Momotik.ru

Народный проект

Метки: Sts 126, sts-126, стс маргоша 126.

Индевор STS-126
Эмблема

Полётные данные корабля
Название корабля STS-126
Орбитальный модуль Индевор
Полёт шаттла № 124
Полёт «Индевор» № 22
Стартовая площадка LC-39A, (КЦ Кеннеди)
Запуск 15 ноября 2008 года 00:55 UTC
Стыковка 16 ноября 2008 года 22:01 UTC
Место стыковки МКС
Расстыковка 28 ноября 2008 года 14:47 UTC
Посадка 30 ноября 2008 года 21:25 UTC
Место посадки Военно-воздушная база Эдвардс (Калифорния)
Длительность полёта 15 суток, 20 часов, 30 минут, 34 секунды
Количество витков 250
Пройденное расстояние 6,6 млн миль
Высота орбиты 350 км
Апогей 236,3 км
Перигей 185 км
Наклонение 51,6°
Период обращения 89 мин
NSSDC ID 2008-059A
NORAD ID 33441
Полётные данные экипажа
Членов экипажа 7
Фотография экипажа

Слева направо: Магнус, Боуэн, Петтит, Фергюсон, Боу, Кимбро,Стефанишин-Пайпер

Связанные экспедиции
Предыдущая Следующая

Дискавери STS-124

Дискавери STS-119

Индевор STS-126 (от англ. Space Transportation System — космическая транспортная система) — многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) «Индевор», космической программы «Спейс Шаттл», на котором осуществлён сорок четвёртый пилотируемый полёт к Международной космической станции.

Содержание

Экипаж

Экипаж старта

Члены экипажа МКС-18 (старт)

Члены экипажа МКС-18 (посадка)

Изменения в составе:

  • Первоначально в состав экипажа входила Джоан Хиггинботам /англ./ (специалист полёта STS-116). Но, из-за решения астронавтки оставить космическое агентство, и перейти в частную компанию, НАСА объявило о её замене на Дональда Пети.[1]
  • Стивена Боуэна, первоначально заявили в состав экипажа STS-124, однако в связи с изменениями планов ротации экипажей МКС, он был перемещён в экипаж STS-126.[2]

Цель экспедиции

Цель полёта шаттла «Индевор» STS-126 - доставка на Международную космическую станцию оборудования и материалов для обеспечения работы шести асиронавтов на борту МКС. Все материалы и оборудование были упакованы в многоцелевом модуле снабжения «Лернардо», который находился в грузовом отсеке шаттла. Среди грузов, находившихся в модуле «Леонардо», были две кабины и второй туалет для членов экипажа МКС, вторая бегущая дорожка, оборудование для регенерации воды, подогреватель для пищи, морозильная камера для экспериментальных материалов. Общий вес полезных грузов доставленных на станцию в модуле «Леонардо» составил 6,35 тонны (14000 фунтов). Общий вес модуля «Леонардо» с полезным грузом составил около 12,5 тонн (27585 фунтов), этот груз был самым тяжелым из всех грузов, когда-либо доставляемых шаттлами на орбиту.

Продолжительность полёта планировалась на шестнадцать суток. Было запланировано четыре выхода в открытый космос.

Другие цели полёта:

  • ремонт механизма вращения солнечных батарей станции на правой ветви ферменной конструкции;
  • смена на борту МКС бортинженера-2;
  • проведение на внешней поверхности американского сегмента работ по обслуживанию и дооснащению МКС;
  • возвращение оборудования и доставка на Землю результатов экспериментов, проводимых на МКС

Подготовка к полёту

2007 год

1 октября 2007 года назван экипаж миссии «Индевор» STS-126. Шаттл «Индевор» готовится к запланированноиу полёту STS-126, а также и к возможной миссии (STS-326) спасения для экипажа шаттла «Дискавери» STS-124. Командиром экипажа назначен Кристофер Фергюсон, пилотом – Эрик Боу, специалистами полёта назначены: Стивен Боуэн, Джоан Хиггинботам, Роберт Кимбро, Хайдемари Стефанишин-Пайпер и бортинженер восемнадуцатой долговременной экспедиции МКС Сандра Магнус. Сандра Магнус останется на МКС, а вместо неё на землю вернётся Грегори Шамитофф, который находился на станции в составе долговременной экспедиции с июня 2008 года. В экипаже три новичка космических полётов: Боу, Боуэн и Кимбро[3].

21 ноября 2007 года НАСА объявило, что в экипаже «Индевора» произведена замена. Вместо покинувшей НАСА Джоан Хиггинботам, в состав экипажа включен Дональд Петит. Для Петтита это будет вротой космический полёт. Первый раз в космосе он был с ноября 2002 года по март 2003 года в составе шестой долговременной экспедиции МКС. В ноябре 2007 года старт «Индевора» планировался на 18 сентября 2008 года[4].

