Метки: Слушать библейский канон, библейский канон противоречие, библейский канон википедия, библейский канон история.
Библе́йский кано́н — совокупность книг Библии, признаваемых Церковью боговдохновенными.[1] Книги, входящие в библейский канон, составляют в христианстве Священное Писание и служат первоисточниками и нормами веры. Различают канон книг Ветхого («Ветхозаветный К.») и Нового («Новозаветный К.») Завета.
В этом смысле сначала самое учение церкви называлось в древней церкви (у Иринея Лионского и др.) κανών, κανών τής πίστεως, τής αληθειας; затем оно перенесено и на состав тех книг, которые содержат в себе это учение (в первый раз — у Оригена: «Scripturae canonicae»)[1].
Многие учёные по примеру Землера объясняют слово «Канон» в применении к Священному Писанию в смысле каталога, или списка книг, назначенных для чтения в церкви, так что этим названием не обозначается ещё ни боговдохновенность их, ни значение источника норм веры[1].
Но хотя это слово иногда употреблялось в значении каталога, однако в большинстве случаев оно означало norma, regula (fidei); в IV же в. оно уже исключительно применялось к составу боговдохновенных книг[1].
Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до Р. Х. до I в. по Р. Х. Считается, что книги Ветхого Завета были собраны воедино боговдохновенным писателем, книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до Р. Х. Но после этого продолжали создаваться книги, которые входили в состав Священного Писания, например Маккавейские книги. Эти книги уже на греческом также позже вошли в Септуагинту. Иудейский Библейский канон был создан не раньше конца I века, после разрушения Второго Иерусалимского храма на заседании Синедриона в Явне[2]
В Христианской церкви, для которой решения синедриона не имели значения, Библейский канон был создан значительно позже. Он включал в себя не только книги Нового Завета (ни одна из которых не принимается в иудаизме); но и книги Ветхого Завета, не вошедшие в иудейский канон. Отцы церкви и поместные соборы создавали списки Священных книг: 85 Апостольское правило (IV век)[3], 60 правило Лаодикийского собора (364 год)[4], 39-е послание Афанасия Великого о праздниках (IV век)[5], Стихи святого Григория Богослова (IV век)[6], Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век)[7], 33 правило Карфагенского собора[8]. В 692 году на большом Трулльском соборе все эти правила были приняты вторым правилом этого собора[9] как общеобязательные для всей церкви[10], и упомянутые книги (исключая послания Климента) стали соборно утвержденным Библейским каноном для Восточной церкви, в последствии — Православной церкви. На Западе, в Риме решения Трулльского собора приняты не были ни в VIII, ни в последующих веках. В Католической церкви Библейский канон был утвержден значительно позже в 1546 году на Тридентском соборе, на его 4-м заседании[11] Хотя до этого на Западе пользовались большим авторитетом решения Лаодикийского и Карфагенского соборов, они неоднократно издавались в сборнике: «Codex Canonum vetus ecclesiae Romanae»[12], точно также как и текст используемой в богослужении Вульгаты не вызывал сомнения в его святости в Католичестве. Необходимость в соборном утверждении Библейского канона в Католичестве возникла в связи с движением реформации. Протестантские деятели при переводе Ветхого Завета Священного Писания брали не Вульгату или Септуагинту, а текст масоретской редакции Танаха на еврейском, при этом они совершенно не включали в состав, вновь издаваемых ими Библий, книги Ветхого Завета, которых нет в иудейском каноне. Эти книги протестанты объявили апокрифами[13], хотя эти книги неоднократно цитируются многими отцами Церкви и чтения из них входят, например, в состав Православного богослужения.
