Momotik.ru

Народный проект

Александр Маркович Шаронов
Шарононь Сандра
Дата рождения:

18 февраля 1942(1942-02-18) (70 лет)

Место рождения:

с. Шокша Теньгушевского района Мордовской АССР

Страна:

 СССР →
 Россия

Научная сфера:

героический эпос; мифология; типология книжных форм эпосов.

Место работы:

Отдел литературы и фольклора НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Награды и премии


Лауреат Государственной премии Республики Мордовия (2005); Лауреат Первой Литературной премии Общества М. А. Кастрена (1997, Финляндия)

Алекса́ндр Ма́ркович Шаро́нов (псевдоним — эрз. Шарононь Сандра, род. 18 февраля 1942, село Шокша, Мордовская АССР) — советский и российский филолог, финно-угровед, историк, фольклорист, литературовед, философ, поэт, прозаик[1].

Содержание

Научная деятельность

Профессор, доктор филологических наук (2002), лауреат Государственной премии Республики Мордовия (1995), лауреат Первой Литературной премии Общества М. А. Кастрена (1997, Финляндия), лауреат Международной книжной выставки-ярмарки (1995), ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, член Союза писателей России(1999).

Пришёл к выводу, что мерянский язык был диалектом эрзянского языка и корректно говорить об эрзяно-мерянском языке. Эта его теория гипотеза, противоречащая официальной историографии, находится в состоянии научного осмысления.

Основные направления исследований

За многие годы научной деятельности, основные направления в работе Александра Марковича Шаронова были не изменны:

  • эрзянский и мокшанский героический эпос;
  • мифология эрзи и мокши;
  • типология книжных форм эпоса финно-угорских народов;
  • древнеэрзянская и древнерусская история;
  • русско-мордовские фольклорные отношения.

Публикации

Автор книг «Масторава» на эрзянском (1994), мокшанском (2001), русском (2003; в дополненном виде - 2010), венгерском (2010) языках, «Устно-поэтическое творчество мордовского народа», т. 1, кн. 2 (1977), «На земле Инешкипаза» (2006), монографии «Мордовский героический эпос» (2001), "...откуду пошла Руская земля..." (2012, Германия), фантастическая повесть "Потехония" (2012, Германия), более 280 научных[2] и публицистических статей.

Помимо эпоса «Масторава» широкую известность получили поэмы «Шокша», «Кудадей», «Инешкипаз», сказание «Тюштя», научно-фантастическая повесть «Планета Эра», фантастическая повесть «Потехония», повесть «Любовь и карлик».

Оценка литературного творчества

Положительная оценка литературного творчества А.М. Шаронова дана в более чем 260 отзывах, в критических работах Н.И. Чиняева, Н.И. Ишуткина, Е.И. Чернова, Н.Е. Адушкина, В.И. Демина, Н.В. Заварюхина, М.В.Мосина:

В жизни каждого народа наряду с заурядными событиями бывают явления торжества и праздники. Для эрзян таким событием стал выход в свет эпоса «Масторава», воссозданного доцентом кафедры русской и зарубежной литературы А.М.Шароновым. Двадцать лет он работал над эпосом, добиваясь такого содержания и такой формы, которые соответствовали бы духу и сущности эрзянской и мокшанской народной поэзии. Можно однозначно сказать, что автор «Масторавы» успешно решил поставленные перед ним задачи. В «Мастораве» мы находим и богатство содержания, и красоту формы, и изящество языка. Язык «Масторавы» – настоящий эрзянский язык. Не будет преувеличением сказать, что А.М.Шаронов внёс значительный вклад в совершенствование эрзянского литературного языка. «Масторава» – незаурядное явление и нашей литературы, и нашей отечественной науки[3].

Н.В.Морохин в предисловии к русскому переводу «Масторавы» пишет, что А.М.Шаронов не слепо воспроизводит древние сказания, а импровизирует, познав законы эпоса:

Не мог не почувствовать он себя и творцом. Он писал по сути в чём-то собственную поэму по мотивам эпоса. Он вкладывал в неё дорогие ему самому мысли и переживания»[4].

Эпос «Масторава» высоко оценили зарубежные журналисты и ученые: Пекка Лентонен[5], Тармо Хаккарайнен[6], Сиркка Сааринен (Финляндия), О.Б.Ткаченко (Украина), Петер Домокош[7] (Венгрия):

Прекрасным произведениями являются «Масторава» на эрзянском, мокшанском и русском... они рождают надежду.

Мария Дуганчи (Швеция).

Общественная жизнь

Член оргкомитета I съезда общества «Масторава» и его делегат (1990), член оргкомитета I съезда эрзя-мокшанского народа и его делегат (1992), делегат II (1996) и четвертого (2004) съездов эрзя-мокшанского народа, делегат VI Всемирного конгресса финно-угорских писателей (2000), участник республиканских, всесоюзных и международных научных конференций, первый редактор газеты «Эрзянь Мастор» (1993), член редколлегии журналов «Чилисема» и «Сятко», член правления Общественного Фонда спасения эрзянского языка, член Совета старейшин (Атянь эзем) эрзянского народа.

Важнейшие научные работы

  • А.М. Шаронов. Картина мироздания в мифологии народа Эрзя
  • А.М. Шаронов. О природе эпико-героической поэзии народа Эрзя
  • А.М. Шаронов. Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина

Примечания

  1. Библиотека мордовской литературы
  2. Шаронов А.М. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
  3. Мосин М.В. Подлинно народный эпос // Известия Мордовии. – 1996. – 2 февраля.
  4. Морохин Н.В. «Жизнь вперед шла, радуясь и плача…» // Шаронов А.М. Масторава / Пер. на рус. яз. А.М.Шаронова/. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. – С. 8.
  5. Pekka Lentonen. Mastorava on pienen kansan sankaritarina|| Kansan Uutiset. 11.2/1998
  6. Mastorava, mordwalaisten sankarieepos || HIIDENKIVI. Suomalainen kulttuurilenti. 6|| 1998
  7. Вордксем кыл (Родное слово) №5 2008