2008 год

14 февраля. Из-за задержек старта шаттла «Атлантис» STS-122, НАСА было вынуждено перенести запуски шаттлов запланированных на 2008 год. В том числе был перенесён старт «Индевора» STS-126 с 18 сентября на 16 октября 2008 года[5].

22 мая. Из-за задержек старта шаттла «Атлантис» STS-125, старт «Индевора» STS-126 перенесён с 16 октября на 10 ноября 2008 года[6].

5 сентября старт «Индевора» переносится на 12 ноября. Время старта – 20 часов 43 минуты по североамериканскому восточному времени (1 час 43 минуты, 13 ноября по Гринвичу). Дата и время возвращения на землю – 27 ноября, 19 часов 45 минут по Гринвичу[7].

11 сентября «Индевор» перевезён из ангара в здание вертикальной сборки. Перевозка началась в 10 часов 55 минут по Гринвичу (6 часов 55 минут местного времени) и закончилась в 12 часов. В здании вертикальной сборки «Индевор» будет соединён с внешним топливным баком и двумя твёрдотопливными ускорителями. Перевозка на стартовую площадку 39В назначена на 18 сентября. «Индквор» будет оставаться на площадке 39В в качестве корабля спасения для экипажа шаттла «Атлантис» STS-125, запуск которого со стартовой площадки 39А запланирован на 10 октября. Миссия STS-125 – это миссия по обслуживанию телескопа Хаббл. В случае повреждения «Атлантиса» астронавты не смогут дожидаться помощи на МКС. Поэтому шаттл «Индквор» готовится к непредвиденному старту одновременно с «Атлантисом». На случай, если бы после старта «Атлантиса» было бы обнаружено повреждение, препятствующее безопасному приземлению, была разработана программа спасения. Согласно этой программе, астронавты «Атлантиса» должны были прекратить всякую активную деятельность, отключить все нежизненно необходимые приборы и оборудование и экономно расходовать ресурсы жизнеобеспечения. В таком режиме они могли бы оставаться на орбите до 25 суток, дожидаясь прибытия «Индевора». Через 23 часа после старта «Индевор» приблизился бы к «Атлантису». Два шаттла должны были бы сцепиться своими манипуляторами. В последующие двое суток, астронавты «Атлантиса» через открытый космос в три приёма должны были перейти в «Индевор». После возвращения «Атлантиса» на землю, «Индевор» будет перевезён на стартовую площадку 39А, где он будет готовиться к запланированному полёту STS-126[8].

Вечером 17 сентября над космодромом на мысе Канаверал разразился дождь с грозой, пожтому перевозка «Индевора» из здания вертикальной сборки на стартовую площадку, которая должна была состояться в ночь с 17 на 18 сентября задержана на сутки.

В ночь с 18 на 19 сентября шаттл «Индевор» был перевезён из здания вертикальной сборки на стартовую площадку 39В. Перевозка началась 19 сентября в 3 часа 15 минут по Гринвичу (23 часа 15 минут 18 сентября местного времени) и закончилась в 10 часов 59 минут. Впервые с июля 2001 года два шаттла одновременно находятся на стартовых площадках: «Атлантис» на площадке 39А, «Индевор» - 39В[9].

24 сентября. Из-за потери времени при подготовке к старту, вызванной ураганом Айк, НАСА приняло решение о переносе старта «Индевора» с 12 на 16 ноября. Был перенесён также старт «Атлантиса» STS-125 с 10 на 14 октября. Согласно новому плану полёта старт «Индевора» должен состояться 16 ноября в 23 часа 7 минут по Гринвичу, стыковка с МКС – 18 ноября в 20 часов 40 минут, расстыковка – 29 ноября в 14 часов, приземление – 1 декабря [10].

27 сентября вышел из строя один из каналов передачи данных телескопа Хаббл. Чтобы разобраться в причинах неисправности, проработать методы ремонта, а также подготовить астронавтов к выполнению ремонтных работ, необходимо время. Поэтому НАСА приняло решение о переносе миссии по ремонту телескопа «Атлантис» STS-125, по крайней мере, до февраля 2009 года. Шаттл «Индевор» освобождается от возможной миссии спасения, которая переходит к «Дискавери» STS-119. Старт «Индевора» сдвигается на более раннюю дату, с 16 на 14 ноября декабря [11].

3 октября НАСА объявило, что старт «Индевора» должен состояться 15 ноября в 00 часов 55 минут по Гринвичу (14 ноября в 19 часов 55 минут по времени космодрома). Согласно новому плану полёта стыковка с МКС должна состояться 16 ноября в 22 часа 10, расстыковка – 27 ноября в 15 часов 49 минут, приземление – 29 ноября в 19 часов 18 минут [12].

