Momotik.ru

Народный проект

Метки: Еврей в камеди батл, еврей женится на русской, я еврей что делать, еврей черты характера, еврей у нотариуса, еврей зюсс.


Евреи
יהודים

Альберт Эйнштейн • Рамбам • Голда Меир • Эмма Лазарус
Современный ареал расселения и численность

Всего: более 13,4 млн[2][3].
 Израиль: 5 726 000[1]
 США: 5 275 000
 Франция: 483 500
 Канада: 375 000
 Великобритания: 292 000
 Россия: 205 000
 Аргентина: 182 300
 Германия: 119 000
 Австралия: 107 500
 Бразилия: 95 600
 Украина: 71 500
 ЮАР: 70 800
 Венгрия: 48 600
 Мексика: 39 400
 Бельгия: 30 300
 Нидерланды: 30 000
 Италия: 28 400
 Чили: 20 500
 Турция: 17 600
 Швейцария: 17 600
 Уругвай: 17 500
 Белоруссия: 16 500
 Швеция: 15 000
 Венесуэла: 12 000
 Испания: 12 000
 Иран: 10 400
 Латвия: 9 700
 Румыния: 9 700
 Австрия: 9 000
 Панама: 8 000
 Новая Зеландия: 7 500
 Азербайджан: 6 400
 Дания: 6 400
 Грузия: 6 400

Язык

иврит, идиш, ладино и другие еврейские языки

Религия

иудаизм (наиболее распространенная)

Расовый тип

европеоиды, негроиды и пр.

Евре́и (самоназвание — йеhудим на иврите (יְהוּדִים) и йидн (ייִדן) на идише) — древний народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность — от 12 до 14 миллионов человек (2010 г., оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % — в США.

Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Но следует понимать, что еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность. Также можно отметить, что существуют приверженцы произошедших от иудаизма вероучений, которые не являются этническими евреями, например караимы, крымчаки или сообщество африканцев-иудеев[4]. Верно и обратное — не все евреи исповедуют иудаизм.

Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.

Содержание

Название

Евреи

Современное название ивр. יְהוּדִים, עִבְרִים‎, йеhудим[5], иврим; идиш ייִדן (й)идн; ладино ג׳ודיוס джудиос.

Древним названием является также бнэй-Исраэль — сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-го тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам, Исаак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен (племён) Израиля, которые жили во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан.

Происхождение слова «иудеи»

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди)[6]. В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова «евреи»

На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит = «еврейский­», букв. «еврейская»). Буквальное значение слова «иври» — «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) — «перейти»). Это дает возможность дополнительного толкования — «пришелец с той стороны (реки Евфрат[7]. Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана, Быт.14:13. Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима[8]. Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племен хабиру[9].

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври)[10]. Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно, как и польск. Żyd, лит. Žydas или чеш. Žid, восходит к позднепраславянскому *židъ, заимствованному из итал. giudeo[11], которое, в свою очередь, является продолжением лат. judaeus — «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском, чешском и литовском языках, где слово еврей не употребляется, и в юго-западном наречии украинского языка — но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово «єврей».

Слово «гебреи» («hebraeus») является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр)

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.[12]

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века. Наиболее известным примером являются так называемые Нюрнбергские расовые законы[13].

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль в настоящее время гласит[14]:

В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм

Гиюр

Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר‎), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, миссионерство среди других народов запрещено[источник не указан 375 дней] и гиюр пройти нелегко. Но очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.

В новых течениях иудаизма — реформистском, консервативном и реконструктивистском — имеются иные правила для прохождения гиюра.

История

   Истории еврейского народа
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

Древнейшая (библейская) история

Как народ, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфратахапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»).

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля.

На рубеже 2—1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида.

Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

В 586 году до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).

Эпоха Второго Храма

С завоеванием Нововавилонского царства персами и экспансией Персидской империи Ахеменидов (539 год до н. э.) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев, а бо́льшая её часть стала расселяться по всей Персидской империи, которая простиралась от Индии до Эфиопии. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку и Египет, Западное Средиземноморье, Грецию, Малую Азию, Сирию, Кавказ, Крым, Иран, Среднюю Азию и до Индии.

В период подчинения Земли Израиля Птолемеям и Селевкидам (IV—II вв. до н. э.) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне).

В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164—37). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Завоевание Иудеи Римом (63—37 до н. э.) и разгром освободительных движений I—II вв. н. э. привели к разрушению Второго Храма (70 год н. э.) и изгнанию большого числа евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина»[15], который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец-Исраэль — Земле Израиля.

Средние века

Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638, хотя еврейское присутствие всегда сохранялось.

История еврейской диаспоры

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев (эдот), различающиеся по языку и бытовой культуре:

Одна из древнейших этнических групп — вавилонские или иракские евреи (бавли), сложилась в середине 1 тысячелетия до н. э. Община использовала вначале арамейский язык, вытесненный около VIII—IX веков первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003).

Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. С VI—VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX веке большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано — среднеазиатскую группу, которая в XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско — персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX-го века.

С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI—VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отдельные признаки культурной обособленности.

