Метки: Хунну в бурятии, хунну столица, хунну территория, хунну монголы.
Хунну | ||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Площадь | 4,030,000 км2 (на 176 г до н.э)[1] | |||
Хунну (кит. 匈奴 сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц и проникновения китайской культуры Хуннская держава распалась.
Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны[2]. В ходе отхода на запад четвертая часть так называемых малосильных хунну остаётся на территориях Семиречья и Западной Сибири с образованием государства Юэбань — Авар[3].
О хунну известно из древнекитайских источников и из археологических раскопок их памятников, первые из которых были проведены в конце XIX — начале XX века Ю. Д. Талько-Гринцевичем (суджинские могильники у города Кяхта), а затем наиболее значительные находки были сделаны в начале XX в. П. К. Козловым (ноин-улинские курганы в долине Селенги)[4]
В III тыс. до н. э. китайцами правил мифический император Хуан-ди. Предки китайцев якобы вели непрекращающиеся войны с другими племенами, такими как жуны (жун) — «рыжеволосые дьяволы» и ди. Отмечено племя «хунь-юй», это племя жило в степях севернее жунов.
Согласно китайским мифам, когда примерно в 1764 году до н. э. в Китае была свергнута династия Ся, Шун Вэй (淳維), сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена сяньюнь и хуньюй и со временем смешались с ними.
В XIII веке до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Л. Н. Гумилёв считал, что хунну самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни. Также есть версия, что хунну многое переняли у индоевропейцев и развили их навыки.
За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло и они напали на Чжоу в 822 году до н. э.. Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминалось в течение 500 лет. В это время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, вероятно, принадлежащая ранним хунну, скелеты в могилах относятся к палеосибирскому типу.
Хуннская держава | ||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Язык(и) | Хуннский язык | |||
Площадь | 4,030,000 км2 (на 176 г до н.э)[1] | |||
В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену. Угроза со стороны хунну усилилась в III веке, когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем. Хуннская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.
Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из 300 тысяч конных лучников. Колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам. Строительство Великой китайской стены было призвано обезопасить северные пределы Китая от хунну, но задача эта не была решена полностью. Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в брак хуннским вождям.
Разгром Хуннской державы связан с именем императора У-ди, который привлёк на свою сторону всех врагов хунну и смог взять ядро державы шаньюев в тиски. Благодаря этим мероприятиям китайцы на порядок расширили свои знания относительно степных народов и своё влияние среди них, а держава хунну ок. 51 г до н. э. раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию. В этот период триумфа ханьской государственности император утвердил свою власть над территориями, которые теперь составляют Синьцзян и Ганьсу.
Шаньюем (величайший) называли главного из 24 старейшин хунну. Первоначально шаньюя избирали на съезде старейшин, но Модэ основал династию шаньюев. Выборы шаньюя сохранились, как условная процедура при передачи власти новому шаньюю, который указывался в завещании предыдущего.
Род шаньюев назывался Си Люань-ди. У хунну было три знатнейших рода: Хуянь, Лянь, Сюйбу. По предположению Гумилёва род 藍 «лань» — «сине-зелёный» происходил от китайского принца Шун Вэя. Шаньюй брал жён только из этих родов. Важные должности в державе также передавались внутри этих фамилий, так, Сюйбу были судьями. Остальные роды имели своих старейшин, которые располагали собственными войсками.
В китайских хрониках упоминается наличие у хуннов сложной системы чинов. Высшие чины делились на «восточные» — старшие и «западные» — младшие. Высшие чиновники были все ближайшие родственники шаньюя:
Обычные чиновники назывались «гудухоу». Чины у родовой знати не зависели от шаньюя.
Хунну пользовались Обычным правом. Суд протекал в пределах 10 дней. За нападение или кражу полагалась смерть, были и иные наказания. Модэ предусмотрел смертную казнь за воинские преступления. Существовало патриархальное рабство, нет упоминаний о долговом рабстве и работорговле.
Каждый хунн был воином. Войско хуннов формировалось по родовому признаку. Всего в войске хунну было 24 военачальника, каждый из которых носил титул ваньци (темник) и командовал десятитысячным отрядом. Китайцы оценивали войско хунну в 300 000 всадников, главным образом конных лучников. Вполне возможно что эта цифра завышена, как и во многих исторических документах Китая. Хунну старались вести маневренную войну, изматывая противника и ведя дистанционный бой в рассыпном строю. Хунну успешно применяли охваты с флангов, ложные отступления и засады. Всё захваченное в бою становилось собственностью воинов. Средства дистанционного боя (луки и стрелы, являвшиеся их основным оружием) и снаряжение (колчаны) были типичными для «кочевников». В ближнем бою хунну сражались мечами и короткими копьями. Также использовались прямые однолезвийные палаши и кинжалы. Хуннские воины носили доспех из небольших железных пластин.