20 октября шаттл «Атлантис» возвращен со стртовой площадки 39А в здание вертикальной сборки. Старт «Атлантиса» перенесён на 2009 год, из-за выхода из строя основного канала системы передачи данных телескопа «Хаббл». Перевозка «Индевора» на старт 39А нзначена на 23 октября.

23 октября шаттл «Индквор» был перевезён со стартовой площадки 39В на стартовую площадку 39А. Перевозка началась 12 часов 28 минут по Гринвичу (8 часов 28 минут летнего времени восточного побережья США). Перевозка продолжалась 8 часов 9 минут. В 20 часов 37 минут «Индевор» был установлен на стартовой площадке 39А.

29 октября экипаж шаттла «Индевор» провёл полномасштабную тренировку обратного предстартового отсчёта с надеванием скафандров и размещением в кабине корабля.

30 октября НАСА официально объявило, что старт «Индевора» состоится 15 ноября в 0 часов 55 минут по Гринвичу (14 ноября в 19 часов 55 минут по времени космодрома)[13].

11 ноября экипаж шаттла «Индевор» прибыл на космодром мыса Канаверал для непосредственной подготовке к старту. Астронавты прилетели на самолётах Т-38. 12 ноября в 3 часа по Гринвичу начался предстартовый обратный отсчёт. В соответствии с метеопрогнозом на вечер пятницы, 14 ноября, вероятность благоприятной для старта погоды в районе космодрома составляет 60%. Прогноз параметров погоды: облачность на высоте от 900 м (3000 футов) до 2400 м (8000 футов), видимость 11,3 км (7 миль), температура 21°C (70°F), скорость ветра 6,2 м/с (12 узлов) порывы до 8,7 м/с (17 узлов). Прогноз на 15 ноября ещё более неблагоприятный[14].

12 ноября вероятность благоприятной для старта погоды в районе космодрома увеличилась и составила 70%.

Описание полёта

Старт и первый день полёта

00:55 15 ноября — 07:55 15 ноября

Старт «Индевора».

В день старта, в 14 часов, прогноз погоды оставался благоприятным для запуска «Индевора» в запланированное время. В 15 часов 30 минут принято решение о заправке внешнего топливного бака. В 16 часов 10 минут началась закачка жидких кислорода и водорода во внешний топливный бак. Процедура заправки продолжается около трёх часов, в течение которых из круглых резервуаров, расположенных вокруг стартовой площадки, во внешний топливный бак перекачивают 650000 литров (143000 галлонов) жидкого кислорода и 1742000 литров (383000 галлонов) жидкого водорода. Температура жидкого кислорода – -148°C (-298°F), жидкого водорода – -217°C (-423°F).

В 21 час астронавты «Индквора», одетые в скафандры, разместились в специальном автобусе, который доставил их к стартовой площадке. На лифте астронавты поднялись к кабине шаттла, на высоту 59 м (195 футов). В 21 час 30 минут астронавты начали размещаться в шаттле. Первым в кабину «Индевоар» вошел командир Кристофер Фергюсон, за ним последовали Сандра Магнус, Эрик Боу, Хайдемари Стефанишин-Пайпер, Роберт Кимбро, Доналд Петтит и Стивен Боуэн. В 22 часа 55 минут был закрыт люк «Индевора», через который входили астронавты. Получено подтверждение о благоприятной погоде в районах возможной аварийной посадки на военно-воздушной базе Истр во Франции, а также в Сарагосе и Мороне (Испания).

В центре управления на связи с экипажем находится кэпком Алан Пойндекстер.

15 ноября в 0 часов 55 минут 39 секунд по Гринвичу (14 наября в 19 часов 55 минут по времени космодрома) «Индевор» стартовал. В это время МКС пролетела на высоте 341 км (212 миль) Тихим океаном, юго-восточнее Новой Зеландии. [15].

Через 60 секунд после старта скорость «Индевора» достигла 1609 км/ч (1000 миль/ч). Через 2 минуты 15 секунд после старта отстрелены отработавшие твёрдотопливные ускорители. Через 3 минуты после старта «Индевор» находится на высоте 70 км (44 мили), на расстоянии 80 км (73 мили) от стартовой площадки и удаляется со скоростью 6400 км/час (4000 миль/час). Через 4 минуты после старта «Индевор» прошел точку невозврата, для случая аварийной посадки на мысе Канаверал. Через 5 минут 10 секунд после старта «Индевор» находится на высоте 106 км (66 миль), на расстоянии 394 км (245 миль) от стартовой площадки и удаляется со скоростью 11680 км/час (7300 миль/час).

В 1 час 4 минуыт выключены двигатели шаттла и отстрелян внешний топливный бак.