Западная традиция | Восточная традиция | Древневосточная традиция | Сиро-ассирийская традиция | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Книги | Протестантская | Католическая | Православная | Славянский текст Библии, включал | Грузинская текст Библии, включал | Армянская апостольская[14] | Сирийская православная | Коптская православная[15] | Эфиопская православная[16] | Ассирийская церковь Востока[17] |
Бытие | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Исход | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Левит | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Числа | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Второзаконие | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Иисуса Навина | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Судей | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Руфь | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Самуила | Да Как 1 и 2 Самуила |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Царей | Да Как 1 и 2 Царей |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Паралипоменон | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Молитва Манассии | Нет (Апокрифы) |
Нет (приложение) |
Да | Да | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да часть 2 Паралипоменон |
Да |
Ездры | Да | Да (1 Ездры) |
Да (Ездры B) |
Да (1 Ездры) |
Да (1 Ездры) |
Да | Да | Да | Да | Да |
Неемии | Да | Да (2 Ездры) |
Да (Ездры B) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
2 (3) Ездры (греческая) | Нет (Апокрифы) |
No (3 Ездры) |
Да (Ездры A) |
Нет (2 Ездры) |
Да (2 Ездры) |
Да | Да | Нет | Да (2 Ездры) |
Нет |
3 (2) Ездры (латинская) | Нет (Апокрифы) |
Нет (4 Ездры) |
Нет | Нет 3 Ездры (приложение) |
Да 3 Ездры |
Да 3 Ездры |
Да 4 Ездры |
Нет | Да Ezra Sutuel |
Нет |
Есфирь | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Дополнения к Есфири/ Греческая книга Есфири | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Товита | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Юдифь | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Иова | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Псалмы 1-150 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Псалом 151 | Нет | Нет (приложение) |
Да | Да | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Псалмы 152-155 | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. |
Плач | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Притчей | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да в двух книгах |
Да |
Екклесиаст | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Песнь песней | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Премудрости Соломона | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Премудрости Иисуса, сына Сирахова | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Исаии | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Иеремии | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Варуха | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Послание Иеремии | Нет (Апокрифы) |
Да 6 глава книги Варуха |
Да | Нет | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да Часть книги Иеремии |
Да |
2 Варуха | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. |
Послание Варуха | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. |
4 Варуха | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да Rest of Baruch |
Нет |
Иезекииля | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Даниила | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Дополнения к книге Даниила | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет историческая |
Да | Да |
Двенадцати малых пророков | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
1 Маккавейская | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет (историческая) |
Нет | Да |
2 Маккавейская | Нет (Апокрифы) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет историческая |
Нет | Да |
3 Маккавейская | Нет | Нет (приложение) |
Да | Да | Да | Да | Нет — inc. in some mss. | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. |
4 Маккавейская | Нет | Нет (приложение) |
Нет (приложение) |
Нет (приложение) | Да | Нет | Нет — inc. in some mss. | Нет | Нет | Нет — inc. in some mss. |
Еноха | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет |
Юбилеев | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет |
1-3 Meqabyan | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет |
В протестантских Библиях, в особенности в Библии короля Якова и Лютеранской Библии, многие книги являются частью традиции в разделе под названием «Апокрифы» (The Apocrypha).
Египетская коптская церковь исторически имела больший канон, но в настоящее время в него входят лишь 66 канонических книг.
Сирийская православная церковь и Ассирийская церковь Востока придерживается традиции Пешитты. Обратите внимание, что в некоторых Библиях (армянской, сирийской и эфиопской) Откровение Ездры это не то же самое, что латинская книга Ездры (2 книга Ездры в Библии короля Якова или 4 книга Ездры в Вульгате), которая включает в себя латинский пролог (5 книга Ездры) и латинский эпилог (6 книга Ездры).
