Momotik.ru

Народный проект

Метки: Деструктивный культ это, деструктивный культ признаки, деструктивный культ, деструктивный культ определение, деструктивный культ в беларуси.

Деструктивный культ или деструктивная секта (англ. Destructive cult) — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, нанесшим вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности нанесения такого вреда[1][2].

Содержание

История понятия

Во французском языке в форме термин фр. secte destructive был распространён по крайней мере с начала XIX века[3].

В английский язык словосочетание англ. destructive cult широко вошло во второй половине XX века[4][5].

История появления понятия в русском языке по И. Я. Кантерову [1]

В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За пределами постсоветского пространства с таким явлением в 1960-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы. В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве.

После появления новых религиозных движений возникла проблема их наименования. Традиционно такая проблема решается посредством отнесения новых религиозных образований к какой-то уже существующей религиозной традиции, либо, если религиозное новообразование не вмещаются в принятую типологизацию, его включают в новый тип религиозных организаций. Классификация религий является сложным и ответственным делом, так как причисление конкретной группы или организации верующих к категории, носящей негативный оттенок, служит причиной дискриминации и даже преследований. Именно по этой причине, в научном религиоведении и социологии религии классификация религии является важнейшей и сложнейшей проблемой.

В начале 1990-х годов в России вошла в моду методология классификации новых религиозных образований, главным образом заимствованная из трудов западных социологов, психологов и протестантских богословов. Их труды были опубликованы на русском языке и начался процесс перенимания используемого ими для описания религиозных и неорелигиозных групп терминологического аппарата. В широкий оборот вошли такие термины, как «культ», использовавшийся с начала XX века в США и Великобритании для обозначения либо нетрадиционных религиозных объединений, либо отклонившихся от догматики исторического христианства. В образовавшейся позднее конструкции — «деструктивный культ», акцент был перенесён на вред личности, семье и обществу в целом. Поскольку среди исследователей не существует единого определения чётких и устойчивых признаков «культа» и «деструктивного культа», то в круг деструктивных культов в СМИ и околорелигиозной публицистике зачастую относится множество самых различных религиозных образований.

Признаки деструктивного культа

Согласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого следования, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества[6].

Согласно антикультовой литературе, деструктивные культы представляют собой религиозные и неорелигиозные объединения, которые практикуют «промывание мозгов» и «управление сознанием» своих последователей, их члены обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Часть авторов другого, контркультового направления отмечает, что для вероучения некоторых деструктивных культов характерно апокалиптическое ожидание скорого Конца Света и Последнего Суда, что иногда является толчком для совершения убийств и самоубийств. По мнению священнослужителей, апокалиптические настроения могут возникать и в традиционных христианских течениях, например православии, служа исходным материалом для возникновения псевдоправославных деструктивных сект[7].

В своих трудах критики культов указывают на то, что руководители деструктивных культов часто являются личностями психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. По мнению большинства критиков, лидеры культов имеют материальную или политическую заинтересованность в подчинении большого количества людей и используют такие методы воздействия на своих последователей, как «промывание мозгов», наркотики, секс, групповые «радения», лишение свободного времени, ограничение внешних контактов и пр.

Как общий признак деструктивных сект отмечается их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями[8].

Среди критиков пока не существует единой точки зрения относительно того, являются ли террористические и военизированные организации деструктивными культами. Некоторые авторы относят к деструктивным культам исламистов и Армию сопротивления Господа. Деструктивными культами также иногда именуют такие военизированные группы, как Тамильские Тигры и Аль-Каида.

Употребление термина

Религиовед, профессор ИППК МГУ Игорь Кантеров в статье «Деструктивные, тоталитарные и далее везде» утверждал, что в западном и в российском законодательстве не существует какого-либо определения термина «деструктивный культ» или «деструктивная секта»[1]. Это понятие также практически не используется в научном религиоведении — вместо терминов «секта» и «культ» для обозначения религиозных организаций и групп, отличающихся по вероисповеданию от «традиционных» религий, в настоящее время широко применяется термин «новое религиозное движение» (НРД), популярность которому обеспечили труды английского социолога профессора Айлин Баркер[1][9][10]. На Западе НРД вначале воспринимались настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним заметно улучшилось[10]. Большинство из них социально адаптировались и вписались в современное общество, заполняя незанятые традиционными Церквями ниши[10].

Некоторые западные[кто?], так и российские[кто?] религиоведы и специалисты по НРД негативно относятся к использованию термина «деструктивный культ», подвергая сомнению возможность его употребления в цивилизованном обществе, а тем более специалистами.