В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бней-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи, ранее обитавшие на юге Малабарского побережья, проживающие ныне в Израиле.

Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины 1 тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», то есть йеменцы) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. человек), около 200 человек — в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Мьянма (Бирма), Гонконг, Индонезия и др.), где они известны под названием багдади. С середины второй половины 1-го тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа.

В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тиграй.

Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек).

В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев.

Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X—XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.

На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде фомируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы, сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.

К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 миллионов[источник не указан 606 дней]. Из них 46 % (около 5,2 млн.) жило в пределах Российской империи, в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии (см. Черта оседлости). Ещё около 30 % жило в других странах Европы и лишь 14 % в Северной Америке[источник не указан 606 дней]. В Палестине тогда жило лишь 78 тыс. евреев.

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, были систематически уничтожены около шести миллионов евреев[16][17] Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала[18] (см. Холокост). Приведенные цифры пытаются оспаривать отрицатели Холокоста.

Расселение в настоящее время и численность

Общая численность евреев в мире оценивается от 12 до 15 млн чел. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.

В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %)[19] В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти — вплоть до начала 80-х гг.

Наиболее крупные еврейские общины в странах мира
№ страны Страны Евреи  % по стране  % от всех евреев
1 [1] 6,544,000 2,1 % 45 %
2 [2] 5,800,000 75,5 % 42 %
3 Франция 606,000 1,0 % 4,2 %
4 Канада 393,660 1,2 % 3,0 %
5 Великобритания 350,000 0,57 % 2,3 %
6 [3] 280,000 0,8 % 2,3 %
7 Россия 228,000 0,14 % 1,7 %
8 Австралия 120,000 0,56 % 0,9 %
9 Германия 118,000 0,14 % 0,88 %
10 Бразилия 96,500 0,05 % 0,70 %
11 Украина 80,000 0,16 % 0,60 %
12 Южная Африка 72,000 0,15 % <0.5 %
13 Польша 50,000 0,6 % <0.5 %
14 Венгрия 49,700 0,4 % <0.5 %
15 Испания 48,409 0,12 % <0.5 %
16 [4] 45,000 0,28 % <0.5 %
17 Мексика 39,800 0,03 % <0.3 %
18 Бельгия 31,200 0,3 % <0.2 %
19 Молдавия 31,187 0,7 % <0.5 %
20 Уругвай 30,743 0,9 % <0.5 %
21 Италия 30,213 0,05 % <0.5 %
22 Чили 25,375 0,13 % <0.5 %
23 Венесуэла 20,900 0,1 % <0.5 %
24 Иран 25,405 0,035 % <0.5 %
25 Эфиопия 20,000 0,027 % <0.5 %
26 Швеция 20,000 0,2 % <0.5 %
27 Узбекистан 17,453 0,065 % <0.5 %
28 Турция 17,415 0,025 % <0.5 %
29 Швейцария 17,000 0,2 % <0.5 %
30 Индия 15,405 0,005 % <0.5 %
31 Панама 10,029 0,33 % <0.5 %
32 Латвия 9,001 0,397 % <0.5 %
33 Австрия 8,184 0,1 % <0.5 %
34 Грузия 7,951 0,17 % <0.5 %
35 Азербайджан 7,911 0,1 % <0.5 %
36 Дания 7,062 0,13 % <0.5 %
37 Румыния 6,029 0,027 % <0.5 %
38 Новая Зеландия 7,077 0,17 % <0.5 %
39 Греция 5,334 0,05 % <0.5 %
40 Марокко 5,236 0,016 % <0.5 %
41 Казахстан 4,100 0,027 % <0.5 %
42 Литва 3,596 0,1 % <0.5 %
43 Колумбия 3,400 0,008 % <0.5 %
44 Чехия 4,000 0,03 % <0.5 %
45 Словакия 3,041 0,056 % <0.5 %
46 Перу 2,800 0,01 % <0.5 %
47 Коста-Рика 2,500 0,06 % <0.5 %
48 Болгария 2,300 0,031 % <0.5 %
49 Армения[20] 2,000 0,035 % <0.5 %
50 Ирландия 1,930 0,045 % <0.5 %

Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.

Этнические группы евреев

Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).

Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; индийские евреи, романиоты, итальяним (ромим), фалаша и др.

Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов показывает, что основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение.[21][22][23]

Близкие группы

По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. криптоиудеи и иудействующие.

Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры:

  • мараны («новые христиане») на Пиренейском полуострове, юге США, в Латинской Америке и на Филиппинах. Ныне частично присоединяются к еврейским общинам своих стран или переселяются в Израиль. Наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии;
  • шуэтес (англ.)русск. — потомки крещёных евреев Балеарских островов;
  • джадиды и чала (англ.)русск. в Иране и Средней Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы еврейской культуры;
  • бета-абрахам (англ.)русск. (Эфиопия)
  • неофити (англ.)русск. (южная Италия)
  • дёнме в Турции.

Иудействующие — группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев:

Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.

Языки евреев

Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда хасидских общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит идиш. Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский, татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские. На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34 % на иврите (в Израиле и США), 13 % — по-русски, около 5 % — по-испански, около 4,5 % — по-французски, около 4 % на идише, приблизительно 3,5 % по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.