Книги | Протестантская традиция | Римско-католическая традиция | Восточная Православная традиция | Древневосточная православная традиция | Сиро-ассирийская традиция | Язык оригинала (Греческое койне) |
---|---|---|---|---|---|---|
Канонические Евангелия | ||||||
Матфея | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий (?)[18] |
Марка | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Луки | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Иоанна | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Апостольская история | ||||||
Деяния | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Послания Павла | ||||||
Римлянам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
1 Коринфянам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
2 Коринфянам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Галатам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Ефесянам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Филиппийцам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Колоссянам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
1 Фессалоникийцам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
2 Фессалоникийцам | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
1 Тимофею | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
2 Тимофею | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Титу | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Филимону | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
Соборные послания | ||||||
Евреям | Да[L 1] | Да | Да | Да | Да | Greek (?)[19] |
Иакова | Да[L 1] | Да | Да | Да | Да | Греческий |
1 Петра | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
2 Петра | Да | Да | Да | Да | Да[S 1] | Греческий |
1 Иоанна | Да | Да | Да | Да | Да | Греческий |
2 Иоанна | Да | Да | Да | Да | Да[S 1] | Греческий |
3 Иоанна | Да | Да | Да | Да | Да[S 1] | Греческий |
Иуды | Да[L 1] | Да | Да | Да | Да[S 1] | Греческий |
Откровение | ||||||
Откровение/ Апокалипсис | Да[L 1] | Да | Да | Да | Да[S 1] | Греческий |
В общем, среди христианских деноминаций, канон Нового Завета является согласованным списком 27 книг, хотя порядок книг может быть разным. Новый Завет имеет разные порядки в лютеранской, славянской, эфиопской, сирийской и армянской традициях. Протестантские Библии в России и Эфиопии обычно следуют местному православному порядку Нового Завета.
Дидахе, Пастырь Гермы, а также другие послания, якобы написанные Апостольскими Отцами когда-то считались Писаниями некоторыми ранними Отцами Церкви. Они до сих пор почитаются в католической традиции, как Протоевангелие Иакова, хотя эти книги не считаются каноническими в любой традиции.
Третье послание к Коринфянам и Заветы двенадцати патриархов когда-то считались частью армянской православной Библии, но в современных изданиях больше не печатаются. Послание к Лаодикийцам когда-то было частью латинской Вульгаты и было включено в английский перевод Джона Уиклифа.
Полные догматические определения канонов не были сделаны до Тридентского собора 1546 года для Римско-католической церкви,[20] и 39 статей 1563 года для Церкви Англии и для Иерусалимского собора 1672 года для греческого православия.
Собрание книг Ветхого Завета в один состав совершалось постепенно, по мере появления самих священных книг.
В первом веке н. э. несомненно существовали и были известны все ветхозаветные книги. Несомненно и то, что все канонические книги Ветхого Завета составляли одно целое задолго до Рождества Христова. Указание на состав Канона и деление ветхозаветных книг на три отдела мы замечаем у Иисуса, сына Сирахова (за 220 лет до Р. Х.). Перевод LXX (270 лет до Р. Х.) служит явным доказательством, что все ветхозаветные канонические еврейские книги и неканонические греческие входили в один состав, так как они находятся в этом переводе.
Как составлялся канон и с какого времени — этого нельзя сказать с точностью. Указание на постепенное составление канона встречаются в самых священных книгах: вписав в книгу все слова Закона и передавая её для хранения левитам, Моисей повелел положить её одесную Ковчега завета (Второз. 31, 24—26). Иисус Навин слова и откровения Господа, ему бывшие, вписал в книгу Закона, то есть присоединил к Пятикнижию Моисееву (Иис. Навин 24, 26). Самуил, обнародовав права царствия, вписал их в книгу и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25). Из школ пророческих, основанных Самуилом, вышли его ученики и бытописатели дальнейших событий — пророки Нафан, Гад и др., которых не одни только предположения заставляют считать священными писателями и охранителями священных писаний.
Священные книги хранились во Святая Святых вместе с Ковчегом завета, были известны левитам и священникам, дополнялись многими писаниями знаменитых в ветхозаветной церкви мужей о событиях новейших времен и переписывались для церковного и народного употребления. Древнее существование, общая известность отдельных книг доказываются многочисленными ссылками одних священных книг на другие. Плен Вавилонский не заставил иудеев забыть Закон и Пророков, но возбудил особенную ревность к их чтению (Даниил 9, 2, 10—11) и охранению. Окончательное приведение священных книг в один состав относится к временам после плена Вавилонского и было совершено Ездрой, Неемией и Последними пророками (1 Ездры 7, 6—10, Неемии 8 и 9 гл., 2-я Ездры 8, 7—2, Макк. 2—13). О составлении Канона при Ездре свидетельствуют древние отцы и учители церкви; и евреи окончательное составление Канона считали делом великой синагоги, которая образовалась во времена Ездры и к которой они причисляют вместе с Ездрой, Неемией, Аггеем, Захарией и Малахией последующих знаменитых мужей. По мнению евреев дело, начатое Ездрой, закончено было Симоном Праведным в начале III-го века до Р. Х.
