Метки: Сошествие святого духа живопись, сошествие святого духа роспись, сошествие святого духа история.
День Святой Троицы | |
---|---|
Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов». | |
Тип | христианский, в ряде стран государственный |
иначе | Пятидесятница, Троицын день, Троица |
Установлен | в честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день по Пасхе |
Отмечается | большинством христиан мира |
Дата | 50-й день (8-е воскресенье) по Пасхе, 10-й день по Вознесению |
В 2011 году | 12 июня |
В 2012 году | 3 июня |
Празднование | богослужения, фестивали, народные гуляния |
Традиции | в русском православии: украшение храмов зелеными ветвями, вечерня с чтением коленопреклоненных молитв |
Связан с | Пасхой и днем Святого Духа |
День Свято́й Тро́ицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (греч. πεντηκοστή [ἡμέρα], pentekostē [hēmera]) — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье. Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы, отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2:1, на 50 день после Пасхи.
Содержание |
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2:13). В ответ на такую реакцию:
|
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).
Соответствующий текст в католицизме — молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.
В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:13). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».
Как богословский термин «харизма» — это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.
В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
|
По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов). На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.
В Католической церкви и в лютеранстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:
Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — «торжества». Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).
|
В некоторых восточноевропейских странах (Польша, Белоруссия) и в католических храмах России также существует традиция украшать храм ветвями деревьев (берёзы).
Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест.
Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:
Пустое место между Петром и Павлом напоминает о присутствии Святого Духа — отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же иконографию будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, удачным образом выраженную здесь.
Здания, написанные на фоне, — изображение первого этажа дома в Иерусалиме, где имело место чудо. Кроме того, нередко можно увидеть аллегорию вселенной, лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — другой способ изображения сошествия Святого Духа, кроме традиционного изображения в виде голубя.
В нижней части иконы в тёмном пространстве может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа, бывших свидетелями сошествия Святого Духа. Существуют трактовки, что этот образ может также олицетворять пророка Иоиля, отпавшего Иуду или царя Давида (эти два образа взяты со слов апостола Петра: «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде» (Деян.1:16)). В некоторых трактовках это образ Иисуса Христа, обещавшего быть со своими учениками до скончания века, а его старческая внешность должна показывать равенство Сына Отцу.
Традиционным толкованием образа царя является образ народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одной фигурой царя как его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь. Рядом с фигурой помещается греческая надпись κόσμος — «мир»[2]. От этой надписи в ряде источников образ царя получил наименование Царь-Космос[3].
По мнению философа Е. Н. Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:
|
Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов[5]. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (или даже Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии[6].
У русских День Святой Троицы (чаще просто Тро́ица) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы (см. Семик, Русальная неделя). В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков[7].
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками[8]. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям[9].
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи[10].
Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»
и у Сергея Есенина[12]:
Троицыно утро, утренний канон, |
Государства, в которых День Святого Духа (понедельник после Троицы) — выходной, нерабочий день:
Православные праздники | |
---|---|
Великие | |
Двунадесятые | |
Недвунадесятые великие |
|
Средние |
Переходящие праздники в православном календаре | |
---|---|
Подготовительные недели к Великому посту • 1-я • 2-я • 3-я • Масленица • Прощёное воскресенье • Великий пост • 1-я • 2-я • 3-я • 4-я • 5-я • Лазарева суббота • Вход Господень в Иерусалим • Страстная седмица • Пасха • Светлая седмица • Антипасха • Радоница • 3-я • 4-я • 5-я • 6-я • Вознесение Господне • 7-я • Троицкая суббота • Пятидесятница • Духов день • 1-я • Петров пост • 2-я |
Tags: Сошествие святого духа живопись, сошествие святого духа роспись, сошествие святого духа история.