Метки: Сёдзё комедия романтика, сёдзё что это за жанр, сёдзё про школу.
Сёдзё (яп. 少女 сё:дзё , «девушка») — аниме и манга, рассчитанные на особую целевую аудиторию — девушек в возрасте от 12 до 16-18 лет. В центре сюжета, как правило, находится девочка или девушка и вопрос её становления как личности, часто присутствуют любовные отношения разной степени близости, большое внимание уделяется развитию образов персонажей[1], мужские персонажи очень красивы, благородны, храбры и самоотверженны («бисёнэны»)[2]. Характерной чертой визуального ряда сёдзё часто бывает большая условность рисунка — либо гротескно-юмористическая, либо утончённо-романтическая. Из-за этих особенностей на Западе и в России сёдзё называют «жанром» или «стилем».[3] Более того, почитатели аниме и манги иногда определяют как «сёдзё» любые произведения, обладающее специфическими чертами сёдзё-работ, например, романтические аниме или те, где в центре сюжета находятся женские персонажи (как в сэйнэн-сериале Azumanga Daioh).[4] Этот вопрос подробно разбирает исследователь Мэтт Торн в статье «Что такое сёдзё-манга и чем она не является» (англ. What Shôjo Manga Are and Are Not), где даёт следующее определение: «Сёдзё-манга — это манга, которая публикуется в сёдзё-журналах (как их определяют сами издатели)».[5]
Содержание |
Японское слово «сёдзё» переводится как «дева», «девица» или «девушка». Оно было заимствовано из китайского языка в VII веке и произошло от шао нюй ( кит. упр. 少女, пиньинь: shào nǚ) с тем же значением.[6] В китайском данное слово обозначает женщин от 17 до 29 лет,[7] в японском иероглифы относились в первую очередь к девушкам от 7 до 18 лет.[8] В настоящее время в официальных документах «сёдзё» означает всех молодых девушек, не достигших 20 лет,[9]. В разговорном языке этим словом называют всё, что так или иначе касается девушек школьного возраста: сёдзё-манга, культура сёдзё, сёдзё-романы, сёдзё-мода и так далее.[10][11]
Сёдзё-манга публикуется в специальных журналах, рассчитаных на женскую аудиторию. Первым из таких журналов стал основанный в 1903 году «Мир девушки» (яп. 少女界 Сёдзё кай ), за которым последовали Shojo Sekai (яп. 少女世界 Сёдзё сэкай , «Мир девушки», 1906) и «Друг девушки» (яп. 少女の友 Сёдзё но томо , 1908).[12]
В настоящее время тематические сёдзё-журналы выпускаются крупнейшими издательствами Японии: Shueisha, Shogakukan, Hakusensha и другими. С 1950-х годов по настоящее время выходят журналы Ribon и Nakayoshi (издательство Kodansha). В 1960-х появились Margaret и Bessatsu Margaret, Shojo Comic, Shojo Friend. В 1970-х годах возникли литературный журнал Cobalt, манга-журналы Ciao, Betsucomi, Hana to Yume и LaLa, Princess. В 1980-х и 90-х годах от Ribon отделился Ribon Original (прекратил существование в 2006 году), начали издаваться Asuka, Cookie, Cheese!.
В начале 1990-х годов журналы для девушек, как Bessatsu Margaret, выходили тиражами более миллиона копий, а тираж Ribon составлял более двух миллионов копий. В настоящее время растущая популярность сёнэн среди читателей обоего пола привела к падению популярности сёдзё-журналов. Количество изданий уменьшается, и даже некоторые старейшие издания находятся на грани закрытия.[13]
Название | Тираж (данные 2004 года)[14] |
Тираж (данные 2005 года)[14] |
Тираж (данные 2006 года)[15] |
Тираж (данные 2007 года)[16] |
Тираж (данные 2009 года)[17] |
Первый номер |
---|---|---|---|---|---|---|
Ciao | 1,065,000 | 1,033,333 | 1,008,500 | 982,834 | 815,455 | 1977 |
Nakayoshi | 457,083 | 457,500 | 418,500 | 400,000 | 306,667 | 1954 |
Ribon | 729,167 | 537,500 | 400,000 | 376,666 | 274,167 | 1955 |
Bessatsu Margaret | 378,333 | 355,833 | 325,000 | 320,000 | 275,834 | 1964 |
Hana to Yume | 300,416 | 295,208 | 289,375 | 226,826 | 226,542 | 1974 |
The Margaret | 216,666 | 200,000 | 198,333 | 163,334 | 154,584 | 1982 |
Deluxe Margaret | 218,333 | 208,334 | 190,000 | 181,666 | 151,667 | 1967 |
Margaret | 209,565 | 173,913 | 162,826 | 177,916 | 112,827 | 1963 |
LaLa | 166,750 | 173,583 | 171,750 | 170,833 | 178,667 | 1976 |
Cheese! | 174,833 | 155,833 | 148,167 | 144,750 | 117,667 | 1996 |
Cookie | 203,333 | 204,167 | 228,334 | 200,000 | 165,000 | 1999 |
Bessatsu Friend | 203,333 | 190,417 | 167,834 | 109,334 | 100,834 | 1965 |
