Ра́йнер Ве́рнер Фа́сбиндер (нем. Rainer Werner Fassbinder, 31 мая 1945, Бавария — 10 июня 1982, Мюнхен) — немецкий кинорежиссёр, сценарист, актёр, драматург. Один из лидеров «нового немецкого кино».
Биография
Райнер Вернер Фасбиндер родился в Баварии 31 мая 1945 года в семье доктора медицины Гельмута Фасбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году, после развода родителей, Райнер остаётся с матерью, которая позднее под именем Лило Пемпайт или под собственным исполняет второстепенные роли во многих его фильмах.
В 1963 году после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951—1955), а также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955—1961) заканчивает учёбу, так и не получив аттестат. Некоторое время живёт у отца в Кельне (1961—1963). Весной 1964 года начинает посещать курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонарда в Мюнхене. Знакомится с Ханной Шигуллой.
В 1965 году работает в архиве газеты «Зюддойче Цайтунг». В качестве статиста появляется на театральной сцене. Пишет пьесу «Лишь кусок хлеба», за которую в 1966 году на конкурсе молодых драматургов получает третий приз (текст не сохранился). Знакомится с Ирм Херманн.
В 1966 году пишет сценарии «Параллели», «Настольный теннис» (текст не сохранился) и пьесу «Капли на раскалённых камнях» (впервые опубликована в 1985 году, премьера спектакля на Мюнхенском театральном фестивале в том же году, режиссёр Клаус Вайсе). С 23 по 26 мая 1966 года сдаёт экзамены в Академию кино и телевидения в Западном Берлине, но не проходит по конкурсу. 31 мая 1966 года заканчивает курс актёрского мастерства. Летом снимает на 8 мм киноплёнку короткометражный фильм «Вечером» (копия не сохранилась). Работает звукооператором на фильме «Группа надежды» Бруно Йори и ассистентом режиссёра на фильме «Место для Г.» Макса Виллуцкого. В ноябре того же года снимает короткометражный фильм «Городской бродяга».
В 1967 году после второй безуспешной попытки поступить в Академию кино и телевидения примыкает к труппе мюнхенского «Театра действия» (Action Theater), который власти закрывают в мае 1968 года. Фасбиндер, Пеер Рабен, Курт Рааб и Ирм Херманн организуют «Антитеатр» (Antiteater). Вскоре Фасбиндер становится его лидером. В 1968 году труппа снимается в фильме Жана-Мари Штрауба «Жених, комедиантка и сутенер» (Der Bräutigam, die Komödiantin und der Zuhälter).
Первые полнометражные фильмы Фасбиндера — «Любовь холоднее смерти» (Liebe ist kälter als der Tod, 1969), «Катцельмахер» (Katzelmacher, 1969) и другие — поставлены вместе с труппой «Антитеатра». В них заметно влияние Штрауба, Годара и Брехта. В этот период Фасбиндер снимает по 3-4 фильма в год, также работая ещё в театре и на телевидении. Это придает его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполняет их необычной жизненностью и трагическим «драйвом».
В начале 1970-х гг. в поисках возможности расширить свою аудиторию Фасбиндер обращается к жанру мелодрамы, причем образцом ему служат работы «голливудского немца» Дугласа Сёрка. Новый подход — соединение мелодрамы с политикой — приносит плоды. Вышедший на экраны в 1971 году «Торговец четырёх времен года» (Der Händler der vier Jahreszeiten) становится первым коммерчески успешным фильмом режиссёра. Спустя два года приходит и международное признание. Фильм «Страх съедает душу» (Angst essen Seele auf, 1974) демонстрируется в конкурсе Каннского кинофестиваля и получает Приз международного католического киножюри. В 1974 году во Французской синематеке проводится первая ретроспектива его фильмов.
