Momotik.ru

Народный проект

Метки: Скорая медицинская помощь аллегро-2001, скорая медицинская помощь определение, скорая медицинская помощь им пучкова, скорая медицинская помощь чебоксары, скорая медицинская помощь это.

Эмблемы службы скорой помощи в разных странах мира[1]

Скорая медицинская помощь (СМП) — система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.
Основная особенность скорой медицинской помощи, отличающая её от других видов медицинской помощи — быстрота действия. Опасное состояние наступает внезапно, и его жертва, как правило, оказывается вдалеке от людей, способных оказать профессиональную медицинскую помощь, поэтому требуется как можно скорее доставить медиков к пациенту. Существует два основных подхода к оказанию скорой медицинской помощи — врача доставляют к пациенту (в бывших республиках СССР) и пациента доставляют к врачу (США, Европа).

Содержание

История

Пусковым моментом к возникновению Скорой помощи как самостоятельного учреждения был пожар Венского театра комической оперы (англ. Ringtheater), случившийся 8 декабря 1881 года. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры, в результате которого погибло 479 человек, представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу валялись сотни обожженных людей, многие из которых получили различные травмы во время падения. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множеством первоклассных и хорошо оснащённых клиник. Вся эта ужасная картина совершенно потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди (нем. Jaromír Mundy), который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать действенной и подобающей помощи беспорядочно лежащим на снегу людям. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Граф Ганс Гильчек (нем. Johann Nepomuk Graf Wilczek) пожертвовал новосозданной организации 100 тысяч гульденов. Этим Обществом были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. В составе бригады работали врачи и студенты медицинского факультета.

Вскоре, подобно Венской, была создана профессором Фридрихом Эсмархом станция в Берлине. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в целом ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции. Венская станция играла роль методического центра.

В июне 1887 года в Лондоне была основана бригада скорой помощи Святого Иоанна. Она должна была оказывать первую помощь на городских массовых мероприятиях.

Россия

Карета скорой помощи перед больницей Бельвью (англ. Bellevue Hospital) в Нью-Йорке, 1895

В Российской империи первая станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Санкт-Петербурге и Москве.

Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжёлыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах. Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи.

В Москве две первые кареты Скорой помощи появились при полицейских частях в апреле 1898. Кареты были закуплены на частные пожертвования купчихи А.И.Кузнецовой. Она же финансировала работы Станций на первых порах.

В Санкт-Петербурге первые 5 станций Скорой помощи были открыты 7 марта 1899 года по инициативе доктора-хирурга Н. А. Вельяминова.

Станция Скорой помощи в Одессе, которая начала свою работу 29 апреля 1903 году, была создана также по инициативе энтузиастов на средства графа М. М. Толстого и отличалась высоким уровнем продуманности в организации помощи.

Для пермской службы скорой помощи. В городе круглосуточно работала всего одна бригада в составе одного врача и одного фельдшера.

Долгое время скорая помощь Перми находилась в подчинении Областной больницы. Только лишь в 1935 году её выделили в самостоятельное медицинское учреждение. Первым руководителем, или директором, как его тогда называли, стал врач Н.И. Горшков. При нём на станции появились первые автомобили. (читать далее)

Интересно, что уже с первых дней работы Московской Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими изменениями до наших дней —- врач, фельдшер и санитар. На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Право вызова скорой помощи имели только официальные лица: полицейский , дворник, ночной сторож.

С начала XX века город частично субсидирует работу Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались на 7 станциях —- при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском, Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистенском пожарном депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И тем не менее имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего города.

В Санкт-Петербурге каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в С.-Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер.

Через год после открытия станций (в 1900 г.) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в С.-Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи.

В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.

С 1908 года энтузиастами-добровольцами на частные пожертвования учреждено Общество скорой медицинской помощи. Несколько лет Общество безуспешно пыталось переподчинить себе полицейские станции скорой помощи, считая их работу недостаточно эффективной. К 1912 году в Москве Обществом Скорой помощи на собранные частные средства куплен первый санитарный автомобиль, оборудованный по проекту доктора Владимира Петровича Поморцова, и создана Долгоруковская станция скорой помощи.

Работали на станции врачи —- члены Общества и студенты медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади. К сожалению, точное название шасси, на котором базировалась машина, неизвестно.

Вполне вероятно, что машину на шасси La Buire создала Московская экипажно-автомобильная фабрика П. П. Ильина —- известная качественной продукцией фирма, располагавшаяся в Каретном ряду с 1805 года (после революции — завод «Спартак», на котором собирались впоследствии первые советские малолитражки НАМИ-1, сегодня —- ведомственные гаражи). Эта компания отличалась высокой культурой производства и монтировала кузова собственного производства на импортных шасси — Berliet, La Buire и других.

В Санкт-Петербурге 3 санитарных автомобиля фирмы «Адлер» (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году, и открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой, 42.

Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей сейчас в забытье. По словам Станислава Кирильца, даже в Германии найти информацию по этим машинам до первой мировой войны очень сложно. Архивы фирмы, в частности листы продаж, где записывались все проданные машины с адресами заказчиков, сгорели в 1945 г. во время американских бомбардировок.

