Метки: Бабель исаак эммануилович биография презентация, бабель исаак эммануилович цитаты, бабель исаак эммануилович пытки, исаак эммануилович бабель том 3 рассказы сценарии публицистика, бабель исаак эммануилович скачать, бабель исаак эммануилович 1894 1940.
Исаак Бабель | |
Имя при рождении: |
Исаак Эммануилович Бобель |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: |
1921—1939 |
Жанр: |
рассказы, очерки, пьесы |
Язык произведений: | |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Произведения в Викитеке. | |
Исаак Бабель на Викискладе |
Исаа́к Эммануи́лович Ба́бель (первоначальная фамилия Бобель[1]; 30 июня (12 июля) 1894, Одесса — 27 января 1940, Москва) — русский и советский писатель, журналист и драматург, известный своими «Одесскими рассказами» и сборником «Конармия» о Первой Конной Армии Будённого.
Содержание |
Биография Бабеля, известная во многих подробностях, всё же имеет некие пробелы, связанные с тем, что автобиографические заметки, оставленные самим писателем, во многом являются приукрашенными, изменёнными, или даже «чистым вымыслом»[2] с определённой целью, соответствовавшей политическому моменту того времени.
Существует расхождение в различных источниках по поводу точной даты рождения будущего писателя. Часто утверждают, что Бабель родился по старому стилю 1 июля, а по новому 13 июля, однако встречается и другой вариант — 30 июня (12 июля). Правильной следует считать именно вторую дату, поскольку составленная У. М. Спектором по архивным данным «Краткая летопись жизни и творчества Исаака Эммануиловича Бабеля» ссылается на запись о его рождении в метрической книге за 30 июня 1894 года[3] (тот же день рождения Бабель указал в собственноручной автобиографии 1915 года, сохранившейся в документах Киевского коммерческого института). Но «Краткая летопись» Спектора содержит ошибку перевода старого стиля в новый: здесь 30 июня ст.ст. соответствует 13 июля н.ст. (а должно быть 12 июля). Надо полагать, что подобная ошибка и получила распространение в справочной литературе.
Родился в Одессе на Молдаванке в еврейской семье бедного торговца Маня Ицковича Бобеля (Эммануила (Мануса, Мане) Исааковича Бабела)[4], родом из Белой Церкви, и Фейги (Фани) Ароновны Бобель[5]. Семья жила в доме на углу Дальницкой и Балковской улиц[6]. Начало ХХ века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 года (его спрятала христианская семья), а его дед Шойл стал одним из трёхсот убитых тогда евреев.
Чтобы поступить в подготовительный класс одесского коммерческого училища Николая I, Бабель должен был превысить квоту на студентов-евреев (10 % в черте оседлости, 5 % за её пределами и 3 % для обеих столиц), но несмотря на положительные отметки, дававшие право на обучение, место было отдано другому юноше, чьи родители дали взятку руководству училища. За год образования на дому Бабель прошёл программу двух классов. Помимо традиционных дисциплин он изучал Талмуд и занимался музыкой. Игре на скрипке его учил известный педагог Петр Столярский, основатель известной школы. Исаак занимался в доме на Тираспольской улице, 21, где одно время жила семья Бабелей[7].
Свободно владея идишем, русским и французским языками, Бабель первые свои произведения писал на французском языке, но они до нас не дошли.
В 1911 году, получив аттестат об окончании Одесского коммерческого училища, стал студентом Киевского коммерческого института, где учился на экономическом отделении под своей первоначальной фамилией Бобель; диплом получил в 1917-м. В период обучения впервые опубликовал свое произведение — рассказ «Старый Шлойме» — в киевском журнале левого направления «Огни» (1913, подпись «И. Бабель»). В Киеве студент Бабель познакомился с Евгенией Гронфайн, дочерью богатого предпринимателя, которая в 1919 году сочеталась с ним законным браком[8].
В 1916-м он отправился в Петроград, не имея на это, по собственным воспоминаниям, права, так как столица находилась вне черты осёдлости. (Недавно обнаружен документ, выданный петроградской полицией, который разрешал Бабелю проживать в городе только на время учёбы в высшем учебном заведении)[2]. Ему удалось поступить сразу на четвёртый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института.
В том же году Бабель опубликовал в журнале «Летопись» рассказы на русском языке «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». Они привлекли внимание, и Бабеля собрались судить за порнографию (1001-я статья), чему помешала революция. По совету М. Горького, Бабель «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.
Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте, дезертировал и пробрался в Петроград, где в начале 1918 года пошёл работать переводчиком в иностранный отдел ЧК, а затем в Наркомпрос[9] и в продовольственные экспедиции. Печатался в газете «Новая жизнь». Весной 1920 г. по рекомендации М. Кольцова под именем Кирилла Васильевича Лютова был направлен в 1-ю Конную армию под командованием Будённого в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа[9], был там бойцом и политработником. В рядах 1-й Конной он стал участником Советско-польской войны 1920 года. Писатель вёл записи («Конармейский дневник», 1920 год), послужившие основой для будущего сборника рассказов «Конармия». Печатался в газете Политотдела 1-й Конармии «Красный кавалерист».
Позже работал в Одесском губкоме, был выпускающим редактором 7-ой советской типографии (ул. Пушкинская, 18)[10], репортёром в Тифлисе и Одессе, в Госиздате Украины. Согласно озвученному им самим мифу в автобиографии, в эти годы не писал, хотя именно тогда начал создавать цикл «Одесских рассказов»[11].
В июне 1921 года в популярной одесской газете «Моряк» был впервые опубликован рассказ Бабеля «Король», ставший свидетельством творческой зрелости писателя. В 1923–1924 годах журналы «Леф», «Красная новь» и другие издания поместили ряд его рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сразу же получил широкое признание как блестящий мастер слова. Его первая книга «Рассказы» вышла в 1925 году в издательстве «Огонек». В 1926-м увидело свет первое издание сборника «Конармия», в последующие годы многократно переизданного.
Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма».
«Под пушек гром, под звоны сабель от Зощенко родился Бабель» (эпиграмма, цитируется по В. Катаеву) |
В рассказах цикла «Конармия» интеллигентный автор-повествователь Кирилл Лютов со смешанными чувствами ужаса и восхищения описывает насилия и жестокость красноармейцев. В «Одесских рассказах» Бабель в романтическом ключе рисует жизнь еврейских уголовников начала XX века, находя в обиходе воров, налётчиков, а также мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. Самым запоминающимся героем этих рассказов является еврей-налётчик Беня Крик (его прототип — легендарный Мишка Япончик), по выражению «Еврейской энциклопедии» — воплощение бабелевской мечты о еврее, умеющем постоять за себя[9].
Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой.
С 1924 года Бабель считался москвичом, хотя проводил много времени в разъездах.
В 1926 году выступил редактором двухтомного собрания произведений Шолом-Алейхема в русских переводах, в следующем году адаптировал для кинопостановки роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».
В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В 1928 Бабель опубликовал пьесу «Закат», в 1935 — пьесу «Мария». Перу Бабеля принадлежит также несколько сценариев, он сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном.
С ужесточением цензуры и наступлением эпохи большого террора Бабель печатался всё меньше. Занимался переводами с языка идиш. Несмотря на свои сомнения относительно происходящего, не эмигрировал, хотя имел такую возможность. С сентября 1927 по октябрь 1928 и с сентября 1932 по август 1933 жил за границей (Франция, Бельгия, Италия). В 1935 году — последняя поездка за границу на антифашистский конгресс писателей.
Делегат I съезда писателей СССР (1934).
Первые же публикации рассказов цикла «Конармия» оказались в явном контрасте с революционной пропагандой того времени, создававшей героические мифы о красноармейцах. У Бабеля появились недоброжелатели: так, Семён Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт конармейцев, и в своей статье «Бабизм Бабеля в "Красной нови"» (1924) назвал его «дегенератом от литературы»[12]. Климент Ворошилов в том же 1924 году жаловался Дмитрию Мануильскому, члену ЦК, а позже главе Коминтерна, что стиль произведения о Конармии был «неприемлемым». Сталин же считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал»[2]. Но Бабель пребывал под покровительством Максима Горького, что гарантировало публикацию книги «Конармия». В ответ на нападки Будённого Горький заявил: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего "карикатурно-пасквильного", наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам "Конармии" и любовь и уважение, показав их действительно героями, — бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы»[13]. Дискуссия продолжалась до 1928 года.
15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже (дело № 419). При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями)[8]. Судьба его романа о ЧК остается неизвестной[14]. В 1939 году Арам Ванециан начал писать портрет Бабеля, оказавшийся последним прижизненным портретом писателя[15].
На допросах Бабеля подвергали жестоким пыткам.[16] Военной коллегией Верховного Суда СССР он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян на следующий день, 27 января 1940.[17]. Расстрельный список был подписан Секретарём ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным. В числе возможных причин неприязни Сталина к Бабелю называют то, что он был близким другом Я. Охотникова, И. Якира, Б. Калмыкова, Д. Шмидта, Е. Ежовой и других «врагов народа».
