Метки: Матах обряд армян, матах обряд армян, матах история возникновения.
Мата́х (арм. Մատաղ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «подносить соль» — мато (մատո) и ах (աղ). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Содержание |
Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль. Традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено вследствие обряда матаха, не доставались в пищу другим животным. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
Поскольку матах это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли. То есть Церковью благословляется не само животное, а именно соль, так как она служит символом чистоты и освящения. Церковное обоснование присутствия в обряде соли состоит в том, что вследствие греха, совершённого Адамом, земля была проклята, и всё стало порочным, поэтому, благословляя соль, священник освящает её, и животное, принимая соль, очищается ею[1]. Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.
Вместо мяса животного, может быть совершено любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т. д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.
Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим. Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — в 3 дома. Голубя выпускают в небо.
Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия. Сама сущность матаха отвечает духу и заповедям Нового Завета и не противоречит ему. Матах — не уникальное явление в христианстве, в древней христианской церкви после литургии имели место «трапезы любви», приготовлявшиеся для больных и неимущих.
Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных |
Лк.14:12-14
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.
Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.[2]
Аналогичный матаху обряд существует и в Грузинской православной церкви, которая сегодня относится к числу православных церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически.
Сохранился матах и у удин, некогда бывших в церкви Кавказской Алвании, так же исторически связанной с ААЦ. Алванская церковь в XIX веке слилась с ААЦ, а удины, проживающие анклавом в Азербайджане, при сохранении христианской самоидентификации оказались в изоляции от церкви. Сегодня духовное окормление над ними взяла на себя Русская православная церковь, что создало любопытный прецедент - в РПЦ есть верующие, проводящие матах .
Армянская апостольская церковь | ||
---|---|---|
Структура | Католикосаты: Эчмиадзинский и Киликийский • Патриархаты: Константинопольский и Иерусалимский | |
Богослужение | Армянский обряд • Матах | |
Персоналии | Григорий Просветитель и основатели армянской церкви апостолы Фаддей и Варфоломей | |
Списки | Церквей и монастырей • Патриархов • Епархий • Святых | |
Прочее | Католикос всех армян • Аштишатский собор • Армянский церковный календарь • Вардапет |
Tags: Матах обряд армян, матах обряд армян, матах история возникновения.