В течение года Станция выполнила 630 вызовов.

С началом Первой мировой войны персонал и имущество Станции были переданы военному ведомству и функционировали в его составе.

В дни Февральской революции 1917 года был создан отряд скорой помощи, из которого вновь была организована Скорая помощь и санитарный транспорт.

ГАЗ-55

18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством Николая Александровича Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцова (кстати, автора первого русского санитарного автомобиля - городской кареты скорой помощи образца 1912 г.), приняла решение об организации Станции скорой медицинской помощи в Москве. Доктор Поморцов и стал первым заведующим станцией.

Под помещения для станции были выделены три комнаты в левом крыле Шереметьевской больницы (ныне НИИ Скорой помощи имени Склифосовского).

Первый выезд состоялся 15 октября 1919 года. В те годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась к больному.

Скорая помощь обслуживала тогда только несчастные случаи на фабриках и заводах, улицах и в общественных местах. Оснащена бригада была двумя ящиками: терапевтическим (в нём хранились медикаменты) и хирургическим (набор хирургических инструментов и перевязочный материал).

В 1920 году В. П. Поморцеов был вынужден оставить работу на скорой из-за болезни. Станция скорой помощи стала работать на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей было явно недостаточно для обслуживания города.

С 1 января 1923 года Станцию возглавил Александр Сергеевич Пучков, до этого проявивший себя как незаурядный организатор на посту руководителя Горэвакопункта (Центропункта), занимавшегося борьбой с грандиозной эпидемией сыпного тифа в Москве. Центропункт координировал развертывание коечного фонда, организовывал перевозку больных сыпным тифом в перепрофилированные больницы и бараки.

Первым делом Станция была объединена с Центропунктом в Московскую станцию скорой медицинской помощи. С Центропункта была передана вторая автомашина

Для целесообразного использования бригад и транспорта, выделения действительно угрожающих жизни состояний из потока обращений на Станцию, была введена должность старшего дежурного врача, на которую назначались профессионалы, умевшие быстро ориентироваться в обстановке. Должность сохраняется до сих пор.

Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для обслуживания Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 —- 3659), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую — в 1927. В 1929 году при четырех бригадах обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать с 1930 года.

Как уже было сказано, в первые годы существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения.[2]

С 1927 г. на Московской скорой работает первая специализированная бригада — психиатрическая, выезжавшая к «буйным» больным. В 1936 году эта служба передана в специализированный психприемник под руководство городского психиатра.[3]

К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной городской станции.[4]

Служба скорой медицинской помощи в России

В России оказание скорой медицинской помощи осуществляется станциями скорой медицинской помощи или отделениями при больницах в городах и в сельской местности. Станции скорой медицинской помощи организуются в городах, районных центрах с населением свыше 50 тыс., являются самостоятельными лечебно-профилактическими учреждениями или входят в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах структурного подразделения. В городах с меньшей численностью населения имеются отделения скорой медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В отдаленных и труднодоступных районах скорая медицинская помощь оказывается также в ряде случаев силами отделений экстренной и плановой консультативной медпомощи областных (краевых) больниц.

Согласно нормативам, принятым ещё в советские годы[5], все станции скорой помощи подразделяются на категории.
Станция выполняющая от 75 тысяч и более вызовов в год считается станцией первой категории, от 50 тысяч до 75 тысяч — второй категории, от 25 тысяч до 50 тысяч — третьей категории и, наконец, от 10 тысяч до 25 тысяч — четвёртой категории.
Станции первой и второй категории являются самостоятельным учреждениями и в своей работе подотчётны непосредствено муниципальному (городскому) органу здравоохранения. Станции третей и четвёртой категории организуются при крупных городских и центральных районных больницах и работают на правах отделений этих лечебно-профилактических учреждений.

Задачи

Скорая медицинская помощь призвана оказывать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при:

Также на службу скорой медицинской помощи возлагается обязанность по транспортировке больных и раненых, нуждающихся в перевозке санитарным транспортом.

Бригады скорой помощи преимущественно на специально оборудованных автомобилях выезжаю беспрепятственно к людям, заболевшим или получившим различные травмы на улице, в учреждениях, на предприятиях, в иных общественных местах.

Наряду с этим скорая медицинская помощь осуществляет перевозку инфекционных, «острых» хирургических и хронических больных. На службу скорой помощи возлагается распределение мест в больницах города для экстренных больных, доставка крови для срочных переливаний и направление специалистов для неотложных консультаций.
Служба скорой медицинской помощи проводит научно-практическую (в России действует ряд научно-исследовательских института скорой и неотложной медицинской помощи), методическую и санитарно-просветительскую работу.

Весьма важной задачей службы скорой является участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев и травматизма.

В обязанности скорой помощи входит также оповещение местных органов правопорядка о, так называемых, криминальных травмах (например, ножевых и огнестрельных ранениях) и местных органов самоуправления и службы экстренного реагирования обо всех чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, автомобильные и техногенные катастрофы и тп).

