Momotik.ru

Народный проект

Метки: Материализм направления, материализм русской философии, материализм научный, материализм аристотеля кратко, материализм заключение.

Метареализм — течение (или школа) в русской поэзии конца 70-х-начала 90-х гг. ХХ века. Расшифровывается как «метафизический реализм» и как «метафорический реализм».[источник не указан 1059 дней]

Сходным образом это течение определяет Константин Кедров, вводя термин метаметафоризм.

Содержание

Термин

Термин предложен [3]. В печати впервые [4]; некоторые представители школы вошли также и в Британскую Энциклопедию[3] (статья «Русская литература ХХ века»). Необходимо заметить, что поэзия метареализма, именно в ее понимании как сугубо российской школы поэзии, по сравнению с другими тенденциями или направлениями в современной русской поэзии, обращала и обращает на себя наибольшее внимание в литературных кругах США (начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день). Из последних публикаций см.: The American Poetry Review (англ.)русск., Mar/Apr 2007 [4]. Ранее в США вышла антология «Third Wave: The New Russian Poetry»[5]. В предисловии к ней и в отдельных персоналиях уже была проведена чёткая эстетическая граница между метареализмом и концептуализмом (см. с. 10, 53, 184). О метареализме делаются (особенно американцами, очень часто не имеющими отношения к так называемой «славистике») бесконечные доклады на всевозможных конференциях, пишутся статьи, диссертации и даже книги.

Согласно М. Эпштейну, «метареализм напряженно ищет ту реальность, внутри которой метафора вновь может быть раскрыта как метаморфоза, как подлинная взаимопричастность, а не условное подобие двух явлений. Метареализм — это не только „метафизический“, но и „метафорический“ реализм, то есть поэзия той реальности, которая спрятана внутри метафоры и объединяет её разошедшиеся значения — прямое и переносное». Основным тропом метареальной поэзии, по Эпштейну, является метабола, отличная и от метафоры, и от метонимии.

Что такое «Мета»?

Русский метареализм и многое из того, что может быть соотнесено с ним, особенно сейчас, в 2000-е гг., воспринимается поэтами, лингвистами и даже философами США как одна из возможностей преодолеть тупики не только в [5]. Неоднократно, особенно А. Парщиковым и В. Аристовым, высказывалась мысль и о том, что «Монадология» Лейбница является уже как бы готовым манифестом метареализма, так как монада и есть «мета-метафора» (или, что вернее, каждое отдельное метареалистическое произведение являет собой, если воспользоваться метафорой Мандельштама, некий «океан без окна, вещество», то есть отдельную уникальную, духообразную и самомыслящую монаду, которая, по Лейбницу, «не имеет окон», но обязательно соотнесена с другими монадами). В настоящее время самими поэтами-«метареалистами», группа которых все время расширяется как за счет пишущей поэзию и «внежанровую» прозу молодежи, так и за счет тех, кто никогда раньше не соотносили себя с «метареализмом», делаются дальнейшие попытки (одновременно творческие и сугубо теоретические) заново дать определение не столько самой этой (уже названной Эпштейном) школе, сколько поэтическим, мистическим, метафизическим потенциалам, заложенным в понятии «мета-метафоры» и «метакода» конца 1970-х-начала 1990-х гг., то есть тому, что есть для и внутри самих этих терминов приставка «мета» и какие пути постижения образа (как-то: множественные реальности/единственность реальности, теория множественности мимезисов, теория динамичного хаоса, «невизуальная метафора», нахождения в ней и за счет/вне ее новых конфликтов, и т. д.) ведут к его, образа, именно «уникальности» как «бытия» (то есть, к той самой «ауре», которую «вещь», по В.Беньямину, становясь «массовой», то есть переходя в масскультуру, как раз и «теряет»). Именно в этом современный «метареализм» и видит свое главнейшее отличие от современного российского «концептуализма».

Метаметафора

Метаметафора — термин поэта Константина Кедрова. Впервые опубликован в журнале «Литературная учёба» № 1 1984 г. Вторая публикация в монографии К. Кедрова «Поэтический космос» (М. Советский писатель 1989 г.) в главе «Мы — метаметафористы».

Главная особенность — двойная инверсия внутреннего и внешнего (выворачивание или инсайдаут). «Человек — это изнанка неба / Небо — это изнанка человека» (К. Кедров «Компьютер любви» 1983 г.).

Поэт и критик Кирилл Ковальджи называет «Компьютер любви» манифестом метаметафоры…

В совместной телепередаче с К. Кедровым в «Очевидном — невероятном» Сергей Капица отметил сходство метаметафоры с приемами проективной геометрии и афинными преобразованиями в математике. К. Кедров считает, что знаменитая теорема выворачивания в топологии тоже может рассматриваться как метаметафора в математике. В метаметафоре происходит инверсия литоты с гиперболой: корабль — пристань океана, океан — пристань корабля.

