Momotik.ru

Народный проект

Метки: Брахман тату, брахман тат твам аси бхавайатмани, брахман судана, брахман в древней индии это, брахман и кшатрий.

Брахма́н (санскр. ब्रह्मन् от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить, разум») — в индийской идеалистической философии (как в ведической вообще, так и в йоге в частности) — понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.

Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный[1][2].

В ведической философии концепция Брахмана (то есть Бога-Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана — своего наивысшего запредельного «Я». При этом в Упанишадах многократно поддерживается идея трансцендентальной тождественности Атмана и Брахмана — например, в махавакье («великом изречении») «Этот Атман — Брахман» («Аям атма брахма»)[3].

Примечания

  1. Брахма-сутры, III.2.22-37
  2. Брихадараньяка-упанишада, 2.3.1-6
    «Но когда все для него стало Атманом, то как и кого сможет он видеть, то как и кого сможет он обонять, то как и кого сможет он вкушать, то как и кому сможет он говорить, то как и кого сможет он слышать, то как и о ком сможет он мыслить, то как и кого сможет он касаться, то как и кого сможет он познавать? Как сможет он познать того, благодаря кому он познает все это? Он, этот Атман, [определяется так:] „Не [это], не [это]“. Он непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается, неприкрепляем, ибо не прикрепляется, не связан, не колеблется, не терпит зла.» — Брихадараньяка-упанишада, 4.5.15
  3. Мандукья-упанишада, 2; Брихадараньяка-упанишада, 2.5.19. Также: «Оставаясь в граде своего Атмана, аскет осознает Единство с Брахманом» — Парабрахма-упанишада, 1; «вот мой Атман в сердце; это Брахман» — Чхандогья-упанишада 3.14.4

Литература

  • Бурмистров С. Л. Брахман и история: Историко-философские концепции современной веданты. СПб., 2007.- 186 с. ISBN 978-5-288-04233-1
  • Ватман, С. В. (2005), Бенгальский вайшнавизм, СПб.: http://books.google.com/books?id=wgpDAAAACAAJ> 

Tags: Брахман тату, брахман тат твам аси бхавайатмани, брахман судана, брахман в древней индии это, брахман и кшатрий.