Метки: Шан махнылар азербайджан видео, шан ян биография, шан крив армения, шанси, шон зе лизе перевод, шан цунг превращения, шан гирей.
Государство Шан Государство Инь Государство Шан-Инь кит.: 商朝 殷代 Династия/Государство |
||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Столица | Иньсюй, Чжаоге | |||
Язык(и) | Древнекитайский | |||
Религия | Китайская народная религия | |||
Население | 150—200 тыс. чел. | |||
Форма правления | Монархия, Феодализм | |||
Династия | Династия Шан | |||
Государство Шан (кит.: 商朝), альтернативные названия государство Инь (кит.: 殷代) или государство Шан-Инь — государственное образование, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры в землях к северу от выхода р. Хуанхэ на Великую китайскую равнину.
Государство Шан предшествовало государству Чжоу.
Шан является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также нарративными и эпиграфическими письменными источниками. Наиболее подробное описание истории Шан содержится в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки». В результате раскопок были обнаружены цзягувэнь — иероглифические надписи на панцирях черепах и гадательных костях животных, а также бронзовых, нефритовых, керамических, каменных изделиях. Большое число находок было сделано на территории столицы Иньсюй ( кит. упр. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, палл.: Иньсюй), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань. Территория древнего города включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Содержание |
Политический статус различных слоёв населения был разнородным. Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что только он выступал посредником между миром живых и умершими предками. Практика наследования должности вана находилось в процессе становления. Со времён У Дина до У И эта должность передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику с учётом старшинства. Начиная с вана У И стала нормой передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов, которые не могли претендовать на высшую власть, формировали аристократические кланы.
Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привилегированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.
Династия Шан (1600 до н. э. — 1046 до н. э.)
Династия Шан имеет паритетные названия Династия Инь или Династия Шан-Инь.
Личное имя | Эра летоисчисления² | Храмовое имя³ | Годы правления1 | Имя, под которым наиболее известен |
---|---|---|---|---|
Чэн Тан 成湯 Chéng Tāng |
1600 до н. э. — 1300 до н. э. | Тан | ||
Вай Бин 外丙 Wài Bǐng |
Вай Бин | |||
Чжун Жэнь 仲壬 Zhòng Rén |
Чжун Жэнь | |||
Тай Цзя 太甲 Tài Jiǎ |
Тай Цзя | |||
Во Дин 沃丁 Wò Dīng |
Во Дин | |||
Тай Гэн 太庚 Tài Gēng |
Тай Гэн | |||
Сяо Цзя 小甲 Xiǎo Jiǎ |
Сяо Цзя | |||
Юн Цзи 雍己 Yōng Jǐ |
Юн Цзи | |||
Тай У 太戊 Tài Wù |
Тай У | |||
Чжун Дин 仲丁 Zhòng Dīng |
Чжун Дин | |||
Вай Жэнь 外壬 Wài Rén |
Вай Жэнь | |||
Хэ Дань Цзя 河亶甲 Hé Dǎn Jiǎ |
Хэ Дань Цзя | |||
Цзу И 祖乙 Zǔ Yǐ |
Цзу И | |||
Цзу Синь 祖辛 Zǔ Xīn |
Цзу Синь | |||
Во Цзя 沃甲 Wò Jiǎ |
Во Цзя | |||
Цзу Дин 祖丁 Zǔ Dīng |
Цзу Дин | |||
Нань Гэн 南庚 Nán Gēng |
Нань Гэн | |||
Ян Цзя 陽甲 Yáng Jiǎ |
Ян Цзя | |||
Пань Гэн 盤庚 Pán Gēng |
1300 до н. э. — 1251 до н. э. | Пань Гэн4 | ||
Сяо Синь 小辛 Xiǎo Xīn |
Сяо Синь | |||
Сяо И 小乙 Xiǎo Yǐ |
Сяо И | |||
У Дин 武丁 Wǔ Dīng |
1250 до н. э. — 1192 до н. э. | У Дин | ||
Цзу Гэн 祖庚 Zǔ Gēng |
1191 до н. э. — 1148 до н. э. | Цзу Гэн | ||
Цзу Цзя 祖甲 Zǔ Jiǎ |
Цзу Цзя | |||
Линь Синь 廩辛 Lǐn Xīn |
Линь Синь | |||
Гэн Дин 庚丁 Gēng Dīng |
Кан Дин 康丁 Kāng Dīng |
Кан Дин | ||
У И 武乙 Wǔ Yǐ |
1147 до н. э. — 1113 до н. э. | У И | ||
Вэнь Дин5 文丁 Wén Dīng |
1112 до н. э. — 1102 до н. э. | Вэнь Дин | ||
Ди И 帝乙 Dì Yǐ |
1101 до н. э. — 1076 до н. э. | Ди И | ||
Цзы Чжоу 子紂 Zǐ Zhòu |
Ди Синь 帝辛 Dì Xīn |
1075 до н. э. — 1046 до н. э. | Ди Синь | |
1 Первой общепризнанной датой в китайской истории считается 841 до н. э.. Все более ранние даты являются предметом дискуссии, иногда весьма оживленной. Приведенные здесь даты предложены Хронологическим проектом Ся-Шан-Чжоу, составленным учеными по заказу правительства Китая и опубликованным в 2000 г. Они приводятся только в качестве ориентира. | ||||
2 Тронному имени часто предшествует наименование династии, Шан (商), например Шан Тан (商湯). | ||||
3 Имя, используемое в надписях на гадательных костях для жертвоприношения предкам. | ||||
4 Период династии Шан начиная с Пан Гэна часто именуется династией Инь (殷) из-за переноса столицы в Инь. | ||||
5 Также известен как Тай Дин (太丁 Tài Dīng). |
Государство Шан подразделялось на структурно неодинаковые части:
Согласно легенде, род правителей Шан происходил от Сюань-сяо, сына императора Хуан-ди.