Структура

Станцию скорой медицинской помощи возглавляет главный врач. В зависимости от категории той или иной станции скорой помощи и объёма её работы он может иметь заместителей по медицинской, административно-хозяйственной, технической части и по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Наиболее крупные станции в своём составе имеют различные отделы и структурные подразделения.

Центральная городская станция скорой помощи

Станция скорой медицинской помощи может работать в 2 режимах — повседневном и в режиме чрезвычайной ситуации. В режиме чрезвычайной ситуации руководство станции переходит к Региональному центру медицины катастроф.

Оперативный отдел

Самым крупным и самым важным из всех подразделений больших станций скорой помощи является оперативный отдел. Именно от его организованности и распорядительности зависит вся оперативная работа станции. Отдел ведёт переговоры с лицами, вызывающими скорую помощь, принимает вызов или отказывает в нём, передаёт наряды для исполнения выездным бригадам, контролирует местонахождение бригад и санитарного автотранспорта. Руководит отделом старший дежурный врач или старший врач смены. Помимо него в состав подразделения входят: старший диспетчер, диспетчер по направлению, диспетчер по госпитализации и медицинские эвакуаторы.
Старший дежурный врач или старший врач смены руководит дежурным персоналом оперативного отдела и станции, то есть всей оперативной деятельностью станции. Только старший врач может принять решение об отказе в приёме вызова тому или иному лицу. Само собой разумеющееся, этот отказ должен быть мотивированным и обоснованным. Старший врач ведёт переговоры с выездными врачами, врачами поликлинических и стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также с представителями органов следствия и правопорядка и службами экстренного реагирования (пожарными, спасателями и пр). Все вопросы, связанные с оказанием экстренной медицинской помощи, решает старший дежурный врач.
Старший диспетчер руководит работой диспетчерской, управляет диспетчерами по направлениям, подбирает карточки, группируя их по районам поступления и по срочности выполнения, затем он вручает их подчинённым диспетчерам для передачи вызовов на районные подстанции, являющиеся структурными подразделениями центральной городской станции скорой помощи, а также следит за местонахождением выездных бригад.
Диспетчер по направлениям осуществляет связь с дежурным персоналом центральной станции и районных и специализированных подстанций, передаёт им адреса вызовов, контролирует местонахождение санитарного автотранспорта, время работы выездного персонала, ведёт учёт исполнения вызовов, делая соответствующие записи в карточках учёта вызова.
Диспетчер по госпитализации распределяет больных по стационарным лечебным учреждениям, ведёт учёт свободных мест в больницах.
Медицинские эвакуаторы или диспетчеры скорой помощи принимают и ведут запись вызовов от населения, официальных лиц, органов правопорядка, служб экстренного реагирования и пр., заполненные карточки учёта вызова передают старшему диспетчеру, в случае возникновения какого-либо сомнения относительно того или иного вызова разговор переключают на старшего врача смены. По распоряжению последнего сообщают те или иные сведения в органы правопорядка и/или службы экстренного реагирования.

Отдел госпитализации острых и соматических больных

Эта структура осуществляет перевозку больных и травмированных по заявкам (направлениям) врачей больниц, поликлиник, травмпунктов и заведующих здравпунктов, в стационарные лечебные учреждения, осуществляет распределение больных по больницам.
Это структурное подразделение возглавляется дежурным врачом, оно имеет в своём составе регистратуру и диспетчерскую службу, которая руководит работой фельдшеров, осуществляющих транспортировку больных и пострадавших.

Отдел госпитализации рожениц и гинекологических больных

Это подразделение осуществляет как организацию оказания, непосредственно оказание экстренной медицинской помощи и госпитализацию, а также перевозку рожениц и больных с «острой» и обострением хронической «гинекологией». Он принимает заявки как от врачей поликлинических и стационарных лечебных учреждений, так и непосредственно от населения, представителей органов правопорядка и служб экстренного реагирования. Сюда из оперативного отдела же стекается информация об «экстренных» роженицах.
Наряды выполняются акушерскими (в состав входит фельдшер-акушер (или, попросту, акушер (акушерка)) и водитель) или акушерско-гинекологическими (в состав входит врач акушер-гинеколог, фельдшер-акушер (фельдшер или медсестра (медбрат)) и водитель), находящимися непосредственно на центральной городской станции или районных либо на специализированных (акушерско-гинекологических) подстанциях.
На этот отдел возлагается также обязанность по доставке консультантов в гинекологические отделения, отделения родовспоможения и родильные дома для проведения экстренных хирургических и реанимационных вмешательств.
Отделом руководит старший врач. В состав отдела также входят регистраторы и диспетчеры.

Инфекционный отдел

Этот отдел занимается оказанием экстренной медицинской помощи при различных острых инфекциях и транспортировкой инфекционных больных. Он ведает распределением коек в инфекционных стационарах. Имеет свой транспорт и выездные бригады.

Отдел медицинской статистики

Это подразделение ведёт учёт и разработку статистических данных, анализирует показатели работы центральной городской станции, а также районных и специализированных подстанций, входящих в её структуру.

Отдел связи

Он осуществляет техническое обслуживание пультов связи, телефонов и радиостанций всех структурных подразделений центральной городской станции скорой помощи.