Новозаветный канон составлялся и определялся постепенно, с полной тщательностью в рассмотрении действительного апостольского происхождения и достоинства писаний. Первоначальные писания, какими пользовались христиане, были писания ветхозаветные. Но в первом же веке появляются Евангелия и Послания апостольские, а вместе с ними и подложные сочинения о жизни Иисуса Христа и о христианском учении.
Во втором веке появляются писания мужей, известных и чтимых в Церкви, непосредственных учеников апостольских, как то: Климента, Поликарпа, Игнатия и других так называемых мужей апостольских. Таким образом для церкви настала необходимость определить точно, какие именно писания она считает истинно апостольскими, священными и боговдохновенными, чтобы отделить их, с одной стороны, от подложных и содержащих нездравое и неправое учение, а с другой — от писаний мужей апостольских, хотя подлинных и содержащих здравое и правое учение, но все-таки человеческих и не могущих равняться по значению, важности и обязательности с писаниями божественными и откровенными. Это делала Церковь постепенно, после осторожного и тщательного решения вопроса о подлинности и происхождении писаний апостольских.
Косвенное указание на существование в Церкви определенного Канона священных книг мы имеем из середины II века. В это время Маркион составил свой канон из Евангелия Луки, немного отличающегося от канонического Евангелия Луки, и десяти Павловых посланий, также с альтернативными чтениями. Попытка Маркиона и других подобных побуждала Церковь точнее определить Канон, чтобы традиции гностиков противопоставить апостольское учение, содержащееся в несомненных и всей Церковью признаваемых писаниях апостольских. Во II-м веке никто в Церкви не сомневался относительно подлинности четырёх Евангелий, деяний апостольских и тринадцати Посланий Павловых, 1-го послания апостола Петра и 1-го послания апостола Иоанна. Эти книги составляли всеобщий канон во второй половине II века.
Остальные новозаветные писания, истинные и подлинные для одних церквей, были неизвестны с этой стороны другим церквам, а потому общее церковное признание получили после. Так, Ориген ещё в III в. не был убежден в подлинности апостольского происхождения — Послания к Евреям, Послания Иакова, Иуды, 2-го Петра, 2-го и 3-го Иоанновых. На Западе очень долго сомневались относительно Послания к Евреям; на Востоке долго возбуждал сомнение Апокалипсис.
Рядом с истинными апостольскими писаниями пользовались великим уважением и употреблялись в церкви до IV века некоторые неапостольские писания, как то: послания Климента, Варнавы и Пастырь Гермы.
Церковный историк Евсевий ещё в IV веке все новозаветные писания разделяет на три класса: во-первых — признанные всей Церковью по апостольскому происхождению гомологумены (др.-греч. όμολογούμενα): четыре Евангелия, Деяния апостольские, четырнадцать Посланий ап. Павла, 1-е Иоанна, 1-е Петра. Во-вторых, не всеми признаваемые или спорные антилегомены (др.-греч. ἀντιλεγομένα) или подложные (др.-греч. νόθα): из этого отдела одни, как послание Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна и Апокалипсис, впоследствии были признаны Церковью и внесены в Канон, а другие, как деяния Павла, пастырь Гермы, апокалипсис Петра, послание Варнавы, учение апостолов и евангелие к евреям, как не апостольские по своему происхождению, не были приняты в Канон. В третьем отделе Евсевий перечисляет книги несомненно не апостольские и даже прямо еретические.
