М. Фасмер считал, что общепринятой этимологии слова «колдовство» не существует, однако предполагал, что оно возможно первоначально означало «заговаривать»[8].
По Г. А. Крылову: «Общепринятой этимологии не существует, <…> первоначальное значение слова колдун — „заклинатель, заговариватель“»[9].
По мнению Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой, «колдовать — производное от утраченного др.-рус.кълдъ (> колд) „колдун, волшебник“ < „говорящий“»[10].
Образ колдуна и колдовства у восточных славян сформировался под влиянием представлений о волхвах и волховании — волхвы осуществляли богослужение, ритуальное жертвоприношение, могли заклинать природные явления и прорицать будущее. Слово волховать родственно ст.-слав.влснжти — «говорить сбивчиво, неясно»[11].
Устаревшее «чары» («колдовство, волшебство») восходит к др.-рус.чаръ («колдовство, заклинание») > ст.-слав.*čarъ[12], которое в свою очередь восходит к индоевропейскому глаголу *kuer («делать»)[11].
«Ведовство» произошло от глагола «ведать», которое является исконно русским словом общеславянского происхождения (др.-рус.вѣдѣти, ст.-слав.вѣдѣти «знать, уметь»)[13].
По народным поверьям[источник не указан 165 дней] и согласно христианскому учению колдовство творится в сговоре с «нечистой силой» с использованием личных качеств «голодного духа» — обиды, зависти, мести. Во все века и у всех народов колдовство осуждалось как восстание гордого человеческого духа, своеволие человека, нарушающего мировые законы бытия, божественное мироустройство.[источник не указан 165 дней] В раннем Средневековье колдовство связывали с одержимостью дьяволом и отказом от Бога. В Западной Европе в XIII—XVIII веках колдовство считалось средством общения со сверхъестественными силами зла, занятие колдовством было опасным занятием.
Людей, которых подозревали в колдовстве, обвиняли в сношениях с дьяволом и в богохульном исполнении церковных ритуалов, что называлось «черной магией»[14]. Колдовство считали причиной бедствий и устраивали «охоту на ведьм».
Безрукова В. С. Колдовство // Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург, 2000.
Ведать // Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / Под ред. А. П. Гуськовой, Б. В. Сотина. — М.: Русский язык - Медиа, 2003. — ISBN 5-9576-0007-5.
Ведовство // Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI-XVII вв / Под редакцией О. С. Мжельской. — СПб.: Наука, 2006. — В. 2 В-Вопь. — С. 50. — ISBN 5020270172.
Волхование // Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI-XVII вв / Под редакцией О. С. Мжельской. — СПб.: Наука, 2006. — В. 2 В-Вопь. — С. 324. — ISBN 5020270172.
Волшба // Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI-XVII вв / Под редакцией О. С. Мжельской. — СПб.: Наука, 2006. — В. 2 В-Вопь. — С. 325. — ISBN 5020270172.
Волшебство // Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI-XVII вв / Под редакцией О. С. Мжельской. — СПб.: Наука, 2006. — В. 2 В-Вопь. — С. 326. — ISBN 5020270172.
Колдун // Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / Под ред. А. П. Гуськовой, Б. В. Сотина. — М.: Русский язык - Медиа, 2003. — ISBN 5-9576-0007-5.
Колдун // Этимологический словарь русского языка / Сост. Г. А. Крылов. — СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.
Чары // Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / Под ред. А. П. Гуськовой, Б. В. Сотина. — М.: Русский язык - Медиа, 2003. — ISBN 5-9576-0007-5.
Колдовать // Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004. — ISBN 5-7107-8679-9.