«Индевор» вышел на орбиту с апогеем 219 км (136 миль) и перигеем 58 км (36 миль), наклонение орбиты 51,6°. После коррекции, которая была проведена через полчаса после старта, параметры орбиты составили: апогей 229 км (142 мили), перигей 195 км (121 миля).

В 2 часа 28 минут открыт грузовой отсек шаттла. В 2 чаав 36 минты раскрыта антенна Ku диапазона.

Второй день полёта

15:55 15 ноября — 06:25 16 ноября

Астронавты проводили стандартное обследование теплозащитного покрытия шаттла с помощью лазерного сканера и высокоразрешающей камеры, установленных на удлинителе робота-манипулятора. Манипулятором управляли Эрик Боу, Дональд Петтит и Роберт Кимбро.

В 18 часов 45минут удлинитель, с укреплёнными на нём лазерным сканером и высокоразрешающей камерой, был подсоединён к манипулятору шаттла.

В 19 часов астронавты начали обследование правого крыла шаттла. В 21 час 37 минут обследование теплозащитного покрытия было продолжено на носу шаттла, а с 23 часов 20 минут – на левом крыле.

В 1 час обследование теплозащитного покрытия было закончено. В ходе обследования было уделено внимание участку около левой системы орбитального маневрирования, где отслоилась полоска изоляционного покрытия. Размер отслоившегося покрытия – ширина 10 см (4 дюйма), длина 30-45 см (12-18 дюймов), толщина 0,76 см (0,3 дюйма). Специалисты НАСА уточняют, что это не критичный участок. При входе в атмосферу, перед приземлением, этот участок разогревается максимально до 370°C (700°F).

Снимки, полученные во время обследования, были переданы в центр управления полётом для оценки состояния покрытия специалистами НАСА.

После тестирования антенны Ku-диапазона, выяснилось, что она не смогла сориентироваться на коммуникационный спутник. Предположительно, произошёл сбой в электронном блоке управления антенны. Антенна Ku-диапазона используется для голосовой связи, передачи телевизионного изображения и используется как радар во время сближения с МКС.

Астронавты тестировали системы шаттла, которые задействованы при стыковке с МКС.

Хайдемари Стефанишин-Пайпер и Стивен Боуэн перепроверяли скафандры и оборудование для выхода в открытый космос и готовили скафандры для переноски в МКС.

Третий день полёта

14:25 16 ноября — 06:25 17 ноября

День стыковки с Международной космической станцией.

В 18 часов 31 минуту была проведена очередная корректировка орбиты шаттла. В 18 часов 45 минут астронавты включили антенну Ku-диапазона в режиме радара, несмотря на опасения, антенна начала нормально функционировать, поэтому она была задействована в процессе сближения со станцией и стыковки.

Заключительная фаза сближения началась в 19 часов 27 минут, когда была проведена последняя корректировка орбиты шаттла. В 19 часов 47 минут «Индевор» находился на расстоянии 12,5 км (7,8 мили) от станции, скорость сближения – 8,4 км/сек (5,25 мили/ч).

В 20 часов 39 минут «Индевор» был на расстоянии меньше чем 1,6 км (1 миля) от станции. В 20 часов 54 минуты «Индевор» был на расстоянии 427 м (1400 футов) от станции.

«Индевор» пристыковался к МКС.

В 21 час 8 минут «Индевор» находился под станцией на расстоянии 183 м (600 футов) от неё. Под управлением командира корабля Кристофера Фергюсона, «Индевор» начал стандартный переворот перед иллюминаторами модуля «Звезда». Во время переворота, астронавты МКС Майкл Финк и Грегори Шамитофф вели съёмку теплозащитного покрытия шаттла. Финк работает с 800-миллимитровой камерой с разрешением в один дюйм. Шамитофф снимает 400-миллиметровой камерой с разрешением в три дюйма. В общей сложности было сделано более 300 фотографий. Переворот окончен в 21 час 16 минут. В 21 час 31 минуту «Индевор» находится перед станцией: нос направлен в космос, корма — на Землю, раскрытый грузовой отсек, в котором расположен стыковочный узел, — на МКС. В 21 час 32 минуты из центра управления полётом дано разрешение на стыковку. В 21 час 31 минуту расстояние между шаттлом и станцией составляет 61 м (200 футов). В 21 час 49 минут расстояние между шаттлом и станцией составляет 30 м (100 футов), скорость сближения – 0,05 м/с (0,15 фут/с). В 21 час 58 минут расстояние между шаттлом и станцией составляет 6 м (20 футов). В 22 часа 1 минута между шаттлом и станцией 1,5 м (5 футов),

В 22 часа 1 минуту «Индевор» пристыковался к МКС. Стыковка произошла над районом границы между Индией и Китаем.