В 1978 году вместе с другими режиссёрами Фасбиндер снимает фильм «Германия осенью», посвященный событиям осени 1977 года. Казнены члены RAF: Энслин, Баадер, Распе, их смерть власти пытаются замаскировать под самоубийство. Захвачен в заложники и казнен рафовцами Ганс-Мартин Шлейер, участвовавший во время Второй мировой войны в разграблении Чехословакии и уничтожении заключенных и военнопленных[1]. Симпатизирующие RAF подвергаются травле, ужесточается полицейский контроль в ФРГ, а демонстранты приветствуют полицейских криками «Зиг Хайль». Участие Фасбиндера в съемках этого фильма показывает в очередной раз, что режиссёр готов активно отстаивать свои левые взгляды.
Одним из первых крупнобюджетных проектов Фасбиндера становится снятый на английском языке фильм «Отчаяние» (Despair, 1978) по роману Владимира Набокова с Дирком Богардом в главной роли. Сценарий к фильму написал известный британский драматург Том Стоппард.
Наибольшее признание при жизни режиссёра получила картина «Замужество Марии Браун» (Die Ehe der Maria Braun, 1979), в которой нашёл отражение послевоенный опыт Германии. Заглавную роль в фильме исполняет муза Фасбиндера Ханна Шигулла.
Надгробие на кладбище Богенхаузен в
Мюнхене
1980-е гг. Фасбиндер встречает выпуском телевизионного сериала «Берлин-Александерплац» (Berlin Alexanderplatz) — масштабной экранизации одноименного романа Альфреда Дёблина. Затем следует ряд удачных работ, включая фильм «Тоска Вероники Фосс» (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1981) Последним фильмом Фасбиндера стал «Кэрель» (Querelle, 1982) — экранизация скандального романа Жана Жене о гомосексуальных похождениях матроса во французском портовом городе Брест. Кстати, сам Фасбиндер никогда не скрывал своей гомосексуальности (хотя и был какое-то время достаточно формально женат на Ингрид Кавен, одной из своих актрис).
Фасбиндер был абсолютным нонконформистом. За сочувствие к членам RAF был объявлен «симпатизантом», а «симпатизанты», от рядовых граждан до деятелей культуры с мировым именем (Генрих Бёлль, Гюнтер Грасс и др.) подвергались травле, запугиванию, лишению работы[1]. Фасбиндер вёл беспорядочный, сумасшедший образ жизни, подпитываемый наркотиками, и в то же время творил и жил на грани человеческих возможностей. Он умер от передозировки кокаина в возрасте 37 лет, повторив тем самым судьбу своего героя из фильма «Кулачное право свободы» (Faustrecht der Freiheit, 1975). За свою короткую жизнь он успел снять 43 фильма (включая две короткометражные картины и телесериал «Берлин-Александерплац» общей продолжительностью 15½ часов).
