Momotik.ru

Народный проект

Метки: Кюй адай слушать, кюй шертпе, кюй аксак кулан, кюи музыка скачать.

Кюй — это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления. Встречается в культуре почти всех тюркских кипчакских племен, в основном у казахов и киргизов. Исполняются на разных народных инструментах (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов. В XX веке в казахской культуре ставились эксперименты также и по хоровому исполнению кюев.

Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.

Содержание

Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Древние композиторы кюев

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев

Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.

Содержание кюев по замыслу самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни (Дәулеткерей или Даулеткерей или Dauletkerei, «Жігер» или Жигер-жизненная энергия; Қазанғап или Казангап или Qazangap, «Көкіл» или Кокил-Мелодия моей души; Өсен төре или Усен торе или Osen Tore, «Өттің дүние, кеттің дүние» или Оттин дуние, кетин дуние, или ottin dunie, kettin dunie — прошло мое время), другие кюи представляют представляют тонкие психологические портреты людей (Құрманғазы или Курмангазы Qurmangazy, «Төремұрат» или Торемурат или Toremurat; Мамен (Mamen), «Ақшолпан» или Aqsholpan, или Акшолпан, Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Асем коңыр» или асем коныр или Asem qonyr), третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края (Құрманғазы, или Курмангазы, или Qurmangazy «Сары Арқа» или Сарыарка или Saryarqa-золотая степь; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Саржайлау» или Sarzhailau-золотое пастбище; Боғда или Bogda или Богда, «Жем суының тасқыны» или Жем суынын таскыны или Zhem Suynyn tasqyny-Бушующий Жем, др) . Многие кюи повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Құрманғазы или Qurmangazy или Курмангазы, «Аман бол, шешем, аман бол» или Aman bol sheshem, aman bol, -До свидания, мама, до свидания; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Көкей кесті» или кокоей кести или Kokei kesti-сокровенное; Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Қарақасқа ат» или Каракаска ат или Qaraqasqa at-черный конь с белым пятном на морде.) Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам (народные «Бозіңген» или Bozingen или Бозинген -верблюдица, «Телқоңыр» или Телконыр или Telkqonyr-прим. Кличка коня; Әшімтай или Ashimtai или Ашимтай, «Қоңыр қаз» или Коныр каз или Qonyr qaz-коричневый гусь; Сүгір или Sugir или Сугур-«Аққу» или Акку или Aqqu-лебедь). Фактически, кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.

В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].

Традиции кюев

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Литература

  • 1. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура:исследования и поиски.
  • 2. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  • 3. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  • 4. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  • 5. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  • 6. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  • 7. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  • 8. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.

Ссылки

  • Сайт казахской государственной национальной библиотеки
  • Сайт проекта Асыл Мура


Tags: Кюй адай слушать, кюй шертпе, кюй аксак кулан, кюи музыка скачать.