Справочное бюро

Справочное бюро или, иначе, справочный стол, стол справок предназначается для выдачи справочной информации о больных и пострадавших, которым оказывалась скорая медицинская помощь и/или которые были госпитализированы бригадами скорой помощи. Подобные справки выдаются по специальному телефону «горячей линии» или при личном визите граждан и/или официальных лиц.

Другие подразделения

Составной частью как центральной городской станции скорой помощи, так и районных и в специализированных подстанциях являются: хозяйственный и технические отделы, бухгалтерия, отдел кадров и аптека.
Непосредственную экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим оказывают выездные бригады (См. ниже Типы бригад и их назначение) как самой центральной городской станции, так и районных и специализированных подстанций.

Районные подстанции скорой медицинской помощи

Районные (в городе) подстанции скорой медицинской помощи, как правило, размещаются в добротном здании. В конце 70-х — начале 80-х прошлого столетия были разработаны типовые проекты станций и подстанций скорой медицинской помощи, которые предусматривают помещения для врачей, среднего медицинского персонала, шофёров, аптеки, хозяйственных нужд, раздевалки, душа и т. д.
Для размещения общепрофильных районных подстанций чаще всего выбирают густонаселённую часть города. Поскольку именно из этих мест больше всего поступает за помощью. Для освещения в тёмное время суток подъездных путей и ворот гаража устанавливаются мощные светильники.
В штат крупных районных подстанций входят заведующий, старшие врачи смен, старший фельдшер, диспетчер. дефектар, сестра-хозяйка, санитарки и выездной персонал: врачи, фельдшера, фельдшера-акушеры.
Заведующий осуществляет общее руководство подстанцией, контролирует и направляет работу выездного персонала. О своей деятельности отчитываются перед главным врачом центральной городской станции.
Старший врач смены подстанции осуществляет оперативное руководство подстанцией, замещает заведующего в отсутствие последнего, контролирует правильность поставленного диагноза, качество и объём оказанной экстренной медицинской помощи, организует и проводит научно-практические врачебные и фельдшерские конференции, способствует внедрению в практику достижений медицинской науки.
Старший фельдшер является руководителем и наставником среднего медицинского и обслуживающего персонала подстанции. В его обязанности входит:

  • составление графика дежурств на месяц;
  • ежедневное комплектование выездных бригад;
  • ведение строго контроля за правильной эксплуатацией дорогостоящей аппаратуры;
  • обеспечение замены изношенного инвентаря новым;
  • участие в организации снабжения медикаментами, бельём, мебелью;
  • организация уборок и санаций помещений;
  • контроль сроков стерилизации многоразового медицинского инструментария и инвентаря, перевязочного материала;
  • ведение учёта рабочего времени персонала подстанции.

Наряду с производственными задачами в обязанности старшого фельдшера входит также обязанности участие в организации быта и досуга медицинского персонала, своевременного повышения его квалификации. Кроме того, старший фельдшер участвует в организации фельдшерских конференций.
Диспетчер подстанции принимает вызовы из оперативного отдела центральной городской станции, отделов госпитализации острых хирургических, хронических больных, отдела госпитализации рожениц и гинекологических больных и т п, а затем в порядке очерёдности передаёт наряды выездным бригадам.
Перед началом смены диспетчер доводит до сведения оперативный отдел центральной станции о номерах автомобилей и персональных данных членов выездных бригад. Поступивший вызов диспетчер записывает на специальном бланке, вносит краткие сведения в базу данных диспетчерской службы и по селекторной связи приглашает бригаду на выезд. Контроль за своевременным выездом бригад также возложен на диспетчера.
Кроме всего вышеперечисленного, в ведении диспетчера находится резервный шкаф с медикаментами и инструментарием, которые он выдаёт бригадам по мере необходимости.
Нередки случаи, когда люди за медицинской помощью обращаются непосредственно на подстанцию скорой помощи. В таких случаях диспетчер обязан пригласить врача или фельдшера (если бригада фельдшерская) очередной бригады, а в случае необходимости неотложной госпитализации такого пациента получить у диспетчера оперативного отдела наряд на место в больнице.
По окончании дежурства диспетчер составляет статистическую справку о работе выездных бригад за прошедшие сутки.
При отсутствии штатной единицы диспетчера подстанции или в случае, если это место будет вакантным по каким-либо причинам, его функции выполняет ответственный фельдшер очередной бригады.
Дефектар аптеки заботится о своевременном снабжении выездных бригад медикаментами и инструментарием. Ежедневно, перед началом смены и после каждого выезда бригады дефектар проверяет содержимое ящиков-укладок, пополняет их недостающими лекарственными препаратами. В его обязанности также входит стерилизация многоразового инструментария.
Для хранения определённого нормативами запаса медикаментов, перевязочного материала, инструментария и оборудования под аптеку отводят просторное, хорошо проветриваемое помещение.
При отсутствии должности дефектара или если его место по каким-либо причинам вакантно его обязанности возлагаются на старшего фельдшера подстанции.
Сестра-хозяйка ведает выдачей и получением белья для персонала и обслуживающего контингента, следит за чистотой инструментов, руководит работой санитарок.

