Метки: Корвет типа стерегущий проект 20380, корвет типа стерегущий, корветы типа стерегущий, корветы типа стерегущий проект 20380.
Корветы типа «Стерегущий» (проект 20380) | |
---|---|
Проект | |
Страна | Россия |
Изготовители | Северная верфь |
Операторы | ВМФ России |
В строю | Построено 3, заложено 4 кораблей. Всего планируется построить до 20 корветов. |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1800 т (стандартное) 2220 т (полное) |
Длина | 90 м (по КВЛ) 104,5 м (наибольшая) |
Ширина | 11,1 м (по КВЛ) 13 м (наибольшая) |
Осадка | 3,7 м (средняя) 7,95 м (наибольшая с бульбом) |
Двигатели | 4 дизеля 16Д49 2 вала 2 пятилопастных гребных винта |
Мощность | 23 320 л. с. (17 140 кВт) |
Скорость хода | 27 узлов (50 км/ч) (полная) 14 узлов (26 км/ч) (экономическая) |
Дальность плавания | 3500-4000 миль на 14 узлах[1][2][3] |
Автономность плавания | 15 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 99 человек |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2» РЛС целеуказания УРО «Монумент-А» НРЛС 2 х МР-231 НРЛС 1 х «Пал-Н» ГАС Заря-Э[4] буксируемая ГАС Виньетка-ЭМ[4] опускаемая ГАС «Анапа-М» система спутниковой навигации CH-3101 |
Радиоэлектронное вооружение | БИУС «Сигма-20830» СУО 5П-10 «Пума-02» системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый» средства РЭБ: ТК-25-2 |
Тактическое ударное вооружение | Начиная с пятого в серии УКСК Калибр |
Артиллерия | 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела) |
Зенитная артиллерия | 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов) |
Ракетное вооружение | 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35) Головной корабль: 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов) Первый серийный: 4х8 ЗРК «Редут» (32 ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) |
Противолодочное вооружение | 2х4 330-мм ТА «Пакет-НК» (8 торпед) |
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар. |
Корветы проекта 20380 — проект многоцелевых боевых надводных кораблей 2-го ранга ближней морской зоны (корветов)[5], разработанный для Военно-Морского Флота России. На конец 2011 года в боевом составе ВМФ России находится два корабля проекта — «Стерегущий» и «Сообразительный», ещё пять кораблей строятся.
Проект нового российского многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны проекта 20380 (проектный шифр «Корвет-1»[6]) был разработан для ВМФ России в Санкт-Петербурге во ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет по международной классификации[7], во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный ещё в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь» в своё время так и не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведённого конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и др.)[8]. Разработка технического проекта была завершена в начале 2001 года[6].
Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников «Северной верфи» была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 «Стерегущий»[9]. Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и шестеро получили почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».
Корветы проекта 20380 предназначены:
Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля — «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня (по другим данным 1 июля) 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре[8]. Общий объём заказа составит семь корветов. Это станет возможным, если первый корабль, построенный в Комсомольске-на-Амуре, успешно пройдет тестирование ВМФ. Срок выполнения заказа будет ограничен 2017 годом.[10]. 31 марта 2010 года первый серийный корвет из данной серии, «Сообразительный», был спущен на воду на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“»[11].
Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). На сентябрь 2012 года 2 корвета (головной и первый серийный) уже сданы и ещё 5 должны быть сданы флоту до 2015 года[8].
Головной корабль серии — «Стерегущий» — впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр»[8].
17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство 11 (по другим данным девяти[12]) корветов проекта 20385 (модификации проекта 20380 с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением). Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года[13][12]. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена корвета 20380 составляет 10 млрд руб[12]. Шесть корветов предполагается построить до 2020 года[14].
30 июня на военно-морском салоне в Петербурге Алжир заявил о переговорах по возможному строительству 3 корветов в варианте 20382 «Тигр» для своих ВМС[15]
Возможно строительство серии для ВМФ Росиии или на экспорт на Средне-Невском судостроительном заводе.[16]
В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ Российской Федерации противолодочных кораблей корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем[8].
Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля[8].
Корпус корвета — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла[8].
Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»)[8].
В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него[8].
Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля»[17].
Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных специалистами Коломенского завода по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата. ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы[18]. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 В (50 Гц)[8].
За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения[8].
При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99/100 человек[8].
Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 и дальностью стрельбы 130 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса[8].
Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км[8]. На серийных корветах вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ[19].
Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке[8].
Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330-мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ[8].