Религия

Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями). Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос, который восходит к ивр. яхадут‎ (יהדות), однокоренному с йехуди — еврей / иудей.

Священная книга еврейского народа — Танах (еврейское Священное Писание) (ТаНаХ — аббревиатура: Тора́ ивр. תורה‎, Невии́м ивр. נביאים‎, Ктуви́м ивр. כתובים‎ — Пятикнижие, Пророки и Писания). ТаНаХ является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

Традиционная культура

См. категорию Еврейская культура

Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (см. также Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.

Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.

С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.

Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 18811914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину.

Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.

См. также

Примечания

  1. Официальное, ежегодное сообщение Центрального Статистического Бюро Израиля для прессы в преддверии празднования годовщины дня независимости государства Израиль, 18 апреля 2010 года(яз. иврит).
  2. Еврейское население стран мира на 1 января 2010 года. jews.lv (2010). Архивировано из первоисточника 4 июля 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  3. study by The Jewish People Policy Planning Institute.
  4. The Jews of Africa
  5. также употребляется в значении иудеи
  6. Иер. 34:9; Зх. 8:23; Эсф. 2:5; 3:4 и другие места
  7. «Кто такие библейские „Иврим“»? «Лехаим», 2010 № 9
  8. Авраам — статья из Иосиф Флавий. «Иудейские древности» Кн. I, гл. 6
  9. Хабиру — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  10. Быт. 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх. 2:11; Втор. 15:12; Иона 1:9 и другие места
  11. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 2. — С. 53.
  12. Заграевский С. В. О прошлом, настоящем и будущем еврейской нации.
  13. Нюрнбергские законы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  14. Даное определение имеет силу тольков рамках применимости Закона о возвращении
  15. Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  16. «Holocaust», Энциклопедия Британника  (Проверено 22 ноября 2009)
  17. The Trial of German Major War Criminals. Sitting at Nuremberg, Germany. December 3 to December 14, 1945. Twentieth Day: Friday, 14th December, 1945 (Part 5 of 9), The Nizkor Projec  (Проверено 22 ноября 2009)
  18. Приговор Международного военного трибунала. — «По его [Кальтенбруннера] указаниям было убито приблизительно 6 миллионов евреев, из которых 2 миллиона были убиты эйнзатцгруппами' и другими частями полиции безопасности»  Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 6 июля 2010.
  19. http://www.jewishpetersburg.ru/userimages/Mikhail%20Beyzer_Evrei%20v%20Peterburge.htm
  20. Еврейская община Армении
  21. Studies Show Jews’ Genetic Similarity
  22. Происхождение евреев выяснили учёные, проанализировав 237 геномов
  23. Conference on Jewish genomics

Литература

  • Евреи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза. Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. — М., 2001. — 268 c. — ISBN 5-85941-087-5
  • Гительман Ц. Беспокойный век: Евреи России и Советского Союза с 1881 г. до наших дней. М.: — Новое литературное обозрение, 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-86793-576-4
  • Н. И. Рутберг, И. Н. Пидевич. Евреи и еврейский вопрос в литературе советского периода. Хронологически-тематический указатель литературы, М.: Грант, 2000. — 598 с. — ISBN 5-89135-135-8
  • Евреи в России: История и культура. Сборник научных трудов — ред. Д. А. Эльяшевич. СПб, Издание Петербургский еврейский университет, 1998. — 394 с. — ISBN 5-88976-004-1
  • Еврейское население бывшего СССР в ХХ веке. В. Константинов \\ Иерусалим. 2007
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 192
  • Джеймс Кугел Как быть евреем. — М.: Текст, 2009. — 224 с. — ISBN 978-5-7516-0769-2
  • Денис Соболев Евреи и Европа. — М.: Текст, 2008. — 477 с. — ISBN 978-5-7516-0723-4

Ссылки

  • Евреи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Еврей — статья из Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
  • Еврей, евреи, еврейский из Библейской энциклопедии архимандрита Никифора
  • Еврей — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Еврейская энциклопедия на сайте Руниверс в форматах DjVu и PDF
  • Евреи, еврей, еврейская религия и традиции
  • История еврейского народа
  • Статья «Евреи» С. И. Лучицкая. // Словарь средневековой культуры. 23 илл.
  • Еврейский Фонд Украины  (англ.)
  • «Евреи в Библии» — статья на сайте «Библия-центр»
  • Ваад Украины
  • История и культура евреев на сайте Конгресс Национальных Общин Украины  (укр.)
  • Раввин Адин Штейнзальц. «Что такое еврей»
  • Еврейский век. Полемика вокруг книги Юрия Слезкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире»
  • Передача «Не так» радиостанции «Эхо Москвы» с обсуждением книги Юрия Слезкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире»
  • Словарь терминов, используемых в текстах Иудаизма
  • А. Миндлин. История евреев Российской империи
  • Национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма
  • Доля евреев в населении крупных городов Европы в 1900 году.
  • Происхождение евреев выяснили ученые

Tags: Еврей в камеди батл, еврей женится на русской, я еврей что делать, еврей черты характера, еврей у нотариуса, еврей зюсс.