В 00 часов 16 минут был открыт люк между «Индевором» и МКС. На орбите встретились экипаж шаттла и 18-й долговременный экипаж МКС: Майкл Финк, Юрий Лончаков и Грегори Шамитофф.

После короткой церемонии встречи астронавты продолжили работу по плану.

Индивидуальный ложемент Сандры Магнус был перенесён из шаттла в «Союз ТМА-13» и установлен вместо ложемента Шамитоффа. С этого момента (2 часа 50 минут) Магнус считается членом экипажа станции, а Шамитофф переходит в экипаж «Индевора».

Через три часа после стыковки, астронавты начали переноску в станцию оборудования и материалов доставленных в шаттле.

Отслоение теплоизоляции около левой системы орбитального маневрирования признано незначительным и не нуждается в дальнейшем обследовании.

Четвёртый день полёта

14:35 17 ноября — 05:55 18 ноября

В этот день астронавты достали из грузового отсека шаттла транспортный модуль «Леонардо» и пристыковали его к нижнему порту (направленному на землю) модуля «Гармония».

Модуль «Леонардо» был захвачен роботом-манипулятором станции в 16 часов 37 минут. Роботом-манипулятором управляли Дональд Петтит и Роберт Кимбро. В 17 часов 5 минут начался подъём «Леонардо» из грузового отсека шаттла. В 17 часов 26 минут модуль «Леонардо» был подведён к порту модуля «Гармония». В 17 часов 50 минут стыковочный узел модуля «Леонардо» был подведён к стыковочному узлу модуля «Гармония». В 18 часов 4 минуты стыковочные узлы обеих модулей были плотно стянуты.

После проверки герметичности стыка, в 23 часа 43 минуты был открыт люк в модуль «Леонардо». Первым в модуль вошел командир экипажа МКС Майкл Финк.

После анализа изображений теплозащитного покрытия шаттла, специалисты НАСА сообщили, что дополнительного обследования теплозащиты не требуется.

Система электропитания «Индевора» была подключена к системе электропитания МКС, это обеспечивает возможность для шаттла оставаться в космосе дополнительные сутки.

Стивен Боуэн, Хайдемари Стефанишин-Пайпер и Роберт Кимбро в модуле «Квест» подготавливали скафандры и инструменты к предстоящему на следующий день выходу в открытый космос, который запланирован на 18 часов 45 минут.

Пятый день полёта

13:55 18 ноября — 05:55 19 ноября

День первого выхода в открытый космос. Плановая продолжительность выхода — шесть с половиной часов. Выходящие астронавты Хайдемари Стефанишин-Пайпер Стивен Боуэн. Для Стефанишин-Пайпер это третий выход, для Боуэна — первый. Цель выхода – переноска, вышедшего из строя, бака с аммиаком в системе охлаждения станции в грузовой отсек шаттла для возвращения его на землю, снятие крышки с внешней стенки модуля «Кибо», начало обслуживания механизма вращения солнечных батарей станции на правой ветви ферменной конструкции. Снятие четырёх крышек с внешней стенки модуля «Кибо», для подготовки модуля к установке на нём внешней платформы с экспериментальным оборудованием, которая запланирована во время полёта STS-127.

Проблемы в механизме вращения солнечных батарей на правой ветви ферменной конструкции станции появились в сентябре 2007 года. В механизме возник повышенный уровень вибрации, на внешнем кольце механизма (диаметр кольца около 10,5 футов) была потеряна смазка, от увеличившегося трения появились металлические опилки, отдача мощности от батарей уменьшилась. С тех пор солнечные батареи правой ветви используются только частично. В задачу астронавтов входило – замена в механизме вращения одиннадцати из двенадцати подшипников, очистка механизма от металлических опилок и обновление смазки. На ферменной конструкции станции установлены два механизма вращения, один на левой стороне, между сегментами S3 и S4, второй на правой стороне между сегментами Р3 и Р4.

Роберт Кимбро координировал выход из станции. Дональд Петтит и Сандра Магнус управляли манипулятором станции, на котором была закреплена Хайдемари Стефанишин-Пайпер.

Стефанишин-Пайпер переносит бак системы охлаждения.
Сумка с инструментами улетает в открытый космос.

