Momotik.ru

Народный проект

Метки: Христианин православный, христианин копт, христианин с берегов нила.

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии


п·о·р

Христиани́н — это человек, исповедующий христианство, монотеистическую религию, основанную на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1]. Христинин верит, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества[2]. Христианин не сомневается в историчности Иисуса Христа.

Содержание

Этимология

Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин), образованного на основе латинского языка:

1) Основная часть слова — Χριστός (Христос) греческого происхождения, что означает «Помазанник». По греческой септуагинте Библии слово Христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (Маши́ах, Мессия), имеющее то же значение «Помазанник».[3]

2) Окончание -ιανός латинского происхождения, используемое при обозначении чьего-либо приверженца (употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской Империи или же означало принадлежность к какой-то партии (к примеру к «партии Кесаря»)). Например, того, кто поклонялся императору, то есть кесарю, или «кайсару», называли кайсариано́с, что означает приверженец «кайсара», человек, принадлежащий «кайсару».

Первое известное использование этого термина в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу (известно, что Антиохийцы славились своей способностью давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козел».). Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но христиане приняли и прославили его на весь мир. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).

Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э[4]

Кто является христианином

С точки зрения большинства неопротестантских общин, чтобы быть христианином, нужно придерживаться нижеперечисленных семи принципов.[5][6]. Практическое значение этих положений состоит в том, что неопротестанты не признают полноценными христианами членов традиционных деноминаций («Христианин — это не просто религиозный человек»), в том числе протестантских — лютеранства или епископального англиканства. Главными отличиями считается активное и постоянное изучение Библии и «харизматическая» молитва (составленная собственными словами — использование написанных другими людьми, широко распространённых молитв, в том числе почерпнутых из Ветхого и Нового Завета — считается проявлением «догматизма»). Исполнение остальных принципов (посвящение жизни Богу, принятие Иисуса верой и т. п.) — сложно проверить формально. Как правило, на практике следование им означает активное участие в жизни неопротестантской общины. Данные утверждения обычно формулируются следующим образом:

  • 1. Христианин — это ученик или последователь Иисуса Христа.
  • 2. Христианин — это человек, который верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
  • 3. Христианин — это человек, в котором живёт Дух Христа — Святой Дух Божий.
  • 4. Христианин — это человек, изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
  • 5. Христианин — это человек, который лично общается со своим Творцом.
  • 6. Христианин — это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
  • 7. Христианин — это человек, который служит своими дарами Телу Христа — братьям и сестрам по вере.

Первыми христианами считались ученики и последователи апостолов в Евангельских учениях, и прозелиты (верующие в отличие от язычников в Единого Бога), считавшие Иисуса из Назарета Мессией или «Христом» (по-гречески Христос). После того, как первое естественное отчуждение от «природных» язычников (не стремившихся влиться в иудейскую общину и не выполнявших еврейских обрядов) было преодолено (Деяния 10), признание Иисуса Христом и Сыном Божьим стало доминирующим признаком. Впрочем, на протяжении первого века общины первых христиан не теряли некоторого организационного единства (все они были основаны апостолами или их учениками) и не выделялись окончательно из иудейской среды. После иудейской войны, ряда конфликтов между иудейской средой и новым течением и возникновением общин, модифицировавших учение апостолов в ту или иную сторону, вопрос о том, кто является христианином, а кто — нет, стал более проблематичным. Как правило, подтвердить христианский статус человек мог принадлежностью к конкретной христианской общине, а община утверждала свою христианскую суть возведением своего происхождения к апостолам или мужам апостольским и связями с другими христианскими общинами.

С широким распространением как т. н. «ересей» (искажающих с точки зрения самих христиан суть христианства лжеучений) и общин их разделявших, но также именовавших себя христианскими, так и споров внутри собственно христианской среды появился ряд кратких формулировок христианской веры — исповеданий и символов веры, по которым можно было определить придерживается ли тот или иной человек минимальных положений, важных для христианской веры, а также некоторые дополнительные наименования (так «православные» христиане отличали себя от тех, кто по их мнению был «неправославен», то есть допускал ошибки в представлениях о том, во что надо верить, термин «католик» означал приверженца веры, распространённой по всей «вселенной», а не частного местного заблуждения). Так к критерию принадлежности к общине, называющей себя христианской, добавился критерий исповедания определённых принципов (основ) веры.

После разделения целого ряда церквей (халкидонских и нехалкидонских, т. н. «православных»[дохалкидониты тоже называют себя православными] и католиков, католиков и протестантов), не согласных друг с другом в важных вопросах вероучения, но не отрицающих христианский характер оппонентов, основным критерием стала принадлежность к той или иной деноминации. Зачастую эта принадлежность могла превращаться в формальность — семейную традицию или факт идентичности. Протест против такого формального «христианства» и выражен в доктрине неопротестантизма (также в ней присутствует и полемика вокруг «форм христианской жизни» — для неопротестантов ритуализм и спиритуализм традиционных христиан представлется малоценным, не стоящим в сравнении с интеллектуальным исследованием текста Бибилии практически ничего). Современные традиционные деноминации также различают между формальными христианами и реальными. Главными критериями являются активное участие в Богослужебной и приходской жизни — то есть членство в определённой христианской общине.

В других языках

Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».

Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаритяне»), ибо Иисус вырос в Назарете.

Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используются два слова для обозначения христиан: назаритяне (نصراني) и масиха (مسيحي), имеющих смысл последователей Мессии.[7] Там, где есть различия, «назаритяне» относится к людям с христианской культурой, а масиха — с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаритяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба. Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.

См. также

Примечания

  1. BBC, BBC—Religion & Ethics—566, Christianity
  2. http://books.google.com/books?id=VKMPAAAAIAAJ
  3. Messiah at Etymology Online
  4. Тацит в библиотеке Максима Мошкова
  5. Христианин
  6. Кто такой христианин?
  7. Pakistan Daily Times.

Tags: Христианин православный, христианин копт, христианин с берегов нила.