Хунну не платили налоги шаньюю до Лаошань-шаньюя. Шаньюй собирал дань с покорённых народов: дунху платили лошадьми и шкурами, оазисы Туркестана — продуктами земледелия, тангуты — железом, мехами платили северные племена. Китайцы иногда присылали ценные «подарки» — шёлк и предметы роскоши. Доходы от добычи и дань с покоренных народов не целиком попадали в казну шаньюя. Перешедший на сторону Хунну китайский евнух Юе научил приближенных Лаошань-шаньюя завести книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество. Вследствие этого было принятие шаньюем титула «Рожденный небом и землею, поставленный солнцем и луною, хуннский Великий шаньюй». Власть шаньюев пользовалась непререкаемым авторитетом, однако недаром хунны уступили свою древнюю свободу. В хуннском обществе наступила эпоха изобилия и роскоши, но вместе с тем и упадка нравов.
По мере ослабления ханьской державы её правители стали привлекать вождей хунну для охраны северных пределов Китая. Эти вооружённые формирования не раз поднимали оружие против самих китайцев. Их вмешательство во внутренние дела Китая стало особенно активным после падения империи Хань и наступления периода Троецарствия. В 304 г. один из хуннских военачальников, Лю Юань, провозгласил себя шаньюем всех хуннских федератов и императором государства Северная Хань. Право на это ему давало происхождение (по женской линии) от ханьских императоров Китая. В 329 г. династия Лю Юаня была свергнута другим хуннским военачальником, Ши Лэ.
Согласно китайской традиции, хунны возникли из смешения китайских эмигрантов в степь и степных кочевых племен. Китайцы сторонники полулегендарной династии Ся, кочевые племена хяньюнь и хуньюй. Ни те ни другие не были хуннами, они были прахуннами. Ханьюнь и хуньюй обитали в степи, примыкавшей у южной окраине пустыни Гоби. Вторжения разрозненных отрядов хунну в китайские пределы продолжались на протяжении IV в., однако после V в. их имя уже не упоминается в китайских источниках. К этому времени господствующим этносом степи стали тюркюты, создавшие Тюркский каганат. Нельзя отрицать сходство многих обычаев тюркютов и хунну, однако вопрос о языковой принадлежности последних пока остаётся открытым. Хотя распространено мнение о тюркоязычности хуннов, но его сторонники не отрицают некоторых иранских заимствований[5]. Подробное обоснование тюркской принадлежности даётся в книге А. В. Дыбо «Лингвистические контакты ранних тюрков» (ч.1, 2007). Также выдвигались предположения об отнесении хуннского языка к иранским (близким сака) или енисейским (Пуллиблэнк). Некоторые ученые (Б. А. Серебряников) считают наследником хуннского языка чувашский(булгарский) язык. Прототюркский-чувашский язык является особо архаичным и содержит много слов с корнем «хун»: хунаща — тесть, хунама — теща, хунать — множиться. Также имеются сторонники самой старой точки зрения, что хунны — монголы (монголоязычные). Это П. С. Паллас — ХVIII век, В. Бергман, И. Шмидт, К. Ф. Нейман, Х. Хоуорс, А. Терри, Н. Я. Бичурин и др. — ХIХ век. Монгольское происхождение отстаивал П. Пеллио. Г. Рамстедт предполагал, что язык хунну отражает состояние, в котором тюркские языки ещё не отделились от монгольских[6], но эта точка зрения сейчас явно устарела, ибо разделение алтайских языков сейчас относят к более раннему периоду[7]. Монгольской версии происхождения хуннов придерживается ряд современных российских историков — А. П. Окладников, Н. Н. Диков, Г. Н. Румянцев, М. В. Воробьёв, Б. Б. Дашибалов и др. Данная концепция в последнее время начинает преобладать над другими теориями, в связи с изысканиями монголоязычных аналитиков показавших прямую связь (читаемость) древних текстов с современными языками монголоязычных народов.[источник не указан 338 дней]
Вместе с тем известно, что хунны, как и булгары, были солнцепоклонниками, и в чувашском языке солнце смотрит, а не светит.
Сделанные Козловым в ноин-улинских курганах находки (в частности, ткани, ныне в Государственном Эрмитаже) в большинстве случаев происходят из Китая, Ирана либо Византии , что свидетельствует о размахе торгово-дипломатических связей народа хунну.
Слово “сюнну” часто использовалось как обобщающее название северных кочевых народов после Цзинь (265—420), Вэй (220 — 266) и Южных и Северных династий (420 — 589).[8] В "Истории Лян" (глава "Летописи жужань") сказано: “Во времена Вэй и Цзинь сюнну делились на сотни и тысячи племен, у каждого было свое название”, это можно считать доказательством.[8] В "Истории Лян" (глава "Летописи всех восточных варваров") жужаней называют “потомками сюнну” и “другими сюнну”.[8] В "Истории династии Вэй" (глава "Летописи гаоцзюй") народность гаоцзюй называется “племянниками сюнну”, в "Истории Чжоу" (глава "Летописи тюрков") ашина называется “другими сюнну”.[8]
Бесспорных доказательств существования хуннского письма не имеется, однако некоторые сообщения в китайских хрониках могут быть истолкованы как содержащие указания на него.
Tags: Хунну в бурятии, хунну столица, хунну территория, хунну монголы.