Momotik.ru

Народный проект

Стр. 11 из кодекса Мальябекиано, четыре символа дней тональпоуалли с пояснениями на испанском языке: (Се = 1) Кремневый нож [текпатль], (Оме = 2) Дождь [киауитль], (Йеи = 3) Цветок [шочитль], (Науи = 4) Крокодил [сипактли]. Примечательно, что символ Дождь напоминает Тлалока, бога дождя и плодородия у ацтеков.

Тональпоуалли (аст. tōnalpōhualli — счёт дней) — ритуальный календарь ацтеков и 260-дневный период, часто называемый священным годом, использовавшийся в доколумбовой Месоамерике.

Этот ритуальный календарь был записан в «книге дней» тоналаматль, которая представляла собой кодекс на коже или бумаге из коры, на основе которого жрец тональпоуке составлял гороскопы и вычислял благоприятные и неблагоприятные дни. Его структура была аналогична календарю майя и, вероятно, унаследована от них через тольтеков.

Содержание

Структура

Священный год по тональпоуалли состоял из двадцати 13-дневных «недель», так называемых тресен (trecena, от исп. trece — тринадцать). Каждая тресена имела своего покровителя среди божеств.

Каждому дню года назначалась комбинация из числа от 1 до 13 и одного из двадцати знаковых дней (см. ниже), таким образом у каждого дня было своё уникальное обозначение. Всего таких комбинаций 260, что и дало в итоге 260-дневный священный год. При наступлении нового дня к дате прибавлялась единица и новый знак. Так, первая неделя начиналась в день 1 Крокодил, дальше шёл 2 Ветер, 3 Дом, 4 Ящерица и далее до дня 13 Тростник. После этого числа повторялись, а знаки присваивались по порядку: вторая неделя начиналась в 1 Ягуар и заканчивалась в 13 Череп и так далее. Только по прошествии полных 260 дней (13×20) оба цикла чисел и знаков совпадали и снова повторялась комбинация 1 Крокодил.

Считалось, что каждым знаком управляет бог или богиня, также все они были связаны со сторонами света (против часовой стрелки, начиная с востока, откуда всходит солнце).

Происхождение тональпоуалли неизвестно, однако на этот счёт существует несколько теорий, например, что он представляет собой венерианский цикл или соответствует периоду беременности у человека. С другой стороны, некоторые учёные полагают, что тональпоуалли не имеет отношения к явлениям природы, но полностью основан на взаимосвязи чисел 13 и 20, которые в Месоамерике имели особое значение.

Другой ацтекский календарь шиупоуалли представляет собой солнечный календарь, в котором год состоит из 18 месяцев по 20 дней с прибавлением 5 пустых дней. Шиупоуалли получал название по знаку своего первого дня по тональпоуалли. Например, Эрнан Кортес встретился с Моктесумой II в день 8 Ветер в год 1 Тростник (или 8 ноября 1519 г.), в тринадцатый год тогдашнего цикла.

Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года. Ацтеки верили, что в конце каждого такого цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами.

Знаки дней

Календарь тональпоуалли насчитывал 20 знаков дней. Существуют разные варианты их изображения. Ниже приведены знаки из кодекса Мальябекиаяно.

Символ Название на науатле Божество Перевод Сторона света
Сипактли Тональтекутли Крокодил Восток
Ээкатль Кецалькоатль Ветер Север
Калли Тепейоллотль Дом Запад
Куэцпалин Уэуэкойотль Ящерица Юг
Коатль Чальчиутликуэ Змея Восток
Микистли Теккистекатль Череп
Смерть
Север
Масатль Тлалок Олень Запад
Точтли Майяуэль Кролик Юг
Атль Шиутекутли Вода Восток
Ицкинтли Миктлантекутли Собака Север
Осоматли
Осомантли
Шочипилли Обезьяна Запад
Символ Название на науатле Божество Перевод Сторона света
Малиналли Патекатль Трава Юг
Акатль Тескатлипока Тростник Восток
Оцелотль Тласольтеотль Оцелот
Ягуар
Север
Куаутли
Каутли
Шипе-Тотек Орёл Запад
Коскакуаутли
Коскакаутли
Ицпапалотль Стервятник Юг
Оллин
Олин
Шолотль Движение
Землетрясение
Восток
Текпатль Чальчиутотолин Кремень
Кремневый нож
Север
Киауитль Чантико Дождь Запад
Шочитль Шочикецаль Цветок Юг

Знаки Ветер и Дождь соответствуют изображением бога ветра Ээкатля и бога дождя Тлалока.

Тресены

Каждой тресене 260-дневного цикла соответствовало своё божество:

Тресена Божество
1 Крокодил — 13 Тростник Ометеотль
1 Ягуар — 13 Череп Кецалькоатль
1 Олень — 13 Дождь Тепейолотль
1 Цветок — 13 Трава Уэуэкойотль
1 Тростник — 13 Змея Чальчиутликуэ
1 Череп — 13 Кремень Тонатиу
1 Дождь — 13 Обезьяна Тлалок
1 Трава — 13 Ящерица Майяуэль
1 Змея — 13 Землетрясение Шиутекутли
1 Кремень — 13 Собака Миктлантекутли
Тресена Божество
1 Обезьяна — 13 Дом Патекатль
1 Ящерица — 13 Стервятник Ицтлаколиуки
1 Движение — 13 Вода Тласольтеотль
1 Собака — 13 Ветер Шипе-Тотек
1 Дом — 13 Орёл Ицпапалотль
1 Стервятник — 13 Кролик Шолотль
1 Вода — 13 Крокодил Чальчиутотолин
1 Ветер — 13 Ягуар Чантико
1 Орёл — 13 Олень Шочикецаль
1 Кролик — 13 Цветок Шиутекутли

Первоисточники

  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы). Кодекс Теллериано-Ременсис. www.bloknot.info. — Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 16 августа 2010.
  • История народа чичимеков, его поселения и обоснования в стране Анауак.. www.bloknot.info (22 марта 2010). — пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2010. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 23 марта 2010.

Источники

  • Caso, Alfonso, Los Calendarios Prehispánicos. México: Universidad Nacional Autónoma de México, 1967 г.
  • Piña Garza, Eduardo, Aritmética del tonalpohualli y del xiuhpohualli. Estudios de cultura Náhuatl, ISSN 0071-1675, № 30, 1999 г., с. 257—266.
  • León-Portilla, Miguel, Mitos de los orígenes en Mesoamérica. Arqueología Mexicana, № 56, с. 20-27.

См. также

Ссылки

  • Ацтекский календарь
  • Тоналаматль в кодексе Обен 1576 года
  • Описание элементов тоналаматля с иллюстрациями