В 15 часов 55 минут астронавты начали одевать скафандры. Выход начался в 18 часов 9 минут, 18 ноября, на 36 минут раньше запланированного времени. Астронавты направились к, закреплённому на ферменной конструкции баку из системы охлаждения. Стефанишин-Пайпер, закрепленная на манипуляторе станции, взяла в руки бак и была перенесена в грузовой отсек шаттла. Туда же переместился и Боуэн, который закрепил бак в грузовом отсеке. Переноска бака была завершена в 19 часов 27 минут. Стефанишин-Пайпер взяла в руки запасную бухту гибкого шланга для системы охлаждения станции. Стефанишин-Пайпер была перенесена к одной из складской платформе на ферменной конструкции станции. В 20 часов бухта была закреплена на складской платформе. В данный момент астронавты опережали график почти на один час. Стивен Боуэн переместился к модулю «Кибо» и начал снимать с него защитное покрытие и том месте, где будет закреплена внешняя экспериментальная платформа. Затем Боуэн и Стефанишин-Пайпер переместились к сегменту S3, чтобы начать ремонтные работы на механизме вращения солнечных батарей. В 20 часов 30 минут Стефанишин-Пайпер обнаружила, что из смазочного шприца, который находился в сумке с инструментами, вытекло значительное количество масла. Стефанишин-Пайпер, с помощью тряпок, начала собирать вытекшее масло в инструментальной сумке и неосторожно выпустила сумку из рук, которая в улетела в открытый космос. Потеря сумки с инструментами случилась в 20 часов 42 минуты. В дальнейшем астронавты пользовались инструментами из сумки Боуэна. Астронавты сняли крышки с механизма вращения. Стефанишин-Пайпер и Боуэн размонтировали подшипники, очищали и смазывали поверхности скольжения и устанавливали новые подшипники. В 0 часов 20 минут астронавты закончили первую часть работы на механизме вращения. Эти работу будут продолжены во время последующих выходов в открытый космос. В 0 часов 50 минут астронавты вернулись в шлюзовой модуль. В 0 часов 57 минут был закрыт люк шлюзового модуля.

Стивен Боуэн в открытом космосе

Выход закончился в 1 час 1 минуту, 19 ноября. Продолжительность выхода составила 6 часов 52 минуты. Это был 115 выход в открытый космос, связанный с МКС.

Через час после окончания выхода потерянная сумка с инструментами, вес которой около 13 кг (30 фунтов), была на расстоянии 4 км (2,5 мили) от станции и 200 м (650 футов) ниже станции, опасности столкновения с сумкой не возникало.

В этот день астронавты переносили доставленное оборудование и материалы из модуля «Леонардо» в станцию. Были перенесены две стойки весом 770 кг (1700 фунтов), в которых смонтирована система регенерации воды, а также одна из двух кабин для экипажа МКС и туалет. Астронавты начали его монтировать систему регенерации воды в модуле «Дестини».

После анализа изображений теплозащитного покрытия, специалисты НАСА пришли к выводу, что нет повреждений представляющих опасность для шаттла. Никаких дополнительных обследований теплозащиты проводиться не будет. «Индевор» будет приземляться «так как есть».

Шестой день полёта

13:55 19 ноября — 05:55 20 ноября

Совместный экипаж «Индевора» и МКС.

Астронавты переносили материалы и оборудование из шаттла и модуля «Леонардо» в станцию. В станции были установлены две кабины для астронавтов экипажа МКС. Дональд Петтит и Майкл Финк начали устанавливать систему регенерации воды в модуле «Дестини».

Хайдемари Стефанишин-Пайпер и Роберт Кимбро готовились к предстоящему на следующий день выходу в открытый космос, который запланирован на 18 часов 45 минут.

С 20 часов 50 минут в течение 220 минут Стефанишин-Пайпер и Боуэн разговаривали с корреспондентами Ассошиэйтед Пресс и телевизионных каналов KSMP-TV из Миннеаполиса и WCVB-TV из Бостона. Стефанишин-Пайпер выразила сожаление, что она потеряла инструментальную сумку стоимостью 100.000 долларов. Стивен Боуэн взял часть вины на себя, так как он не проконтролировал страховочный фал, которым должна была быть привязана сумка.

Седьмой день полёта

13:55 20 ноября — 05:55 21 ноября

В этот день астронавты отмечали десятилетний юбилей начала сборки Международной космической станции. 20 ноября 1998 года был выведен на орбиту модуль «Заря» - первый модуль, с которого началась сборка Международной космической станции.

День второго выхода в открытый космос. Плановая продолжительность выхода — шесть с половиной часов. Выходящие астронавты Хайдемари Стефанишин-Пайпер и Роберт Кимбро. Для Стефанишин-Пайпер это четвёртый выход, для Кимбро — первый. Цель выхода – перемещение на другие позиции двух тележек, предназначенных для перемещения экипажа и оборудования вдоль ферменной конструкции, подготовка места для установки внешней складской платформы (External Stowage Platform 3), обслуживание механизма захвата робота-манипулятора станции, продолжение обслуживания механизма вращения солнечных батарей станции.

Стивен Боуэн координировал выход из станции. Дональд Петтит и Сандра Магнус управляли манипулятором станции.

