Momotik.ru

Народный проект

Метки: Царские врата открыты до вознесения, царские врата 13 век, царские врата чпу, царские врата 1669-1672, царские врата это.

Перейти к: навигация, поиск
Царские врата ярославской приходской церкви Фёдоровской Богоматери, 1911 г. Фотография С. М. Прокудина-Горского

Царские врата — двустворчатые двери напротив Престолаалтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

История

В древнехристианских катакомбных храмах алтарь отделялся от остального храма двумя символическими колоннами[1] либо особой преградой. После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная преграда в прежнем виде частично сохранилась на западе (но гораздо чаще имеет вид низкого бордюра, перед которым на коленях принимают причастие, или вообще отсутствует), а в православной церкви развилась в иконостас, створки которого стали Царскими (Святыми) вратами (греч. Ωραία Πύλη).

Царские врата первоначального типа в форме низких створок в греческом храме (Салоники)

Иконы на Царских вратах

Царские врата первой половины XVIII века (муз. опись № 4766) в Ростовском музее. Ростов Великий. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 год

Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение как символ того, что врата Рая снова стали открыты для людей. В русской традиции слева от Царских врат размещается образ Богородицы, а справа — Христа (в других поместных церквах этому правилу могут следовать не строго). Второй по правую сторону Царских врат обычно помещается икона праздника или святого, в честь которого освящён храм.

В Богослужении

В греческой традиции называются «Святыми вратами». Славянское название «Царские врата» объясняется тем, что через них Царь Славы Господь Иисус Христос во Святых Дарах выходит во время причащения мирян. Исторически же оно наследует византийское название центрального входа из притвора в храм, перенесенное на центральный вход в алтарь.[2]

В процессе развития православного богослужения Царские врата приобретают большое символическое значение.

На Вечерней службе и на Всенощном Бдении при открытии Царских Врат включается свет в помещении, где стоят молящиеся, что символизирует открытие Врат Рая и наполнение храма Райским Светом.

Когда во время богослужения иерей или диакон отверзает Царские врата, прихожане совершают поясной поклон. Также и, проходя мимо врат, верующие обычно делают крестное знамение и поклон. Во время архиерейского богослужения Царские врата благословляется отверзать и затворять иподиаконам и даже пономарям, хотя при этом им дозволяется стоять только сбоку, а не перед Престолом.

В Царские врата могут входить только священнослужители и только во время богослужения. В остальных случаях вход в алтарь и выход осуществляется через северные и южные двери иконостаса (т. н. диаконские двери). Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из него через Царские врата имеет право только архиерей.

Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса — катапетасма, открываемая полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.

Примечания

  1. протоиерей Григорий Дьяченко. Приложение к беседе №1 «Об историческом происхождении храма» — «Д. Катакомбы». // Православный храм. — Киев: Пролог, 2005. — С. 38. — 282 с. — ISBN 966-8538-20-X, ББК 86.37-505, УДК 2-523.4; Д 93..
  2. Православие. Том 2: Устройство храма

Литература

  • Двери в иконостасе // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  • Литургика
  • Иконостас, средняя часть храма

Источники

Tags: Царские врата открыты до вознесения, царские врата 13 век, царские врата чпу, царские врата 1669-1672, царские врата это.