Религиовед Игорь Кантеров высказывает уверенность в бессодержательности понятий «деструктивная секта» и «тоталитарная секта»[1]. В силу размытости определяющих характеристик, к «деструктивным культам» и «тоталитарным сектам» «можно причислить практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное учреждение», считает Кантеров[1]. По его мнению, термины «деструктивный культ» и «тоталитарная секта» используются главным образом с идеологическими целями — для создания негативного образа религиозных объединений[1]. В то же время, сам Кантеров открыто использовал термин в своих публикациях изданных в советское время.

По итогам расширенного заседания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы в резолюции «О мерах по противодействию различным формам насилия над детьми» от 27 января 2009 года была дана рекомендация Правительству Российской Федерации ввести в уголовное законодательство определение понятия «тоталитарная секта» («деструктивный культ») и установление уголовной ответственности за их деятельность[11].

См. также

Примечания

  1. ↑ "Деструктивные", "тоталитарные"... и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. - М., 2002, № 1. - С. 27-29
  2. Clark J. G., Langone M. D., Schechter R. E., Daly R.C.B. Destructive Cult Conversion: Theory, Research and Practice. — Weston, Massachusetts: American Family Foundation, 1981.
  3. [1] (1804), [2] (1812)
  4. Scientology termed 'destructive cult'. The Oregonian. 27 июля 1979.
  5. Una McManus, John Charles Cooper. Dealing with destructive cults. Zondervan Pub. House, 1984.
  6. Термин определён Нейропсихиатрическим институтом Университета Калифорнии (Лос-Анджелес), Американским семейным фондом и Фондом Джонсона. Опубликован: Singer M.T., Temerlin M. & Langone M.D. Psychotherapy Cults // Cultic Studies Journal. 7(2). 1990. P. 102. Перевод дан на странице 51 сборника «ИСЦЕЛЕНИЕ от РАЯ»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. ред. Е. Н. Волкова. — СПб.: Речь, 2008. —392 с.
  7. Священнослужители об апокалиптических настроениях//ИА «REGIONS.RU/Новости Федерации», 28.11.2007 г.
  8. Новая форма религиозного экстремизма в казахстане: деструктивные секты и культы». Журнал социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ» (Институт центральноазиатских и кавказских исследований Швеции и Институт стратегических исследований Кавказа Азербайджанской Республики) 1 (61): 47–54.. Проверено 2011-9-01. Мухит Асанбаев, копия 1 копия 2, копия 3
  9. The Future of Religion and the Future of New Religions//Center for Studies on New Religions, 2001.
  10. ↑ Ph. D ДВОРКИН Александр Леонидович//Портал-Credo.Ru, 29.08.2009 г.
  11. Резолюция «О мерах по противодействию различным формам насилия над детьми» // Психологическая газета — регулярное электронное издание

Литература

Научная

  • Васильева Е. Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2007. — № 3. — С. 86—92.
  • Вершинин М.В. К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект//«ПСИ-ФАКТОР», 17.11.2001 копия
  • Волков Е. Н.
    • Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 2. С. 87-93.
    • Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 3. С. 76-82.
    • Волков Е. Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов//Семья в новых социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции: 2-10 октября 1997 г. Том 1 / Под ред. проф. З. Х. Саралиевой. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 409 с. – С. 24-29.
  • Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ./ Пер. с англ. - Нижний Новгород: ННГУ, 1995. - 118 с. (Перевод Е. Волкова, И. Волковой).
  • Кантеров И.Я
    • Кантеров И.Я "Деструктивные", "тоталитарные"... и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. - М., 2002, № 1. - С. 27-29
    • Кантеров И.Я Религиозные меньшинства как объект серьёзного изучения, а не стигматизации//Независимый психиатрический журнал, № 4-2004
  • Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования ("секты")как психолого-психиатрическая проблема. Белгород.: Миссионерский отдел МП РПЦ, 1999
  • Кузьмин , А. В. Деструктивные формы социализации молодежи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах / А. В. Кузьмин // Известия Саратовского университета. Новая серия, Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 1. - С. 16-21
  • Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Перевод с англ. «Janusbooks» / Под ред. И. Митрофановой. — С-Пб: «Экслибрис», 2002. — 224 с.
  • Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
  • Мороз, А. А. Деструктивные тоталитарные секты в современной России / свящ. Алексий Мороз, А. Н. Швечиков; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна", Межвуз. центр гуманитар. образования по религоведению. - Санкт-Петербург : [ИПЦ СПГУТД], 2005 (СПб. : Тип. СПГУТД). - 267 с. : табл.; 20 см.ISBN 5-7937-0173-7
  • Овчаров О.А. — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры военной администрации, административного

и финансового права Военного университета, подполковник юстиции.