В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на корветах проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5-мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64[8].
Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый»[8] (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190.
Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380[8].
Улучшенная мореходность корветов проекта «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов[8].
Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»[8]. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1 коэффициента. На корветах типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника)[8].
Начиная со 2-го корабля в проект внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с 5-го планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП[8].
В рамках ГПВ-2020 ВМФ должен получить 18 корветов проекта 20380 и 20385, из них 11 проекта 20385,[26]от ОАО Судостроительный завод Северная верфь.[27]И 3-7 корветов проекта 20380 и 20385 от ОАО Амурский судостроительный завод.[28]
Название | Проект | Борто- вой № |
Верфь | Завод- ской № |
Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Стерегущий» | 20380 | 530 | Северная верфь (Санкт-Петербург) | 1001 | 21 декабря 2001 | 16 мая 2006 | 28 февраля 2008 | Балтийский флот ВМФ России | В строю. | Служит в составе соединения надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. |
«Сообразительный» | 20381[29] | 531 | Северная верфь (Санкт-Петербург) | 1002 | 20 мая 2003 | 31 марта 2010[11] | 14 октября 2011 | Балтийский флот ВМФ России | В строю.[30] | 30.07.2012 Приказом Главнокомандующего ВМФ России присвоено почетное наименование "гвардейский", а экипажу вручено новое боевое знамя корабля - гвардейский военно-морской флаг.[31] |
«Бойкий» | 20381 | 532[32] | Северная верфь (Санкт-Петербург) | 1003 | 27 мая 2005[33] | 15 апреля 2011 | Ноябрь 2012[34] | Балтийский флот ВМФ России | 25 сентября 2012 года корвет приступил к заводским ходовым испытаниям.[35] | Перешел из Санкт-Петербурга в Кронштадт.[36] |
«Совершенный» | 20380 | Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) | 2101 | 30 июня 2006[37] | 2012 | 2013[38] | Тихоокеанский флот ВМФ России | Корпус корабля сформирован, установлены основные механизмы. Монтируется надстройка.[39][40] | ||
«Стойкий» | 20381 | Северная верфь (Санкт-Петербург) | 1004 | 10 ноября 2006 | 30 мая 2012[41] | До конца 2012 (план)[42] | Балтийский флот ВМФ России | Спущен на воду.[43]
Корвет спущен на воду в высокой степени готовности. Сформирована, практически целиком, надстройка и вертолетный ангар. Окрашен корпус. Монтируется радиоэлектронное оборудование. |
Фактическое строительство «Стойкого» началось в конце 2008 - начале 2009, заняло около 4-х лет. От момента закладки до момента начала фактического строительства секция просто стояла в цеху. | |
«Гремящий» | 20385 | Северная верфь (Санкт-Петербург) | 1005 | 1 февраля 2012[44] | Северный флот ВМФ России | Заложен.[45] | ||||
«Громкий» | 20380 | Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) | 2102 | 20 апреля 2012[46] | 2014 | 2015[47] | Тихоокеанский флот ВМФ России | Заложен.[48] | ||
«Проворный»[49][50] | 20385 | Северная верфь (Санкт-Петербург) | 1006 | осень 2012 | 2016[51] | Черноморский флот ВМФ России[52] | Планируется к закладке | |||
«Способный» ??? | 20385 | Северная верфь (Санкт-Петербург) | 1007 | Планируется к постройке | ||||||
«Резвый» ??? | 20385 | Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) | 2103 | Планируется к постройке | ||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке | ||||||||||
Планируется к постройке[53][54] |
Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения, что во многом объясняется задержкой с разработкой перспективного ЗРК «Полимент»[6]. Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности[55]. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.
2 сентября 2012 года на корвете проекта 20381 "Сообразительный" произошёл пожар, по причине которого корвет не смог принять участие в международных военно-морских учениях "Данекс-Ноко-2012", прошедших 3 - 12 сентября 2012 года в районе острова Борнхольм, в проливах Каттегат и Скагеррак Балтийского моря.
На борту корабля возникло короткое замыкание в кабельных сетях с последующим задымлением. Техническая готовность корабля была восстановлена, тем не менее, он прервал участие в учениях. Корвет благополучно своим ходом вернулся в базу. После технического осмотра специальной комиссией корвет "Сообразительный" начнет подготовку к зачетным тактическим учениям Балтфлота.[56]
Tags: Корвет типа стерегущий проект 20380, корвет типа стерегущий, корветы типа стерегущий, корветы типа стерегущий проект 20380.