В 1954 году посмертно реабилитирован. При активном содействии Константина Паустовского, любившего Бабеля и оставившего о нём тёплые воспоминания, после 1956 года Бабель был возвращён в советскую литературу. В 1957 году был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы.[18]
Отец писателя умер в 1924 году, после этого мать Бабеля и его сестра Мария с мужем эмигрировали, жили в Бельгии. Жена — художница Евгения Борисовна Гронфайн — в 1925 году выехала во Францию. Другая (гражданская) жена Бабеля, с которой он стал близок после расставания с Евгенией, — актриса Тамара Владимировна Каширина (впоследствии Иванова, супруга писателя Всеволода Иванова); их сын, названный Эммануилом (1926, был известен в хрущёвское время как художник Михаил Иванов, член «Группы девяти»), воспитывался в семье отчима В. В. Иванова, считая себя его сыном[19]. После расставания с Кашириной Бабель, выезжавший за границу, на некоторое время воссоединился с законной супругой, которая родила дочь Наталью (1929, в замужестве — американский литературовед Натали Браун, под чьей редакцией было издано на английском языке полное собрание сочинений Исаака Бабеля).
Последняя (гражданская) жена Бабеля — Антонина Николаевна Пирожкова — родила ему дочь Лидию (1937)[5], с 1996 года проживала в США. В 2010 году в возрасте 101 года приезжала в Одессу и смотрела макет памятника мужа. Скончалась в сентябре 2010 года.
Творчество Бабеля оказало огромное влияние на литераторов так называемой «южнорусской школы» (Ильф, Петров, Олеша, Катаев, Паустовский, Светлов, Багрицкий) и получило широкое признание в Советском Союзе, его книги переведены на многие иностранные языки.
Наследие репрессированного Бабеля в чём-то разделило его судьбу. Его начали снова печатать лишь после «посмертной реабилитации» в 1950-х годах, при этом его произведения подвергались сильной цензуре. Дочь писателя, американская гражданка Натали Бабель (Браун, англ. Natalie Babel Brown, 1929—2005), сумела собрать малодоступные или неопубликованные произведения и издать их с комментариями («The Complete Works of Isaac Babel», 2002).
Произведения Бабеля вызвали интерес во всем мире. Так, Хорхе Луис Борхес в молодости писал про «Конармию»:
Музыка его стиля контрастирует с почти невыразимой жестокостью некоторых сцен[20]. |
Еще в 1968 году группа альпинистов-одесситов, покорив на Памире безымянный пик высотой 6007 м, назвала его пиком Бабеля (наименование было утверждено два года спустя).[21] В 1989 году одна из улиц Молдаванки получила название в честь Бабеля.
Торжественное открытие памятника писателю в Одессе состоялось 4 сентября 2011 года. Монумент установлен на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где он когда-то жил. Скульптурная композиция представляет собой фигуру писателя, сидящего на ступеньках, и катящееся колесо, на котором начертано «Исаак Бабель». Территория у памятника выложена традиционной одесской брусчаткой. Памятник был сооружен по инициативе Всемирного клуба одесситов на средства спонсоров со всего мира[22].
На доме на улице Ришельевской, 17, где жил писатель, установлена мемориальная доска[23].
Всего Бабелем написано около 80 рассказов, объединённых в сборники, две пьесы и пять киносценариев
Пьеса «Закат», которую показал на сцене МХАТ 2-й еще при жизни автора (1928), в перестроечное и постсоветское время была вновь поставлена многими театрами, в том числе:
Ряд театров — Театр им. Е.Вахтангова в Москве, Рижский театр русской драмы и др. — поставил мюзикл «Биндюжник и Король» (музыка Александра Журбина, либретто Асара Эппеля), созданный по мотивам той же пьесы; в нескольких постановках шел под названием «Закат».
Начиная с 1960-х годов, в профессиональных и самодеятельных театрах разных городов СССР осуществлялись постановки инсценировок по «Конармии» и «Одесским рассказам». Наиболее известен спектакль «Пять рассказов Бабеля», поставленный Ефимом Кучером в Театре на Таганке (1980).
Название | Год | Режиссёр | В роли Бени | Примечания |
---|---|---|---|---|
«Беня Крик» / «Карьера Бени Крика» | 1926 | Владимир Вильнер | Юрий Шумский | немой |
«Биндюжник и король» | 1989 | Владимир Алеников | Максим Леонидов | |
«Искусство жить в Одессе» | 1989 | Георгий Юнгвальд-Хилькевич | Сергей Колтаков | |
«Закат» | 1990 | Александр Зельдович | Виктор Гвоздицкий | |
«Жизнь и приключения Мишки Япончика» | 2011 | Сергей Гинзбург | Евгений Ткачук |
Tags: Бабель исаак эммануилович биография презентация, бабель исаак эммануилович цитаты, бабель исаак эммануилович пытки, исаак эммануилович бабель том 3 рассказы сценарии публицистика, бабель исаак эммануилович скачать, бабель исаак эммануилович 1894 1940.