Фильмография
Театральные постановки
- 1967 «Леонс и Лена» Георга Бюхнера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
- 1967 «Преступники» Фердинанда Брукнера, реж. Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
- 1968 «К примеру, Ингольштадт» (по пьесе Марилуизы Фляйсер «Саперы в Ингольштадте», автор инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия в театре им. Бюхнера, Мюнхен
- 1968 «Катцельмахер» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
- 1968 «Аксель Кесарь Хаарман», коллективная работа группы Театра действия, Мюнхен
- 1968 «Макинпот» Петера Вайса, реж. Д. Шмид, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Оргия Убю» Альфреда Жарри (автор инсценировки пьесы «Король Убю» Р. В. Фасбиндер), реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Ифигения в Тавриде» Гёте, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Аякс» Софокла, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Американский солдат» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Опера нищих» Джона Гея, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Преддверие рая, простите сейчас» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Анархия в Баварии» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Веркраумтеатр дер Каммершпиле, Мюнхен
- 1969 «Кофейня» Карло Гольдони, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1969 «Посвящается Розе фон Праунхайм» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Вервольф» Гарри Бэра и Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1970 «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега (автор инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен. Городской театр, Бремен
- 1971 «Саперы в Ингольштадте» Марилуизы Фляйсер, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1971 «Кровь на шее кошки» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Каммершпиле, Нюрнберг
- 1971 «Петра фон Кант» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Эксперимента, Франкфурт-на-Майне
- 1971 «Бременская свобода» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1972 «Лилиом» Ференца Мольнара, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушильхаус, Бохум
- 1973 «Биби» Генриха Манна, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Бохум
- 1973 «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, реж. Р. В. Фасбиндер. Фольксбюне, Западный Берлин
- 1974 «Неблагоразумные вымирают» Петера Хандке, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Жерминаль» Эмиля Золя (инсценировка Яака Карзунке), реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Фрекен Юлия» Августа Стриндберга, реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Дядя Ваня» Антона Чехова, реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1975 «Мусор, город и смерть» Райнера Вернера Фасбиндера, репетиции в ТАТ
- 1976 «Женщины в Нью-Йорке» Клер Бус, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Гамбург
Радиопостановки
- 1970 «Преддверие рая, простите сейчас», Южнонемецкое радио, 10.04.1970
- 1970 «Все в белом», Баварское радио, 16.10.1970
- 1971 «Ифигения в Тавриде Иоганна Вольфганга Гете», Западногерманское радио, 15.05.1971
- 1972 «Никто не зол, никто не добр», Баварское радио, 05.05.1972
Тексты
- Liebe ist kälter als der Tod. Filmtext. Film (Velber). August 1969, Nr. 8
- Das Kaffeehaus. Stück nach Goldoni. Theater heute. Oktober 1969, Nr. 10
- Antiteater 1. Katzelmacher. Preparadise sorry now. Die Bettleroper, Frankfurt am Main, Suhrkamp 1970
- Antiteater 2. Das Kaffeehaus. Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1970
- Stücke 3. Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Das brennende Dorf. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1976
- Schatten der Engel. Frankfurt am Main, Zweitausendeins, 1976
- Angst essen Seele auf. Kopenhagen, Gad, 1978
- Der Film «Berlin Alexanderplatz», Arbeitsjournal, zusammen mit Harry Baer, Frankfurt am Main, 1980
- Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1981
- Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
- Katzelmacher. Preparadise sorry now. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
- Querelle. Ein Filmbuch. München, Schirmer/Mosel, 1982
- Lili Marleen. Kopenhagen, Gad, 1983
- Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
- Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
- Filme befreien den Kopf. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1984
- Tropfen auf heiße Steine. Anarchie in Bayern. Der amerikanische Soldat. Der Werwolf (von RWF und Harry Baer). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1985
