Метки: Рд-253 чертеж, рд-253, рд-253 фото.
| РД-253 (РД-275) | |
|---|---|
| Тип: | ЖРД |
| Топливо: | Гептил |
| Окислитель: | N2O4 |
| Камер сгорания: | 1 |
| Страна: | Россия |
| Использование: | |
| Время эксплуатации: | с 1963 г. |
| Применение: | «Протон» (1-я ступень) |
| Развитие: | РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) |
| Производство: | |
| Конструктор: | Глушко В.П., НПО «Энергомаш» |
| Время создания: | 1963 г |
| Производитель: | ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия |
| Массогабаритные характеристики |
|
| Полная масса: | 1 260 кг |
| Сухая масса: | 1 080 кг |
| Высота: | 3 000 мм |
| Диаметр: | 1 500 мм |
| Рабочие характеристики | |
| Тяга: | Вакуум: 166-186.8 тс (1.63-1.83 МН)[1] Ур.моря: 150-170.4 тс (1.47-1.67 МН)[1] |
| Удельный импульс: | Вакуум: 316 c Ур.моря: 285 c |
| Давление в камере сгорания: | 15-16.9 MPa (148-167 атм.)[1] |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат токсичные гептил и тетраоксид диазота (N2O4 или ТА), что вызывает нарекания экологов в силу применения двигателя на первой ступени ракеты-носителя. Однако использование высококипящих гиперголовых компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надежной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Содержание |
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7.7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5.2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
| Советские и российские ракетные двигатели | ||
|---|---|---|
| низковысотные ЖРД | ||
| высотные ЖРД | ||
| ЯРД | ||
| РДТТ | ||
| ЭРД | ||
Tags: Рд-253 чертеж, рд-253, рд-253 фото.