Деструктивный культ или деструктивная секта (англ. Destructive cult) — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, нанесшим вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности нанесения такого вреда[1][2].
История понятия
Во французском языке в форме термин фр. secte destructive был распространён по крайней мере с начала XIX века[3].
В английский язык словосочетание англ. destructive cult широко вошло во второй половине XX века[4][5].
История появления понятия в русском языке по И. Я. Кантерову [1]
В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За пределами постсоветского пространства с таким явлением в 1960-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы. В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве.
После появления новых религиозных движений возникла проблема их наименования. Традиционно такая проблема решается посредством отнесения новых религиозных образований к какой-то уже существующей религиозной традиции, либо, если религиозное новообразование не вмещаются в принятую типологизацию, его включают в новый тип религиозных организаций. Классификация религий является сложным и ответственным делом, так как причисление конкретной группы или организации верующих к категории, носящей негативный оттенок, служит причиной дискриминации и даже преследований. Именно по этой причине, в научном религиоведении и социологии религии классификация религии является важнейшей и сложнейшей проблемой.
В начале 1990-х годов в России вошла в моду методология классификации новых религиозных образований, главным образом заимствованная из трудов западных социологов, психологов и протестантских богословов. Их труды были опубликованы на русском языке и начался процесс перенимания используемого ими для описания религиозных и неорелигиозных групп терминологического аппарата. В широкий оборот вошли такие термины, как «культ», использовавшийся с начала XX века в США и Великобритании для обозначения либо нетрадиционных религиозных объединений, либо отклонившихся от догматики исторического христианства. В образовавшейся позднее конструкции — «деструктивный культ», акцент был перенесён на вред личности, семье и обществу в целом. Поскольку среди исследователей не существует единого определения чётких и устойчивых признаков «культа» и «деструктивного культа», то в круг деструктивных культов в СМИ и околорелигиозной публицистике зачастую относится множество самых различных религиозных образований.
Признаки деструктивного культа
Согласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого следования, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества[6].
Согласно антикультовой литературе, деструктивные культы представляют собой религиозные и неорелигиозные объединения, которые практикуют «промывание мозгов» и «управление сознанием» своих последователей, их члены обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Часть авторов другого, контркультового направления отмечает, что для вероучения некоторых деструктивных культов характерно апокалиптическое ожидание скорого Конца Света и Последнего Суда, что иногда является толчком для совершения убийств и самоубийств. По мнению священнослужителей, апокалиптические настроения могут возникать и в традиционных христианских течениях, например православии, служа исходным материалом для возникновения псевдоправославных деструктивных сект[7].
В своих трудах критики культов указывают на то, что руководители деструктивных культов часто являются личностями психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. По мнению большинства критиков, лидеры культов имеют материальную или политическую заинтересованность в подчинении большого количества людей и используют такие методы воздействия на своих последователей, как «промывание мозгов», наркотики, секс, групповые «радения», лишение свободного времени, ограничение внешних контактов и пр.
Как общий признак деструктивных сект отмечается их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями[8].
Среди критиков пока не существует единой точки зрения относительно того, являются ли террористические и военизированные организации деструктивными культами. Некоторые авторы относят к деструктивным культам исламистов и Армию сопротивления Господа. Деструктивными культами также иногда именуют такие военизированные группы, как Тамильские Тигры и Аль-Каида.
Употребление термина
Религиовед, профессор ИППК МГУ Игорь Кантеров в статье «Деструктивные, тоталитарные и далее везде» утверждал, что в западном и в российском законодательстве не существует какого-либо определения термина «деструктивный культ» или «деструктивная секта»[1]. Это понятие также практически не используется в научном религиоведении — вместо терминов «секта» и «культ» для обозначения религиозных организаций и групп, отличающихся по вероисповеданию от «традиционных» религий, в настоящее время широко применяется термин «новое религиозное движение» (НРД), популярность которому обеспечили труды английского социолога профессора Айлин Баркер[1][9][10]. На Западе НРД вначале воспринимались настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним заметно улучшилось[10]. Большинство из них социально адаптировались и вписались в современное общество, заполняя незанятые традиционными Церквями ниши[10].
Некоторые западные[кто?], так и российские[кто?] религиоведы и специалисты по НРД негативно относятся к использованию термина «деструктивный культ», подвергая сомнению возможность его употребления в цивилизованном обществе, а тем более специалистами.