- Die Anarchie der Phantasie. Gespräche und Interviews. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1986
- Die Ehe der Maria Braun. Kopenhagen, Gjellerup & Gad, 1987
- Die Kinofilme 1 (Der Stadtstreicher, Das kleine Chaos, Liebe ist kälter als der Tod, Katzelmacher, Götter der Pest). München, Schirmer/Mosel, 1987
- Fassbinders Filme 2 (Warum läuft Herr R. Amok, Rio das Mortes, Whity, Die Niklashauser Fahrt, Der Amerikanischer Soldat, Warnung vor einer heiligen Nutte). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
- Fassbinders Filme 3 (Händler der vier Jahreszeiten, Angst essen Seele auf, Fontane Effi Briest). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
- Fassbinders Filme 4/5 (Acht Stunden sind kein Tag). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
- Sämtliche Stücke. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Ehe der Maria Braun. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Lola. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Sehnsucht der Veronika Voss. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1998
- Fassbinder über Fassbinder. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 2004
- Rainer Werner Fassbinder. Im Land des Apfelbaums. Gedichte und Prosa aus den Kölner Jahren 1962/63. München, SchirmerGraf Verlag, 2005
Библиография
- Wolfgang Limmer. Fassbinder. München, Goete-Institut/Filmverlag der Autoren, 1973
- Peter W. Jansen, Wolfram Schütte (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. München, Hanser Verlag, 1975 (Hanser-Reihe Film 2), 5. ergänzte Auflage 1985
- Tony Ryans. Fassbinder. London, British Film Institute, 1976, 1980
- Hans Günther Pflaum/Rainer Werner Fassbinder. Das bißchen Realität, das ich brauche. Wie Filme entstehen. München, Wien, Hanser Verlag, 1976
- Gerhard Zwerenz. Der langsame Tod des Rainer Werner Fassbinder. München, Schneekluth Verlag, 1982
- Harry Baer. «Schlafen kann ich, wenn ich tot bin». Das atemlose Leben des Rainer Werner Fassbinder. Köln, Kiepenheuer & Witsch, 1982
- Bernd Eckhardt. Rainer Werner Fassbinder. Seine Filme, sein Leben. München, Heyne, 1982
- Rainer Werner Fassbinder. Informationen. Wiesbaden, Deutsches Institut für Filmkunde, 1982
- Wolfgang Limmer. Rainer Werner Fassbinder, Filmemacher. Spiegel-Buch 8, Rowohlt Taschenbuch Verlag, Hamburg, 1981
- Hanna Schygulla. Bilder aus Filmen von Rainer Werner Fassbinder. Mit einem autobiographischen Text von Hanna Schygulla und einem Beitrag von Rainer Werner Fassbinder. München, Schirmer/Mosel, 1981
- Kurt Raab, Karsten Peters. Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder. München, Bertelsmann, 1982
- Dieter Schidor (Hg.). Rainer Werner Fassbinder dreht «Querelle — ein Pakt mit dem Teufel». München, Heyne, 1982
- Heiner Lichtenstein (Hg.). Die Fassbinder-Kontroverse oder das Ende der Schonzeit. Königstein/Ts., Athenäum, 1986
- Heinz Ludwig Arnold (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. Text + Kritik, Nr. 103, Juli 1989
- Herbert Spaich. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk. Weinheim, Beltz/Quadriga, 1992
- Hans Günther Pflaum. Rainer Werner Fassbinder. Bilder und Dokumente. München, Edition Spangenberg, 1992
- Rainer Werner Fassbinder. Werkschau 28.5.-19.7.1992. Katalog. Herausgegeben von der Rainer Werner Fassbinder Foundation. Berlin, Argon, 1992
- Peter Berling. Die 13 Jahre des Rainer Werner Fassbinder: Seine Filme, seine Freunde, seine Feinde, Bergisch Gladbach, Bastei Lübbe, 1992
- Christian Braad Thomsen. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk eines maßlosen Genies. Hamburg, Rogner und Bernhard bei Zweitausendeins, 1993
- Juliane Lorenz (Hg.). Das ganz normale Chaos: Gespräche über Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Henschel, 1995
- Anne Marie Freybourg. Bilder lesen: Visionen von Liebe und Politik bei Godard und Fassbinder. Wien, Passagen-Verlag, 1996
- Thomas Elsaesser. Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Bertz Verlag, 2001
- «RWF это Фасбиндер» (пер. М. Коренева, СПб, 2002) ISBN 5-89740-080-6
Примечания
Ссылки
- Райнер Вернер Фасбиндер (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Подробная биография и фильмография режиссёра (англ.)
- Сайт о режиссёре
- Rainer Werner Fassbinder Foundation
- Капли надежды на скалах тоски. Статья, посвященная жизни и творчеству режиссёра
- Райнер Вернер Фасбиндер: тьма в конце тоннеля. Корпус текстов, написанных к 40-летию премьеры первого игрового полнометражного фильма режиссёра
- Фассбиндер отвечает на вопросы школьников
Фильмы Райнера Вернера Фасбиндера |
|