Momotik.ru

Народный проект

Метки: Трисвятое львов ноты, трисвятое молитва слушать, трисвятое древнего распева.

Трисвято́е или Трисвята́я песнь — молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й крепкий, Святы́й безсмертный, помилуй нас» (прочитывается трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Бессмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».

Содержание

Текст молитвы

Святы́й Бо́же, Святы́й крепкий, Святы́й безсмертный, помилуй нас (трижды)

Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς (τρίς)

Текст молитвы на разных языках см. также в Викитеке.

История возникновения молитвы

Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла (434447).

История введения в богослужение Трисвятого известна нам по преданию, рассказываемому в приводимых Зонарою (XII в.) посланиях патриарха Константинопольского Акакия (471479) и других современных ему епископов к Халкидонскому пресвитеру Петру Кнафею (хотевшему внести в эту молитву прибавку «распныйся за ны» — «распявшийся за нас»).

За 20 дней до Пасхи около 3 часов дня во время сильного землетрясения бывшего в Константинополе в 438—439 гг., когда народ на улицах с крестными ходами и общественными богослужениями возносил покаянные молебствия о спасении, какой-то мальчик, присутствовавший в толпе, был неожиданно поднят на небо и услышал пение ангелов: греч. Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος. Когда мальчик спустился на землю и рассказал о чуде, тотчас все вместе с патриархом начали петь Трисвятое, прибавив к нему «ἐλέησον ἡμᾶς», что значит «помилуй нас», после чего землетрясение тут же прекратилось.

В знак чудесного избавления императрица Пульхерия и её брат император Феодосий Младший императорским указом ввели употребление Трисвятого при богослужении, и это постановление торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года.

Так говорит предание. Согласно другим источникам, происхождение Трисвятого относится к более раннему времени, в V же веке оно стало более известным и введено в богослужение. Так, например, монах Иов объяснял, что текст Трисвятого составлен из «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3) и стиха Псалма: «к Богу крепкому, живому» (41:3), где слово «живой» (ζών) заменяется более звучным словом «бессмертный» (ἀθάνατος). Николай Кавасила («Изложение Литургии», 20) принимает это объяснение Иова. Как бы то ни было, во всяком случае исторически достоверно, что на первом заседании IV Вселенского Собора, после низвержения Диоскора, собравшимися отцами пропето было Трисвятое, и с тех пор, следовательно, с половины V века, эта песнь свято хранится в Православной церкви. Священное происхождение Трисвятого признают и отцы Трулльского Собора в особом 81 правиле.

После Халкидонского Собора, когда монофизитство было торжественно осуждено, Трисвятое подверглось искажению. Прибавлены были, именно, упомянутые слова: «распныйся за ны» (греч. ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς), с целью противодействия православному учению и утверждения монофизитского учения о втором Лице Святой Троицы. Это сделал Пётр Кнафей (иначе Фуллон) во второй половине V века. Кнафей — константинопольский монах, строгий последователь монофизитства. За это он был изгнан из Константинополя. Снискавши благоволение Зенона, зятя царя, он вместе с ним отправился в Антиохию и здесь вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против антиохийского православного патриарха Мартирия (456468), которого в конце концов заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам занял его место. Став патриархом, Кнафей, в целях утверждения монофизитства в антиохийской церкви, приказал прибавить к Трисвятому упомянутые слова и с этой прибавкой его петь. В православной редакции Трисвятое относится ко всем трем Лицам Святой Троицы, а Кнафей этой прибавкой хотел отнести его только ко второму Лицу Святой Троицы, к Богу-Сыну; хотел, именно, подкрепить монофизитское учение, согласно которому во Христе было только одно естество, Божеское, с которым, каким-то образом, слилось естество человеческое, так что Божество в Иисусе Христе и страдало и совершало все прочие человеческие деяния; тело же во Христе было каким-то призрачным явлением. Прибавкой к Трисвятому слов «распныйся за ны» и выражается, именно, монофизитская мысль, что во Христе распято было и пострадало Божество, а не человечество. Этим учением не только искажался догмат IV Вселенского Собора, но восстановлялись ереси II и III веков (патрипассианская, ноитианская и савеллианская), и следовательно, ниспровергалось все православное учение о Лицах Святой Троицы. Учение Кнафея уже в 471 году осуждено было на одном из антиохийских соборов, сам же Кнафей извержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из римских соборов в 485 году. Этим своим (81) правилом отцы Трулльского собора подтвердили все, что до них установлено было относительно песни Трисвятое; осуждили, как противное благочестию, упомянутую прибавку, провозгласили еретиком Петра Кнафея, придумавшего прибавку и, по примеру прежних православных соборов, предали анафеме (греч. ἀναθεματίζομεν) всех, которые дерзнули бы принимать названную прибавку и читать с нею Трисвятое.

Только в Коптской Церкви было принято и сохранилось прибавление к молитве Трисвятого слов «распныйся за ны». В Армянской Церкви в это песнопение включены слова «воскресший из мертвых», имеющие аналогичный богословский смысл.

В Римско-католической Церкви Трисвятое также известно и входит в состав ряда молитвенных последований, в том числе Венчика к Милосердию Божию. Латинская форма звучит: «Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortális, miserére nobis». Трисвятое входит в чин мессы мосарабского обряда.

Богослужебное употребление

Трисвятое используется как составная часть обычного начала; в связке Трисвятое→Пресвятая ТроицеОтче наш в различных местах богослужения; в конце великого славословия; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола.

На Литургии

На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем «Слава, и ныне», допевает «Святый Безсмертный, помилуй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:

  1. Сначала Трисвятое поют певчие.
  2. Затем его поют сослужащие архиерею и церковнослужители в алтаре. Архиерей, приняв от архидиакона дикирий, творит им крестное знамение над Евангелием. Приняв от второго иерея крест, архиерей с дикирием и крестом выходит на амвон.
  3. В это время Трисвятое поют речитативом певчие. Архиерей начинает благословлять на три стороны с молитвой «При́зри с небесе́, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его́же насади десница Твоя».
  4. Когда архиерей осеняет молящихся (на запад), клирос поёт «Святый Боже», когда на юг — «Святый Крепкий», когда на север — «Святый Безсмертный, помилуй нас».
  5. Архиерей уходит в алтарь, Трисвятое поют певчие.
  6. Далее Трисвятое поют в алтаре, когда архиерей, благословив дикирием горнее место, отдаёт его, принимает трикирий и осеняет им с горнего места на запад, на юг и на север сослужащих.
  7. Певчие поют «Слава, и ныне», «Святый Безсмертный, помилуй нас» и ещё раз Трисвятое.

Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.

В некоторые дни богослужебного года Трисвятое заменяется на другие песнопения. В следующие дни, которые в прошлом традиционно отводились для крещения оглашенных, вместо Трисвятого поётся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» (см. Гал.3:27):

В праздники, посвящённые Кресту Христову, вместо Трисвятого используется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»:

Литература

  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь. Изд. П. П. Сойкина. 1900, Стлб. 2175
  • Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913, с. 22-23.
  • Иеромонах Михаил (Арранц). Евхаристия Востока и Запада. Москва, 1999, с. 41.

Ссылки

  • Епископ Толкование на правила святаго шестаго Вселенскаго Собора, Трулльскаго. Правило 81.


Tags: Трисвятое львов ноты, трисвятое молитва слушать, трисвятое древнего распева.