Религиовед Игорь Кантеров высказывает уверенность в бессодержательности понятий «деструктивная секта» и «тоталитарная секта»[1]. В силу размытости определяющих характеристик, к «деструктивным культам» и «тоталитарным сектам» «можно причислить практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное учреждение», считает Кантеров[1]. По его мнению, термины «деструктивный культ» и «тоталитарная секта» используются главным образом с идеологическими целями — для создания негативного образа религиозных объединений[1]. В то же время, сам Кантеров открыто использовал термин в своих публикациях изданных в советское время.
По итогам расширенного заседания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы в резолюции «О мерах по противодействию различным формам насилия над детьми» от 27 января 2009 года была дана рекомендация Правительству Российской Федерации ввести в уголовное законодательство определение понятия «тоталитарная секта» («деструктивный культ») и установление уголовной ответственности за их деятельность[11].
См. также
Примечания
- ↑ "Деструктивные", "тоталитарные"... и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. - М., 2002, № 1. - С. 27-29
- ↑ Clark J. G., Langone M. D., Schechter R. E., Daly R.C.B. Destructive Cult Conversion: Theory, Research and Practice. — Weston, Massachusetts: American Family Foundation, 1981.
- [1] (1804), [2] (1812)
- Scientology termed 'destructive cult'. The Oregonian. 27 июля 1979.
- ↑ Una McManus, John Charles Cooper. Dealing with destructive cults. Zondervan Pub. House, 1984.
- ↑ Термин определён Нейропсихиатрическим институтом Университета Калифорнии (Лос-Анджелес), Американским семейным фондом и Фондом Джонсона. Опубликован: Singer M.T., Temerlin M. & Langone M.D. Psychotherapy Cults // Cultic Studies Journal. 7(2). 1990. P. 102. Перевод дан на странице 51 сборника «ИСЦЕЛЕНИЕ от РАЯ»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. ред. Е. Н. Волкова. — СПб.: Речь, 2008. —392 с.
- Священнослужители об апокалиптических настроениях//ИА «REGIONS.RU/Новости Федерации», 28.11.2007 г.
- Новая форма религиозного экстремизма в казахстане: деструктивные секты и культы». Журнал социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ» (Институт центральноазиатских и кавказских исследований Швеции и Институт стратегических исследований Кавказа Азербайджанской Республики) 1 (61): 47–54.. Проверено 2011-9-01. Мухит Асанбаев, копия 1 копия 2, копия 3
- The Future of Religion and the Future of New Religions//Center for Studies on New Religions, 2001.
- ↑ Ph. D ДВОРКИН Александр Леонидович//Портал-Credo.Ru, 29.08.2009 г.
- Резолюция «О мерах по противодействию различным формам насилия над детьми» // Психологическая газета — регулярное электронное издание
Литература
Научная
- Васильева Е. Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2007. — № 3. — С. 86—92.
- Вершинин М.В. К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект//«ПСИ-ФАКТОР», 17.11.2001 копия
- Волков Е. Н.
- Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 2. С. 87-93.
- Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 3. С. 76-82.
- Волков Е. Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов//Семья в новых социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции: 2-10 октября 1997 г. Том 1 / Под ред. проф. З. Х. Саралиевой. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 409 с. – С. 24-29.
- Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ./ Пер. с англ. - Нижний Новгород: ННГУ, 1995. - 118 с. (Перевод Е. Волкова, И. Волковой).
- Кантеров И.Я
- Кантеров И.Я "Деструктивные", "тоталитарные"... и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. - М., 2002, № 1. - С. 27-29
- Кантеров И.Я Религиозные меньшинства как объект серьёзного изучения, а не стигматизации//Независимый психиатрический журнал, № 4-2004
- Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования ("секты")как психолого-психиатрическая проблема. Белгород.: Миссионерский отдел МП РПЦ, 1999
- Кузьмин , А. В. Деструктивные формы социализации молодежи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах / А. В. Кузьмин // Известия Саратовского университета. Новая серия, Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 1. - С. 16-21
- Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Перевод с англ. «Janusbooks» / Под ред. И. Митрофановой. — С-Пб: «Экслибрис», 2002. — 224 с.
- Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
- Мороз, А. А. Деструктивные тоталитарные секты в современной России / свящ. Алексий Мороз, А. Н. Швечиков; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна", Межвуз. центр гуманитар. образования по религоведению. - Санкт-Петербург : [ИПЦ СПГУТД], 2005 (СПб. : Тип. СПГУТД). - 267 с. : табл.; 20 см.ISBN 5-7937-0173-7
- Овчаров О.А. — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры военной администрации, административного
и финансового права Военного университета, подполковник юстиции.
-
- Овчаров О.А. Духовно-правовые основы укрепления государственной обороны // Аналитический вестник Вып. 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства М.: Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 2008
- Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия — / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 624 с. — (Библиотека практической психологии). — С. 413-443. ISBN 985-13-0356-9 (Харвест) ISBN 5-17-007318-6 (ACT)
- Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность челове-ка // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 93-97.
- Технологии использования психиатрии в немедицинских целях снова наготове//Независимый психиатрический журнал, № 4-2006
- Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 400 с. (Секреты психологии) ISBN 5-93878-020-9
- Филимонов Э.Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества // Религия, церковь в России и за рубежом. 1995. № 5.
- Целикова В. В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 98-101.
- Чайкин В.Н. - кандидат социологических наук, член Нижегородского религиоведческого общества, социолог, специалист по новым религиозным движениям и государственно-конфессиональным отношениям.
- В.Н. Чайкин Деструктивные культы в современной России.//Перспективы: Сборник научных статей аспирантов (Выпуск 7). – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007. - С. 109 - 114. ISBN 918-5-93116-083-2
- В.Н. Чайкин Модель межинституционального противодействия организованным формам манипулирования и социально-психологической эксплуатации (деструктивным культам) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия. Социальные науки №1(9) . Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - С. 144-149
- В.Н. Чайкин Противодействие деструктивным культам со стороны Русской Православной Церкви и реабилитация пострадавших / В.Н. Чайкин// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия. Социальные науки №1(13) Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. С. 79-84
- В.Н. Чайкин Средства массовой коммуникации как сфера противодействия деструктивным культам.// Материалы VIII Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX в» Иваново, 11-12 февр. 2009 в 2 ч.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009.- Ч. 2.С. 153-155 ISBN 978-5-7807-0760-8
- В.Н. ЧайкинГосударственный контроль за деятельностью нетрадиционных религиозных организаций и деструктивных культов: сравнение ситуации в РФ и других странах.// Сборник научных трудов «Социальные преобразования и социальные проблемы» Вып. 8. Н.Новгород НИСОЦ, 2009.- С.76-83 ISBN 978-5-93116-113-6
- Чайкин, В.Н., Останин, А.В. Противодействие религиозному экстремизму со стороны духовных лидеров Ислама. / В.Н. Чайкин, А.В. Останин// Материалы XIII Нижегородской сессии молодых ученых. Гуманитарные науки. 19-23 октября 2008. Н.Новгород, 2009. С.-234-235. ISBN 978-5-93530-257-3
- В.Н. Чайкин К вопросу о защите семей от деструктивных культов// Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Конфликты в социальной сфере и их регулирование» Казань, 2009 С.501-504 ISBN 978-5-94949-037-2
- В.Н. Чайкин Сатанинские секты как источник преступного поведения (на примере Нижегородской области). РЕЛИГИИ ПОВОЛЖЬЯ: проблемы социального служения: Сборник материалов конференции. - Н.Новгород, 2009. С 221-225. ISBN 978-5-902818-23-6
- Петрова И.Э., Чайкин В.Н. Религиоведение: Программа курса. Н.Новгород Нижегородского университета. 2008. - 23 с.
- Чайкин, В.Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Чайкин Владимир Николаевич; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с. копия автореферата
Публицистика
- Бурьянов С. Российские «сектоборцы» примеряют перчатки «силовых» структур//RSNews:: Информационно-аналитический портал новостей, 21 марта 2005.
- Театр антикультового абсурда//Портал-Credo.Ru, 29.12.2008 г .
- Ничик В. И. «Тоталитарные секты» — миф или реальность? За терминологической неопределенностью таится обыкновенная религиозная вражда.//Портал-Credo.Ru, 28.07.2005 г.
- Уроки сектоведения//газета «Московские новости», 12.01.1999 г.
- Анатомия мифа. Достижение цели негодными средствами ведет к её подмене//НГ-Религии, 11.04.2001
- Штерин М. Критический обзор методологии А. Дворкина
Ссылки
- Материалы по контролю сознания и деструктивным культам на официальном сайте Е.Н. Волкова