возрастёт в 1,4 раза. В 2009 году метрополитеном было перевезено 68.0 миллиона пассажиров. Учитывая, что Ташкент занимает площадь 260 кв. км и насчитывает более двух с половиной миллионов жителей, метрополитен является стратегически важной, но недостаточно загруженной транспортной системой.

Наземных станций в метрополитене нет, однако есть три коротких наземных участка с метромостами через ташкентские каналы.

В сентябре 2001 года стала действовать новая, третья линия метро — Юнусабадская. Строительство этой линии протяжённостью 6.4 км с шестью подземными станциями было завершено в конце августа. Ежедневно новая линия метро перевозит до 60 тысяч пассажиров, а общий ежедневный пассажирооборот достиг 450 тысяч человек. Однако новая линия пока так и не соединила центр Ташкента с одним из густонаселённых микрорайонов столицы — Юнусабадом, она заканчивается не доходя до него.

По состоянию на 2010 год, никакие работы по строительству новых участков метро не велись уже в течение 6 лет и в обозримом будущем возобновлены не будут. Перспективы развития метрополитена крайне туманны. 12 мая 2011 года начальник Ташкентского метрополитена Б.Садыков заявил что ведётся разработка проекта трёх станций Файзулла Ходжаев, Юнусабад и Туркистон которые должны быть введены в эксплуатацию. Однако более точные сроки не были оглашены.[источник не указан 289 дней]

В апреле 2011 г. на некоторых станциях ташкентского метрополитена стали устанавливать металлодетекторы[3], но вскоре они были демонтированы.[4]

С 1 апреля 2012 г. тариф за проезд в метрополитене установлен в размере 700 сумов.

Линии Ташкентского метрополитена

Название Год открытия Год открытия последней станции Длина, км Число станций Время проезда по линии, мин.
01 Чиланзарская 1977 1980 15.5 12 25
02 Узбекистанская 1984 1991 14,3 11 27
03 Юнусабадская 2001 2001 6.4 6 14
Всего: 36,2 29

Подвижной состав

В качестве подвижного состава используются различные модификации вагонов моделей 81-717/714 и более новые вагоны моделей 81-718/719. Обслуживает подвижной состав два депо: ТЧ-1 Чиланзар и ТЧ-2 Узбекистан.

В начале сентября 2001 года российское ЗАО «Метровагонмаш» поставило «Ташгорпасстрансу» 20 вагонов модели 81-718/719 и запасных частей к ним для эксплуатации третьей ветки ташкентского метрополитена на $10,7 млн.

Электродепо

Действующие депо Дата открытия Линии Пассажирский парк Координаты Примечание
ТЧ-1 «Чиланзар» 6 ноября 1977 года Чиланзарская 81-717/714 41°14′56.07″ с. ш. 69°11′58.31″ в. д. / 41.248908° с. ш. 69.199531° в. д. (G) (O) Депо соединяется подъезным путём с железнодорожной линией Ховаст — Ташкент
ТЧ-2 «Узбекистан» 7 ноября 1987 года Узбекистанская, Юнусабадская 81-717/714, 81-718/719 41°17′11.95″ с. ш. 69°19′20.25″ в. д. / 41.286653° с. ш. 69.322292° в. д. (G) (O)  Депо не соединяется с железнодорожной линией

Фотогалерея

См. также

Примечания

  1. [1][2]
  2. Ташкентский метрополитен перевез 68 млн человек - Новости Узбекистана - ANONS.UZ
  3. В ташкентском метрополитене принимаются дополнительные меры безопасности
  4. Из ташкентского метро исчезли металлодетекторы — UzNews.net

Ссылки

  • Подземная артерия столицы
  • Схема путевого развития Ташкентского метрополитена
  • Ташкентский метрополитен на meta.metro.ru

Tags: Ташкентский метрополитен начальник, ташкентский метрополитен официальный сайт, ташкентский метрополитен карта, ташкентский метрополитен садыков.