Запад прежде Востока пришёл к признанию настоящего Канона. Собор Лаодикийский (Восточный) 360—364 г. при определении Канона ещё не дает определенного мнения об Апокалипсисе; западные соборы в Гиппоне (393),[21] в Карфагене (397), в Риме при Иннокентии I, в начале V века, и Consilium Romanum при Геласии I (493) уже утверждают весь настоящий Канон. После этого против канонического достоинства тех или других книг могли высказываться лишь отдельные нерешительные голоса.
Только со времени немецкой Реформации высказаны были в довольно решительной форме сомнения относительно канонического достоинства некоторых новозаветных книг. Лютер решился назвать апокрифами — Апокалипсис и Послание к Евреям; вслед за ним другие лютеранские богословы семи спорным (Антилегомен) древней церкви — 2-е послание Петра, 2-е и 3-е Иоанна, послание Иакова, Иуды, к Евреям и Апокалипсису — придавали лишь второстепенное значение: не выбрасывали их из канона, но признавали неравными по достоинству с другими писаниями, — второканоническими.
В таком положении вопрос относительно канона находился до половины XVIII века. С этого времени рационализм, порвав с верой в откровение и в богодухновенность писания, начал свою разрушительную деятельность и накопил множество возражений против подлинности, целости и достоверности как отдельных книг, так и относительно Св. Писания вообще. Главными деятелями в этом направлении были: Землер, Гризбах, Михаэлис и Эйхгорн. Они встретили дружный и основательный отпор и от католиков, как Ян Гус, и от ортодоксальных протестантов, как Генгетенберг, Геферник, Гэрне, Делич и Каспари.
Дело старых рационалистов продолжали — Бертольд, Де-Бетте, Креднер, Рейс и многие другие. Они высказали много взглядов произвольных, личных и в самой рационалистической школе спорных; впрочем, школа признаёт за несомненно доказанное неподлинность Послания к Евреям и неподлинность 2-го послания ап. Петра, а кроме того, что Евангелие Иоанна и Апокалипсис принадлежат двум различным авторам.
Совершенно новую эпоху в области отрицательного направления составили работы Фр. Хр. Баура и основанной им Тюбингенской школы. Баур отверг и церковные, и прежние рационалистические положения, от внешней критики перешёл к внутренней, сосредоточивающей все внимание на духе, характере и тенденции книги, и благодаря своей методе произвел в Каноне великие опустошения. Нельзя отрицать философское глубокомыслие и удивительное остроумие, подавляющую ученость и непобедимую диалектику творца Тюбингенской школы, но должно признать, что результаты, добытые его работами, не отличались прочностью и устойчивостью. Не говорим, как высказалась по этому поводу ортодоксальная наука; и рационалисты не приняли целиком положений Баура, и даже в самой Тюбингенской школе результаты его исследований были значительно ограничены и смягчены. Так, школа не признала несомненным и окончательно доказанным неапостольское происхождение Посланий к Колоссянам, к Филиппийцам, 1-го к Фессалоникийцам и к Филимону. Точно так же не принято положение Баура и о времени происхождения Новозаветных Писаний. Баур признает, что Евангелия и большинство других новозаветных книг появились во второй половине II-го в.; но другие указывают на более раннее происхождение Новозаветных Писаний.
Представители отрицательного направления не признают апостольского происхождения Евангелий от Матфея и Иоанна (некоторые), а также отрицают из Писаний апостола Павла его пастырские послания, к Ефесянам и 2-е к Фессалоникийцам и все соборные предания, — вместе с первым Петра и первым Иоанна, с древнейших времен внесенных в Канон.
http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm
Часть серии о библейском каноне | ||
---|---|---|
Background | Развитие еврейского библейского канона — Самаритянское Пятикнижие |
|
Христианские каноны |
Христианские библейские каноны — Развитие христианского библейского канона — Гиппонский собор |
|
Портал «Христианство» |
Tags: Слушать библейский канон, библейский канон противоречие, библейский канон википедия, библейский канон история.