В 15 часов 55 минут астронавты начали одевать скафандры. Выход начался в 17 часов 58 минут, 20 ноября, на 47 минут раньше запланированного времени.

Стефанишин-Пайпер и Кимбро в открытом космосе.

Астронавты направились на правую ветвь ферменной конструкции. В 18 часов 40 минут Кимбро, закрепленный на манипуляторе станции, взял в руки одну из тележек и был перенесен на левую ветвь ферменной конструкции. В 19 часов 10 минут первая тележка была установлена. Астронавты направились в обратный путь за второй тележкой. В 19 часов 45 минут была установлена вторая тележка. Тележки будут использоваться во время полёта «Дискавери» STS-119 для установки сегмента S6 с последним комплектом солнечных батарей МКС. В 20 часов 15 минут Стефанишин-Пайпер переместилась к сегменту S3 и продолжила обслуживание механизма вращения солнечных батарей. Кимбро начал обслуживание механизма захвата робота-манипулятора станции. В 21 час 23 минуты Кимбро закончил работу с манипулятором и присоединился к Стефанишин-Пайпер. Астронавты очищали поверхности скольжения от металлических опилок, наносили свежую смазку и заменяли подшипники. В 23 часа 55 минут астронавты закончили работу. В скафандре Кимбро повысился уровень двуокиси углерода, поэтому он раньше отправился в модуль «Квест». Во время передвижения к Кимбро потерял радиосвязь. В 0 часов 28 минут (20 ноября) астронавты вернулись в шлюзовой модуль.

Выход закончился в 0 часов 43 минуты. Продолжительность выхода составила 6 часов 45 минут. Это был 116 выход в открытый космос, связанный с МКС.

Астронавты продолжали переноску доставленного оборудования и материалов из «Индевора» в станцию. Был закончен монтаж системы регенерации воды в модуле «Дестини» и астронавты начали тестировать систему.

В 17 часов 10 минут с помощью двигателей «Индевора» была поднята орбита станции.

Восьмой день полёта

14:05 21 ноября — 05:55 22 ноября

В качестве сигнала для пробуждения на «Индевор» была передана украинская народная песня «Распрягайте хлопцы коней», которая предназначалась для Хайдемари Стефанишин-Пайпер, отец которой – украинец.

В этот день астронавты имели время для отдыха. Продолжалась переноска доставленного оборудования из модуля «Леонардо» в станцию и оборудование, которое подлежит возвращению на землю, в обратном направлении. Астронавты продолжали попытки запустить вновь установленную систему регенерации воды.

Хайдемари Стефанишин-Пайпер и Стивен Боуэн подготавливали инструменты и просматривали задания к предстоящему на следующий день третьему выходу в открытый космос.

В 17 часов 10 минут с помощью двигателей шаттла на 1,8 км была поднята отбита станции.

В 20 часов 5 минут началась совместная пресс-конференция экипажей «Индевора» и МКС.

Девятый день полёта

13:55 22 ноября — 05:55 23 ноября

День третьего выхода в открытый космос. Плановая продолжительность выхода — шесть с половиной часов. Выходящие астронавты Хайдемари Стефанишин-Пайпер Стивен Боуэн. Для Стефанишин-Пайпер это пятый выход, для Боуэна — второй. Цель выхода – продолжение обслуживания механизма вращения солнечных батарей станции.

Роберт Кимбро координировал выход из станции. В 17 часов 15 минут астронавты одели скафандры. В 17 часов 32 минуты началась откачка воздуха из шлюзовой камеры. Выход начался в 18 часов 1 минуту, 22 ноября, на 44 минуты раньше запланированного времени.

После выхода из шлюзового модуля «Квест» астронавты направились на левую ветвь ферменной конструкции станции, к сегменту S3. В 18 часов 28 минут астронавты переместились к месту работы. Астронавты очищали поверхности скольжения от металлических опилок, наносили свежую смазку и заменяли подшипники. К 19 часам 15 минутам Стефанишин-Пайпер заменила один подшипник. Обоим астронавтам предстояло заменить ещё пять. К 22 часам 15 минутам были заменены три подшипника. К 23 часам 52 минутам были заменены пять подшипников. Времени для замены последнего запланированного подшипника не осталось. В общей сложности Стефанишин-Пайпер заменила 3 подшипника и Боуэн – два. В течение трёх выходов были заменены 10 подшипников, один был заменён ранее, во время полёта «Дискавери» STS-124. Последний, двенадцатый подшипник, будет заменён во время четвёртого выхода в открытый космос. Астронавты собрали инструменты и направились к шлюзовому модулю. В 0 часов 40 минут астронавты вернулись в модуль «Квест».