По «Историческим запискам» Сыма Цяня вожди Шан перемещали свою столицу шесть раз. Примерно с 1300 года до н. э. они переселились в район совр. г. Аньяна.
Военные конфликты государства были в основном связаны с отражением нападений кочевых племен (в основном это были племена жун и ди) на севере территории Шан.
В конце существования Шан обострились отношения с правителями владения Чжоу, расположенного в западной части долины р. Вэйхэ. В 1027 г. до н. э. Ди Синь, последний шанский правитель, совершил самоубийство после того, как его армия была разгромлена Чжоу. Есть версия, что его армия предала Ди Синя и перешла на сторону войск чжоуского правителя У-вана в решающем сражении при Му-е. Власть над шанцами он передал сыну Ди Синя — У Гэну. Вскоре шанцы подняли мятеж, в который оказался вовлечен и У Гэн. Правивший в то время в Чжоу регент Чжоу-гун подавил мятеж. Он переселил часть шанской знати и крестьян в юго-восточную часть Великой равнины, где возникло владение Сун. Наследники правителей Шан продолжали править там на протяжении нескольких веков до падения Сун.
Государство Шан находилось в бассейне реки Хуанхэ
Население государства Шан в основном было монголоидным и составляло примерно 150—200 тысяч человек.
Шанцы занимались земледелием, культивировали пшеницу, ячмень, бобы, фасоль, коноплю, различные овощи и фрукты, чумизу. Именно в шанский период китайцы начали заниматься шелководством. Из домашних животных преобладали свинья и собака, встречались также коровы и лошади, овцы и козы, куры, утки и гуси. Возможно, водились прирученые слоны. Осуществлялась охота на кабанов, оленей и тигров, ловля рыбы и дичи. В пищу употребляли грибы, ягоды, коренья и травы. В земледелии господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий (мотыги, серпы) с каменными вкладышами или разборными частями. Хозяйства делились на малые хозяйства и большие поля. Существовали трудовая повинность, натуральная рента.
Изготовлялись орудия труда и оружие. Сохранились остатки керамических, камнерезных и бронзолитейных мастерских. Об высокой квалификации мастеров свидетельствуют орнаменты на изделиях из бронзы и камня, тонкие изделия, украшения и символические изображения. Однако колесницы и шёлковые изделия поставлялись лишь во дворец, тогда как быт простых земледельцев мало чем отличался от их предков эпохи неолита
Династия Шан имела полноценную систему письма. Астрономы династии знали о существовании Марса и различных комет.
Верховное божество получило название Шан-ди. Большую роль играли культы умерших предков правителей. В надписях фиксируется поклонение силам природы: (дождь, ветер, гора, река).
По мнению Л. С. Васильева, для шанцев был характерен феномен исторической амнезии, поскольку в гадательных надписях отсутствуют сведения о событиях прошлого. Упоминается имена предков, но не их деяния. Это обусловлено типом источника. Память об историческом прошлом сохранялась, как и у всех народов, в устной форме. В сочинении Сыма Цяня «Исторические записки» содержится предание о перемещении иньцев при Пань-гэне в район совр. г. Аньян (ок. 1300 г до н. э.). Раскопки свыше десятка царских гробниц поразили специалистов неожиданными находками: рядом с царственными находками и многими сотнями сопровождающих его на тот свет сподвижников были обнаружены великолепные боевые колесницы с тонкими и прочными колёсами со множеством спиц, а также запряженные в эти колесницы боевые лошади. Ни колесниц, ни повозок, ни просто колёс, за исключением гончарного круга, китайский неолит не знал. Не было и одомашненной лошади пригодные для колесниц породы лошадей вообще не водились и поныне не водятся в степях Сибири — они были выведены на Ближнем Востоке митаннийцами и хеттами, которые изобрели и боевые колесницы, куда запрягались прирученные ими лошади".[1], то, быстро ассимилировавшись, они, как и Рюриковичи, хотели забыть о прошлом. «Такого рода нарочитая историко-мифологическая амнезия быть может связана с загадкой происхождения шанцев аньской фазы: шанские правители-ваны быстро ассимилировались в монголоидной среде аборигенов (если предположить, что они были потомками мигрантов, прибывших в бассейн Хуанхэ на боевых колесницах с аксессуарами неизвестной китайскому неолиту и раннему бронзовому веку урбанистической цивилизации), не желали вспоминать о прошлом и вели себя в этом смысле наподобие древнерусских Рюриковичей».[2]
Большинство населения государства Шан жило в хижинах полуземлянках. Шанские дворцы и городские стены делали по методам хан-ту: уплотнявшиеся каменными пестами слои земли или глины, ограниченные в ширину дощатыми переборками, ряд за рядом — по высыхании — клали друг на друга. Создавалась толстая глиняно-земляная стена, снаружи напоминавшая кирпичную кладку. Стену чем-то крепили.
Tags: Шан махнылар азербайджан видео, шан ян биография, шан крив армения, шанси, шон зе лизе перевод, шан цунг превращения, шан гирей.