Менее крупные и небольшие станции и подстанции имеют более простую организационную структуру, но выполняют аналогичные функции.[6]

Типы бригад СМП и их назначение

В России существует несколько видов бригад СМП:

  • неотложные, именуемые в народе «неотложка» — врач и водитель
  • врачебные — врач, два фельдшера, санитар и водитель;
  • фельдшерские — два фельдшера, санитар и водитель;
  • акушерские — акушер (акушерка) и водитель.

В некоторые бригады могут входить два фельдшера или фельдшер и медсестра (медбрат). В состав акушерской бригады может входить два акушера, акушер и фельдшер либо акушер и медсестра (медбрат).

Также бригады делятся на линейные (общепрофильные) — бывают как врачебными, так и фельдшерскими, и специализированные (только врачебные).

Линейные бригады

Линейные бригады выезжают на самые простые случаи (повышенное артериальное давление, нетяжёлые травмы, нетяжёлые ожоги, боли в животе и т. п.).

Тем не менее, в соответствии с нормативными требованиями, её оборудование должно обеспечивать, в частности, оказание реанимационной помощи в критических состояниях: портативные электрокардиограф и дефибриллятор, аппараты для проведения искусственной вентиляции лёгких и ингаляционного наркоза, электроотсос, кислородный баллон, реанимационный набор (ларингоскоп, интубационные трубки, воздуховоды, зонды и катетеры, кровоостанавливающие зажимы и прочее), набор для оказания помощи во время родов, специальные шины и воротники для фиксации переломов конечностей и шеи, несколько типов носилок (складные, матерчатые-волокуши, кресло-каталка). Кроме того, в автомобиле положено иметь широкий спектр медикаментов, который перевозится в знаменитом ящике-укладке.

Линейные бригады бывают врачебные и фельдшерские. В идеале (по приказу) врачебная бригада должна состоять из врача, 2 фельдшеров (либо фельдшера и медсестры (медбрата)), санитара и водителя, а фельдшерская бригада — из 2-х фельдшеров или фельдшера и медсестры (медбрата), санитара и водителя.

Для возможно более раннего оказания специализированной медпомощи непосредственно на месте происшествия и при транспортировке организованы специализированные бригады интенсивной терапии, травматологические, кардиологические, психиатрические, токсикологические, педиатрические и др.

Специализированные бригады
Реанимобиль на базе ГАЗ-32214 «Газель»

Специализированные бригады непосредственно на месте происшествия и в машине скорой помощи проводят переливание крови, остановку кровотечения, трахеотомию, искусственное дыхание, закрытый массаж сердца, шинирование и другие неотложные мероприятия, а также выполняют необходимые диагностические исследования (снятие ЭКГ, определение протромбинового индекса, длительности кровотечения и др.). Санитарный транспорт в соответствии с профилем бригады скорой оснащен необходимой диагностической, лечебно-реанимационной аппаратурой и лекарственными средствами. Расширение объема и совершенствование медицинской помощи на месте происшествия и при транспортировке увеличили возможности госпитализации ранее нетранспортабельных больных, позволили уменьшить число осложнений и смертельных исходов во время транспортировки больных и пострадавших в стационары.

Специализированные бригады бывают только врачебными.

Специализированные бригады делятся на:

Автомобиль "Реанимация новорожденных"
  • травматологические — предназначены для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим от различного рода травм конечностей и других частей тела, пострадавшим в результате падения с высоты, стихийных бедствий, техногенных аварий и авто-транспортных катастроф;
  • неонатальная — предназначены преимущественно для оказания экстренной помощи и перевозки новорождённых детей в неонатальные центры или роддома (квалификация врача в такой бригаде особенная — это не просто врач-педиатр или реаниматолог, а неонатолог-реаниматолог; в некоторых больницах персонал бригады составляют не врачи станций скорой помощи, а специалисты из профильных отделений больниц);
  • акушерские — предназначены для оказания экстренной помощи беременным и рожающим или родившим вне медучреждений женщинам, а также для транспортировки рожениц в ближайший родильный дом;
  • гинекологические, или акушерско-гинекологические — предназначены как для оказания экстренной помощи беременным и рожающим или родившим вне медучреждений женщинам, так и для оказания экстренной медицинской помощи больным женщинам с острой и обострением хронической гинекологической патологии;
  • урологические — предназначены для оказания экстренной медицинской помощи урологическим больным, а также мужчинам-пациентам с острыми и обострением хронических заболеваний и различными травмами их детородных органов;
  • хирургические — предназначены для оказания экстренной медицинской помощи больным с острой и обострением хронической хирургической патологии;
  • токсикологические — предназначены для оказания экстренной медицинской помощи больным с острыми пищевыми, химическими, фармакологическими отравлениями.

В некоторых крупных городах России и пост-советского пространства (в частности в Москве, Киеве и пр) на службу скорой помощи возлагается также транспортировка останков погибших или умерших в общественных местах до ближайшего морга. Для этой цели на подстанциях скорой помощи существуют специализированные бригады (в народе они именуются «труповозки») и специализированные автомобили с холодильными установками, в состав которых входят фельдшер и водитель.