    • Овчаров О.А. Духовно-правовые основы укрепления государственной обороны // Аналитический вестник Вып. 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства М.: Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 2008
  • Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия — / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 624 с. — (Библиотека практической психологии). — С. 413-443. ISBN 985-13-0356-9 (Харвест) ISBN 5-17-007318-6 (ACT)
  • Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность челове-ка // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 93-97.
  • Технологии использования психиатрии в немедицинских целях снова наготове//Независимый психиатрический журнал, № 4-2006
  • Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 400 с. (Секреты психологии) ISBN 5-93878-020-9
  • Филимонов Э.Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества // Религия, церковь в России и за рубежом. 1995. № 5.
  • Целикова В. В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 98-101.
  • Чайкин В.Н. - кандидат социологических наук, член Нижегородского религиоведческого общества, социолог, специалист по новым религиозным движениям и государственно-конфессиональным отношениям.
    • В.Н. Чайкин Деструктивные культы в современной России.//Перспективы: Сборник научных статей аспирантов (Выпуск 7). – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007. - С. 109 - 114. ISBN 918-5-93116-083-2
    • В.Н. Чайкин Модель межинституционального противодействия организованным формам манипулирования и социально-психологической эксплуатации (деструктивным культам) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия. Социальные науки №1(9) . Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - С. 144-149
    • В.Н. Чайкин Противодействие деструктивным культам со стороны Русской Православной Церкви и реабилитация пострадавших / В.Н. Чайкин// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия. Социальные науки №1(13) Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. С. 79-84
    • В.Н. Чайкин Средства массовой коммуникации как сфера противодействия деструктивным культам.// Материалы VIII Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX в» Иваново, 11-12 февр. 2009 в 2 ч.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009.- Ч. 2.С. 153-155 ISBN 978-5-7807-0760-8
    • В.Н. ЧайкинГосударственный контроль за деятельностью нетрадиционных религиозных организаций и деструктивных культов: сравнение ситуации в РФ и других странах.// Сборник научных трудов «Социальные преобразования и социальные проблемы» Вып. 8. Н.Новгород НИСОЦ, 2009.- С.76-83 ISBN 978-5-93116-113-6
    • Чайкин, В.Н., Останин, А.В. Противодействие религиозному экстремизму со стороны духовных лидеров Ислама. / В.Н. Чайкин, А.В. Останин// Материалы XIII Нижегородской сессии молодых ученых. Гуманитарные науки. 19-23 октября 2008. Н.Новгород, 2009. С.-234-235. ISBN 978-5-93530-257-3
    • В.Н. Чайкин К вопросу о защите семей от деструктивных культов// Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Конфликты в социальной сфере и их регулирование» Казань, 2009 С.501-504 ISBN 978-5-94949-037-2
    • В.Н. Чайкин Сатанинские секты как источник преступного поведения (на примере Нижегородской области). РЕЛИГИИ ПОВОЛЖЬЯ: проблемы социального служения: Сборник материалов конференции. - Н.Новгород, 2009. С 221-225. ISBN 978-5-902818-23-6
    • Петрова И.Э., Чайкин В.Н. Религиоведение: Программа курса. Н.Новгород Нижегородского университета. 2008. - 23 с.
    • Чайкин, В.Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Чайкин Владимир Николаевич; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с. копия автореферата

Публицистика

  • Бурьянов С. Российские «сектоборцы» примеряют перчатки «силовых» структур//RSNews:: Информационно-аналитический портал новостей, 21 марта 2005.
  • Театр антикультового абсурда//Портал-Credo.Ru, 29.12.2008 г .
  • Ничик В. И. «Тоталитарные секты» — миф или реальность? За терминологической неопределенностью таится обыкновенная религиозная вражда.//Портал-Credo.Ru, 28.07.2005 г.
  • Уроки сектоведения//газета «Московские новости», 12.01.1999 г.
  • Анатомия мифа. Достижение цели негодными средствами ведет к её подмене//НГ-Религии, 11.04.2001
  • Штерин М. Критический обзор методологии А. Дворкина

Ссылки

  • Материалы по контролю сознания и деструктивным культам на официальном сайте Е.Н. Волкова

Tags: Деструктивный культ это, деструктивный культ признаки, деструктивный культ, деструктивный культ определение, деструктивный культ в беларуси.