Стивен Боуэн в открытом космосе

Выход закончился в 0 часов 58 минут, 23 ноября. Продолжительность выхода составила 6 часов 57 минут. Суммарное время трёх выходов составило 20 часов 34 минуты. Суммарное время пяти выходов в открытый космос Стефанишин-Пайпер составило 33 часа 42 минуты. Суммарное время двух выходов в открытый космос Боуэна составило 13 часов 49 минут. Это был 117 выход в открытый космос, связанный с МКС.

Внутри станции астронавты «Индевора» и МКС продолжали переносить оборудование из модуля «Леонардо» в станцию и в обратном направлении. Астронавты вместе со специалистами НАСА в центре управления полётом продолжали попытки запустить вновь установленную систему регенерации воды, которая работает не стабильно. Перед астронавтами стояла задача – запустить систему, собрать образцы очищенной воды и забрать их с собой на землю для анализа.

Десятый день полёта

13:55 23 ноября — 05:55 24 ноября

Командир экипажа МКС Майкл Финк и Доналд Петтит работали с установкой регенерации воды. Они удалили прокладки, демпфирующие вибрацию центрифуги. После включения установки, она проработала два часа без сбоев. За время коротких периодов работы установки, астронавтам удалось собрать необходимое количество очищенной воды для детального химического анализа на земле.

Члены экипажей шаттла и станции продолжали переноску оборудования и материалов из шаттла в станцию и готовились к предстоящему на следующий день четвёртому, и последнему, выходу в открытый космос. К концу дня, было перенесено 76% оборудования, доставленного на станцию.

После 17 часов астронавты имели четыре часа свободного времени.

В 21 час 5 минут Фергюсон, Боу, Финк и Магнус отвечали на вопросы корреспондентов телевизионных каналов ABC News, CBS News и NBC News. Стивен Боуэн и Роберт Кимбро подготавливали инструменты и просматривали задания к предстоящему на следующий день четвёртому выходу в открытый космос.

Одиннадцатый день полёта

13:55 24 ноября — 05:55 25 ноября

День четвёртого выхода в открытый космос. Плановая продолжительность выхода — шесть с половиной часов. Выходящие астронавты Стивен Боуэн и Роберт Кимбро. Для Боуэна это третий выход, для Кимбро — второй. Цель выхода – установка защитной крышки на модуле «Кибо», завершение замены подшипников на правой ветви ферменной конструкции и обслуживания механизма вращения солнечных батарей станции на левой ветви, установка поручней, установка антенны GPS на модуле «Кибо», установка видеокамеры. Защитная крышка на модуле «Кибо» на месте, где будет закреплена внешняя экспериментальная платформа, была снята во время первого выхода в открытый космос. После этого астронавты протестировали изнутри станции механизмы крепления внешней экспериментальной платформы. В ходе тестирования, выяснилось, что один из механизмов функционирует не безошибочно. Стивен Боуен должен был прояснить ситуацию во время выхода.

Статистические данные

Экспедиция STS-126 стала:

Примечания

Викиновости по теме:
Назван экипаж миссии STS-126
  1. nasa.gov  (англ.)
  2. itwire.com  (англ.)
  3. NASA Assigns Crew for Space Station Assembly Mission, NASA (1 октября 2007 года).
  4. NASA Amends Crew Assignment for STS-126 Mission, NASA (21 ноября 2007 года).
  5. NASA Updates Shuttle Target Launch Dates, NASA (14 февраля 2008 года).
  6. NASA Updates Space Shuttle Target Launch Dates, NASA (22 мая 2008 года).
  7. NASA Changes 2008 Shuttle Target Launch Dates, Schedules TCDT, NASA (5 сентября 2008 года).
  8. NASA'S Space Shuttle Endeavour To Move To Launch Pad Sept. 18, NASA (11 сентября 2008 года).
  9. Space Shuttle Endeavour Moves To Launch Pad 39B, NASA (19 сентября 2008 года).
  10. Hurricane Ike forces delay of next two shuttle launches, Spaceflight Now (24 сентября 2008 года).
  11. Failure aboard Hubble puts shuttle flight on hold, Spaceflight Now (29 сентября 2008 года).
  12. NASA shoots for Nov. 14 launch of shuttle Endeavour, Spaceflight Now (3 октября 2008 года).
  13. NASA Gives "Go" for Space Shuttle Launch on Nov. 14, NASA (30 октября 2008 года).
  14. Wether 60 percent "go" for Friday launch of Endeavour, Spaceflight Now (11 ноября 2008 года).
  15. NASA's Shuttle Endeavour Launches On Home Improvement Mission, NASA (14 ноября 2008 года).

Ссылки

  • Endeavour to launch on `home improvement` flight  (англ.)
  • STS-126 MCC Status Report
  • Mission Status Center


Tags: Sts 126, sts-126, стс маргоша 126.