В начале XX века в первых сёдзё-журналах («Мир девушки», «Друг девушки», Shojo Sekai) начали печатать простую одностраничную мангу. К 1930-ым годам юмористические манга-вставки стали неотъемлемой частью большинства издаваемых на тот момент журналов. Наиболее популярной была «Курукуру Куруми-тян» (яп. くるくるクルミちゃん Kurukuru Kurumi-chan ) Кацудзи Мацумото, публиковавшаяся на страницах «Друга девушки» в 1938 году.[18] Во времена Второй мировой войны комиксы стали пропадать из печати, так как, предположительно, их считали излишне легкомысленными для того времени.[19] Послевоенная манга, в частности, очень популярная Anmitsu Hime от Сёсукэ Кураканэ,[20] продолжала довоенные традиции. Однако революция в мире манги, произведенная Осаму Тэдзукой, привела к тому, что в сёдзё появился полноценный, порой драматический, сюжет. Особенно заметно это стало после огромного успеха «Принцессы-рыцаря»,[19] которая выходила в журнале «Shoujo Club».[21] «Рыцарь с ленточкой» повествовала о приключениях девушки, переодевающейся рыцарем, чтобы совершать разнообразные подвиги.[22]
В 1960-х годах большинство авторов сёдзё были мужчинами. Некоторые, как Тэцуя Тиба, считали свою работу временной и искали возможность переключиться на мангу для юношей — сёнэн.[23] Женщинам же в те годы было сложно найти работу в индустрии манги.[24]
Поначалу и персонажами, и читательницами данной продукции были девочки предподросткового возраста, поэтому о романтической любви между персонажами не могло быть и речи, если только действие не происходило в вымышленном мире (как в «Принцессе-рыцаре») или другом времени. Героиней манги, как правило, становилась молодая невинная девочка, оторванная от семьи и сталкивающаяся с различными трудностями, а затем встречающая доброго и красивого героя-спасателя и воссоединяющаяся с близкими.[25] Но возраст читательской аудитории рос. В середине 1960-х одна из немногих мангак-женщин Ёсико Ниситани начала создавать любовные истории о современных ей японских подростках, что повлекло кардинальную трансформацию сёдзё.[26][27] Между 1950-ми и 1970-ми годами в Японии сформировались две большие группы читателей и, соответственно, два типа манги, направленных на разные целевые аудитории: сёнэн для юношей и сёдзё для молодых девушек.[28]
В 1966 году студия «Тоэй дога» выпустила первое сёдзё-аниме «Ведьма Салли», основанное на манге Мицутэру Ёкоямы. «Ведьма Салли» стала не только первым сериалом для девочек, но и первый сериалом о «девочках-волшебницах» (яп. 魔法少女 махо: сё:дзё ).[22][29] Сюжет в произведениях данного жанра связан с превращениями главной героини или с высвобождением каких-либо её скрытых способностей.[22] Himitsu no Akko-chan (1962) определила основные стереотипы жанра: героиня получает магические или сверхъестественные силы через «специальный предмет»,[30] кроме того, у нее есть маленький волшебный помощник, обычно животное.[22]
Между 1969 и 1971 годами появилось большое количество женщин-мангак, снова внесших перемены в содержание манги для девушек. Часть авторов, включая Хагио Мото, Юмико Осиму и Кэйко Такэмию, экспериментировали с формой и тематикой. Они образовали «Союз 24 года», названный так потому, что многие члены группы родились в 24 год периода Сёва (1949). Участники «Союза 24 года» принесли сёдзё популярность и создали новые жанры аниме и манги, в частности, сёнэн-ай.[31] Возникновение сёнэн-ая, описывающего гомосексуальные отношения между юношами, связано с тем, что традиционная японская культура считала недопустимым для девушки инициировать романтические отношения, потому в качестве героя-инициатора был введён молодой человек, имеющий женственную внешность и соответствующий характер.[22] Другие художницы — Риёко Икэда, Юкари Итидзё и Сумика Ямамото — получили международное признание благодаря таким хитам, как The Rose of Versailles, Designer и Ace o Nerae.[27][32][33][34][35][36] С середины 1970-х годов и до наших дней создателями сёдзё являются преимущественно женщины.
В последующие годы из сёдзё, кроме махо-сёдзё, выделились и другие жанры: историческая и романтическая манга, фэнтези, яой, научная фантастика. Сформировалась отдельная целевая аудитория, рассчитанная для читательниц старшего возраста — дзёсэй, целевой аудиторией которого являются молодые женщины от 18 до 25 лет.[37][38][39]
Аниме и манга | ||
---|---|---|
«Аниме» в Викицитатнике • «Аниме» и «Манга» на Викискладе | ||
Аниме | История • Индустрия • Студии • OVA • Музыка • Фэнсаб • Категория | |
Манга | История • Додзинси • Мангака • Сканлейт • Категория | |
По целевой аудитории | Кодомо • Сёдзё • Дзёсэй • Сёнэн • Сэйнэн | |
По специфической тематике | Спокон • Сэнтай • Махо-сёдзё • Этти • Меха • Гарем • Хентай (лоликон, сётакон, эрогуро, футанари, тентакли) • Юри • Яой • Сёнэн-ай • Бара | |
Культура отаку | Косплей • AMV • Аниме-фестиваль • Моэ • Фансервис • Термины и понятия | |
Портал об аниме и манге — актуальная информация о японской анимации и манге на страницах Википедии. |
Tags: Сёдзё комедия романтика, сёдзё что это за жанр, сёдзё про школу.