«Метаметафору можно назвать обратной перспективой в слове, с той разницей, что в обратной перспективе бесконечность объемлет человека, а в метаметафре ещё и человек объемлет собою все мироздание» — пишет К. Кедров. С этой точки зрения метаметафора — синтез геометрии Лобачевского с геометрией Римана в поэзии: «Пчела внутри себя перелетела» (Ив. Жданов) или: «Как строится самолет с учетом фигурки пилота / Так строится небосвод с учетом фигурки удода» (А. Парщиков).

Первая метаметафора К. Кедрова — фрагмент из его поэмы «Бесконечная» (1960 г.): «Я вышел к себе / через-навстречу-от / и ушел ПОД / воздвигая НАД»… Эти строки были прочитаны Алексею Кручёных, а тот, в свою очередь, показал их Давиду Бурлюку во время его второго приезда в Советский Союз. Получив[источник не указан 993 дня] одобрение двух мэтров футуризма, К. Кедров на протяжении долгих лет продолжал в андеграунде развивать идеи метаметафоризма.

В результате он пришел к выворачиванию на звуковом уровне и создал первую русскую аннаграмно-палиндромическую поэму «До-потоп-Ноя Ев-Ангел-ИЕ» (1976 г.). Типичные анаграмные выворачивания: «свет-весть», «Тот-эТот», «смерть мертва — атома немота».

Литература

  • Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература Учеб. пособие. — 3-е изд., изд., и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 608 с. ISBN 5-89349-180-7 (Флинта) ISBN 5-02-011617-3 (Наука). С. −222, 383
  • Сергей Бирюков. Код вер, или метаметафора Константина Кедрова
  • К. Кедров «Ангелическая по-этика» (Учебное пос. Университета Н. Нестеровой) М. 2002
  • Поэтическое познание. Метакод. Метаметафора | Электронная библиотека
  • Журнальный зал | Библиотека журнала «Знамя»
  • К. Кедров «Метакод» АиФпринт М. 2005
  • Михаил Дзюбенко. «Степень слова» (О поэзии Евгения Даенина)

Ссылки

  • After the Future: the Paradoxes of Postmodernism & Contemporary Russian Culture. University of Massachusetts Press, 1995, 416 p. ISBN 0-87023-973-2, ISBN 0-87023-974-0; см. о «метареализме» как «мета-физическом реализме» и «мета-форическом» реализме" на с. 40, а также с. 47-50
  • Russia - Britannica Online Encyclopedia
  • http://findarticles.com/p/articles/mi_qa3692/is_200703/ai_n18755544
  • Ed. K. Johnson & S. M. Ashby. Preface by M. Epstein, A. Wachtel, A. Parshchikov. University of Michigan Press, 1992 ISBN 0-472-06415-0
  • [1], %3A46%3A3%3C551%3A%22MAADA%3E2.0.CO;2-B, [2]
  • Статья 1986 года, с дополнениями, вошла в книгу: M. Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. Москва: Советский писатель, 1988, с.139-176.
  • Словарь литературных терминов
  • Encyclopædia Britannica
  • On Russian Meta-Realist Poetry: A Conversation with Ilya Kutik by Reginald Gibbons
  • Lyn Hejinian and Russian Estrangement by Jacob Edmond, p. 13-111
  • A Meaning Alliance: Arkady Dragomoshchenko and Lyn Hejinian’s Poetics of Translation by Jacob Edmond, East European Journal|East European Journal, Vol. 46, No. 3 (Autumn, 2002), p. 551—564 или %3A46%3A3%3C551%3A%22MAADA%3E2.0.CO;2-B
  • Englishing Metarealism by Patrick Henry, UofCA, Berkeley
  • Владимир Аристов. Заметки о «Мета»
  • Северская, О. И. Язык поэтической школы: идиолект, идиостиль, социолект. — М.: Словари.ру, 2007. — 126 с. ISBN 5-903021-05-0 (Книга представляет собой опыт описания языка одной из ведущих школ современной русской поэзии, метареализм, как «социального диалекта» поэтического языка. Поэтика И. Жданова, А. Парщикова, А. Драгомощенко, С. Соловьева, В. Аристова, И. Кутика, Е. Даенина рассматривается в сравнении с отечественной концептуальной и иронической поэзией, а также в сопоставлении с поэтическими принципами некоторых зарубежных авторов. Читатель может получить представление о своеобразной «философии языка» метареалистов, о константах их поэтического мира, о метаметафоре, о «поэтическом театре» и многом другом. Книга адресована лингвистам и литературоведам, культурологам и достаточно широкому кругу любителей поэзии рубежа XX—XXI веков).

Tags: Материализм направления, материализм русской философии, материализм научный, материализм аристотеля кратко, материализм заключение.