Метки: Майкопская культура гибель, майкопская культура майкоп, майкопская культура вайнахи, майкопская культура скачать, майкопская культура картинки, майкопская культура хронология, майкопская культура происхождение развитие гибель.
Майкопская культура — археологическая культура, распространённая в предгорьях Северного Кавказа в раннем бронзовом веке[1].
Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским.
Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к данной культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который состоялся в 1991 г. в Новороссийске[2].
Майкопская культура в конце 80-х годов приобрела статус майкопско-новосвободненской общности (MHO). Подразумевается, что это более широкое понятие, позволяющее избежать лишних теоретических рассуждений на тему влияния единого происхождения[2].
Основные характеристика носителей майкопской культуры :
Общественный строй племён Майкопской культуры — предположительно «первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством»[1].
Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику[1].
Ведущие формы хозяйства — скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство[3]), а также земледелие.
Найдены орудиями труда и оружие: наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий[1].
Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами[1].
Появление культуры датируется примерно 38−36 веками до н. э., то есть (период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 — 3650 — 3610 — 2980 до н. э. (то есть вторая четверть IV-го — вторая половина IV-го — начало III-го тысячелетия до н. э.)[2].
Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В конце 50-х — 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа, в том числе[2] :
Планировка этих поселений восстанавливается «как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью — загоном для скота в центре» (исследователь А. А. Формозов).
Жилища майкопцев представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12×4 м, как на поселении Ясеневой Поляны[2].
На поселении Майкопской культуры — «Ясеновая поляна» археологи обнаружили[4]:
Ещё в начале 20 века, в найденых украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей.
С. Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно[2]:Военно-охотничья символика. Военно — бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нем погребенного. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела.
Символика курганной насыпи Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.
Ведущие формы хозяйства — скотоводство и земледелие[2]. Основными орудиями труда и оружием наряду с каменными сверлёными топорами, плоские полированные топоры, кремневые вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, полированные узкие долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий, зернотерки и др.
Хозяйственно-культурный тип племен майкопской культуры был главным образом связан с подвижно-оседлым образом жизни, сочетающим стационар и миграцию. Он базировался на поверхностном мотыжном земледелии и собирательстве, придомном содержании скота. Ведущее место принадлежало крупному и мелкому рогатому скоту, менее свинье и лошади. По сравнению с энеолитом резко снизилась доля мяса диких животных и прежде всего оленя[2].
По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племен MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства»[2].
Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено[5] :
Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причем наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод ученых : «кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье[5]».
Топоры. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура. С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами — топорами Ирака. В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и ассимметричной лопастью[6].
Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конём для верховой езды[7]. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указателем на определённый приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней[8].
Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах[9] есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) — посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами[9].
Приемы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.
В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма : известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана[10]. (Все они остаются пока не расшифрованными.)
Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком[1].
Керамика — сделанная частично на гончарном круге, преимущественно красная, лощёная, иногда орнаментированная. Выделено керамическое производство майкопцев, установлено 80 типов форм майкопской посуды, большая часть которых связано с формами круговой керамики[2].
Керамического разнообразие, формирует 4 кластера — локальных варианта культуры[2] :
Нижеследющие варианты иллюстрируют более местные черты[2].
В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа[2] :
В 5 км от ст. Новосвободной на берегу р. Фарс, в урочище «Клады», обнаружена значительная курганная группа, наиболее известны два кургана раскопанные ещё Н. И. Веселовским в 1898 г., в которых обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В одном (большем) была могила с богатым погребальным инвентарем, украшениями из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия.
В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы, аналогичные вышеуказанным.
В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем.
Уникальным является роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещен фриз «Бегущие лошади» и в центре — фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.
Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.
Майкопская культура (или МНО) охватила следующие территории :
Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток[2].
Общая длина (протяженность) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р. Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой.
Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре.
Охват Таманского полуострова — подтверждено находками у пос. Мысхако[11], а также раскопанные[12] поселения и могильник в Цемесской долине, а в долине р. Дюрсо.
Охват Абхазии, в горной части[13] — Согласно анализа материалов из пещерных памятников Абхазии, племена майкопской культуры заняли не только северные, но, частично и южные склоны Главного Кавказского хребта, подтверждено материалами датируемыми серединой III тыс. до н. э. (Амткельский грот, Ахштырские пещеры).
Охват Кабардино-Балкарии, в большей части современной территории, вплоть до с. Кишпек (район строительства Чегемской оросительной системы), относимых к Новосвободненскогому этапу Майкопской культуры[14].
Охват Чечено-Ингушетии, в большей части современной территории республики[15], при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников — Прикубанская (западная) и Терская (восточная).
Охват Ставрополье (большей части) — в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край[16].
Новое в Ставрополье в 1985 году — открыто[17] поселение майкопской культуры, названное «Галюгаевским поселением», под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.
Охват Осетии (в некоторой части)- в в 1993—1996 гг. В. Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия — Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалеку от с. Брут.
Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии[18], где они растворились в среде степняков ямной культуры.
Граница на Дону[19] — А. Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области: Азовском (1968 г.), Песчанокопском (начало и середина 70-х г.г.) и Константиновском районе (1969—1985 г.г.), по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры(кремневые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды желтого, черного и красно-охристого цвета с лощеной поверхностью) и их следует считать степным вариантом майкопской культуры.
Преемниками Майкопской культуры стали дольменная культура (северокавказская культура в части территория), которые позже сменила меотская культура и др. культуры.
Майкопская культура — это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством[2].
Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком.
Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее — север Сирии)[20]. Основанием — сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.[20][21]
Выводы антропологов. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским»[22]. Касательно других археологических культур — аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры[23].
На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой[24], а в северной части северокавказской культурой.
Есть обсуждаемая гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры[25].
В соответсвии с Курганной гипетезой (разработанной Марии Гимбутас) — имело место три волны распространения курганной культуры. Из которых II волна, в середина IV тыс. до н. э. началась с майкопской культуры и распрострнилась на северную Европу около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура шнуровой керамики) и т. д., причем это стало первым появлением индоевропейских языков в западной и северной Европе.
В своих последних работах Марии Гимбутас) предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как северо-понтийскую майкопскую культуру (The North Pontic Maikop Culture) (последнее предложение пока не поддерживается).
Также, Т.Гамкрелидзе и В. В. Иванов видят в майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества.
Археолог, к.и.н. А. Д. Резепкин выдвинул гипотезу о самостоятельности другой археологической культуры — новосвободненской культуры, которая считается лишь периодом в развитии майкопской культуры[26]. Большинство ученых в связи с этим настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности (МНО), с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серегинским, долинским, псекупским)[27].
М. Эберта (Ebert М., 1921, р.51 — 55), А. М. Тальгрена (Tallgren A.M., 1926; 1929;1933), Г.Чайлд (Child G., 1936 и 1952), Ф.Ганчар (Hancar F. 1937, р.242 −252), К.Шеффер (Schaeffer С., 1948), Ж.Десаье (Deshayes J. 1960), С.Пиггота (Piggot S., 1965, р.81,82).
Это заготовка статьи по археологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Tags: Майкопская культура гибель, майкопская культура майкоп, майкопская культура вайнахи, майкопская культура скачать, майкопская культура картинки, майкопская культура хронология, майкопская культура происхождение развитие гибель.