Больница скорой медицинской помощи

Институт скорой помощи имени Склифосовского на Большой Сухаревской площади в Москве.

Больница скорой медицинской помощи (БСМП) — комплексное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания в стационаре и на догоспитальном этапе круглосуточной экстренной медпомощи населению при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях и отравлениях. Основными задачами БСМП на территории обслуживания являются оказание экстренной медпомощи больным при угрожающих жизни состояниях, требующих реанимации и интенсивной терапии; осуществление организационно-методической и консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям по вопросам организации экстренной медпомощи; постоянная готовность к работе в чрезвычайных условиях (массовые поступления пострадавших); обеспечение преемственности и взаимосвязи со всеми лечебно-профилактическими учреждениями города в оказании экстренной медпомощи больным на догоспитальном и госпитальном этапах; анализ качества экстренной медпомощи и оценка эффективности деятельности больницы и ее структурных подразделений; анализ потребности населения в экстренной медпомощи.
Такие больницы организуются в крупных городах с населением не менее 300 тыс. жителей, их мощность — не менее 500 коек. Основными структурными подразделениями БСМП являются стационар со специализированными клиническими и лечебно-диагностическими отделениями и кабинетами; станция скорой медицинской помощи (Скорая медицинская помощь); организационно-методический отдел с кабинетом медицинской статистики. На базе БСМП могут функционировать городские (областные, краевые, республиканские) центры экстренной специализированной медпомощи. При ней организуется консультативно-диагностический дистанционный центр электрокардиографии для своевременной диагностики острых заболеваний сердца[7]. В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, созданы и действуют НИИ Скорой и неотложной медицинской помощи (им. Н. В. Склифосовского — в Москве, им. И. И. Джанелидзе — в Санкт-Петербурге и др.), которые помимо функций стационарных лечебных учреждений Скорой помощи, занимаются научно-исследовательской деятельностью и научной разработкой вопросов оказания скорой медицинской помощи[8].

Служба скорой медицинской помощи в сельских районах

«Карета скорой помощи» на базе УАЗ 452

В различных сельских районах работа службы скорой помощи строится по разному, в зависимости от местных условий. В большинстве своём, станции работают на правах отделения центральной районной больницы. Круглосуточно дежурят несколько санитарных автомобилей на базе УАЗ или ВАЗ-2131 Как правило, выездные бригады состоят преимущественно из фельдшера и водителя.
В ряде случаев, когда населённые пункты весьма удалены от районного центра, дежурные санитарные автомобили вместе с бригадами могут располагаться на территории участковых больниц и получать наряды по радиосвязи, телефону или посредством электронных средств связи, что пока ещё не везде доступно. Такая организация пробега машин в радиусе 40-60 км значительно приближает помощь к населению[9].

Техническое оснащение станций

Оперативные отделы крупных станций оснащены специальными пультами связи, имеющими выход на городскую АТС. При наборе номера «03» со стационарного или мобильного телефона[10] на пульте загорается лампочка и начинает звучать непрерывный звуковой сигнал. Эти сигналы заставляют медицинского эвакуатора переключить тумблер (или телефонный ключ), соответствующий светящейся лампочке. И в тот момент, когда переключается тумблер, пульт автоматически включает звуковую дорожку, на которую записывается весь разговор диспетчера скорой помощи с вызывающим абонентом.
На пультах существуют, как «пассивные», то есть работающие только «на вход» (именно сюда попадают все звонки по номеру телефона «03»), так и активные каналы, работающие «на вход и на выход», а также каналы, которые напрямую связывают диспетчера с органами правопорядка (полиции) и службами экстренного реагирования, местными органами здравоохранения, больницами скорой и неотложной медицинской помощи и другими стационарными учреждения города и/или района.
Данные вызова записываются на специальном бланке и заносятся в базу данных, в которых обязательно фиксируются дата и время вызова. Заполненный бланк передаётся старшему диспетчеру.
В автомобилях скорой медицинской помощи устанавливаются коротковолновые радиостанции для связи с диспетчерской. С помощью радиостанции диспетчер может вызвать любую машину скорой помощи и направить бригаду по нужному адресу. По ней же бригада связывается с диспетчерской с целью установления наличия свободного места в ближайшем стационаре для госпитализируемого пациента, а также в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций. С началом новой эры высоких технологий, начиная с 2008—2009 годов в целях реализации Постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», «кареты скорой» стали также оснащаться техническими средствами навигации такими, как GPS/ГЛОНАСС-навигаторами. Кроме того, каждая бригада, помимо автомобильной радиостанции, оснащается также портативными (карманными) рациями.
При выезде из гаража фельдшер или водитель проверяет работоспособность радиостанций и навигационного оборудования и устанавливает связь с диспетчерской.
В оперативном отделе и на подстанциях оборудуют схемы улиц города и световое табло, показывающих наличие свободных и занятых автомобилей, а также их местонахождение.
Кроме средств спецсвязи и радиосвязи, станции (подстанции) оснащаются городскими стационарными телефонами и электронными средствами связи.

