Momotik.ru

Народный проект

Метки: Шан махнылар азербайджан видео, шан ян биография, шан крив армения, шанси, шон зе лизе перевод, шан цунг превращения, шан гирей.

Государство Шан
Государство Инь
Государство Шан-Инь

кит.: 商朝
殷代

Династия/Государство

1600 до н. э. — 1027 до н. э.




Столица Иньсюй, Чжаоге
Язык(и) Древнекитайский
Религия Китайская народная религия
Население 150—200 тыс. чел.
Форма правления Монархия, Феодализм
Династия Династия Шан
История Китая
Доисторическая эпоха
Три властителя и пять императоров
Династия Ся
Династия Шан
Династия Чжоу
Восточное Чжоу Период Весны и Осени
Период Сражающихся царств
Династия Цинь
(Династия Чу) — смутное время
Династия Хань Западная Хань
Синь, Ван Ман
Восточная Хань
Эпоха Троецарствия Вэй Шу У
Западная Цзинь
Шестнадцать варварских государств Восточная Цзинь
Южные и Северные Династии
Династия Суй
Династия Тан
Китайская Республика

Государство Шан (кит.: 商朝), альтернативные названия государство Инь (кит.: 殷代) или государство Шан-Инь — государственное образование, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры в землях к северу от выхода р. Хуанхэ на Великую китайскую равнину.

Государство Шан предшествовало государству Чжоу.

Шан является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также нарративными и эпиграфическими письменными источниками. Наиболее подробное описание истории Шан содержится в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки». В результате раскопок были обнаружены цзягувэнь — иероглифические надписи на панцирях черепах и гадательных костях животных, а также бронзовых, нефритовых, керамических, каменных изделиях. Большое число находок было сделано на территории столицы Иньсюй ( кит. упр. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, палл.: Иньсюй), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань. Территория древнего города включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Политическое устройство

Политический статус различных слоёв населения был разнородным. Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что только он выступал посредником между миром живых и умершими предками. Практика наследования должности вана находилось в процессе становления. Со времён У Дина до У И эта должность передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику с учётом старшинства. Начиная с вана У И стала нормой передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов, которые не могли претендовать на высшую власть, формировали аристократические кланы.

Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привилегированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.

Правители династии Шан

Династия Шан (1600 до н. э.1046 до н. э.)

Династия Шан имеет паритетные названия Династия Инь или Династия Шан-Инь.

