Momotik.ru

Народный проект

Метки: Харлампович малороссийское влияние, харлампович г д, харлампович к западнорусские правосл школы xvi и нач xvii в каз 1898, харлампович наташа, харлампович екатерина.

Константин Васильевич Харлампович
Дата рождения:

18 июля 1870(1870-07-18)

Место рождения:

с. Рогачей, Российская империя, ныне Гродненский район Гродненской области Белоруссия

Дата смерти:

1932 год(1932)

Научная сфера:

история церкви, история просвещения

Место работы:

Казанская духовная семинария, Казанский университет

Альма-матер:

Санкт-Петербургская духовная академия

Известен как:

историк русской церкви, историк просвещения

Константин Васильевич Харлампович (18 июля 1870, с. Рогачей, Российская империя — 1932) — русский историк церкви, историк просвещения, богослов. Член-корреспондент Петербургской АН с 1916 года, академик Украинской АН с 1919 года. Принадлежал к «западнорусской» исторической школе.[1]

Содержание

Биография

Константин Харлампович родился 18 июля 1870 года в селе Рогачи, Брестского уезда Гродненской губернии в семье священника. Образование получал в Виленском духовном училище, которое окончил в 1884 году, Литовской духовной семинарии (1884—1890) и Санкт-Петербургской духовной академии, окончил которую в 1894 году со степенью кандидата богословия. После обучения он переехал в Казань, где в феврале 1895 года устроился преподавателем латинского языка в Казанской духовной семинарии, где преподавал по 1914 год. 20 марта 1899 года Харлампович получил степень магистра. В 1900 году удостоился двух премий — Карповской, Московского общества истории и древн. российских и Уваровской, Академии наук, за магистерскую диссертацию: «Западно-русские православные школы XVI и начала XVII в., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви», защищённую в 1899 году. 14 мая 1900 года стал приват-доцентом, а в 1909 году — профессором Казанского университета по кафедре истории русской церкви. В 1914 году Харлампович защитил докторскую диссертацию, а в 1916 году был признан членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Харлампович являлся членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, которое советской властью было объявлено «средоточием отсталых и реакционных элементов, миссионеров, шовинистов и националистов». Он участвовал в спасении казанских музейных ценностей, реликвий, архивов от разграбления и уничтожения, за что подвергался преследованию со стороны большевиков, в 1918 году он был условно приговорён к расстрелу. После ухода из Казани белочехов и Комучевцев и установления советской власти были приняты попытки урегулировать музейную и культурную жизнь региона, к работе были привлечены старые специалисты. В 1919 году Харлампович был назначен членом созданного Казанского губернского подотдела по делам музеев и охраны памятников, а затем входил в Музейную комиссию при Академическом центре Татнаркомпроса. В 1919 году стал академиком Украинской Академии наук, и был внештатным сотрудником с 1920 по 1928 год. Весной 1922 года Константина Харламповича избрали председателем ОАИЭ. Он представлял общество на первой Всероссийской конференции научных обществ по изучению местного края в Москве, стал членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения при Академии наук. 1 февраля Харлампович стал учёным секретарём Центрального музея ТР, заведовал его научным архивом.[2]

В 1924 году начались репрессии против руководства и членов ОАИЭ. В мае 1924 года Харлампович был снят с должности председателя Музейной комиссии Татнаркомпроса. В сентябре 1924 года было начато официальное следствие Татотделом ОГПУ по делу Харламповича и группы учёных, входивших в Совет ОАИЭ — И. Сатрапинского, С. П. Шестакова, В. Ф. Смолина, С. И. Порфирьева, Н. В. Никольского и И. М. Покровского. Поводом для открытия дела стало поступление «сведений о группировке черносотенного элемента в Обществе археологии, истории и этнографии, противопоставляющей современным требованиям общественности именуемую ими „чистую науку“, в которой преобладали элементы рутины, отсталых идей, для чего использовались легальные возможности».

20 сентября 1924 года Харлампович был арестован, а его квартира была подвергнута обыску (однако никаких улик найти не удалось). Тем не менее, Харламповича признали виновным по четырем статьям УК — 10, 69, 72 и 73, в том числе в «должностных преступлениях», «хранении и распространении контрреволюционной литературы» и в «дискредитировании Советской власти». Он был приговорён к административной высылке за пределы ТАССР на три года. За смягчение наказания ходатайствовали А. В. Луначарский, руководители Российской и Украинской академий наук, но для ОГПУ был важен этот показной процесс в целях устрашения научной общественности. Харлампович был отправлен в Оренбург 1 марта 1925 года, где снова был арестован. 10 июня 1925 года его дело было рассмотрено вторично, и он был выслан в Актюбинск, а затем в Тургай.[2]

После отбытия ссылки ему было запрещено Особым совещанием проживать в Казани и еще шести крупных городах в течение трёх лет. Харламповичу удалось перебраться на Украину, он поселился в Нежине и занимался исследованиями, дописывал свою книгу «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь» (которую так и не успел закончить). В 1928 году он был исключён из числа академиков Украинской АН по приказу украинского наркома просвещения Н. А. Скрыпника.

Точная дата смерти его неизвестна, известно лишь, что скончался он в 1932 году. Реабилитирован 4 февраля 2003 года.[3]

Труды

  • К истории западно-русского просвещения. Виленская братская школа в первые полвека ее существования. Вильна, 1897.
  • Острожская православная школа. Историко-критический очерк. Киев, 1897.
  • Западно-русские церковные братства и их просветительная деятельность в конце XVI и начале XVII в. СПб., 1899.
  • Иосиф Курцевич, архиепископ суздальский, бывший владимирский и брестский, 1621—42. Почаев, 1900.
  • Новая библиографическая находка. Переводная статья кн. А. М. Курбского. Киев, 1900.
  • К вопросу о сущности русского раскола старообрядства. Казань, 1900.
  • П. Т. Семенинков-Зеркальников. «Литерат. Вестн.», 1901, VII.
  • К вопросу о просвещении на Руси в домонгольский период, Львов, 1902.
  • Борьба школьных влияний в допетровской Руси. «Киевская Старина», 1902, VII—X.
  • Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах, 1904.
  • О христианском просвещении инородцев. Казань, 1904.
  • Казанские новокрещенские школы, Казань, 1905.
  • Ртищевская школа. 1913.
  • К биографии митр. Московского Филарета. 1914.
  • Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. (Том I.) Казань, 1914.
  • К истории борьбы с пьянством на Руси. 1915.
  • Старообрядческие «свитки брачного сочетания». 1916.

Примечания

  1. Учебная программа по истории Беларуси Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины.
  2. И. Сидорова. Поступают «сведения о группировке черносотенного элемента в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете…» (ОАИЭ в перывые годы Советской власти, 1917—1024 гг.).
  3. Общество «Мемориал». Списки жертв политического террора.

Ссылки

  • Биография в ЭСБЕ.  (рус.)
  • Биография на сайте «Русское православие»  (рус.)
  • Биография на сайте «Социальная история отечественной науки»  (рус.)
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Tags: Харлампович малороссийское влияние, харлампович г д, харлампович к западнорусские правосл школы xvi и нач xvii в каз 1898, харлампович наташа, харлампович екатерина.