Транспортные средства на службе скорой

Автомобиль скорой помощи

Для перевозки пациентов используются специальные автомобили скорой помощи. Следуя по вызову, такие автомобили могут отступать от многих требований правил дорожного движения, например могут проезжать на красный сигнал светофора, или двигаться по односторонним улицам в запрещённом направлении, или ехать по встречной полосе или трамвайным путям, в тех случаях, когда движение по своей полосе движения невозможно из-за пробок.

Линейная

Наиболее распространённая версия машины скорой помощи.

Обычно в качестве машины скорой помощи для линейных бригад используются базовые «ГАЗели» (ГАЗ-32214) и «Соболи» (ГАЗ-221172) с низкой крышей (в городах) или УАЗ-3962 (в сельской местности).

При этом в соответствии с европейскими нормами из-за недостаточных размеров салона («ГАЗели» — по высоте, остальные — по длине и высоте салона) эти машины могут использоваться лишь для перевозки пациентов, не нуждающихся в экстренной медицинской помощи (тип А). Соответствие основному европейскому типу В (машина неотложной помощи для базисного лечения, мониторинга (наблюдения) и транспортировки пациентов) соответственно требует несколько больших габаритов медицинского салона.

Специализированная (реанимобиль)

Специализированные бригады (бригады интенсивной терапии, реанимационные, кардиологические, неврологические, токсикологические) по Минздравовским приказам должны быть обеспечены «санитарным автомобилем скорой медицинской помощи класса „Реанимобиль“». Обычно это машины с высокой крышей (в принципе, соответствуют европейскому типу С — реанимационная машина, оборудованная для интенсивной терапии, мониторинга и перевозки пациентов), оборудование которых должно включать в себя, помимо указанного для обычных (линейных) машин скорой помощи, такие приборы и устройства, как портативный пульсоксиметр, транспортный монитор, дозированного внутривенного переливания лекарств (инфузоры и перфузоры), наборы для катетеризации магистральных сосудов, проведения люмбальной (спинномозговой) пункции и эндокардиальной (внутрисердечной) стимуляции.

Некоторые специализированные бригады могут также оснащаться дополнительными приборами, так неврологические бригады должны иметь эхоэнцефалоскоп (ультразвуковой сканер).

В принципе, назначение бригады определяется скорее не оснащением реанимобиля, а квалификацией её сотрудников и профилем заболеваний, по которому её используют.

Детские реанимобили — большая редкость. Так, например, в Москве всего одна бригада[когда?] — при ДГКБ № 13 им. Н. Ф. Филатова.[11]

Неонатальная (для новорождённых)

Основное отличие в оснащении машины для оказания помощи новорождённым — наличие специального бокса для новорождённого пациента — инкубатора (кювеза). Это сложное устройство, похожее на коробку с пластиковыми прозрачными открывающимися стенками, в котором поддерживается заданная температура и влажность, и с помощью которого врач может наблюдать за жизненно важными функциями ребёнка (то есть проводить мониторинг), а также при необходимости подключать аппарат искусственной вентиляции, кислород и прочие устройства, обеспечивающие выживание новорождённого или недоношенного ребенка.

Обычно неонатологические машины «привязаны» к специализированным центрам по выхаживанию новорождённых. В Москве такие машины есть при ГКБ № 7 и ГКБ № 13, в Санкт-Петербурге — при специализированном консультативном центре.

Акушерско-гинекологическая

Не так давно[когда?] ещё использовались обычные линейные машины. В последние годы[когда?] на оснащении таких бригад появились автомобили, оборудованные и носилками (для матери), и специальным инкубатором/кювезой (для новорождённого).

Перевозка

Для транспортировки больного из больницы в больницу (например, для проведения какого-либо специального обследования) используются обычно т. н. «перевозки». Как правило, это наиболее «убитые» и старые линейные машины. Иногда для этой цели используются «Волги».

Катафалк (труповозка)

Специализированный фургон, предназначенный для перевозки трупов в морги. Рассчитан на перевозку 4 трупов на специальных носилках. Внешне машину можно отличить по отсутствию окон на кузове. Существуют также машины с фургоном, расположенным отдельно от кузова.

В менее крупных городах подобные бригады приписаны к городским моргам и находятся на их балансе.

Авиатранспорт

Также, в качестве транспортных средств скорой помощи используются вертолёты и самолёты, особенно в районах с низкой плотностью населения (например на западе Шотландии действует Emergency Medical Retrieval Service), либо, напротив, в городах, чтобы избежать автомобильных пробок.

Однако, в России практически, за редким исключением, вся санитарная авиация сосредоточена в Службе медицины катастроф.

Другие виды транспорта

В историческом аспекте и в современном мире известны случаи использования иных видов транспорта на службе скорой медицинской помощи, порой, даже самые неожиданные.

Так, например, в крупных городах в годы Великой отечественной войны, когда большая часть автомобильного транспорта, включая городские грузовики и автобусы, была мобилизована на фронт, а основным транспортом как пассажирским, так и грузовым стал трамвай, в качестве «карет скорой помощи», равно как и для иных медицинских перевозок использовался именно трамвай[12].