Личное имя Эра летоисчисления² Храмовое имя³ Годы правления1 Имя, под которым наиболее известен
  Чэн Тан
成湯 Chéng Tāng
  1600 до н. э.1300 до н. э. Тан
  Вай Бин
外丙 Wài Bǐng
  Вай Бин
  Чжун Жэнь
仲壬 Zhòng Rén
  Чжун Жэнь
  Тай Цзя
太甲 Tài Jiǎ
  Тай Цзя
  Во Дин
沃丁 Wò Dīng
  Во Дин
  Тай Гэн
太庚 Tài Gēng
  Тай Гэн
  Сяо Цзя
小甲 Xiǎo Jiǎ
  Сяо Цзя
  Юн Цзи
雍己 Yōng Jǐ
  Юн Цзи
  Тай У
太戊 Tài Wù
  Тай У
  Чжун Дин
仲丁 Zhòng Dīng
  Чжун Дин
  Вай Жэнь
外壬 Wài Rén
  Вай Жэнь
  Хэ Дань Цзя
河亶甲 Hé Dǎn Jiǎ
  Хэ Дань Цзя
  Цзу И
祖乙 Zǔ Yǐ
  Цзу И
  Цзу Синь
祖辛 Zǔ Xīn
  Цзу Синь
  Во Цзя
沃甲 Wò Jiǎ
  Во Цзя
  Цзу Дин
祖丁 Zǔ Dīng
  Цзу Дин
  Нань Гэн
南庚 Nán Gēng
  Нань Гэн
  Ян Цзя
陽甲 Yáng Jiǎ
  Ян Цзя
  Пань Гэн
盤庚 Pán Gēng
  1300 до н. э.1251 до н. э. Пань Гэн4
  Сяо Синь
小辛 Xiǎo Xīn
  Сяо Синь
  Сяо И
小乙 Xiǎo Yǐ
  Сяо И
  У Дин
武丁 Wǔ Dīng
  1250 до н. э.1192 до н. э. У Дин
  Цзу Гэн
祖庚 Zǔ Gēng
  1191 до н. э.1148 до н. э. Цзу Гэн
  Цзу Цзя
祖甲 Zǔ Jiǎ
  Цзу Цзя
  Линь Синь
廩辛 Lǐn Xīn
  Линь Синь
  Гэн Дин
庚丁 Gēng Dīng
Кан Дин
康丁 Kāng Dīng
Кан Дин
  У И
武乙 Wǔ Yǐ
  1147 до н. э.1113 до н. э. У И
  Вэнь Дин5
文丁 Wén Dīng
  1112 до н. э.1102 до н. э. Вэнь Дин
  Ди И
帝乙 Dì Yǐ
  1101 до н. э.1076 до н. э. Ди И
Цзы Чжоу
子紂 Zǐ Zhòu
Ди Синь
帝辛 Dì Xīn
  1075 до н. э.1046 до н. э. Ди Синь
1 Первой общепризнанной датой в китайской истории считается 841 до н. э.. Все более ранние даты являются предметом дискуссии, иногда весьма оживленной. Приведенные здесь даты предложены Хронологическим проектом Ся-Шан-Чжоу, составленным учеными по заказу правительства Китая и опубликованным в 2000 г. Они приводятся только в качестве ориентира.
2 Тронному имени часто предшествует наименование династии, Шан (商), например Шан Тан (商湯).
3 Имя, используемое в надписях на гадательных костях для жертвоприношения предкам.
4 Период династии Шан начиная с Пан Гэна часто именуется династией Инь (殷) из-за переноса столицы в Инь.
5 Также известен как Тай Дин (太丁 Tài Dīng).

Административное устройство

Государство Шан подразделялось на структурно неодинаковые части:

  • 1) зона (радиусом в несколько десятков километров) с центром в столице, находившаяся под непосредственным подчинением вана.
  • 2) обширная территория региональных владений (около 200-х), управляющихся уполномоченными вана, его родственниками и приближёнными. Одним из таких владений было Чжоу.
  • 3) за второй зоной проходил внутренний пояс нэй-фу, а за ним аморфная третья зона населённая чуждыми племенами, постоянно нападавшими на переферию шанского государства.

История

Согласно легенде, род правителей Шан происходил от Сюань-сяо, сына императора Хуан-ди.

По «Историческим запискам» Сыма Цяня вожди Шан перемещали свою столицу шесть раз. Примерно с 1300 года до н. э. они переселились в район совр. г. Аньяна.

Военные конфликты государства были в основном связаны с отражением нападений кочевых племен (в основном это были племена жун и ди) на севере территории Шан.

В конце существования Шан обострились отношения с правителями владения Чжоу, расположенного в западной части долины р. Вэйхэ. В 1027 г. до н. э. Ди Синь, последний шанский правитель, совершил самоубийство после того, как его армия была разгромлена Чжоу. Есть версия, что его армия предала Ди Синя и перешла на сторону войск чжоуского правителя У-вана в решающем сражении при Му-е. Власть над шанцами он передал сыну Ди Синя — У Гэну. Вскоре шанцы подняли мятеж, в который оказался вовлечен и У Гэн. Правивший в то время в Чжоу регент Чжоу-гун подавил мятеж. Он переселил часть шанской знати и крестьян в юго-восточную часть Великой равнины, где возникло владение Сун. Наследники правителей Шан продолжали править там на протяжении нескольких веков до падения Сун.

География

Владения династии Шан (1122 г. до н. э)

Государство Шан находилось в бассейне реки Хуанхэ

Население

Население государства Шан в основном было монголоидным и составляло примерно 150—200 тысяч человек.