Санитарные поезда, курсировавшие тогда же вдоль фронтов также условно можно отнести к транспортным средствам скорой помощи. Поскольку на них возлагались функции оказания экстренной медицинской помощи и транспортировки больных и раненных из прифронтовой зоны в тыловые госпитали.

На территории современной России в таёжных регионах Сибири и Дальнего Востока в качестве «карет скорой помощи» используются вездеходы, а на Чукотке и в некоторых других регионах Крайнего Севера не редки случаи, когда врач или фельдшер спешит к больному на оленьей упряжке.

Также как в историческом прошлом, так и в современном настоящем в качестве транспортных средств скорой помощи нередко используются моторные лодки, катера, пароходы и теплоходы. Последние также известны под названием «морские (плавучие) госпитали».

Контакты

Телефон: диспетчерской службы скорой (круглосуточно) 03, 103 (на Украине и в Белоруссии), 112 (с мобильного телефона или в Европе).

В разных странах номер телефона, по которому можно было бы вызвать скорую помощь, различен.

Звонок абсолютно бесплатный. Возможность дозвона до службы скорой помощи, согласно действующему в большинстве стран мира законодательству о связи, должна быть обеспечена Оператором связи абоненту вне всякой зависимости от состояния лицевого счёта абонентского номера.

Все звонки в крупных городах поступают в единую диспетчерскую центральной городской станции скорой помощи, а оттуда они распределяются по районным подстанциям. Диспетчера скорой помощи — как правило, люди имеющие медицинское образование не ниже фельдшерского. Руководство диспетчерской службы скорой осуществляется старшим диспетчером смены. На нём сосредоточено всё оперативное руководство работы станции скорой помощи.

Кроме вышеперечисленного, в обязанности диспетчера станции скорой медицинской помощи входит сообщение информации о лечебном учреждении, в которое был госпитализирован пациент (без указания диагноза или повода к вызову).

Интересные факты

  • В первые годы своего существования скорая помощь была обязана принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся «в бесчувствии». Остальных же надлежало доставлять в приёмные покои на извозчиках.[13]
  • 13 июня 1898 года в истории Москвы случилась первая катастрофа, обслуженная скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.[13]

Перспективы развития

5 марта 2010 года на коллегии Минздравсоцразвития глава ведомства Татьяна Голикова сообщила, что в течение десяти ближайших лет система оказания скорой медицинской помощи в России будет заметно модернизирована. По её словам, главное, что предстоит сделать — это создать в составе больниц специальные подразделения. Так, поступающим в клинику пациентам будет оказываться неотложная помощь до тех пор, пока не определят врача, к которому необходимо направить больного. То есть медицинская помощь станет непрерывной. Также предстоит упорядочить систему финансирования «Скорой помощи».

Примечания

  1. Ско́рая медици́нская по́мощь — экстренная медицинская помощь при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях.

    — 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  2. Григорьева Э. Н.: Система организации скорой медицинской помощи в СССР. — М., 1976 год
  3. Аронович О. М.: Организация скорой психиатрической помощи городскому населению. — В кн.: Организация психоневрологической помощи городскому населению: Труды Ленинград. НИПНИ им. В. П. Бехтерева
  4. Апанасенко В. Г. и др.: Опыт работы Ленинградской станции скорой и неотложной медицинской помощи. — Сов. здравоохр., 1983 № 1
  5. См., например, Положение, утверждённое Минздравом 21 декабря 1961 года
  6. В работе над разделом использованы материалы из книг: Каверин Н. М. и др. Служба скорой помощи на современном этапе // М., 1996; Комаров Б. Д. (ред.) Организация скорой медицинской помощи // М., 1976; Лыков В. М. Фельдшер скорой помощи // М.: Медицина, 1978; Пучков А. С. Организация скорой медицинской помощи в Москве // М., 1999
  7. Медицинская энциклопедия. 1991—1996.: Больница
  8. БСЭ: Скорая медицинская помощь
  9. Орлов А. Н. Организация работы сельской скорой медицинской помощи // Куйбышев, 1973
  10. 030 или 8 (телефонный код региона, в котором находится) и 030.
  11. AMBULANCES.RU : : Разновидности (типы) автомобилей скорой помощи
  12. AMBULANCES.RU : : ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР 1941—1945
  13. ↑ AMBULANCES.RU : : История автомобилей скорой помощи в России до 1917 г

См. также

Ссылки

  • История СССР службы СМП
  • Официальный сайт Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова г. Москвы
  • История скорой помощи г.Перми на официальном сайте
  • Виды медицинской помощи
  • Вызов скорой помощи. Школа Первой Помощи. Проверено 18 сентября 2009.
  • Скорая медицинская помощь — статья из Большой советской энциклопедии
  • Методы оказания скорой помощи. Проверено 13 октября 2009.
  • История 03 на неформальном сайте скорой помощи
  • Приказ Минздравсоцразвития России № 100 от 26 марта 1999 г.
  • Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»
  • Система оказания скорой медицинской помощи будет модернизирована



Tags: Скорая медицинская помощь аллегро-2001, скорая медицинская помощь определение, скорая медицинская помощь им пучкова, скорая медицинская помощь чебоксары, скорая медицинская помощь это.