Экономика

Земледелие, скотоводство, собирательство, охота

Шанцы занимались земледелием, культивировали пшеницу, ячмень, бобы, фасоль, коноплю, различные овощи и фрукты, чумизу. Именно в шанский период китайцы начали заниматься шелководством. Из домашних животных преобладали свинья и собака, встречались также коровы и лошади, овцы и козы, куры, утки и гуси. Возможно, водились прирученые слоны. Осуществлялась охота на кабанов, оленей и тигров, ловля рыбы и дичи. В пищу употребляли грибы, ягоды, коренья и травы. В земледелии господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий (мотыги, серпы) с каменными вкладышами или разборными частями. Хозяйства делились на малые хозяйства и большие поля. Существовали трудовая повинность, натуральная рента.

Ремесло

Изготовлялись орудия труда и оружие. Сохранились остатки керамических, камнерезных и бронзолитейных мастерских. Об высокой квалификации мастеров свидетельствуют орнаменты на изделиях из бронзы и камня, тонкие изделия, украшения и символические изображения. Однако колесницы и шёлковые изделия поставлялись лишь во дворец, тогда как быт простых земледельцев мало чем отличался от их предков эпохи неолита

Культура

Династия Шан имела полноценную систему письма. Астрономы династии знали о существовании Марса и различных комет.

Духовная культура

Верховное божество получило название Шан-ди. Большую роль играли культы умерших предков правителей. В надписях фиксируется поклонение силам природы: (дождь, ветер, гора, река).

По мнению Л. С. Васильева, для шанцев был характерен феномен исторической амнезии, поскольку в гадательных надписях отсутствуют сведения о событиях прошлого. Упоминается имена предков, но не их деяния. Это обусловлено типом источника. Память об историческом прошлом сохранялась, как и у всех народов, в устной форме. В сочинении Сыма Цяня «Исторические записки» содержится предание о перемещении иньцев при Пань-гэне в район совр. г. Аньян (ок. 1300 г до н. э.). Раскопки свыше десятка царских гробниц поразили специалистов неожиданными находками: рядом с царственными находками и многими сотнями сопровождающих его на тот свет сподвижников были обнаружены великолепные боевые колесницы с тонкими и прочными колёсами со множеством спиц, а также запряженные в эти колесницы боевые лошади. Ни колесниц, ни повозок, ни просто колёс, за исключением гончарного круга, китайский неолит не знал. Не было и одомашненной лошади пригодные для колесниц породы лошадей вообще не водились и поныне не водятся в степях Сибири — они были выведены на Ближнем Востоке митаннийцами и хеттами, которые изобрели и боевые колесницы, куда запрягались прирученные ими лошади".[1], то, быстро ассимилировавшись, они, как и Рюриковичи, хотели забыть о прошлом. «Такого рода нарочитая историко-мифологическая амнезия быть может связана с загадкой происхождения шанцев аньской фазы: шанские правители-ваны быстро ассимилировались в монголоидной среде аборигенов (если предположить, что они были потомками мигрантов, прибывших в бассейн Хуанхэ на боевых колесницах с аксессуарами неизвестной китайскому неолиту и раннему бронзовому веку урбанистической цивилизации), не желали вспоминать о прошлом и вели себя в этом смысле наподобие древнерусских Рюриковичей».[2]

Архитектура

Большинство населения государства Шан жило в хижинах полуземлянках. Шанские дворцы и городские стены делали по методам хан-ту: уплотнявшиеся каменными пестами слои земли или глины, ограниченные в ширину дощатыми переборками, ряд за рядом — по высыхании — клали друг на друга. Создавалась толстая глиняно-земляная стена, снаружи напоминавшая кирпичную кладку. Стену чем-то крепили.

Примечания

  1. «История Китая» под редакцией Меликсетова А. В., М. Высшая школа, 2002 с 15
  2. «История Китая» под редакцией Меликсетова А. В., М. Высшая школа, 2002 с 25-26

Литература

  • Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. (перевод Вяткина Р. В. и Таскина В. С.). М., 2001
  • Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
  • Варёнов В. А. Вооружение и военное дело иньского Китая. Новосибирск, 1996
  • История Китая: Учебник (по ред. А. В. Меликсетова). М., 2004. С.16-26 (автор раздела Л. С. Васильев)

Tags: Шан махнылар азербайджан видео, шан ян биография, шан крив армения, шанси, шон зе лизе перевод, шан цунг превращения, шан гирей.